Основные теории (концепции) происхождения государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 08:29, контрольная работа

Описание работы

За время существования юридической, философской и политической наук были созданы десятки самых разных теорий и доктрин. Их разнообразие связано с одной стороны,многогранностью таких явлений, как государство и право, с другой – с тем, что каждая теорий отражает субъективизм ученых или различные взгляды и суждения тех или иных классов, других социальных общностей, или взгляды на разные аспекты процесса происхождения и развития государства и права. В основе таких взглядов и суждений всегда находились и находятся различные экономические, финансовые,политические и иные интересы.

Файлы: 1 файл

государство.docx

— 57.67 Кб (Скачать файл)

1. Основные  теории (концепции) происхождения  государства и права

За время существования юридической, философской и политической наук были созданы десятки самых разных теорий и доктрин. Их разнообразие связано  с одной стороны,многогранностью таких явлений, как государство и право, с другой – с тем, что каждая теорий отражает субъективизм ученых или различные взгляды и суждения тех или иных классов, других социальных общностей, или взгляды на разные аспекты процесса происхождения и развития государства и права. В основе таких взглядов и суждений всегда находились и находятся различные экономические, финансовые,политические и иные интересы.

К основным теориям возникновения  государства принято относить:

1.теологическую(религиозная, божественная);

2.патриархальную(отеческая); 
3.договорную(естественно-правовая); 
4.органическую;  
5.психологическую; 
6.ирригационную; 
7.насилия(внутреннего и внешнего);

8. экономическую(классовую).

Теологическая теория возникновения  государства

Теологическая (религиозная) теория господствовала в средние века. В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Саудовская Аравия и др.) носит официальный характер.Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы христианские философы и богословы (Фома Аквинский — 1225 – 1274 XIII в., Аврелий Августин (Блаженный - 354 - 430 н. э.), идеологии ислама и современной католической церкви (неотомисты — Жак Маритен, Мерсье и др.).

Суть теологической теории в том, что, по мнению ее авторов,государство возникло по воле Бога. Следовательно, государство, его институты,власть:

= вечны, незыблемы и святы;

= их возникновение и упразднение  не зависит от человека;

= являются выразителями воли  Бога на земле.

Теологическая теория призывает:

• принять государство и власть как данность,полученную свыше;

• признать власть монархов (распространенную в средние века) святой и происходящей от Бога (Папа Римский – представитель Бога на Земле, монархи - представители Папы и через него Бога в своих государствах);

• полностью и во всем подчиняться  власти - небесной(божественной), то есть церковной и земной, являющейся представительницей небесной на Земле, - то есть монархам и государству; не пытаться изменить установленный Богом порядок.

Патриархальная теория возникновения  государства

Основоположником патриархальной теории считается древнегреческий  философ Аристотель (384-322 до н. э.).

Аристотель считал, что люди как  коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а развитие семей ведет к образованию государства. Аристотель трактовал государство как продукт размножения семей, их расселения и объединения. По Аристотелю, государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Он отождествлял государственную власть с патриархальной властью главы семьи.

В Китае эту теорию государства  как большой семьи развил Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.). Власть императора он уподоблял власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как о детях.

В более современную эпоху ее развили Филмер и Михайловский.

Суть патриархальной теории в том, что, по мнению ее авторов, государство возникает по модели семьи (то есть, государство - своеобразная "большая семья", состоящая из множества обычных семей). Государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи.

Следовательно, власть правителя (короля) является продолжением отцовской власти в семье, Согласно патриархальной теории:

- монарх является отцом всего народа;

- благосостояние общества невозможно  без королевской (отцовской) заботы;

- король действует во благо  подданных, охраняет и защищает их (как отец членов семьи);

- власть короля (отца) ничем не  ограничена и незыблема;

- подданные обязаны чтить короля  и подчиняться ему,как члены семьи отцу.

Договорная теория возникновения  государства

Теория общественного договора или естественно-правовая была сформулирована в работах раннебуржуаз-ных мыслителей и получила распространение в XVII - XVIIIвв. Теория общественного договора противостояла феодальному сословному государству, царящему в обществе произволу, неравенству людей перед законом. Ее авторами и сторонниками в разное время являлись:

Гуго Гроций (1583 - 1646) - голландский мыслитель и правовед;

Джон Локк (1632- 1704), Томас Гоббс (1588 - 1679) - английские философы;

Шарль-Луи Монтескье (1689 - 1755), Дени Дидро(1713 -1783), Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) - французские философы- просветители;

А. Н. Радищев(1749 - 1802) - русский философ  и писатель-революционер.

Суть естественно-правовой теории в том, что, по мнению ее авторов, в основе государства лежит так называемый "общественный договор", который состоит в следующем:

- первоначально люди находились  в догосударственном (первобытном) состоянии, в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие — «золотой век»и т.п.);

- каждый преследовал только  свои интересы и не считался с интересами других, что приводило к"войне всех против всех", в результате которой неорганизованное общество могло уничтожить само себя;

- чтобы этого не случилось,  люди заключили"общественный договор", в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания;

- в результате был создан институт согласования интересов, совместной жизни, взаимной защиты - государство.

Органическая теория возникновения  государства

Органическая теория возникновения  государства была выдвинута во второй половине XIX века английским философом и социологом Гербертом Спенсером (1820 - 1903), а также учеными Вормсом и Прейсом, Блюнчли, Эта теория возникла в XIX в. в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи высказывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платон (IV—III вв. до н. э.) сравнивали государство с организмом, а законы государства — с процессами человеческой психики.

Появление дарвинизма привело к  тому, что многие юристы, социологи  стали распространять биологические  закономерности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т.п.) на социальные процессы.

Суть органической теории в том, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму:

- люди образуют государство,  как клетки - живой организм;

- государственные институты подобны  частям организма: правители - головному мозгу, коммуникации(почта, транспорт) и финансы - кровеносной системе, которая обеспечивает деятельность организма, рабочие и крестьяне(производители) – рукам, низшие классы реализуют внутренние функции(обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы — внешние (оборона,нападение) и т. д.;

- междугосударствами, как в живой среде, идет конкуренция, и в результате естественного отбора выживают самые приспособленные (то есть самые разумно организованные, как в VII в. до н. э. - IV в. н. э. - Римская империя, в XVIIIв. – Великобри-тания, в XIX в. -США). В ходе естественного отбора государство совершенствуется, все ненужное отсекается (абсолютная монархия, оторвавшаяся от народа церковь и т. д.).

Психологическая теория

Основоположником психологической  теории возникновения государства считается польско-российский юрист и социолог Л. И. Петражицкий (1867 - 1931). Также данную теорию разрабатывали 3. Фрейд и Г.Тард.

Согласно мнению сторонников психологической  теории государство возникло благодаря  особым свойствам психики человека.

Под этими свойствами подразумеваются:

• желание большинства населения быть защищенными и подчиняться более сильным;

• желание сильных индивидуумов общества повелевать над другими людьми;

• способность сильных личностей оказать психологическое воздействие на массы и подчинить их своей воле;

• желание отдельных членов общества не подчиняться обществу и бросить ему вызов -сопротивляться власти, совершать преступления и т. д. - и необходимость их обуздания.

Авторы теории считают, что предшественницей государственной власти являлась власть верхушки первобытного общества - вождей, шаманов, жрецов, которая основывалась на их особой психологической энергии, с помощью которой они влияли на остальных членов общества.

Теория насилия

Теория насилия как главного фактора возникновения государства выдвигалась различными авторами на протяжении столетий, Одним из первых ее выдвинул Шан Ян(390 - 338 до н. э.) - китайский политик.

Данную теорию разрабатывали: Евгений  Дюринг (1833 - 1921)- немецкий философ; Людвиг Гумплович(1838 - 1909) - австрийский правовед и социолог; Карл Каутский (1854 -1938).

Причину происхождения и основу политической власти и государства они видели не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. В отдельных случаях такие причины носили внешний характер (внешнее насилие),в другом, насилие зарождалось внутри самого общества (внутреннее насилие).

При внутреннем насилии – в обществе одна группа людей насильственно подчиняет себе остальную массу населения(Л.Гумплович). При внешнем насилии государство было необходимо и возникло для управления покоренными племенами и территориями (завоевания, порабощения, колониальная политика) (Ф.Оппенгеймер).К этой группе теорий возникновения государства можно отнести и классовую теорию К.Маркса. В ее основе лежит разделение общества на антагонистические классы и государство является органом и средством насилия господствующего класса.

Насилие выражалось, как правило, в присвоении материальных благ и средств производства сильным (вооруженным) меньшинством:

≈ сбор дани дружинниками;

≈ расширение подвластных королю (феодалу)территорий;

≈ огораживание (сгон крестьян и присвоение угодий);

≈ иные формы насилия.

Для поддержания установленного порядка также требовалось насилие (чиновники,армия и т. д.), и возникла необходимость создания "охранительного аппарата" завоеванных благ.

Возникновение государства, таким  образом, рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному

Ирригационная теории возникновения государства

Ирригационная (водная, гидравлическая ) теория возникновения государства выдвигалась многими мыслителями Древнего Востока (Китая, Месопотамии, Египта), частично К. Марксом ("азиатский способ производства"). Суть ее в том, что государство возникло в целях коллективного ведения земледелия в долинах крупных рек путем эффективного использования их вод (ирригация).

Крестьянин-индивидуалист не могли  использовать самостоятельно ресурсы крупных рек. Для этого необходима была мобилизация усилий всех людей, живущих вдоль реки. В результате этого возникли первые государства - Древний Египет, Древний Китай, Вавилон.

В подтверждение данной теории говорит  тот факт, что первые государства  возникли в долинах крупных рек (Египет - в долине Нила, Китай - в  долинах Хуанхэ и Янцзы) и имели в своем появлении ирригационную основу.

Против теории говорит то, что  она не объясняет причину появления государств, расположенных не в долинах рек (например: горных, степных и т. д.).

Экономическая теория возникновения  государства

Возникновение экономической (классовой, марксистской) теории обычно связывают  с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, нередко забывая их предшественников, таких, как Л. Морган. Иногда можно  встретить её другое название - Историко-материалистическая концепция. Смысл этой теории в том, что государство возникает как  результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.

Историко-материалистическая концепция  включает два подхода. Один из них, господствовавший в советской науке, решающую роль отводил возникновению классов, антагонистическим противоречиям между ними, непримиримости классовой борьбы: государство возникает как продукт этой непримиримости, как орудие подавления господствующимклассом других классов. Второй подход исходит из того, что в результате экономического развития усложняются само общество, его производительная и распределительная сферы, его «общие дела». Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства.

Информация о работе Основные теории (концепции) происхождения государства и права