Особенности возникновения государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 20:04, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: выявить основные причины, предпосылки и закономерности возникновения государства и права.
Для достижения цели мы ставим следующие задачи:
1. рассмотреть основные теории происхождения государства и права;
2. дать характеристику первобытного общества;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Возникновение государства и права как естественноисторический процесс 5
1.1. Причины и формы возникновения государства 5
1.2. Общая характеристика теорий происхождение государства и права 7
Глава 2. Оценка различных путей возникновения государства и права 18
2.1. Восточный (азиатский) путь возникновения государства 18
2.2. Западный путь возникновения государства 23
2.3. Теория возникновения права 27
2.4. Общие закономерности возникновения государства и права 31
Заключение 37
Список использованных нормативно – правовых актов и научной литературы 39

Файлы: 1 файл

Возникновение государства и права (курсовая).doc

— 592.50 Кб (Скачать файл)

Недостатком этой теории следует считать ее максимализм. Право может только то, что может. Властеотношения, объективные законы экономического развития, поведение человека - сферы, где регулятивные возможности права далеко не безграничны даже сегодня. Наконец, право не единственное средство регулирования общественных отношений. Обычаи - в древности несли основную регулятивную функцию. Право  сначала в большей степени выполняло функцию охраны общества от посягательств. Эта теория забегающая вперед. Она приписывает  праву  свойства, которые оно приобретает на более поздних ступенях своего развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Оценка различных путей  возникновения   государства и права

2.1. Восточный (азиатский) путь  возникновения   государства

 

Самые древние  государства  возникли около 5 тыс. лет назад в долинах крупных рек: Нила, Тигра  и  Евфрата, Инда, Ганга, Яндзы  и  др., т.е.  в зонах поливного земледелия, которое позволило за счет повышения урожайности резко – в десятки раз – повысить производительность труда. Именно там впервые были созданы условия для  возникновения  государственности: появилась материальная возможность содержать ничего не производящий, но необходимый для успешного развития общества аппарат управления. Поливное земледелие требовало огромных по объему работ: строительства каналов, дамб, водоподъемников и других ирригационных сооружений, поддержания их в рабочем состоянии, расширения ирригационной сети и т.п. Все это определяло прежде всего необходимость объединения общин под единым началом и централизованного управления, поскольку объем общественных работ существенно превышал возможности отдельных родоплеменных образований. Вместе с тем все это обусловило сохранение сельскохозяйственных общин и соответственно общественной формы собственности на основное средство производства – землю.

В это время наряду с развитием экономики происходят и социальные изменения. Поскольку, как и прежде, все произведенное  обобществляется, а затем перераспределяется, и это перераспределение осуществляется вождями и старейшинами (к которым позднее присоединяются служители культа), то именно в их руках оседает и скапливается общественное достояние. Возникают родоплеменная знать и такое социальное явление, как «власть-собственность», суть которого в распоряжении общественной собственностью в силу нахождения на определенной должности (оставляя должность, человек теряет эту «собственность»). Наряду с этим в связи со специализацией управления и повышением его роли постепенно увеличивается доля родоплеменной знати при распределении общественного продукта. Управлять становится выгодным. А поскольку наряду с зависимостью всех от вождей и старейшин «по должности» появляется и экономическая зависимость, то продолжающая существовать «выборность» этих лиц становится все более формальной. Это приводит к дальнейшему закреплению должностей за определенными лицами, а потом к появлению наследования должностей.

Постепенно родоплеменная  знать превращается в обособленную социальную группу (класс, сословие, касту), осуществляющую управление, которая все более отделяется от остальных членов общества, приобретает собственные, не совпадающие с обществом интересы.

Такой (восточный, или  азиатский) путь формирования государственности  отличался прежде всего тем, что  политическое господство возникло на основе отправления какой-либо общественной функции, общественной должности. В рамках общины основным назначением власти становилось и управление особыми резервными фондами, в которых концентрировалась большая часть общественного избыточного продукта. Это привело к выделению внутри общины особой группы должностных лиц, выполняющих функции общинных администраторов, казначеев, контролеров  и  т.п. Нередко административные функции совмещались с культовыми, что придавало им особый авторитет. Извлекая из своего положения ряд выгод  и  преимуществ, общинные администраторы оказывались заинтересованными в закреплении за собой этого статуса, стремились сделать свои должности наследственными. В той мере, в какой им это удавалось, общинное «чиновничество» постепенно превращалось в привилегированную замкнутую социальную прослойку – важнейший элемент складывающегося аппарата государственной власти. Следовательно, одной из главных предпосылок как государствообразования, так  и  образования классов «по восточному типу» было использование властвующими слоями  и  группами сложившегося аппарата управления, контроля над экономическими, политическими  и  военными функциями. [6,с.119]

Административно-государственные  структуры, появление которых жестко обусловливалось экономической необходностью, складываются прежде, чем возникает частная собственность (главным образом на землю). На протяжении веков деспотическое  государство  было не только орудием классового господства, но  и  само служило источником классообразования,  возникновения  различных привилегированных групп  и  слоев. На Востоке узурпировались не сами средства производства, а управление ими.

Экономика основывалась на государственной и общественной формах собственности. Существовала там  и частная собственность –  верхушка государственного аппарата имела дворцы, драгоценности, рабов, однако она (частная собственность) не оказывала существенного влияния на экономику: решающий вклад в общественное производство вносился трудом «свободных» общинников. Помимо всего, «частный» характер этой собственности был весьма условен, поскольку свою должность чиновник терял обычно вместе с имуществом, а нередко и вместе с головой.

Не оказывала серьезного влияния на экономику и частная  собственность других групп: купцов и городских ремесленников. Во-первых, она, как и ее владельцы, находилась в безраздельной власти монарха. Во-вторых, она также не играла решающей и даже важной роли: собственность купцов была связана со сферой не производства, а распределения, ремесленники же, проживающие в городах, вносили в общественное производство заметно меньший вклад, чем общины, тем более что в состав последних входило немало ремесленников.

Постепенно, по мере роста  масштабов кооперации коллективной трудовой деятельности, зародившиеся еще в родоплеменных коллективах «зачатки государственной власти» превращаются в органы управления и господства над суммами общин, которые в зависимости от широты экономических целей складываются в микро- или макрогосударства, объединяемые силой централизованной власти. В этих регионах, как уже говорилось, она приобретает деспотический характер. Авторитет ее был достаточно высок в силу ряда причин: достижения в хозяйственной деятельности объяснялись исключительно ее способностями к организации, стремлением и умением действовать в общесоциальных, надгрупповых целях; принуждение также окрашивалось идеологически (прежде всего в религиозных формах – сакрализация власти): «власть от Бога», правитель является носителем и выразителем «Божьей благодати», посредником между Богом и людьми.

В результате возникает  структура, сходная с пирамидой: наверху (вместо вождя) – неограниченный монарх, деспот; ниже (вместо совета старейшин  и вождей) – его ближайшие советники, визири; далее – чиновники более  низкого ранга и т.д., а в  основании пирамиды – сельскохозяйственные общины, постепенно потерявшие родовой характер. Основное средство производства – земля – формально находится в собственности общин, и общинники считаются свободными, однако фактически, реально все стало государственной собственностью, включая личность и жизнь всех подданных, которые оказались в безраздельной власти государства, олицетворенного в бюрократически-чиновничьем аппарате во главе с абсолютным монархом.

Восточные государства  в некоторых своих чертах существенно  отличались друг от друга. В одних, как в Китае, рабство носило домашний, семейный характер. В других, как в Египте, было много рабов, которые наряду с общинниками вносили значительный вклад в экономику. Однако, в отличие от европейского, античного рабства, основанного на частной собственности, в Египте рабы в подавляющем большинстве были собственностью  государства (фараона) или храмов.

Вместе с тем все  восточные  государства  имели  много общего в главном. Все они  были абсолютными монархиями, деспотиями; обладали мощным чиновничьим аппаратом; в основе их экономики лежала государственная форма собственности на основные средства производства («власть-собственность»), а частная собственность имела второстепенное значение.

Восточный путь  возникновения   государства  представлял собой плавный переход, перерастание первобытного, родоплеменного общества в государство. Основными причинами появления государства здесь были:

– потребность в осуществлении  масштабных ирригационных работ  в связи с развитием поливного  земледелия;

– необходимость объединения в этих целях значительных масс людей  и  больших территорий;

– необходимость единого, централизованного руководства  этими массами.

Государственный аппарат  возник из аппарата управления родоплеменными объединениями. Выделяясь из общества, государственный аппарат становился во многом противоположным ему по своим интересам, постепенно обособлялся от остального общества, превращался в господствующий класс, эксплуатирующий труд общинников.

Следует указать  и  на то, что восточное общество было застойным, стагнационным: на протяжении веков, а иногда  и  тысячелетий, оно практически не развивалось. Так,  государство  в Китае возникло на несколько веков раньше, чем в Европе (в Греции  и  Риме). Хотя в Китае имели место существенные социальные потрясения (иностранные завоевания, крестьянские восстания, в том числе  и  победоносные  и  т.п.), однако они приводили лишь к смене царствующих династий, само же общество вплоть до начала XX в. оставалось в основном неизменным.

Свои  особенности  имело формирование  государств  в Африке. Современная африканистика отмечает несовпадение во времени процессов государствогенеза и классогенеза. В ряде регионов в результате специфического сочетания внутренних  и внешних факторов происходила монополизация общественной функции  и  лишь затем намечалось складывание классов, политогенез обгонял классогенез. Этот период существенно отличался как от организации власти в племенных объединениях (вождество), так  и  от зрелого  государства , что послужило основанием для выделения нового этапа становления государственности – эпохи раннего  государства . Исследователи указывают на некоторые  особенности  раннего  государства  Африки, отличающие его от государства «восточной деспотии»: верховная власть была не наследственной, а выборно-наследственной, система управления строилась на геронтократическом принципе для нижних уровней, на аристократическом (меритократическом) – для более высоких. Кроме того, правители ранних  государств  Африки были связаны системой ограничений: в передвижении, в контактах с населением, что вытекало из представлений об их сакральности; в принятии важнейших решений, т.к.  существовал известный противовес их власти в лице совета из представителей родовой знати. В целом же  и в этом регионе земного шара процесс монополизации функции общественного управления общинной верхушкой, т.е.  зарождение  государства, при отсутствии частной собственности на основное средство производства  и  разделения общества на классы являлся типичным, определяющим в становлении государственности, естественный ход которого был нарушен в результате колонизации материка.

2.2. Западный путь  возникновения   государства

 

В отличие от восточного пути, имевшего универсальный характер, западный путь был явлением своего рода уникальным, скорее, исключением из общего правила. Однако надо иметь в виду, что именно западное общество стало «локомотивом истории», именно европейские государства в короткий исторический срок обогнали значительно раньше возникшие восточные  и  в решающей степени определили весь ход человеческого прогресса. [19,с.104]

Ведущим государствообразующим  фактором на территории Европы было классовое  разделение общества. В свою очередь, это обусловливалось тем, что  здесь на стадии протогосударства (чифдома), формой которого была «военная демократия» происходило интенсивное формирование частной собственности на землю, а также на другие средства производства: скот, рабов.

В наиболее чистом виде это  можно наблюдать на примере Древних Афин, где государство развивалось, частью преобразуя органы родового строя, частью вытесняя их путем внедрения новых органов, заменив их постепенно государственными органами власти. Место «вооруженного народа» занимает вооруженная «публичная власть», уже не совпадающая с обществом, отчужденная от него и готовая выступить против народа.

Уже на раннем этапе разложения общинного строя наблюдается  экономическое неравенство: у аристократов (героев, бази-левсов, которых Гомер  называл «жирными») земельных наделов, рабов, скота, орудий труда больше, чем у рядовых общинников. Наряду с рабством, носившим преимущественно патриархальный характер, когда рабы использовались в качестве домашней прислуги и не были основной производительной силой, появляются наемный труд, батрачество безнадельных общинников. По мере развития частной собственности растет влияние экономически сильной группы, которая стремится ослабить роль народного собрания, базилевса (выступавшего военоначальни-ком, верховным жрецом, верховным судьей)  и  передать власть своим представителям.

Трения между наследственной аристократией  и  массами, принимавшие порой весьма острые формы, отягощались борьбой за власть другой группы обладателей частной собственности, нажитой морским грабежом  и  торговлей. В конечном счете наиболее богатые собственники  и начали занимать ответственные государственные должности – господство родовой знати было ликвидировано.

Следовательно, для генезиса Афинского  государства  характерно то, что оно возникало непосредственно  и  прежде всего из классовых антагонизмов. Постепенно формируемая частная собственность стала базой, фундаментом для утверждения экономического господства имущих классов. В свою очередь, это позволило овладеть институтами публичной власти  и  использовать их для защиты своих интересов. В литературе Афины нередко называются классической формой  возникновения  государственности.

Информация о работе Особенности возникновения государства и права