Органы судебной власти в аппарате государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 13:54, курсовая работа

Описание работы

Актом высшей юридической силы государственной власти является Конституция Российской Федерации. В Конституции достаточно полно регулируется статус государственной власти в целом и ее законодательной, исполнительной и судебной ветвей, а также органов, осуществляющих соответствующую власть.
В большем или меньшем объеме, но статуарные аспекты функционирования государственной власти и органов, ее осуществляющих, отражены в большинстве разделов, глав и статей Конституции. Конституционно-правовым регулированием охватывается законодательная власть в целом на уровне РФ и на уровне субъектов РФ.1

Содержание работы

Введение...............................................................................……..3
I. Общие понятия о механизме (аппарате) государства.........….6
1.1. Характерные признаки государственного механизма...........………7
1.2. Понятие и виды государственных органов........................…………10
II. Органы судебной власти в механизме государства...........….17
2.1. Место и роль судебной власти в государственном
механизме...................................…………………………………………..17
2.2. Суд как орган судебной власти. Судебная система.............……….20
Заключение............................................................................……31
Список используемых источников и литературы.................…....33

Файлы: 1 файл

курс. ТГП-Органы суд. власти в аппарате госуд-ва-.doc

— 195.00 Кб (Скачать файл)

Полномочия суда субъекта Российской Федерации:

- рассматривает в пределах  полномочий дела в качестве  суда первой инстанции, в кассационном  порядке, в   порядке надзора  и по вновь открывшимся обстоятельствам;

- осуществляет надзор  за судебной деятельностью районных, городских, межмуниципальных судов;

- изучает и обобщает  судебную практику;

- анализирует судебную  статистику;

- осуществляет другие  полномочия.

Повседневную работу суда субъекта Федерации организуют председатель суда, его заместители с участием аппарата суда. Каждая структура этого вида суда выполняет свои обязанности в соответствии с правовыми актами.

Председатель суда субъекта РФ:

- может председательствовать  в заседаниях коллегий;

- приносит протесты  на решение, приговор, постановление  и определение по судебным  делам;

- вправе приостановить исполнение решений по гражданским делам;

- руководит организацией  работы судебных коллегий;

- руководит работой  аппарата суда;

- созывает президиум  суда;

- представляет отчеты  о деятельности суда соответствующему  органу

исполнительной власти;

- осуществляет другие  полномочия, предоставленные  ему  законодательством.

Председателю суда субъекта Федерации предоставлены широкие  полномочия, позволяющие руководить непосредственно и через своих  заместителей всеми направлениями  деятельности президиума, судебных коллегий, судебных составов, секретариата, канцелярии, приемной, экспедиции суда. При отсутствии председателя его права и обязанности исполняет первый заместитель либо заместитель по назначению самого председателя.

Районный (городской) суд. Основным звеном судебной системы России являются районные (городские) суды. Львиная доля расследованных уголовных дел и подавляющее число исковых заявлений и жалоб рассматривается на этой нише судебной иерархии.

Районные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляют и другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом.

Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым  судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

Судья единолично рассматривает  дела о преступлениях, за которые  максимальное наказание не превышает 5 лет лишения свободы. Коллегия в  составе судьи и двух народных заседателей рассматривают дела о преступлениях, за совершение которых предусмотрено от 5 до 15 лет лишения свободы.

Председатель районного  суда также: рассматривает дела; назначает  судей и распределяет обязанности  между ними; организует работу с  народными заседателями; ведет личный прием; организует работу по приему заявлений  и жалоб граждан; руководит изучением  и обобщением судебной практики; руководит работой аппарата суда.

Военные суды. 29 июня 1999 г. вступил в силу Федеральный конституционный закон «О военных судах РФ»48. Как органы правосудия, военные суды выполняют единые задачи для всех судов общей юрисдикции. Они, реализуя присущую им судебную власть, осуществляют правосудие в процессуальном порядке. Общим принципом для осуществления правосудия по делу является его рассмотрение и разрешение в судебном заседании. В системе федеральных судов общей юрисдикции правосудие осуществляют суды первой инстанции, кассационной и надзорной инстанции.

Военным судам подсудны:

- гражданские и административные  дела о защите нарушенных прав, свобод и охраняемых законом  интересов военнослужащих от  действия органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.

- дела о преступлениях,  в совершении  которых  обвиняются  военнослужащие, граждане, проходящие  военные сборы, а также уволенные  с военной службы, прошедшие военные  сборы, при условии, что преступления  совершены ими в период прохождения военной службы.

- дела об административных  правонарушениях.

На должность судьи  военного суда может быть назначен гражданин РФ, достигший возраста 25 лет, заключивший контракт о прохождении  военной службы, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет и офицерское воинское звание, получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей военных судов.

Судьи военных судов  назначаются на должность Президентом  РФ, судьи Военных коллегий - Советом Федерации Федерального Собрания РФ. В структуру военных судов входят гарнизонные военные суды и окружные (флотские) военные суды. В случае дислокации воинских частей Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов за пределами территории РФ по месту их дислокации могут быть также созданы военные суды объединений и соединений на правах гарнизонных военных судов и военные суды групп войск или флотов на правах окружных военных судов.

Мировые судьи. Концепция судебной реформы предусматривает возрождение института мировых судей, избираемых населением. Согласно Федеральному конституционному закону «О судебной системе РФ» от 31 декабря 1996 г.49, мировые судьи будут рассматривать гражданские, уголовные и административные дела. Вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям может стать Федеральный районный суд (ст. 21, 28). Мировым судьей может быть гражданин РФ, имеющий высшее юридическое образование и 5-летний стаж работы по юридической профессии.

Мировая юстиция способна принять на себя рассмотрение 20 % уголовных и 60 % гражданских дел, а также значительное количество дел об административных правонарушениях. Это привело бы к значительной разгрузке федеральных судов общей юрисдикции, значительно сократило сроки разбирательства дел, повысило качество их рассмотрения50.

Деятельность мирового судьи проходит на глазах местного населения, и справедливо решен  вопрос в Законе «О статусе судей в РФ»51, согласно которому мировые судьи избираются населением округа, на который распространяется его юрисдикция.

Мировые судьи имеют  единый статус с федеральными судьями, но в то же время являются судьями  общей юрисдикции субъектов Федерации.

 

Заключение

Виз данной работы можно  сделать вывод, что судебная власть в России по своему качественному развитию заметно отстала от судебной власти цивилизованных стран. Этим обстоятельством и была вызвана разработка целой концепции реформирования этого вида власти, предусматривающей:

- создание независимой  судебной власти;

- отправление правосудия  на основе принципа состязательности и равноправия сторон;

- участие граждан в  отправлении правосудия в качестве  присяжных заседателей;

- усиление судебного контроля на стадии предварительного расследования;

- расширение доступа  к правосудию;

- обеспечение граждан квалифицированной юридической помощью.

За последнее время  был принят ряд законодательных  актов: Федеральные конституционные  законы «О судебной системе РФ», «О Конституционном Суде РФ», «Об арбитражном  Суде РФ», Федеральные законы «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппарата судов РФ», «О судебных приставах».

Несмотря на важность принятых законодательных актов, существует ряд моментов, замедляющих ход судебной реформы. Правовая  база, обеспечивающая в полной мере отправление правосудия в соответствии с Конституцией РФ и общепризнанными  принципами и нормами международного права, еще не создана. Затягивается принятие базовых для правосудия законов52.

Невыполнение государством принятых на себя обязательств по финансированию судов только из федерального бюджета приводит к тому, что суды порой не в состоянии вызвать свидетелей, переводчиков, экспертов. В результате уголовные дела долгое время откладываются к рассмотрению, чем грубо нарушаются права человека.

Здания и оборудование большинства судов находятся в аварийном состоянии, отключается отопление и электроэнергия, нет средств на возмещение расходов, понесенных участниками судебного процесса.

Судебная система испытывает острый недостаток в кадрах, нуждается в совершенствовании механизм формирования судейского корпуса. Дополнительные сложности с кадровым обеспечением назревают в связи с тем, что для обеспечения усиления судебного контроля на стадии предварительного расследования, рассмотрения значительного количества уголовных дел тремя судьями, требуется увеличить численность судейского корпуса53.

Существуют большие  претензии к качеству работы судей  и к их моральному облику, а средств  на повышение их квалификации выделено недостаточно.

Конституционное право  каждого на квалифицированную юридическую помощь и принцип состязательности требует развития форм оказания юридической помощи, в том числе и бесплатной для неимущих граждан. Однако государство не выполняет взятых на себя обязательств, а адвокаты отказываются от участия в деле без гарантированной оплаты труда. В связи с этим большие надежды возлагаются на разрабатываемый закон «Об адвокатуре РФ».

Из всего изложенного  следует, что судебная реформа в  России нуждается как в организационной, финансовой и ресурсной, так и  в законодательной поддержке.

 

 

Список использованных источников и литературы

 

Нормативные акты

 

  1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12.12.1993,-М.: Юрист, 2004.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (УПК РФ) (с изм. и доп. от 29 мая, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 30 июня, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 22 апреля, 29 июня, 2, 28 декабря 2004 г., 1 июня 2005 г., 9 января, 3 марта, 3 июня, 3 июля 2006 г.) – М.: ИНИТИ- М, 2006.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2, 29, 30 декабря 2004 г., 21 марта, 9 мая, 2, 18, 21 июля 2005 г., 3, 10 января, 2 февраля, 3, 30 июня, 27 июля 2006 г.)
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП РФ) (с изм. и доп. от 25 апреля, 25 июля, 30, 31 октября, 31 декабря 2002 г., 30 июня, 4 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 9 мая, 26, 28 июля, 20 августа, 25 октября, 28, 30 декабря 2004 г., 7, 21 марта, 22 апреля, 9 мая, 18 июня, 2, 21, 22 июля, 27 сентября, 5, 19, 26, 27, 31 декабря 2005 г., 5 января, 2 февраля, 3, 16 марта, 15, 29 апреля, 8 мая, 3 июня, 3, 26, 27 июля 2006 г.) – М.: ИНИТИ- М, 2006.
  5. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (АПК РФ) (с изм. и доп. от 28 июля, 2 ноября 2004 г., 31 марта, 27 декабря 2005 г.)М.: ЮРИСТЪ, 2005.
  6. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994г. «О Конституционном Суде РФ» (с изм. и доп. от 5 апреля 2005г.) // Российская газета от 23 июля 1994г. № 138-139.
  7. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (с изм. и доп. 25 марта 2004 г., 12 июля 2006 г.) // Российская газета от 16 мая 1995г. № 93.
  8. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с изменениями от 15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г., 5 апреля 2005 г.) // Российская газета от 6 января 1997г. № 3.
  9. Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» // Российская газета от 29 июня 1999г. № 120.
  10. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 28 октября 2003 г., 22 августа, 20 декабря 2004 г.) // Российская газета от 5 июня 2002г., № 100.
  11. Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 14 апреля, 24 декабря 1993 г., 21 июня 1995 г., 17 июля 1999 г., 20 июня 2000 г., 15 декабря 2001 г., 22 августа 2004 г., 5 апреля 2005 г.) Российская газета от 29 июля 1992г. № 30.

Научная литература

  1. Авакян С.А. Конституционная Россия: природа, эволюция, современность. - М.: РЮИД, 2005.
  2. Ататманчук Г.В. Государственное управление. — М., 2000.
  3. Баглай М.В., Габригидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. - М.5 2003.
  4. Безпасюк А.С., Рустамов Х.У. Судебная власть. - М., 2002.
  5. Гуценко П.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы, М., 2004. С. 51-68.
  6. Даль В. Толковый словарь русского языка. - М., 2003.
  7. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. — М.,2004.
  8. Комментарий к Конституции РФ /Под общ. ред. Э.П. Григониса. - СПб.: Питер, 2005.
  9. Магомедов А.М., Сергеев А.И. Судоустройство в РФ. - М., 2003.
  1. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. — М., 2003.
  1. Правоохранительные органы РФ. - М.: СПАРК, 2004.
  2. Радченко В.Н. Судебная реформа в Российской Федерации. - М., 2002. Рыжаков А.П. Надзорное производство. - М., 2002.
  3. Советский энциклопедический словарь. - М., 1979. С. 1295.
  4. Старилов Ю.Н. Исполнительная власть в структуре современного административно-правового регулирования: проблемы и основные направления разрешения - М.: Новая Правовая культура, 2004.
  5. Судебная реформа в России: пределы и возможности. - М., 2001.
  6. Судоустройство и правоохранительные органы РФ. - М.: Проспект, 2000.
  7. Юридическая энциклопедия. - М., 2001.

 

Периодические издания

  1. Ермошин Г.Т. Судебная власть как система органов государственной власти // Законодательство и экономика, N 4, апрель 2007.
  2. Лебедев В.Судебная власть и средства массовой информации: теория вопроса и практика взаимоотношений,  // Российская юстиция, 2006, N 12.
  3. Смыкалин А. Судебная система России // Российская юстиция, N 12, декабрь 2005.
  4. Цыганков Э.М. Власть не желает делиться на законодательную, исполнительную и судебную // Налоговые споры, N 2, февраль 2006.
  5. Шичанин А.В., Гривков О.Д. Реформа судебной системы как необходимое условие социально-экономической модернизации России // Законодательство и экономика N 2, февраль 2007.

Информация о работе Органы судебной власти в аппарате государства