Органы судебной власти в аппарате государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 13:54, курсовая работа

Описание работы

Актом высшей юридической силы государственной власти является Конституция Российской Федерации. В Конституции достаточно полно регулируется статус государственной власти в целом и ее законодательной, исполнительной и судебной ветвей, а также органов, осуществляющих соответствующую власть.
В большем или меньшем объеме, но статуарные аспекты функционирования государственной власти и органов, ее осуществляющих, отражены в большинстве разделов, глав и статей Конституции. Конституционно-правовым регулированием охватывается законодательная власть в целом на уровне РФ и на уровне субъектов РФ.1

Содержание работы

Введение...............................................................................……..3
I. Общие понятия о механизме (аппарате) государства.........….6
1.1. Характерные признаки государственного механизма...........………7
1.2. Понятие и виды государственных органов........................…………10
II. Органы судебной власти в механизме государства...........….17
2.1. Место и роль судебной власти в государственном
механизме...................................…………………………………………..17
2.2. Суд как орган судебной власти. Судебная система.............……….20
Заключение............................................................................……31
Список используемых источников и литературы.................…....33

Файлы: 1 файл

курс. ТГП-Органы суд. власти в аппарате госуд-ва-.doc

— 195.00 Кб (Скачать файл)

Аналогичные функции  осуществляют соответствующие суды в субъектах Российской Федерации.

• Адвокатура

В соответствии с Конституцией РФ основной задачей адвокатуры является оказание юридической помощи гражданам и организациям. Права и обязанности адвокатов при выполнении поручений по гражданским, уголовным делам и делам об административных нарушениях регламентируются законом «Об адвокатуре и адвокатской деятельности»22 и иными законодательными актами.

Осуществление адвокатской  деятельности, согласно законодательству, происходит в рамках коллегии адвокатов. Коллегии адвокатов являются добровольными объединениями лиц, занимающихся адвокатской деятельностью.

Высшим органом коллегии адвокатов является общее собрание (конференция) членов коллегии, ее исполнительным органом - президиум коллегии (избирается сроком на три года), а контрольно-ревизионным  органом - ревизионная комиссия.

Для организации работы адвокатов президиумами коллегий адвокатов создаются юридические консультации и адвокатские бюро. Место нахождения юридических консультаций и количество работающих в них адвокатов определяются президиумом коллегии адвокатов.

Адвокат, осуществляя  юридическую помощь, может выступать в качестве представителя или защитника и имеет право представлять права и интересы лиц, обратившихся за помощью, во всех государственных и общественных организациях.

• Прокуратура

Особую группу государственных  органов, не относящихся ни к одному из ранее названных видов органов государственной власти, составляют органы прокуратуры. Прокуратура Российской Федерации, согласно Конституции (ст. 129), составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.23

Основной видовой особенностью органов прокуратуры является осуществление  ими надзора за исполнением законов  федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными  органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов. Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Особую функцию прокуратуры  образует участие прокуроров в рассмотрении дел судами. Прокуратура осуществляет также функцию расследования  преступлений, является формой защиты прав потерпевшего от преступного посягательства.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 129) Генеральный прокурор назначается  на должность и освобождается  от должности Советом Федерации  по представлению Президента РФ.24

• Нотариат

Это система государственных  органов, в функции которых входит удостоверение имущественных сделок, оформление наследственных прав, засвидетельствование документов для придания им юридической точности.

Помимо органов государственной  власти в систему государственных  органов РФ входят также и другие государственные органы, осуществляющие, как правило, различные вспомогательные, совещательные и другие такого рода функции, которые определяются органами государственной власти, при которых обычно стоят эти государственные органы.

В число этих органов  входят, например, Администрация Президента, обеспечивающая деятельность Президента РФ; Совет Безопасности РФ, обеспечивающий условия для реализации Президентом РФ конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, а также ряд других государственных органов25.

 

  1. Органы судебной власти в механизме государства

 

  • Место и роль судебной власти в государственном механизме
  •  

    Конституция Российской Федерации предусматривает три  вида государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную, устанавливая, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10). Статья 11 Конституции представляет право осуществления государственной власти Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, Правительству Российской Федерации и судам Российской Федерации. Конституцией определено, что судебная власть - один из видов государственной власти.26

    Самостоятельность судебной власти в России основана на теории разделения властей, которая была разработана в первой половине XVIII века французским просветителем Ш.Л. Монтескье. Теория разделения властей - это политический принцип, согласно которому власть в государстве разделяется между независимыми, обособленными друг от друга органами - парламентом, правительством и судами.

    В период преобразования в России в конце 80-х гг. теория разделения властей получила признание  в связи с выдвинутой идеей  превращения России в правовое государство. Принцип разделения властей 21 апреля 1992 г. был закреплен в Конституции РСФСР. Конституция РФ 1993 г. считает его лежащим в основе государственной власти. Из ст. 10, 118 следует, что судебная власть как вид государственной власти, принадлежит специальным органам государства - судам, входящим в судебную систему Российской Федерации, и осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

    Судебная власть осуществляется различными правовыми способами  в следующих формах:

    1) Путем конституционного  производства, т. е. разрешения  дел о соответствии Конституции  федеральных законов, нормативных  актов Президента, палат Федерального  Собрания и других актов (ст. 3 Закона о Конституционном Суде).27

    2) Путем осуществления  правосудия судами общей юрисдикции, т. е. рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел и дел об административных правонарушениях - в формах гражданского, уголовного и административного судопроизводства.

    3) Путем арбитражного  разрешения споров, вытекающих из гражданских правоотношений (экономические споры) либо из правоотношений в сфере управления, т. е. разрешение отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости принимаемых судами решений.

    Судебная власть, как  определенная функция суда, обладает рядом основных признаков.

    1. Судебная власть — вид государственной власти. Она осуществляется государственными органами, выражает государственную волю, ее составляют государственные властные полномочия.

    2. Судебная власть  принадлежит только судам - государственным  органам, образуемым в установленном порядке, формируемым из людей, способных на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлять правосудие и реализовать судебную власть в иных формах.28

    3. Исключительность судебной  власти. Судебную власть вправе  осуществлять только суды (ст. 118 Конституции РФ29, ст. 1 Закона о Судебной системе30), иные государственные органы не могут присваивать себе эти полномочия.

    4. Независимость, самостоятельность,  обособленность - характерные признаки  судебной власти. Под независимостью судебной власти в России следует понимать то, что суды, осуществляют свои функции, не испытывая какого-либо воздействия или влияния со стороны кого бы то ни было. Рассматривая дело, судья действует исключительно по своему внутреннему убеждению, руководствуясь законом и собственным правосудием. Самостоятельность судебной власти означает, что суды действуют самостоятельно, без какого-либо начальствования и подчиненности. Обособленность состоит в том, что суд занимает особое положение в государственном механизме, и в том, что суды не входят в какую-либо другую систему государственных органов, взаимодействуя с другими ветвями государственной власти в пределах закона.

    5. Процессуальный порядок  деятельности - важнейший признак  судебной власти. Он определяется  только законом, подробно регулирующим правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел.

    6. Осуществление полномочий  путем судопроизводства — признак  судебной власти, что определено  ст. 118. Конституции РФ.31 Судопроизводство представляет сбой деятельность, которая начинается при наличии предусмотренных законом оснований и поводов.

    7. Подзаконность судебной  власти означает, что компетенция  судов, их полномочия определяются  Конституцией РФ и другими  федеральными законами.

    Реализация судебной власти предполагает право и обязанность суда толковать законы и другие нормативные акты. Судебное толкование законов -необходимое условие правосудия и других видов реализации судебной власти.

    Правосудие - исключительная компетенция судебной власти. Но ее различным ветвям также принадлежат конституционный контроль; контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов, должностных лиц и государственных служащих в случае их обжалования в суд; контроль за законностью и обоснованностью арестов и задержаний, произведенных органами дознания и предварительного следствия и др.

    Основными положениями, которыми руководствуется суд, являются принципы правосудия, а также принципы процессуальных отраслей права. К специальным процессуальным законам относятся:

    Уголовно-процессуальный кодекс32, Гражданский кодекс РФ33, Кодекс об административных правонарушениях34, Арбитражный процессуальный кодекс35. Принципами правосудия в Российской Федерации являются:

    1. Осуществление правосудия  только судом.

    2. Осуществление правосудия в  точном соответствии с законом,  процессуальный порядок.

    3. Положение о порядке назначения  судей для обеспечения законности, компетентности и беспристрастности  суда.

    4. Право граждан на судебную  защиту (ст. 46 Конституции).

    5. Равенство граждан перед судом и законом - это одинаковое применение положений, закрепленных в законодательстве, ко всем гражданам.

    6. Независимость судей и подчинение  их только закону (ст. 120 Конституции  РФ).

    7. Участие в осуществлении правосудия  представителей народа.

    8. Открытое разбирательство дел  во всех судах.

    9. Национальный язык судопроизводства.

    10. Равенство сторон  и состязательность процесса; т.  е. стороны рассматриваемого дела  могут активно и на равных  спорить, доказывать свою правоту,  излагать свободно свои доводы.

    11. Обеспечение подозреваемому  и обвиняемому права на защиту (ст. 45 и 48 Конституции).

    12. Презумпция невиновности.

    13. Всестороннее, полное и объективное  исследование обстоятельств дела.

    14. Судебный надзор36.

     

    2.2. Суд как  орган судебной власти. Судебная  система.

    Понятие «суд» - сложное  и многостороннее. В повседневной жизни оно имеет несколько значений: а) - это суждение, мнение, заключение; б) - государственный орган, осуществляющий правосудие; в) - помещение, в котором действует такой орган; г) - само заседание и разбирательство дела этим органом; ) — судьи, входящие в его состав.

    Юридический смысл данного  понятия заключается в том, что  суд представляет собой: 1) орган, занимающий особое положение в системе других государственных органов, самостоятельный  и независимый от других ветвей власти и полномочный осуществлять судебную власть; 2) орган, состоящий из судей, назначаемых в законном порядке; 3) эти судьи действуют на профессиональной основе. Конституция Российской Федерации и законы о судоустройстве определяют, какие именно суды входят в судебную систему России37.

    Суд - это каждый конкретный орган, юрисдикция которого распространяется на:

    - определенное административно-территориальное  образование (район, республику  в составе РФ, область и т.  д.);

    - структурное образование  Вооруженных Сил РФ (гарнизон, флотилия, военный округ и т. д.);

    - судебный округ (они  могут не совпадать с административно-  территориальным делением)38.

    Ответственность функций, выполняемых судами, обусловливает  особые требования к лицам, которым  доверяется   судебная власть, и  которые осуществляют ее на профессиональной основе. Если многие должности в органах исполнительной и законодательной власти могут замещаться, то к судьям предъявляются по закону наиболее жесткие требования. Судья, как личность, должен быть справедлив, честен, добросовестен, объективен, беспристрастен, обладать развитым чувством совести. Судья должен оберегать свое достоинство и достоинство всего судейского сообщества.

    Правовое  положение  судей  обладает  свойством  повышенной устойчивости, обусловленной соответствующими правовыми гарантиями. В соответствии со ст. 14 Закона о судебной системе полномочия судей федеральных органов не ограничены определенными сроками, если иное не установлено Конституцией РФ.

    Судьи имеют профессиональный нравственный кодекс - кодекс чести  судьи Российской Федерации. Он устанавливает правила поведения, как в профессиональной, так и во внеслужебной деятельности, обязательные для каждого судьи.

    Исходные положения  об организации судебной системы  в РФ закреплены в Конституции  Российской Федерации. Судебная система  России - это совокупность всех установленных Конституцией и федеральными законами судов, наделенных полномочиями осуществлять судебную власть39.

    В самом общем виде судебная система РФ состоит из следующих  самостоятельных и организационно обособленных друг от друга ветвей (подсистем):

    Информация о работе Органы судебной власти в аппарате государства