Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 13:54, курсовая работа
Актом высшей юридической силы государственной власти является Конституция Российской Федерации. В Конституции достаточно полно регулируется статус государственной власти в целом и ее законодательной, исполнительной и судебной ветвей, а также органов, осуществляющих соответствующую власть.
В большем или меньшем объеме, но статуарные аспекты функционирования государственной власти и органов, ее осуществляющих, отражены в большинстве разделов, глав и статей Конституции. Конституционно-правовым регулированием охватывается законодательная власть в целом на уровне РФ и на уровне субъектов РФ.1
Введение...............................................................................……..3
I. Общие понятия о механизме (аппарате) государства.........….6
1.1. Характерные признаки государственного механизма...........………7
1.2. Понятие и виды государственных органов........................…………10
II. Органы судебной власти в механизме государства...........….17
2.1. Место и роль судебной власти в государственном
механизме...................................…………………………………………..17
2.2. Суд как орган судебной власти. Судебная система.............……….20
Заключение............................................................................……31
Список используемых источников и литературы.................…....33
Аналогичные функции осуществляют соответствующие суды в субъектах Российской Федерации.
• Адвокатура
В соответствии с Конституцией РФ основной задачей адвокатуры является оказание юридической помощи гражданам и организациям. Права и обязанности адвокатов при выполнении поручений по гражданским, уголовным делам и делам об административных нарушениях регламентируются законом «Об адвокатуре и адвокатской деятельности»22 и иными законодательными актами.
Осуществление адвокатской деятельности, согласно законодательству, происходит в рамках коллегии адвокатов. Коллегии адвокатов являются добровольными объединениями лиц, занимающихся адвокатской деятельностью.
Высшим органом коллегии адвокатов является общее собрание (конференция) членов коллегии, ее исполнительным органом - президиум коллегии (избирается сроком на три года), а контрольно-ревизионным органом - ревизионная комиссия.
Для организации работы адвокатов президиумами коллегий адвокатов создаются юридические консультации и адвокатские бюро. Место нахождения юридических консультаций и количество работающих в них адвокатов определяются президиумом коллегии адвокатов.
Адвокат, осуществляя юридическую помощь, может выступать в качестве представителя или защитника и имеет право представлять права и интересы лиц, обратившихся за помощью, во всех государственных и общественных организациях.
• Прокуратура
Особую группу государственных органов, не относящихся ни к одному из ранее названных видов органов государственной власти, составляют органы прокуратуры. Прокуратура Российской Федерации, согласно Конституции (ст. 129), составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.23
Основной видовой особенностью
органов прокуратуры является осуществление
ими надзора за исполнением законов
федеральными министерствами и ведомствами,
представительными и
Особую функцию прокуратуры образует участие прокуроров в рассмотрении дел судами. Прокуратура осуществляет также функцию расследования преступлений, является формой защиты прав потерпевшего от преступного посягательства.
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 129) Генеральный прокурор назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ.24
• Нотариат
Это система государственных органов, в функции которых входит удостоверение имущественных сделок, оформление наследственных прав, засвидетельствование документов для придания им юридической точности.
Помимо органов
В число этих органов входят, например, Администрация Президента, обеспечивающая деятельность Президента РФ; Совет Безопасности РФ, обеспечивающий условия для реализации Президентом РФ конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, а также ряд других государственных органов25.
Конституция Российской Федерации предусматривает три вида государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную, устанавливая, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10). Статья 11 Конституции представляет право осуществления государственной власти Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, Правительству Российской Федерации и судам Российской Федерации. Конституцией определено, что судебная власть - один из видов государственной власти.26
Самостоятельность судебной власти в России основана на теории разделения властей, которая была разработана в первой половине XVIII века французским просветителем Ш.Л. Монтескье. Теория разделения властей - это политический принцип, согласно которому власть в государстве разделяется между независимыми, обособленными друг от друга органами - парламентом, правительством и судами.
В период преобразования в России в конце 80-х гг. теория разделения властей получила признание в связи с выдвинутой идеей превращения России в правовое государство. Принцип разделения властей 21 апреля 1992 г. был закреплен в Конституции РСФСР. Конституция РФ 1993 г. считает его лежащим в основе государственной власти. Из ст. 10, 118 следует, что судебная власть как вид государственной власти, принадлежит специальным органам государства - судам, входящим в судебную систему Российской Федерации, и осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Судебная власть осуществляется различными правовыми способами в следующих формах:
1) Путем конституционного
производства, т. е. разрешения
дел о соответствии
2) Путем осуществления правосудия судами общей юрисдикции, т. е. рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел и дел об административных правонарушениях - в формах гражданского, уголовного и административного судопроизводства.
3) Путем арбитражного разрешения споров, вытекающих из гражданских правоотношений (экономические споры) либо из правоотношений в сфере управления, т. е. разрешение отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости принимаемых судами решений.
Судебная власть, как определенная функция суда, обладает рядом основных признаков.
1. Судебная власть — вид государственной власти. Она осуществляется государственными органами, выражает государственную волю, ее составляют государственные властные полномочия.
2. Судебная власть принадлежит только судам - государственным органам, образуемым в установленном порядке, формируемым из людей, способных на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлять правосудие и реализовать судебную власть в иных формах.28
3. Исключительность судебной власти. Судебную власть вправе осуществлять только суды (ст. 118 Конституции РФ29, ст. 1 Закона о Судебной системе30), иные государственные органы не могут присваивать себе эти полномочия.
4. Независимость,
5. Процессуальный порядок деятельности - важнейший признак судебной власти. Он определяется только законом, подробно регулирующим правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел.
6. Осуществление полномочий
путем судопроизводства —
7. Подзаконность судебной
власти означает, что компетенция
судов, их полномочия
Реализация судебной власти предполагает право и обязанность суда толковать законы и другие нормативные акты. Судебное толкование законов -необходимое условие правосудия и других видов реализации судебной власти.
Правосудие - исключительная компетенция судебной власти. Но ее различным ветвям также принадлежат конституционный контроль; контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов, должностных лиц и государственных служащих в случае их обжалования в суд; контроль за законностью и обоснованностью арестов и задержаний, произведенных органами дознания и предварительного следствия и др.
Основными положениями, которыми руководствуется суд, являются принципы правосудия, а также принципы процессуальных отраслей права. К специальным процессуальным законам относятся:
Уголовно-процессуальный кодекс32, Гражданский кодекс РФ33, Кодекс об административных правонарушениях34, Арбитражный процессуальный кодекс35. Принципами правосудия в Российской Федерации являются:
1. Осуществление правосудия только судом.
2. Осуществление правосудия в
точном соответствии с законом,
3. Положение о порядке
4. Право граждан на судебную защиту (ст. 46 Конституции).
5. Равенство граждан перед судом и законом - это одинаковое применение положений, закрепленных в законодательстве, ко всем гражданам.
6. Независимость судей и
7. Участие в осуществлении
8. Открытое разбирательство дел во всех судах.
9. Национальный язык
10. Равенство сторон
и состязательность процесса; т.
е. стороны рассматриваемого
11. Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту (ст. 45 и 48 Конституции).
12. Презумпция невиновности.
13. Всестороннее, полное и объективное
исследование обстоятельств
14. Судебный надзор36.
2.2. Суд как орган судебной власти. Судебная система.
Понятие «суд» - сложное и многостороннее. В повседневной жизни оно имеет несколько значений: а) - это суждение, мнение, заключение; б) - государственный орган, осуществляющий правосудие; в) - помещение, в котором действует такой орган; г) - само заседание и разбирательство дела этим органом; ) — судьи, входящие в его состав.
Юридический смысл данного понятия заключается в том, что суд представляет собой: 1) орган, занимающий особое положение в системе других государственных органов, самостоятельный и независимый от других ветвей власти и полномочный осуществлять судебную власть; 2) орган, состоящий из судей, назначаемых в законном порядке; 3) эти судьи действуют на профессиональной основе. Конституция Российской Федерации и законы о судоустройстве определяют, какие именно суды входят в судебную систему России37.
Суд - это каждый конкретный орган, юрисдикция которого распространяется на:
- определенное административно-
- структурное образование Вооруженных Сил РФ (гарнизон, флотилия, военный округ и т. д.);
- судебный округ (они
могут не совпадать с
Ответственность функций, выполняемых судами, обусловливает особые требования к лицам, которым доверяется судебная власть, и которые осуществляют ее на профессиональной основе. Если многие должности в органах исполнительной и законодательной власти могут замещаться, то к судьям предъявляются по закону наиболее жесткие требования. Судья, как личность, должен быть справедлив, честен, добросовестен, объективен, беспристрастен, обладать развитым чувством совести. Судья должен оберегать свое достоинство и достоинство всего судейского сообщества.
Правовое положение судей обладает свойством повышенной устойчивости, обусловленной соответствующими правовыми гарантиями. В соответствии со ст. 14 Закона о судебной системе полномочия судей федеральных органов не ограничены определенными сроками, если иное не установлено Конституцией РФ.
Судьи имеют профессиональный нравственный кодекс - кодекс чести судьи Российской Федерации. Он устанавливает правила поведения, как в профессиональной, так и во внеслужебной деятельности, обязательные для каждого судьи.
Исходные положения об организации судебной системы в РФ закреплены в Конституции Российской Федерации. Судебная система России - это совокупность всех установленных Конституцией и федеральными законами судов, наделенных полномочиями осуществлять судебную власть39.
В самом общем виде
судебная система РФ состоит из следующих
самостоятельных и
Информация о работе Органы судебной власти в аппарате государства