Особенности развития избирательной системы в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 19:45, курсовая работа

Описание работы

Актуальность и недостаточная исследованность проблемы, неоднозначность понимания среди политологов, правоведов, социологов сущности избирательной деятельности продиктовали выбор темы настоящей работы.
Ее главной целью является исследование роли и места избирательной системы применительно к современным казахстанским условиям с учетом тенденций мировой практики.
Исходя из состояния изученности проблемы основные задачи, вытекающие из цели исследования, заключаются в следующем:
выявление закономерностей формирования и институционализации избирательной системы в политической системе страны
изучение и анализ избирательной системы, ее влияния на процесс демократизации общества;
изучение особенностей институционализации избирательной системы в общетеоретическом русле и избирательной системы Казахстана и факторов, ее обуславливающих;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3-5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.
1.1.Определение избирательной системы, ее значение
и принципы функционирования…………………………………..…6-8
1.2. Элементы и типология избирательных систем, проблемы
развития и обновления………………………………………...…….8-14

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В СОВРЕМЕННОМ КАЗАХСТАНЕ.
2.1. Этапы становления избирательной системы в Казахстане……………………………………………………………………15- 33
2.2. Проблемы и перспективы в развитии избирательной системы в Республике Казахстан…………………………………………………33- 40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………41-42

Файлы: 1 файл

особенности развития избирательной системы в современном Казахстане.doc

— 498.52 Кб (Скачать файл)

30 августа 1995 года Н. Назарбаев подвел официальные итоги обсуждения проекта Конституции. По его словам, за месяц состоялось 33 тыс. коллективных обсуждения проекта, в которых приняло участие 3 млн. человек. Внесено 30 тыс. предложений, в результате в проект внесено 1100 поправок. Изменилось 55 статей их 99 и появился новый раздел - "Конституционный Совет", согласно которому не предусматривалось существование Конституционного суда в судебной системе Казахстана.

30 августа 1995 года состоялся республиканский референдум по проекту новой Конституции. Часть оппозиционных партий и движений призвали население бойкотировать референдум. По официальным данным, в референдуме приняло участие свыше 90% граждан, имеющих право голоса. За принятие Конституции проголосовало 89%, против почти 10% из участвовавших в голосовании. [36]

1 сентября 1995 года, в резиденции Президента, состоялась торжественная церемония официального представления новой Конституции. 30 августа был объявлен государственным праздником - Днем Конституции.

2 декабря 1995 года состоялись выборы в новый Парламент Казахстана, второй с момента обретения независимости. Политический состав: ПНЕК - 24; Демократическая партия - 12; Крестьянский союз 7; Федерация профсоюзов - 5; Союз молодежи - 3; Инженерная академия - 5; КПК - 2; НКК - 1; Народно-кооперативная партия - 1;  Партия возрождения Казахстана - 1; Невада - Семей - 1; Союз предпринимателей - 1. Зимой 1996 года Парламент приступил к работе.

В четвертом этапе развития государственности в законодательную базу избирательной системы были внесены существенные коррективы. В мае 1998 года были внесены изменения в Указ о выборах, согласно которым к выборам не допускались кандидаты, которые в течение года перед регистрацией получили незначительное административное взыскание "за умышленное правонарушение".

В октябре 1998 г. Парламент принял 19 поправок к действующей Конституции и к Указу Президента РК "О выборах в Республике Казахстан". Парламентом были назначены досрочные президентские выборы на 10 января 1999 г. Главным аргументом стало то, что досрочные президентские выборы необходимы в связи с резким ухудшением экономического и политического положения в России, которое может негативно сказаться на экономической и внутриполитической ситуации в Казахстане.

В связи с этим утверждалось, что в условиях надвигающегося экономического кризиса требуются особые меры по сохранению политической стабильности, а это связывалось с личностью действующего Президента.

Следующая поправка продлила срок президентских полномочий до семи лет вместо пяти. Был снят также верхний предел возрастного ценза для кандидатов в Президенты. Другая поправка отменила необходимость участия в выборах, чтобы они были признаны состоявшимися, не менее 50% избирателей.

На звание кандидата в Президенты Республики Казахстан претендовало шесть человек: Н. Назарбаев - действующий Президент, А. Кажегельдин - бывший Премьер-министр, Э. Габбасов, депутат Сената, С. Абдильдин, председатель Компартии Казахстана, Ж. Базильбаев, вице-президент АО НТЦ " Мунай", Г. Касымов - председатель Таможенного комитета. После длительной судебной тяжбы А. Кажегельдину было отказано в регистрации кандидатом в президенты, как не соответствующему требованиям Закона о выборах, так как он был привлечен судом к административной ответственности. Ж. Базильбаев снял свою кандидатуру.

В январе 1999 годы выборы были проведены. По официальным данным, за Э. Габбасова проголосовали менее 1% избирателей, за С. Абдильдина - около 12% избирателей, за Г. Касымова - более 4%, за Н. Назарбаева - около 80%.

Оценки прошедших президентских выборов были традиционно противоположными. По сообщению Центризбиркома, выборы были, безусловно, демократическими.

ОБСЕ отказалась направить наблюдателей на президентские выборы в Казахстане после того, как к участию в них не допустили основного соперника Н. Назарбаева экс-премьера А. Кажегельдина. По оценке ОБСЕ выборы Президента в Казахстане не соответствовали международным стандартам. [37]

В мае 1999 в Казахстане были внесены очередные изменения в законодательство о выборах, существенно изменившие законодательную базу избирательной системы. Законом была предусмотрена новая, смешанная избирательная система, согласно которой 10 мест в Парламенте распределялись на основе пропорционального партийного представительства, а на оставшиеся 67 мест делегаты избирались по одномандатным избирательным округам.

10 октября 1999 года состоялись выборы в Парламент республики по новой, смешенной избирательной системе. По 67 одномандатным округам было зарегистрировано 547 кандидатов на выборы в Мажилис, из них: 80 (14.6%) кандидатов, выдвинутых общественными организациями; 113 (20.7%) кандидатов, выдвинутых политическими партиями; 354 (64.7%) кандидата, которые выдвинули себя сами.

Все политические партии, имеющие право на представление партийных списков для предвыборной борьбы за 10 мест в Мажилисе, представили свои списки. Больше всего было зарегистрировано кандидатов от партии "Отан" - 18 человек, 10 - от Демократической партии Казахстана "Азамат", от Гражданской партии - 9.

Кандидатами в депутаты Сената Парламента зарегистрированы 29 граждан, 21 из них выдвинут на сессиях маслихатов, в порядке самовыдвижения - 10. На мандаты депутатов в маслихаты страны претендовали 7146 соискателей. Выборы проходили в два тура.

Оценки прошедших выборов, были, как это уже не раз было в новейшей истории Казахстана, диаметрально противоположными.

В октябре 1999 года Центральная Избирательная Комиссия Казахстана подвела официальные итоги голосования, согласно которым в республике прошли безусловно демократичные выборы депутатов Парламента страны по  смешанной схеме, которая предоставила политическим партиям возможность избираться в Парламент по партийным спискам на основе пропорционального представительства. 
.   По итогам голосования, десять "партийных" депутатских мандатов в Мажилисе распределились следующим образом: Республиканская партия "Отан" получила 4 мандата, а Коммунистическая, Аграрная и Гражданская партии - по 2 мандата каждая. В трех округах выборы были признаны недействительными, там были допущены серьезные нарушения Конституции.

Миссия ОБСЕ по наблюдению за парламентскими выборами в Казахстане опубликовала отчет, в котором подготовка, ход и подведение итогов выборов подверглись критике. Иностранные наблюдатели пришли к выводу, что особенно серьезной проблемой парламентских выборов 1999 года стали широко распространенные злоупотребления во время подсчета голосов. Допущенные в ходе предвыборной кампании, выборов и подсчета голосов нарушения определялись экспертами ОБСЕ следующим образом:

1. Неправомерное вмешательство исполнительной власти в ход выборов;

2. Нечестная предвыборная кампания партий, поддерживаемых властями;

3. Угрозы административного и судебного преследования средств массовой информации;

4. Поддержка избирательными комиссиями кандидатов от " партий власти";

5. Искусственно созданные затруднения и запугивание во время предвыборной кампании оппозиционных партий и кандидатов. [38]

ОБСЕ пришла к выводу, что, выборы депутатов Мажилиса, хоть и явились пробным шагом на пути к соответствию международным стандартам и существенно отличались от предыдущих выборов в лучшую сторону, тем не менее, были далеки от требований ОБСЕ. Эти требования всеобщих, равных, честных, тайных, свободных, открытых и подотчетных выборов были серьезно нарушены повсеместным вмешательством исполнительной власти в избирательный процесс.

В июле 2000 года вступил в силу Конституционный Закон "О Первом Президенте Республики Казахстан", который усиливал неприкосновенность и исключал привлечение к ответственности Н. Назарбаева после прекращения им полномочий (кроме случая государственной измены).

В августе 2005 года состоялись выборы 16 сенаторов, избранных в сентябре 1999 года на шестилетний срок.  
           Выборы в Мажилис Парламента Республики Казахстан третьего созыва состоялись в сентябре 2004 года. В выборах на получение 77 депутатских мандатов принимали участие 12 политических партий, из них 4 - в составе двух избирательных блоков. 
В итоге 67 депутатов были избраны по одномандатным территориальным избирательным округам, образованным с учетом административно-территориального деления Республики с примерно равной численностью избирателей. 
           10 депутатов были избраны на основе партийных списков по системе пропорционального представительства и по территории единого общенационального избирательного округа. Из них 7 депутатов от Республиканской политической партии «Отан», по одному от  Республиканской партии «Асар», Демократической партии «Ак жол» и избирательного блока «АИСТ» (Аграрно-индустриальный союз трудящихся) Аграрной и Гражданской партий Казахстана. 
 Из общего числа избранных парламентариев 59 депутатов были выдвинуты политическими партиями: Республиканской политической партией «Отан» - 42, избирательным блоком «АИСТ» - 11, Республиканской партией «Асар» - 4, Демократической партией «Ак жол» - 1, Демократической партией Казахстана - 1. Самовыдвиженцы - 18 депутатов.

       В декабре 2005 года  состоялись выборы Президента Республики Казахстан. Назарбаев получил безговорочную поддержку.  Кандидатами на пост Президента Казахстана были: действующий Президент страны Нурсултан Назарбаев, лидер движения «За справедливый Казахстан» Жармахан Туякбай, председатель Демократической партии Казахстана «Ак жол» Алихан Байменов, депутат Мажилиса Ерасыл Абылкасымов и лидер экологической организации «Табигат» Мэлс Елеусизов.

Согласно постановлению Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан от 6 декабря 2005 года № 54/109 избранным на должность Президента Республики Казахстан стал Нурсултан Абишевич Назарбаев, набравший 91,15 % голосов избирателей. [39]

Впервые в истории выборов Президента Казахстана были проведены теледебаты в прямом эфире, в которых приняли участие все кандидаты за исключением Нурсултана Назарбаева.

По мнению казахстанских политологов:  "Проведенная в мае 2007 года конституционная реформа стала логичным этапом эволюции генезиса политической системы страны.  Введение практически полностью пропорциональной системы выборов в Мажилис кардинально изменило избирательную систему и усилило значение политических партий в обществе." [40] 
           Немаловажным фактором укрепления общественных отношений в рамках конституционной реформы, несомненно, становится внедрение в избирательную систему Казахстана принципа представительства членов Ассамблеи народа Казахстана. Кроме того, наделение Парламента Республики Казахстан важными полномочиями по контролю за деятельностью исполнительной власти увеличило политический вес и авторитет Парламента в триединой структуре государственной власти. 
         Основываясь на данных конституционных поправках, был изменен и дополнен   Конституционный закон «О выборах в РК», на основе которого 18 и 20 августа 2007 года были проведены выборы в Мажилис четвертого созыва по партийному списку и от Ассамблеи народа Казахстана. 
В Мажилис Парламента были избраны 107 депутатов, из них 98 депутатов избраны на основе партийных списков по системе пропорционального представительства, 9 депутатов от Ассамблеи народа Казахстана. Все 98 депутатов являются членами партии «Нур Отан».  
          С учетом вновь назначенных сенаторов в августе 2007 года в Сенате Парламента осуществляют свою деятельность 47 депутатов. 4 октября 2008 года должны состояться перевыборы депутатов Сената избранных в 2002 году.  
От созыва к созыву совершенствуя законодательную практику и методы отражения и представительства народных интересов, депутаты всех четырех созывов внесли свой уникальный вклад в строительство системы парламентаризма. 
        « Следует отметить, что наиболее уникальный шанс поднять на новую высоту понятие «парламентаризм» выпал на долю депутатов последнего созыва, так как благодаря конституционной реформе 2007 года, они получили очень важные инструменты влияния на государственную политику - ряд контрольных полномочий по отношению к исполнительной власти и право согласования высших должностных лиц государства.  
Данные обстоятельства позволяют с уверенностью сказать, что парламентаризм на данном этапе вступил в новый период своего развития, качественно отличного от предшествующих этапов. И это стало новым свидетельством позитивной динамики его институциализации и признаком зрелости казахстанской демократии.» сказано на сайте института парламентаризма  [41]

Нельзя не отметить тот факт, что именно Президент сыграл огромную  роль в генезисе избирательной системы в Казахстане. Государством выработана законодательная и нормативная база для проведения выборов и осуществления деятельности политических партий различного типа.  Вместе с тем, выступление ведущих ученых-правоведов страны обусловили усиления главного требования к проведени выборов - признание главенства законов и прерогативы демократического приницпа при проведении выборов.  По этому поводу Президент Н.А.Назарбаев, на встрече с иностранными дипломатами, отметил: «Демократизация политической жизни - один из главных принципов стратегии развития Казахстана. Со своей стороны твердо заявляю, что Казахстан не допустит деятельности на своей территории каких-либо незаконных общественных, религиозных или любых других объединений» [42].

Также ярким примером достижений Казахстана в этом направлений, значения института президентской власти и личных заслуг самого президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева можно считать присуждение ему в декабре 1999 г. в США диплома международного фонда избирательных систем «За выдающийся вклад в продвижение демократии».

Как видим из вышеизложенного материала, эволюция внутриполитического процесса происходящего в республике доказывает, что в республике сложилась основа для образования механизма саморегуляции общества, выражающаяся в формировании инструментов обратной связи государства и общества, учета разнообразных политических интересов   через систему демократических выборов.

Теоретическое осмысление избирательных процессов и поиск ответа на злободневные вопросы представляются жизненно важными, ибо движение по пути прогресса не состоится, если политическая система останется архаичной и не будет постоянно отзываться своим измененным идейно-мастным потенциалом на потребности реформирования общества.  В этой связи стоит особо изучить нынешной состояние, выявить проблемы и тенденции развития избирательной системы.

 

 

2.2.  Состояние и перспективы развития избирательной системы в Республике Казахстан.

В Республике Казахстан после обретения независимости первоочередными задачами стали строительство правового, демократического государства, формирование институтов гражданского общества и демократической избирательной системы. В настоящее время продолжается процесс ломки старых общественных и государственных структур и создание новых, соответствующих уровню и потребностям современного этапа развития демократии. Естественно, что проводимые в стране реформы, означающие переход общества в новое качественное состояние, ничуть не убавляют число острых и проблемных вопросов, а, наоборот, порождают новые [43].

Информация о работе Особенности развития избирательной системы в Республике Казахстан