Особенности развития избирательной системы в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 19:45, курсовая работа

Описание работы

Актуальность и недостаточная исследованность проблемы, неоднозначность понимания среди политологов, правоведов, социологов сущности избирательной деятельности продиктовали выбор темы настоящей работы.
Ее главной целью является исследование роли и места избирательной системы применительно к современным казахстанским условиям с учетом тенденций мировой практики.
Исходя из состояния изученности проблемы основные задачи, вытекающие из цели исследования, заключаются в следующем:
выявление закономерностей формирования и институционализации избирательной системы в политической системе страны
изучение и анализ избирательной системы, ее влияния на процесс демократизации общества;
изучение особенностей институционализации избирательной системы в общетеоретическом русле и избирательной системы Казахстана и факторов, ее обуславливающих;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3-5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.
1.1.Определение избирательной системы, ее значение
и принципы функционирования…………………………………..…6-8
1.2. Элементы и типология избирательных систем, проблемы
развития и обновления………………………………………...…….8-14

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В СОВРЕМЕННОМ КАЗАХСТАНЕ.
2.1. Этапы становления избирательной системы в Казахстане……………………………………………………………………15- 33
2.2. Проблемы и перспективы в развитии избирательной системы в Республике Казахстан…………………………………………………33- 40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………41-42

Файлы: 1 файл

особенности развития избирательной системы в современном Казахстане.doc

— 498.52 Кб (Скачать файл)

Неоднократно в отечественной юридической науке высказывалось мнение, что мажоритарная и пропорциональная избирательные системы гармонично дополняют друг друга, недостатки одной системы нейтрализуются достоинствами другой, а вместе они способствуют наиболее эффективному и полному учету интересов всех избирателей.

           Часто получается, что становится правомерной организация всех видов выборов на основе и мажоритарной, и пропорциональной избирательных систем, а также смешанных их вариантов.

           К плюсам смешанной формы избирательной системы можно отнести отсутствие противопоставления одной модели избирательной системы другой. Сочетание двух моделей также взаимно позволяет снизить негативные последствия применения конкретной избирательной системы.

          Как справедливо отмечает А.В. Иванченко [11], серьезным недостатком практики применения пропорциональной избирательной системы является крайне низкий коэффициент представительности, т.е. процент голосов избирателей, который получают в совокупности списки кандидатов, допущенных к распределению мандатов. В первую очередь это означает, что значительная доля избирателей (до 40%) оказывается вовсе не представленной в органе, который неслучайно носит название "представительный". Таким образом, оказывается нереализованным главное предназначение пропорциональной системы - отражать волю не только большинства, но и всех достаточно крупных слоев населения.

Также исследователи разделяют  избирательные системы  на  прямые (при которых избиратели отдают свои голоса непосредственно за кандидатов) или непрямыми. В последнем случае избиратели формируют коллегию выборщиков которая, в свою очередь, решает, какой из кандидатов займет выборную должность. Примером этого служат выборы президента США. Коллегии выборщиков могут также создаваться парламентами. В Германии президента избирает коллегия выборщиков, в которую входят все члены нижней палаты -- бундестага -- и такое же количество выборщиков, представляющих парламенты земель.

Все эти системы вполне демократичны и имеют свои достоинства и недостатки. Многие страны в попытке соединить преимущества нескольких систем создают системы смешанного типа.

В принципе, возможна самая разнообразная классификация избирательных систем, в частности по критерию частоты проведения выборов. Наиболее распространенным является четырехлетний срок пребывания на выборной должности.  Парламенты иногда избираются поэтапно -- 50% в один год, а остальные 50% - через два года (критерий протяженности выборов во времени). Требуемое для избрания большинство может быть относительным или абсолютным. В последнем случае если кандидаты не получают необходимого большинства в первом туре, проводится второй тур (критерий большинства голосов, необходимого для избрания). Кроме того, в избирательных системах часто содержится требование об участии в голосовании граждан или, в случае их добровольного участия, определенного процента избирателей, для того чтобы выборы стали считаться действительными (критерий требуемого участия в выборах). Далее, могут быть зарезервированы места для определенных меньшинств, которым трудно на равных участвовать в предвыборной гонке из-за своей малочисленности и недостаточности средств. Наконец, с целью избежать чрезмерного дробления результатов голосования могут устанавливаться определенные процентные барьеры, обычно от 2 до 5%. В этом случае партии должны набрать минимальный процент голосов, чтобы быть представленными в парламенте.

Современный Казахстан пошел по пути создания своей  избирательной   системы. Объективно это было связано с трансформацией социальной структуры общества, обусловленной переходом страны к многообразию форм собственности и внедрением рыночных отношений. Появились новые группы населения со своими интересами и, как следствие этого, произошла смена навязанного ранее сверху единомыслия политическим плюрализмом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ  СИСТЕМЫ В СОВРЕМЕННОМ  КАЗАХСТАНЕ.

 

2.1. Этапы становления избирательной системы в Республике Казахстан

В сложный переходный период создания принципиально новой для республики демократической системы особую роль приобретает  процесс генезиса избирательной системы.

Вполне понятно, что развитие избирательной системы в Казахстане имеет свои особенности, обусловленные спецификой исторического, демографического, политического характера, этнокультурного своеобразия, предопределяющие специфику  функционирования избирательной системы в стране. [12]. Понятно, что процесс выбора избирательной системы труден и многогранен. 

"наиболее важным фактором, обусловливающим особенности развития и становления избирательной системы в Казахстане в последние годы, было специфическое сознание граждан этой республики, основанное на сложном и причудливом переплетении советского этатистского мировоззрения и азиатского патернализма... ", отмечают казахстанские исследователь Капесов[13]. Роль избирательной системы в становлении государственности носила как позитивный, так и негативный характер, причины которого кроются в том, что в современном трансформирующемся Казахстане уровень демократии пока еще невысок, а политическая социализация включает в себя единовременные и параллельные процессы обучения демократической политической культуре с одной стороны и утрачивания оценок, суждений, политических ориентации и ценностей, присущих тоталитарной системе, с другой. Такая смена механизмов политической социализации в республике осложняется накладыванием не только социально-классовых, но и национальных противоречий в сочетании с трансформацией политической системы на фоне глубокого системного кризиса. Эта уникальная комбинация факторов серьезно изменила взаимоотношения человека с государством и его институтами, наложила собственную специфику на продвижение общества в сторону политического плюрализма.

Чтобы лучше понять характер, содержание и особенности процесса становления избирательного процесса в республике, его роль в формирования казахстанской государственности, специфику их взаимовлияния, выявить уровни их взаимодействия., представляется важным иметь представление о политических изменениях за последние 20 лет.

Развивая известную сегодня в Казахстане периодизацию процесса формирования государственно-политической системы, можно условно выделить пять этапов:

  1. Конец 1986 г. - начало 1990 г. (квазигосударственность);
  2. Начальный период: 1990-1991 гг. (создание государственности РК, партий, движений и организаций, могущих повлиять на избирательный и политический процесс);
  3. Средний период: период с конца 1991 г,-1995 г. (образование независимой Республики Казахстан, политическая дифференциация и регистрация партий, общественных объединений, принятие Конституции, проведение выборов);
  4. Поздний этап: 1995-1999 гг.
  5. Современный этап: период, который начинается с момента последних выборов президента Республики Казахстан. [14]

«Историческое своеобразие периода, предшествовавшего рождение суверенного Казахстана, состоит в том, его можно сравнить с состоянием клинической смерти, которую переживал крупнейший государственный организм -Союза советских социалистических республик. Государственный организм был в коме, парализованный экономическими и политическими кризисами, в то время как общественный мозг «просматривал» краткий курс истории без прикрас, а социальное сознание трясло судорожной реакцией на этот тяжелый процесс»- пишет президент Казахстана Н.Назарбаев в своей книги «Казахстанский путь». [15]

  На первом этапе  в Казахстане также создаются предпосылки становления политического общества, в котором гражданские и протопартийные институты опосредуют, хотя и относительно слабо, отношения между гражданами и государством.  отнесенный к ведению республики.  В первый период развития сложились предпосылки для трансформации республики из квазигосударственного состояния в подлинно суверенное. С этого времени в движение пришли многие социальные слои, социально-политические интересы которых стали постепенно структурироваться. С этого же времени изменяется характер политической и партийной систем казахстанского общества, которые, в свою очередь, начинают влиять на формирование нового государственного устройства и выбор подходящей избирательной системы. Образовавшиеся после декабрьских событий 1986 года общественные объединения клубного типа создали предпосылки для демонтажа существовавшей советской партийно-государственной системы, становления новой государственности и адекватной ей политической системы.

  В 1988-1990 годах в Казахстане также создаются предпосылки становления политического общества, в котором гражданские и протопартийные институты опосредуют, хотя и относительно слабо, отношения между гражданами и государством. [16]  

      Второй этап развития избирательной системы носит название начального.     В марте 1990 года состоялись выборы в Верховный Совет Казахской ССР двенадцатого созыва. [17]. Это были первые наиболее демократичные выборы в высший  орган государственной власти республики в условиях еще достаточного влияния административно-командной системы. В предвыборной борьбе за 360 депутатских мандатов участвовали более двух тысяч претендентов. Особенностью данных выборов было и то, что 90 человек избирались от республиканских общественных организаций. И хотя эти выборы проходили при отсутствии полноценных политических партий, они придали необратимость процессам трансформации тоталитарной системы. Российский исследователь, президент Московского центра изучения публичного права.  Куртов А. невысоко оценивает состояние проведения выборов этого года: «Выборы в Верховный Совет Казахской ССР состоялись 25 марта 1990 года. По формальному критерию они не были полностью альтернативными. Хотя в мажоритарных избирательных округах на 270 депутатских мест баллотировались 1 031 кандидат, однако 90 мандатов, выделенных для общественных организаций, соискали всего 165 кандидатов. Стоит отметить, что, так как законодательство не устанавливало жесткого требования альтернативности выборов, в ряде округов выборы все же были безальтернативными, причем во всех этих случаях речь шла об округах, где баллотировались высшие партийные сановники. Кроме того, в ситуациях, когда в округе баллотировался представитель номенклатуры, избирательная борьба носила чисто символический характер. Оппозиционные движения, только формировавшиеся в то время, не боролись за депутатские мандаты на этих выборах. Фактически на выборах шло публичное одобрение населением отобранных партийным аппаратом кандидатов из среды КПСС (почти 90 % кандидатов в народные депутаты являлись членами Коммунистической партии). Верховный Совет Казахской ССР двенадцатого созыва вобрал в себя, как и в советские времена, руководителей самых разных уровней. Назарбаеву не стоило никакого труда вскоре после выборов стать Председателем Верховного Совета, а уже 24 апреля того же года принимается Закон «Об учреждении поста Президента Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Казахской ССР. Согласно этому акту статья114 «1» прим. Конституции предусматривала избрание Президента на основе всеобщего и прямого избирательного права. Однако этот же закон содержал норму (IV), по которой первый Президент должен избираться Верховным Советом, а не на всеобщих выборах, причем сроком на 6 лет. После этого Верховный Совет в чисто советских традициях избирает Назарбаева Президентом. [18]. 
      Но все же, стоит признать, что Верховный Совет двенадцатого созыва сыграл особую роль в истории становления парламентаризма в Казахстане. Это нашло отражение в принятии ряда важнейших правовых актов, законодательном обеспечении политики государства в 90-х годах.  
24 апреля 1990 года Законом Казахской ССР «Об учреждении поста Президента Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Казахской ССР» был утвержден пост Президента Казахской ССР, и первым Президентом страны был избран Нурсултан Абишевич Назарбаев.  
25 октября 1990 года Верховный Совет Казахской ССР принимает Декларацию «О государственном суверенитете Казахской ССР», а 16 декабря 1991 года провозглашает государственную независимость Республики Казахстан. [19]. Своеобразными вехами демократических преобразований в Казахстане стали Указы Президента о запрещении ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, о мерах социальной помощи участникам Великой Отечественной войны и приравненных к ним граждан. Президиум Верховного Совета республики образовал специальную комиссию по окончательной оценке обстоятельств, связанных с событиями в г. Алма-Ате 17--18 декабря 1986 г. [20]

    Во втором периоде  развития многофункциональной структуры политической системы общества имеет место своеобразный всплеск общественной активности, ее высокая динамичность, становление новых организаций, распады, расколы, всевозможные реорганизации в общественных объединениях . Этому способствовала отмена на II съезде Народных депутатов СССР в 1990 году статьи 6 Конституции СССР, закреплявшей однопартийность политической системы и доминирования КПСС.  Такой шаг устранил имевшие место препятствия на пути институционализации политических структур и провозгласил разрешительную политику государства по отношению к многопартийной системе и плюралистическому обществу.

Появление различных по своей направленности социальных инициатив, вызванных включением значительного числа граждан в политическую жизнь, а также многообразие их интересов, предопределило возникновение историко-просветительных, национально-культурных, миротворческих, антивоенных, экологических и других движений и течений.

  Хоть еще и в обществе, по словам президента Назарбаева Н.А. «люди испытывали симптомы социальных болезней переходного периода - социальную депрессию и апатию, психологическую напряженность людей, [21]

Процесс возникновения многочисленных добровольных объединений граждан, в свою очередь, стимулировал создание соответствующей законодательной базы. В Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР, принятой Верховным Советом Казахской ССР 25 октября 1990 года, провозглашалось идеологическое и политическое многообразие в республике, которое создало правовые предпосылки институционализации многопартийности и таким образом начался и процесс генезиса избирательной системы. [22].

 Таким образом, к началу 1991 года можно отметить появление спектра общественно-политических объединений, для которых главной становится борьба за мобилизацию собственных ресурсов, массовую поддержку населением своих идей и действий, такой этап можно назвать  поиском оптимальной для тех условий избирательной системы.

Начало среднего периода развития избирательной системы совпадает с обретением независимости государством.

Казахстанский исследователь Сапаргалиев Г., размышляя о данном периоде в истории Казахстана пишет: «в тот период развитие получают партии и движения, выдвинувшие на первый план этнические ценности, тем самым, способствуя этнополитической дифференциации части казахстанского населения. Значительное влияние в этот период национально-демократических организаций способствовало борьбе за придание государственного статуса казахскому языку. В этом контексте представляется объективным отдать должное партии Народный Конгресс Казахстана, Гражданскому движению Казахстана "Азат", Международному антиядерному движению "Невада-Семипалатинск" и целому ряду других, которые, благодаря своим простым и понятным лозунгам и призывам, отвечающим интересам большинства населения, способствовали обретению Казахстаном государственного суверенитета. Ставя своими главными программными целями и задачами возрождение казахского народа, полноценное развитие всех национально-этнических групп Казахстана, объединение национально-патриотических сил для создания правового и многопартийного общества, независимого государства на основе общедемократических ценностей, существующие в рассматриваемый период общественно-политические организации выступали с альтернативными официальным законопроектам по гражданству, миграции, Конституции, участвовали в антиядерном движении и т. д.

Информация о работе Особенности развития избирательной системы в Республике Казахстан