Основы Правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 13:10, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – это попытка осмыслить и оценить всю важность идеи правового государства. При раскрытии основ, основных признаков и самого понятия правового государства, в этой работе приводятся примеры строительства правового государства в постсоветской России. Акцентрируется внимание на характерных чертах правового государства России.
Задачи:
1. Исследовать основы правового государства.
2. Показать общие начала правового государства и их попытки реализации в России.
3. Можно ли считать современную Россию правовым государством.

Файлы: 1 файл

СамА kYRS0V@.doc

— 212.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Введение

Правовое государство, как определенная теоретическая  концепция и соответствующая  практика имеет долгую и поучительную историю. Сам термин «правовое государство» прочно утвердился в немецкой литературе в первой трети 19 века, а в дальнейшем получил широкое распространение, в том числе и в России, где среди видных сторонников теории правового государства были Б. Ф. Кистяковский, Б.Н. Чичерин и другие.

Но различные  теоретические концепции, выражавшие идею и понятие правовой государственности, сформировались гораздо раньше. Уже в древности начинаются поиски принципов, форм и конструкций для установления надлежащих взаимодействии права и власти. В процессе углублявшихся представлений о праве и государстве довольно рано сформировалась идея о разумности и справедливости такой политической формы общественной жизни людей.

Представления о праве и государстве придумывали  Платон, Аристотель, Макиавелли, Боден и другие.

Данная курсовая работа посвящена основам правового государства, его принципам, признакам, правам и свободам человека и гражданина. Отдельное внимание будет уделено истории становления правового государства в России.

Актуальность  темы состоит в том, что правовое государство это в своём роде мечта идеала, к которому стремятся многие государства (если, не все), политические деятели ставящие в своих политических программах принципы (основы, идей) правового государства, теоретики, СМИ…

Руководством  нашей страны избран стратегический курс на построение правового государства, которое считается наиболее успешным и конкурентоспособным типом государства в современном мире.

Трудности его становления в современной России связаны с появлением и усилением целого ряда негативных явлений, превратившихся в последнее время в реальные и значимые угрозы для нормальной жизнедеятельности общества и государства. Это, прежде всего, поразившие все слои общества правовой нигилизм и коррупция,  с одной стороны во многом порожденная правовым нигилизмом, а  с другой – укрепляющая это явление. Причем и законодатель, и правоприменитель, и обычный гражданин используют неправовое поведение конкретных лиц в обществе как моральное оправдание своих противоправных действий. Исключительная серьезность этих угроз осознается в стране всеми – от рядовых граждан до президента, который не один раз давал резкую оценку сложившейся ситуации. «Мы обязаны добиться истинного уважения к закону и преодолеть правовой нигилизм», - подчеркнул Д.А.Медведев при вступлении в должность главы государства в мае 2008 года.

В российском обществе проводится большая практическая работа по выявлению  конкретных правонарушений, их профилактики. Российское государство в лице высшего  политического руководства добивается утверждения в реальной жизни  идей законности, неукоснительного следования нормам Конституции Российской Федерации, ведет энергичную борьбу с проявлениями правового нигилизма. Проводится и теоретическая работа по осмыслению тяжелой сложившейся ситуации и путей выхода из нее. Различными организациями и отдельными авторами предлагается множество рецептов, нередко радикальных, для излечения социальных болезней – поднять зарплату чиновникам, сделать прозрачными сведения об их имуществе, ужесточить ответственность по коррупционным правонарушениям. Новые законы подвергаются проверке на коррупционную составляющую. К работе по созданию и обсуждению законопроектов все шире привлекают не только государственных служащих, но и структуры гражданского общества. Появляются телепередачи, популяризирующие правовой путь разрешения конфликтов через судебные органы, создаются общественные приемные, где гражданам разъясняются их права, пути их защиты и реализации. Предмет «Основы государства и права» преподается во всех звеньях системы образования, тем самым подчеркивается важность юридических знаний для эффективного управления общественными процессами, решения многочисленных проблем современной жизни. Будущим юристам вновь, как и в дореволюционной России, читают курс философии права.

Но предпринимаемые  усилия не приносят пока ощутимых результатов. Факты злоупотребления служебными полномочиями, коррупционные скандалы повторяются с завидной регулярностью. Суды перегружены делами, но полного доверия населения к судебной системе нет. Нередко разрешение наиболее острых вопросов оказывается возможным лишь при прямом вмешательстве высших руководителей государства, что конечно, не соответствует общепринятым представлениям о механизме действия системы права и правового государства.

Конечно, внедрение в  сознание и поведение субъектов общества универсальной ценности права как основы социального регулирования требует времени. Но, в принципе, уже можно говорить об определенных тенденциях и закономерностях развития в России права и его теоретического осмысления. Изучение и понимание их сегодняшнего состояния жизненно необходимо для выработки правильной стратегии дальнейших действий. 

Правовая реформа  в условиях смены политического  и экономического строя в стране в начале 90-х г. прошлого века была необходима. Понятно в этой связи  и традиционное обращение к Западу как к источнику рецепции права. Нельзя забывать, что российская правовая система развивалась в русле заимствований у Запада, по меньшей мере, начиная со времен Петра I.  Однако традиционное общество очень медленно уступает свои позиции. В последнее время много говорится о связи названных негативных явлений с многовековыми традициями русского, российского народа. Для доказательства этого приводятся пословицы и поговорки, высказывания государственных деятелей, цитаты из работ классиков литературы, философов, политиков и юристов. В средствах массовой информации стала привычной картина многовековой традиции неправовой формы управления страной, бюрократического произвола и безответственности. Отдельные авторы говорят о бессмысленности активного противодействия этому, мотивируя тем, что такая ситуация была всегда, и она определяется в главном ментальностью российского народа. С нашей точки зрения, такое обобщение и оценка прошлого опыта носят односторонний характер, здесь нужен более взвешенный и серьезный анализ.

Все сказанное  делает необходимым критическое  осмысление накопленного  опыта  с различных позиций с целью  выработки оптимального пути построения правового государства и гражданского общества в стране.

Цель данной работы – это попытка осмыслить и оценить всю важность идеи    правового государства. При раскрытии основ, основных признаков и самого   понятия правового государства, в этой работе приводятся примеры   строительства правового государства в постсоветской России. Акцентрируется   внимание на характерных чертах правового государства России.

Задачи:

1. Исследовать  основы правового государства. 

2. Показать общие  начала правового государства  и их попытки реализации в  России.

3. Можно ли  считать современную Россию правовым государством.

В данной работе мы хотим раскрыть основы правового государства как в теории, так и на примере России. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

В данной курсовой работе были использованы труды: Даниленко, Пайпса, Нерсесянца и др.

 

 

 

 

Глава I Основы Правового государства

    1. Понятие и признаки правового государства

Понятие Правового  государство нужно рассмотреть с нескольких сторон. Рассмотрим сначала в юридическом смысле.

 «Отношения между государством и правом должны рассматривается по аналогии с отношениями между правом и индивидом»1. Из этого следует, что индивид нераздельно связан с государством. Государство наделяет правами индивида.

«Иными словами, индивидам надо платить налоги –  без этого государство до того оскудеет, что индивиды, члены гражданского общества не смогут вообще удовлетворять свои потребности.»

Также рассмотрим в социальном смысле. Законы писались не одно столетие, и каждый правитель  внес свою лепту в их написание. Данная теория пыталась объяснить всю социальную жизнь биологическими закономерностями.

"Социальную  основу правового государства  составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан... В центре внимания... находится человек, его права, свободы и интересы. Правовое государство это и социальное государство"2. (Но далеко не обязательно и не всегда).

Нравственная  основа правового государства заключается  в общечеловеческих принципах гуманизма, справедливости, равенства и свободы  личности её чести и достоинства. Правовое государство отличается от внеправового качеством законов: они должны быть гуманными, закреплять неотъемлемые права каждого человека, справедливыми.

"Правовое  государство – это суверенное  государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих его территорию"3. "Политическая природа государства наиболее четко проявляется в его суверенитете"4. Суверенность государства выражается в том, что ему принадлежит право официально представлять все общество в целом, издавать законы и другие нормативные акты, обязательные к выполнению всеми членами этого общества, и, наконец, осуществлять правосудие.

И еще одно понятие  государства определяется, как система  норм или как политически организованное общество. «Государство имеет политический характер, проявляется как политическая организация, потому что оно устанавливает порядок использования силы».

Господство  права и верховенство закона в  своем конкретном содержании реализуют  в правовом государстве принцип «вся власть закону», который является основным императивом государственно-организованного общества.

Правовое государство  – это не схема, расписанная по своим признакам, а действительно  живой организм, обеспечивающий цели и интересы конкретного индивида и сохранение, стабилизацию общества с рыночной экономикой и либерально-демократическим политическим режимом. Характеристика, признаки правового государства подтверждают этот тезис.

- государство  это народное соединение, организованное  для постоянной реализации заведомо высшего закона, а также высшего блага.

-государство  это суверенитет морально-личный  живой общественный союз народа, союз, который по конституционному  закону, в свободной конституционной  организации народа, под руководством  конституционного и самостоятельного правительства стремится к правовой свободе и в ее пределах к назначению, а потому и к счастью всех своих членов.

Признаки правового  государства:

1.Верховенство  закона во всех сферах жизни  общества.

2. Деятельность  органов правового государства базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

3.Взаимная ответственность  личности и государства.

4. Реальность  прав и свобод гражданина, их  правовая и социальная защищенность.

5. Политический  и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов.

6. Стабильность  законности и правопорядка в  обществе5.

Правовое государство - это такая форма организации  и деятельности государственной  власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями  на основе норм права.

Правовое государство, как и всякое государство, обладает общими чертами, которые сводятся к следующему

1. Ему присуща государственная  власть как средство проведения  внутренней и внешней политики.

2. Оно представляет  собой политическую организацию  общества, основанную на соответствующем  социально-экономическом базисе общества.

3. Располагает специальным  государственным механизмом.

4. Обладает определенной  административно-территориальной организацией  на своей территории.

5. Существует благодаря  налогам и другим сборам.

6. Обладает государственным  суверенитетом.

Правовое государство — это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, заселяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу естественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан.

Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе   права.

Принуждение, будучи важным показателем государственного суверенитета, ограничено правом, исключает беззаконие и произвол. Государство применяет силу в разумных (правовых) рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей.

    1. Система разделение властей в правовом государстве

Разделение властей - это политико-правовая доктрина и  конституционный принцип, лежащий  в основе организации власти демократического правового государства.

Идея разделения властей, выдвинутая еще античными мыслителями (Аристотель), была развита в эпоху буржуазных революций (в частности, французским мыслителем Монтескье) в противовес абсолютизму и феодальному произволу.   Теория Шарля-Луи Монтескье была воспринята неоднозначно, одни видели в этом благо, другие воспринимали как ненужное6

Если первоначально  говорилось не только о положительных, но и об отрицательных сторонах теории разделения властей, то в последующем  речь шла уже о реализации этой теории в современной практике без  каких-либо изъянов.

Информация о работе Основы Правового государства