Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 13:54, курсовая работа
Актом высшей юридической силы государственной власти является Конституция Российской Федерации. В Конституции достаточно полно регулируется статус государственной власти в целом и ее законодательной, исполнительной и судебной ветвей, а также органов, осуществляющих соответствующую власть.
В большем или меньшем объеме, но статуарные аспекты функционирования государственной власти и органов, ее осуществляющих, отражены в большинстве разделов, глав и статей Конституции. Конституционно-правовым регулированием охватывается законодательная власть в целом на уровне РФ и на уровне субъектов РФ.1
Введение...............................................................................……..3
I. Общие понятия о механизме (аппарате) государства.........….6
1.1. Характерные признаки государственного механизма...........………7
1.2. Понятие и виды государственных органов........................…………10
II. Органы судебной власти в механизме государства...........….17
2.1. Место и роль судебной власти в государственном
механизме...................................…………………………………………..17
2.2. Суд как орган судебной власти. Судебная система.............……….20
Заключение............................................................................……31
Список используемых источников и литературы.................…....33
Полномочия суда субъекта Российской Федерации:
- рассматривает в пределах
полномочий дела в качестве
суда первой инстанции, в
- осуществляет надзор
за судебной деятельностью
- изучает и обобщает судебную практику;
- анализирует судебную статистику;
- осуществляет другие полномочия.
Повседневную работу суда субъекта Федерации организуют председатель суда, его заместители с участием аппарата суда. Каждая структура этого вида суда выполняет свои обязанности в соответствии с правовыми актами.
Председатель суда субъекта РФ:
- может председательствовать в заседаниях коллегий;
- приносит протесты на решение, приговор, постановление и определение по судебным делам;
- вправе приостановить исполнение решений по гражданским делам;
- руководит организацией работы судебных коллегий;
- руководит работой аппарата суда;
- созывает президиум суда;
- представляет отчеты
о деятельности суда
исполнительной власти;
- осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.
Председателю суда субъекта
Федерации предоставлены
Районный (городской) суд. Основным звеном судебной системы России являются районные (городские) суды. Львиная доля расследованных уголовных дел и подавляющее число исковых заявлений и жалоб рассматривается на этой нише судебной иерархии.
Районные суды в пределах
своей компетенции рассматриваю
Районный суд является
непосредственно вышестоящей
Судья единолично рассматривает дела о преступлениях, за которые максимальное наказание не превышает 5 лет лишения свободы. Коллегия в составе судьи и двух народных заседателей рассматривают дела о преступлениях, за совершение которых предусмотрено от 5 до 15 лет лишения свободы.
Председатель районного суда также: рассматривает дела; назначает судей и распределяет обязанности между ними; организует работу с народными заседателями; ведет личный прием; организует работу по приему заявлений и жалоб граждан; руководит изучением и обобщением судебной практики; руководит работой аппарата суда.
Военные суды. 29 июня 1999 г. вступил в силу Федеральный конституционный закон «О военных судах РФ»48. Как органы правосудия, военные суды выполняют единые задачи для всех судов общей юрисдикции. Они, реализуя присущую им судебную власть, осуществляют правосудие в процессуальном порядке. Общим принципом для осуществления правосудия по делу является его рассмотрение и разрешение в судебном заседании. В системе федеральных судов общей юрисдикции правосудие осуществляют суды первой инстанции, кассационной и надзорной инстанции.
Военным судам подсудны:
- гражданские и
- дела о преступлениях,
в совершении которых обвиняются
военнослужащие, граждане, проходящие
военные сборы, а также
- дела об административных правонарушениях.
На должность судьи военного суда может быть назначен гражданин РФ, достигший возраста 25 лет, заключивший контракт о прохождении военной службы, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет и офицерское воинское звание, получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей военных судов.
Судьи военных судов назначаются на должность Президентом РФ, судьи Военных коллегий - Советом Федерации Федерального Собрания РФ. В структуру военных судов входят гарнизонные военные суды и окружные (флотские) военные суды. В случае дислокации воинских частей Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов за пределами территории РФ по месту их дислокации могут быть также созданы военные суды объединений и соединений на правах гарнизонных военных судов и военные суды групп войск или флотов на правах окружных военных судов.
Мировые судьи. Концепция судебной реформы предусматривает возрождение института мировых судей, избираемых населением. Согласно Федеральному конституционному закону «О судебной системе РФ» от 31 декабря 1996 г.49, мировые судьи будут рассматривать гражданские, уголовные и административные дела. Вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям может стать Федеральный районный суд (ст. 21, 28). Мировым судьей может быть гражданин РФ, имеющий высшее юридическое образование и 5-летний стаж работы по юридической профессии.
Мировая юстиция способна принять на себя рассмотрение 20 % уголовных и 60 % гражданских дел, а также значительное количество дел об административных правонарушениях. Это привело бы к значительной разгрузке федеральных судов общей юрисдикции, значительно сократило сроки разбирательства дел, повысило качество их рассмотрения50.
Деятельность мирового судьи проходит на глазах местного населения, и справедливо решен вопрос в Законе «О статусе судей в РФ»51, согласно которому мировые судьи избираются населением округа, на который распространяется его юрисдикция.
Мировые судьи имеют единый статус с федеральными судьями, но в то же время являются судьями общей юрисдикции субъектов Федерации.
Заключение
Виз данной работы можно сделать вывод, что судебная власть в России по своему качественному развитию заметно отстала от судебной власти цивилизованных стран. Этим обстоятельством и была вызвана разработка целой концепции реформирования этого вида власти, предусматривающей:
- создание независимой судебной власти;
- отправление правосудия на основе принципа состязательности и равноправия сторон;
- участие граждан в
отправлении правосудия в
- усиление судебного контроля на стадии предварительного расследования;
- расширение доступа к правосудию;
- обеспечение граждан квалифицированной юридической помощью.
За последнее время был принят ряд законодательных актов: Федеральные конституционные законы «О судебной системе РФ», «О Конституционном Суде РФ», «Об арбитражном Суде РФ», Федеральные законы «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппарата судов РФ», «О судебных приставах».
Несмотря на важность принятых законодательных актов, существует ряд моментов, замедляющих ход судебной реформы. Правовая база, обеспечивающая в полной мере отправление правосудия в соответствии с Конституцией РФ и общепризнанными принципами и нормами международного права, еще не создана. Затягивается принятие базовых для правосудия законов52.
Невыполнение государством принятых на себя обязательств по финансированию судов только из федерального бюджета приводит к тому, что суды порой не в состоянии вызвать свидетелей, переводчиков, экспертов. В результате уголовные дела долгое время откладываются к рассмотрению, чем грубо нарушаются права человека.
Здания и оборудование большинства судов находятся в аварийном состоянии, отключается отопление и электроэнергия, нет средств на возмещение расходов, понесенных участниками судебного процесса.
Судебная система испытывает острый недостаток в кадрах, нуждается в совершенствовании механизм формирования судейского корпуса. Дополнительные сложности с кадровым обеспечением назревают в связи с тем, что для обеспечения усиления судебного контроля на стадии предварительного расследования, рассмотрения значительного количества уголовных дел тремя судьями, требуется увеличить численность судейского корпуса53.
Существуют большие претензии к качеству работы судей и к их моральному облику, а средств на повышение их квалификации выделено недостаточно.
Конституционное право каждого на квалифицированную юридическую помощь и принцип состязательности требует развития форм оказания юридической помощи, в том числе и бесплатной для неимущих граждан. Однако государство не выполняет взятых на себя обязательств, а адвокаты отказываются от участия в деле без гарантированной оплаты труда. В связи с этим большие надежды возлагаются на разрабатываемый закон «Об адвокатуре РФ».
Из всего изложенного
следует, что судебная реформа в
России нуждается как в
Список использованных источников и литературы
Нормативные акты
Научная литература
Периодические издания
Информация о работе Органы судебной власти в аппарате государства