Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 20:04, курсовая работа
Цель курсовой работы: выявить основные причины, предпосылки и закономерности возникновения государства и права.
Для достижения цели мы ставим следующие задачи:
1. рассмотреть основные теории происхождения государства и права;
2. дать характеристику первобытного общества;
Введение 3
Глава 1. Возникновение государства и права как естественноисторический процесс 5
1.1. Причины и формы возникновения государства 5
1.2. Общая характеристика теорий происхождение государства и права 7
Глава 2. Оценка различных путей возникновения государства и права 18
2.1. Восточный (азиатский) путь возникновения государства 18
2.2. Западный путь возникновения государства 23
2.3. Теория возникновения права 27
2.4. Общие закономерности возникновения государства и права 31
Заключение 37
Список использованных нормативно – правовых актов и научной литературы 39
Таким образом, следует, что государство возникло по образу и подобию Царства Божьего на земле. Тем самым обожествлялась государственная власть [10, с.14].
Ирригационная теория выдвинута К. Виттфогелем. В наше время, она основывается на исторических фактах. В Древнем Египте и некоторых других государствах регионов с жарким климатом при переходе на оседлое земледелие возникла необходимость ирригационных работ, они были сложными и трудоёмкими, требовали умелой организации, её стали осуществлять специальные организаторы, которые впоследствии и образовали государственный аппарат. Теория является локальной и может объяснить процесс происхождения государства лишь в некоторых регионах [10, с.15].
Патриархальная теория. Эта теория также возникла в древности: ее основателем был Аристотель (III в. до н. э.), однако подобные идеи высказывались и в сравнительно недавние времена (Фильмер, Михайловский и др.) [17, с.29].
Смысл этой теории в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства - монархом. Его власть, таким образом, - это продолжение власти отца, монарх же, является отцом всех своих подданных. Из патриархальной теории (как и из теологической) естественно вытекает вывод о необходимости для всех людей, подчиняться государственной власти и ее законам [17, с.29].
Основные положения патриархальной
теории убедительно опровергаются современной
наукой. Нет ни одного исторического свидетельства
подобного способа возникновения госуд
Психологическая теория. Представителями
этой теории, возникшей также в XIX в. были
Г. Тард, Л. И . Петражицкий и др. Они объясняли появление
государства и права проявл
Естественно, что социальные закономерности реализуются через человеческое поведение, деятельность. Поэтому свойства человеческой психики оказывают определенное влияние на реализацию этих закономерностей.
Но, с одной стороны, это влияние не является решающим, а с другой - сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий. Поэтому именно эти условия и должны учитываться в первую очередь [16, с.36].
Историко-материалистическая теория. Возникновение этой теории обычно связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, нередко забывая их предшественников, таких, как Л. Морган.
Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного
развития первобытного общества, развития,
прежде всего экономического, которое
не только обеспечивает материальные
условия возникновения госуд
Историко-материалистическая
концепция включает два подхода.
Один из них, господствовавший в советской
науке, решающую роль отводил возникновению классо
Второй подход исходит
из того, что в результате экономического
развития усложняются само общество,
его производительная и распр
Именно историко-
Марксистская теория. Ее основатели К. Маркс и Ф. Энгельс, а основной постулат: история человечества - история классовой борьбы.
Суть теории: право является возведенной в закон волей господствующего класса, его орудием, применяемым для подавления класса угнетенного. Право - ничто без аппарата насилия. Право полностью обусловлено экономическими условиями жизни общества, именно общественное бытие определяет общественное сознание, т.е. производство материальных благ детерминирует социальные, политические, правовые и духовные процессы жизни человека [18, с.24].
При оценке этой теории следует иметь ввиду следующую позитивную характеристику: подход к появлению права как явлению рожденному потребностями материальной жизни, т.е. принцип историзма. Экономика действительно существенный фактор в процессе происхождения права. кроме того, право как средство социального регулирования приходит на смену обычаям в обществе, разделенном на классы и социальные группы, где конфликты - также явление объективное.
И в то же время следует признать, что экономический фактор не единственная причина, породившая правовой процесс в истории человечества. Оценка классовой борьбы не может быть только позитивной. Несомненно это катализатор социального прогресса, но это одновременно и фактор, способствующий истощению, уничтожению ресурсов общества, необходимых для прогресса. В праве выражается не только воля господствующего класса, но и общая воля людей. Недостаток этой теории и в том, что она способствует формированию фатальной веры в повторяющиеся циклы истории. Скорее всего, это ошибочно, поскольку история никогда не повторяется таким же образом, на протяжении своего развития право играет все большую роль в улучшении человеческой жизни.
Теория насилия. Эта
теория также возникла в XIX в. Ее представителями
были Л. Гумилович, К. Каутский, Е. Дюринг и др. Они объясняли возникновение гос
Оценивая эту теорию, следует отметить следующее.
Для того чтобы могло возникнуть государство , необходим такой уровень экономического
развития общества, который позволил бы
содержать государственный аппарат. Если
этот уровень не достигнут, то никакие
завоевания сами по себе не могут привести
к возникновению государства
Органическая теория. Эта теория возникла в XIX в. в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи высказывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платон (IV - III вв. до н. э.) сравнивали государство с организмом, а законы государства - с процессами человеческой психики [10, с.39].
Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали распространять биологические закономерности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т.п.) на социальные процессы. Представителями этой теории были Блюнчли, Г. Спенсер, Вормс, Прейс и др. В соответствии с органической теорией само человечество возникает как результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм - государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы - внешние (оборона, нападение) [10, с.39].
Некорректность органической теории происхождения государства и права определяется следующим. Все сущее имеет различные уровни проявления, бытия и жизнедеятельности. Развитие каждого уровня определяется свойственными этому уровню законами (квантовой и классической механики, химии, биологии и т.п.). И так же, как нельзя объяснить эволюцию животного мира исходя лишь из законов физики или химии, так невозможно распространять биологические законы на развитие человеческого общества.
Расовая теория. Эта теория берет свое начало еще в эпоху рабовладения, когда в целях оправдания существующего строя развивались идеи естественного деления населения в силу у прирожденных качеств на две породы людей - рабовладельцев и рабов.
Наибольшее развитие
и распространение расовая
Содержание расовой теории составляли развиваемые тезисы о физической и психологической неравноценности человеческих рас. Положения о решающем влиянии расовых различий на историю, культуру, государственный и общественный строй и о делении людей на высшую и низшую расы, из которых первые являются создателями цивилизации, и призваны господствовать в обществе и государстве. Вторые же не способны не только к созданию, но даже и к усвоению сформированной цивилизации. Их удел - слепое и беспрекословное повиновение. С помощью государства и права высшие расы должны господствовать над низшими [10, с.27].
У Ковкель Н.Ф. есть интересные рассуждения о таких теориях происхождения права, как примирительная и регулятивная. Рассмотрим коротко их суть.
Примирительная теория (Г. Берман, Э. Аннерс) наиболее популярна на Западе. Суть теории: право зародилось не для урегулирования отношений внутри рода, а для упорядочения отношений между родами. Конфликты между родами являлись делом обычным, поскольку у каждого рода были свои интересы (занять лучшее место на стоянке, использовать более выгодную территорию, приобрести большее число женщин), которые вступали в противоречие с интересами других.
В результате таких конфликтов происходило физическое истребление членов рода, формировалась готовность и потребность к возмездию, выразившиеся в институте кровной мести. Это ослабляло род, делало его неконкурентноспособным. Для сохранения людей в роде, а в конечном счете для сохранения рода как такового, необходимо было договариваться с другими родами о примирении. Так возникло примирительное право . Нанесение телесного повреждения, захват имущества рода, неисполнение договора обмена - все это сначала было поводом для кровной мести, а затем, после заключения договоров о примирении - для денежных взысканий в виде штрафов. Возникла целая система правил примирения, которые передавались из поколения в поколение сначала в устной форме, а затем в форме законодательство, т.е. в форме провозглашения этих правил примирения от имени государства с его возможностью применения санкций [9, с.7].
Эта теория возникновения права
Недостатки теории состоят в узком понимании права, поскольку скорее всего, право возникло не только для примирения, но и для регулирования других сторон общественной жизни, например правила создания запасов продуктов на случай неурожая, правила распределения продуктов из-за их ограниченности. Оно явилось формой не только примирения, но и предупреждения конфликтов. В Спарте, например, устанавливались правила, предусматривающие, когда и в каком возрасте детей отдавать на воспитание с тем, чтобы в случае военной угрозы они смогли дать отпор завоевателям.
Регулятивная теория распространена в азиатских странах, в России.
Суть теории: право возникает для установления и поддержания единого порядка для всей страны. Сначала это правила распределения территорий при вынужденной передислокации народа, определение порядка использования водоемов, правил захоронения, запреты инцестов, правила охоты, сбора плодов, запреты убийств, колдовства, воровства, увода чужих жен. Затем, с развитием производства устанавливаются правила в отношении разделения труда, распределения созданного продукта, в сфере взаимопомощи (толока), строительства крупных ирригационных и оборонительных сооружений (поголовное или подворное участие). Наконец, когда производство перешло на новый уровень и обмен продуктов стал носить массовый характер - началось регулирование меры весов, установление денежной системы, стали договариваться о справедливых ценах на товары. Появляются правила мореплавания, нормы цехового права. Постепенно все сферы жизни человека регулируются правом все в большем объеме [9, с.8].
Ценность этой теории
состоит в том, что она согласуется
с ходом исторического
Информация о работе Особенности возникновения государства и права