Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 13:10, курсовая работа
Цель данной работы – это попытка осмыслить и оценить всю важность идеи правового государства. При раскрытии основ, основных признаков и самого понятия правового государства, в этой работе приводятся примеры строительства правового государства в постсоветской России. Акцентрируется внимание на характерных чертах правового государства России.
Задачи:
1. Исследовать основы правового государства.
2. Показать общие начала правового государства и их попытки реализации в России.
3. Можно ли считать современную Россию правовым государством.
I. Введение
Правовое государство, как определенная теоретическая концепция и соответствующая практика имеет долгую и поучительную историю. Сам термин «правовое государство» прочно утвердился в немецкой литературе в первой трети 19 века, а в дальнейшем получил широкое распространение, в том числе и в России, где среди видных сторонников теории правового государства были Б. Ф. Кистяковский, Б.Н. Чичерин и другие.
Но различные теоретические концепции, выражавшие идею и понятие правовой государственности, сформировались гораздо раньше. Уже в древности начинаются поиски принципов, форм и конструкций для установления надлежащих взаимодействии права и власти. В процессе углублявшихся представлений о праве и государстве довольно рано сформировалась идея о разумности и справедливости такой политической формы общественной жизни людей.
Представления
о праве и государстве
Данная курсовая работа посвящена основам правового государства, его принципам, признакам, правам и свободам человека и гражданина. Отдельное внимание будет уделено истории становления правового государства в России.
Актуальность темы состоит в том, что правовое государство это в своём роде мечта идеала, к которому стремятся многие государства (если, не все), политические деятели ставящие в своих политических программах принципы (основы, идей) правового государства, теоретики, СМИ…
Руководством нашей страны избран стратегический курс на построение правового государства, которое считается наиболее успешным и конкурентоспособным типом государства в современном мире.
Трудности его становления в современной России связаны с появлением и усилением целого ряда негативных явлений, превратившихся в последнее время в реальные и значимые угрозы для нормальной жизнедеятельности общества и государства. Это, прежде всего, поразившие все слои общества правовой нигилизм и коррупция, с одной стороны во многом порожденная правовым нигилизмом, а с другой – укрепляющая это явление. Причем и законодатель, и правоприменитель, и обычный гражданин используют неправовое поведение конкретных лиц в обществе как моральное оправдание своих противоправных действий. Исключительная серьезность этих угроз осознается в стране всеми – от рядовых граждан до президента, который не один раз давал резкую оценку сложившейся ситуации. «Мы обязаны добиться истинного уважения к закону и преодолеть правовой нигилизм», - подчеркнул Д.А.Медведев при вступлении в должность главы государства в мае 2008 года.
В российском обществе проводится
большая практическая работа по выявлению
конкретных правонарушений, их профилактики.
Российское государство в лице высшего
политического руководства
Но предпринимаемые усилия не приносят пока ощутимых результатов. Факты злоупотребления служебными полномочиями, коррупционные скандалы повторяются с завидной регулярностью. Суды перегружены делами, но полного доверия населения к судебной системе нет. Нередко разрешение наиболее острых вопросов оказывается возможным лишь при прямом вмешательстве высших руководителей государства, что конечно, не соответствует общепринятым представлениям о механизме действия системы права и правового государства.
Конечно, внедрение в сознание и поведение субъектов общества универсальной ценности права как основы социального регулирования требует времени. Но, в принципе, уже можно говорить об определенных тенденциях и закономерностях развития в России права и его теоретического осмысления. Изучение и понимание их сегодняшнего состояния жизненно необходимо для выработки правильной стратегии дальнейших действий.
Правовая реформа в условиях смены политического и экономического строя в стране в начале 90-х г. прошлого века была необходима. Понятно в этой связи и традиционное обращение к Западу как к источнику рецепции права. Нельзя забывать, что российская правовая система развивалась в русле заимствований у Запада, по меньшей мере, начиная со времен Петра I. Однако традиционное общество очень медленно уступает свои позиции. В последнее время много говорится о связи названных негативных явлений с многовековыми традициями русского, российского народа. Для доказательства этого приводятся пословицы и поговорки, высказывания государственных деятелей, цитаты из работ классиков литературы, философов, политиков и юристов. В средствах массовой информации стала привычной картина многовековой традиции неправовой формы управления страной, бюрократического произвола и безответственности. Отдельные авторы говорят о бессмысленности активного противодействия этому, мотивируя тем, что такая ситуация была всегда, и она определяется в главном ментальностью российского народа. С нашей точки зрения, такое обобщение и оценка прошлого опыта носят односторонний характер, здесь нужен более взвешенный и серьезный анализ.
Все сказанное
делает необходимым критическое
осмысление накопленного опыта
с различных позиций с целью
выработки оптимального пути построения
правового государства и
Цель данной работы – это попытка осмыслить и оценить всю важность идеи правового государства. При раскрытии основ, основных признаков и самого понятия правового государства, в этой работе приводятся примеры строительства правового государства в постсоветской России. Акцентрируется внимание на характерных чертах правового государства России.
Задачи:
1. Исследовать основы правового государства.
2. Показать общие начала правового государства и их попытки реализации в России.
3. Можно ли
считать современную Россию
В данной работе мы хотим раскрыть основы правового государства как в теории, так и на примере России. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В данной курсовой работе были использованы труды: Даниленко, Пайпса, Нерсесянца и др.
Глава I Основы Правового государства
Понятие Правового государство нужно рассмотреть с нескольких сторон. Рассмотрим сначала в юридическом смысле.
«Отношения между государством и правом должны рассматривается по аналогии с отношениями между правом и индивидом»1. Из этого следует, что индивид нераздельно связан с государством. Государство наделяет правами индивида.
«Иными словами, индивидам надо платить налоги – без этого государство до того оскудеет, что индивиды, члены гражданского общества не смогут вообще удовлетворять свои потребности.»
Также рассмотрим в социальном смысле. Законы писались не одно столетие, и каждый правитель внес свою лепту в их написание. Данная теория пыталась объяснить всю социальную жизнь биологическими закономерностями.
"Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан... В центре внимания... находится человек, его права, свободы и интересы. Правовое государство это и социальное государство"2. (Но далеко не обязательно и не всегда).
Нравственная
основа правового государства
"Правовое государство – это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих его территорию"3. "Политическая природа государства наиболее четко проявляется в его суверенитете"4. Суверенность государства выражается в том, что ему принадлежит право официально представлять все общество в целом, издавать законы и другие нормативные акты, обязательные к выполнению всеми членами этого общества, и, наконец, осуществлять правосудие.
И еще одно понятие
государства определяется, как система
норм или как политически
Господство права и верховенство закона в своем конкретном содержании реализуют в правовом государстве принцип «вся власть закону», который является основным императивом государственно-организованного общества.
Правовое государство – это не схема, расписанная по своим признакам, а действительно живой организм, обеспечивающий цели и интересы конкретного индивида и сохранение, стабилизацию общества с рыночной экономикой и либерально-демократическим политическим режимом. Характеристика, признаки правового государства подтверждают этот тезис.
- государство это народное соединение, организованное для постоянной реализации заведомо высшего закона, а также высшего блага.
-государство
это суверенитет морально-
Признаки правового государства:
1.Верховенство закона во всех сферах жизни общества.
2. Деятельность органов правового государства базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
3.Взаимная ответственность личности и государства.
4. Реальность
прав и свобод гражданина, их
правовая и социальная
5. Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов.
6. Стабильность законности и правопорядка в обществе5.
Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.
Правовое государство, как и всякое государство, обладает общими чертами, которые сводятся к следующему
1. Ему присуща государственная
власть как средство
2. Оно представляет
собой политическую
3. Располагает специальным государственным механизмом.
4. Обладает определенной
административно-
5. Существует благодаря налогам и другим сборам.
6. Обладает государственным суверенитетом.
Правовое государство — это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, заселяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу естественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан.
Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права.
Принуждение, будучи важным показателем государственного суверенитета, ограничено правом, исключает беззаконие и произвол. Государство применяет силу в разумных (правовых) рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей.
Разделение властей - это политико-правовая доктрина и конституционный принцип, лежащий в основе организации власти демократического правового государства.
Идея разделения властей, выдвинутая еще античными мыслителями (Аристотель), была развита в эпоху буржуазных революций (в частности, французским мыслителем Монтескье) в противовес абсолютизму и феодальному произволу. Теория Шарля-Луи Монтескье была воспринята неоднозначно, одни видели в этом благо, другие воспринимали как ненужное6…
Если первоначально говорилось не только о положительных, но и об отрицательных сторонах теории разделения властей, то в последующем речь шла уже о реализации этой теории в современной практике без каких-либо изъянов.