Особенности возникновения государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 20:04, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: выявить основные причины, предпосылки и закономерности возникновения государства и права.
Для достижения цели мы ставим следующие задачи:
1. рассмотреть основные теории происхождения государства и права;
2. дать характеристику первобытного общества;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Возникновение государства и права как естественноисторический процесс 5
1.1. Причины и формы возникновения государства 5
1.2. Общая характеристика теорий происхождение государства и права 7
Глава 2. Оценка различных путей возникновения государства и права 18
2.1. Восточный (азиатский) путь возникновения государства 18
2.2. Западный путь возникновения государства 23
2.3. Теория возникновения права 27
2.4. Общие закономерности возникновения государства и права 31
Заключение 37
Список использованных нормативно – правовых актов и научной литературы 39

Файлы: 1 файл

Возникновение государства и права (курсовая).doc

— 592.50 Кб (Скачать файл)

В Древней Спарте  особенности   возникновения   государства  были обусловлены рядом иных обстоятельств: спартанская община завоевала соседние территории, население которых стало общинными (а не личными) рабами-илотами, численность которых многократно превышала численность спартанцев. Необходимость руководить ими  и  держать в повиновении потребовала создания новых органов власти, нового аппарата. Вместе с тем стремление не допустить имущественного неравенства (а следовательно, и социальной напряженности) среди «коренных» спартанцев, недопущение в этих целях частной собственности на рабов и на землю, которая, оставаясь в государственной собственности, делилась на равные участки по числу полноправных жителей, постоянная угроза восстания илотов и другие обстоятельства привели к тому, что Спарта стала аристократической республикой с весьма жесткими, даже террористическими методами управления и сохранившимися значительными пережитками первобытно-общинного строя. Жесткость режима, проводившего линию на уравнительность, способствовала как бы консервации существовавших порядков, не давала возникнуть той социальной силе, которая могла бы ускорить ликвидацию остатков родоплеменной организции.

В Риме процесс формирования классов и государства в силу ряда причин тормозился и переходный к государству период растянулся на столетия. В длившейся 200 лет борьбе между двумя группами свободных  членов римского родоплеменного общества плебеи вырывали у патрициев одну уступку за другой. В результате этих побед общественная организация Рима стала обладать значительной демократичностью. К примеру, утвердилось равноправие всех свободных граждан, закрепился принцип, согласно которому всякий гражданин был одновременно земледельцем и воином, установилось и весомое социально-политическое значение сельской общины, которая всегда оставалась собственником общинной земли. Все это замедляло развитие имущественного и социального неравенства в среде свободных граждан и формирование частной собственности как важного фактора классообразования.

Положение качественно  изменилось лишь к концу II в. до н. э. с началом массового обезземеливания  крестьян-общинников. С другой стороны, в результате непрекращающихся завоеваний в городах и сельских местностях скапливается такая масса рабов, что римская семья, которая традиционно выполняла децентрализованно функцию подавления и удержания и повиновения несвободных, оказалась не в состоянии ее осуществлять. (Между II в. до н. э. и II в. н. э. из 60–70 миллионов населения всей Римской империи полноправных свободных граждан насчитывалось не более 2 миллионов человек – около 3%.) В конце концов, необходимость умерять столкновения различных социальных групп необъятной империи и удерживать в повиновении подвластные и зависимые эксплуатируемые народы, привела во II в. до н. э. к созданию мощной государственной машины. [7,с.166]

Итак, в главном и  основном процесс государствообразования в Риме был таким же, как и  в Афинах. Разложение родоплеменного строя шло тем же путем, что и в Греции. Так же, как и в Греции, экономически сильная группа постепенно захватила власть, формируя выгодные ей органы. Однако в Риме в эти процессы решительно вмешалась третья группа населения – плебеи. Представители пришлых племен, лично свободные, не связанные с римским родом, они обладали торговым и промышленным богатством. Экономическое могущество плебеев возросло. Их длительная борьба против патрициев – родовой римской аристократии, – развернувшаяся в связи с укреплением частной собственности и углублением имущественной дифференциации, наложилась на процесс классообразования в римском обществе, стимулировала разложение родоплеменного строя, явилась своего рода катализатором хода образования государства.

Несколько иным путем шло становление Франкского государства. Германские племена долгое время служили поставщиками рабов для могучего соседа – Рима. Если само положение Греции и Рима способствовало ускоренной ломке патриархального строя, то эти же естественные условия в Германии до определенного момента создавали возможности для некоторого развития производительных сил в рамках родового общества, тогда как рабовладение, в том виде, как оно существовало в Средиземноморье, было экономически даже невыгодно. Разорявшиеся общинники попадали в зависимость от богатых, а не в рабство, что способствовало длительному сохранению коллективной формы хозяйствования. Военные потребности, а также полукочевое земледелие способствовали сохранению коллективной формы общественно-хозяйственной организации, в которой рабам просто не могло быть места. Поэтому там имущественная дифференциация  и  социальное расслоение привели постепенно к формированию протофеодального общества.

Завоевание франками значительных территорий Римской империи, с одной стороны, со всей очевидностью показало неспособность родоплеменного строя обеспечить господство на них, а это подстегнуло образование государства раннефеодального типа. С другой стороны, это завоевание разрушило рабовладельческие порядки  и  ускорило переход к феодализму на земле некогда могущественной Римской империи. [15,с.100]

Данный пример  возникновения  феодального  государства  из первобытно-общинного  строя не является чем-то исключительным. Таким путем шло развитие  и  многих других  государств  на территории Европы (в Древней Руси, Ирландии  и  др.).

2.3  Теория возникновения   права

 

Необходимым условием существования  любого общества является регулирование  отношений его членов. Социальное регулирование бывает двух видов: нормативное  и  индивидуальное. Первое носит общий характер: нормы (правила) адресованы всем членам общества (или определенной его части) и не имеют конкретного адресата. Второе относится к конкретному субъекту, является индивидуальным приказом действовать соответствующим образом. Оба эти вида неразрывно связаны между собой. Нормативное регулирование в конечном итоге приводит к воздействию на конкретных индивидов, приобретает конкретного адресата. Индивидуальное же невозможно без общего, т.е.  нормативного, установления прав осуществляющего такое регулирование субъекта на подачу соответствующих команд.

Социальное регулирование  приходит в человеческое сообщество от далеких предков, а его развитие осуществляется вместе с развитием  человеческого общества. При первобытно-общинном строе основным регулятором общественных отношений были обычаи. Они закрепляли выработанные веками наиболее рациональные, полезные для общества варианты поведения в определенных ситуациях, передавались из поколения в поколение и отражали в равной степени интересы всех членов общества. Обычаи изменялись очень медленно, что вполне соответствовало темпам изменения самого общества, происходившим в тот период. В более позднее время появились тесно связанные с обычаями  и  отражавшие существовавшие в обществе представления о справедливости, добре  и  зле нормы общественной морали  и  религиозные догмы. Все эти нормы постепенно сливаются, чаще всего на основе религии, в единый нормативный комплекс, в единство, обеспечивающее достаточно полную регламентацию еще не очень сложных тогда общественных отношений. Такими обычаями, одобренными моралью  и  освещенными религией, были  и  существовавшие в первобытном социуме нормы, определяющие порядок обобществления добытого членами сообщества продукта  и  его последующего перераспределения (рецепроктность  и  редистрибуция), которые всеми воспринимались как не только правильные  и  безусловно справедливые, но  и  как единственно возможные.

Принятие существовавших норм поведения как «своих», безусловная  солидарность с ними была связана  и  с тем, что первобытный человек не отделал себя от общества, не мыслил себя отдельно от рода  и  племени.  И  поскольку все нормы расценивались как ниспосланные свыше, правильные, справедливые, то, естественно, у многих народов за содержанием этих норм, а нередко  и  за самими нормами  и  их совокупностью закрепились такие наименования как « право », «правда» – ius, righte, recht  и  т.п. (« право » – на латыни, английском, немецком, аналогичные наименования при  возникновении  правопонимания имели место во многих восточных языках. В этом смысле  право появилось раньше  государства,  и обеспечение его реализации, соблюдения всеми правовых предписаний было одной из причин  возникновения   государства.

Развитие превобытного общества, о котором говорилось выше, привело на определенном этапе к тому, что произошло его расслоение. Возникли либо особая социальная группа, составлявшая чиновничий государственный аппарат, который стал фактическим собственником средств производства, либо класс, обративший эти средства в частную собственность. В обоих случаях возникли социальное неравенство  и  эксплуатация человека человеком, иногда носящая замаскированный характер. Естественно, что для людей, поставленных в неравные условия распределения общественного продукта, передача общего достояния в руки узкого круга лиц перестала казаться справедливой. Участились нарушения таких обычаев, размывался, разрушался закрепленный ими  и  веками сохранявшийся неизменным порядок. Установленная обычаями форма общественных отношений пришла в противоречие с их изменившимся содержанием.

Людьми, более всего  заинтересованными в пресечении таких нарушений, были представители  формирующихся господствующих классов, социальных групп, в руках которых  находилась не только собственность (общественная или частная), но  и  публичная власть.  И  именно формирующийся государственный аппарат использовал эту власть для пресечения подобных нарушений  и  осуществления мер принуждения к лицам, их совершающим.[21,с.124]

Возникают, таким образом, ПРАВОВЫЕ ОБЫЧАИ, т.е.  такие обычаи, которые обеспечиваются  государством.

Следует указать на то, что процессы классообразования, формирования  государства   и   возникновения   права  протекают параллельно, они  подкрепляют друг друга.

Развитие общества с  появлением даже зачатков  государства  резко убыстряется,  и  скоро наступает момент, когда правовые обычаи не могут обеспечить регулирование социальных связей: они изменяются слишком медленно, не поспевая за темпами социального развития. Поэтому появляются новые источники, формы закрепления норм права: законы, юридические прецеденты, нормативные договоры.

Можно выделить два основных пути развития права. Там, где господствующее положение занимает государственная  собственность, основным источником, способом фиксации правовых норм становятся, как правило, сборники нравственно-религиозных положений (Поучение Птахотепа – в Древнем Египте, Законы Ману – в Индии, Коран – в мусульманских странах и т.п.). Зафиксированные в них нормы носят зачастую казуальный характер. Дополняются они, в случае необходимости, другими обычаями (например, адатами) и конкретными (ненормативными), но имеющими силу закона установлениями монарха или по его уполномочию – чиновниками государственного аппарата.

В обществе же, основанном на частной собственности, которая обусловливала необходимость равенства прав собственников, развивалось, как правило, более обширное, отличающееся более высокой степенью формализации и определенности законодательство, и прежде всего гражданское, регулирующее более сложную систему имущественных общественных отношений. В некоторых случаях достаточно древнее законодательство отличалось такой степенью совершенства, что пережило на многие века использовавший его народ и не потеряло значения и сегодня (например, частное римское право).

Но, так или иначе, в  любом государственно организованном обществе тем или иным способом нормы  права  возводятся в закон, освященный свыше, поддерживаемый  и  обеспечиваемый государством. Правовое регулирование  общественных отношений становится важнейшим методом государственного руководства обществом. Но в то же время возникает  и  противоречие между  правом   и  законом, поскольку последний перестает выражать всеобщую справедливость, отражает интересы только части,  и, как правило, меньшей части, общества.

2.4 Общие закономерности  возникновения   государства   и   права

 

Государственность приходит на смену родоплеменному строю, когда  первобытное равенство и историческая первичная общественная форма собственности  изживают себя и общество разделяется. Как мы выяснили, этому строю были присущи общественная власть и социальные нормы, регулировавшие поведение людей, но при отсутствии власти обособленного и как бы стоящего над обществом особого аппарата для принудительного воздействия. В управлении делами рода участвовали на основе равноправия все его взрослые члены. Все жизненно важные вопросы разрешались на общем собрании рода. Оно являлось и высшей судебной инстанцией.

Постепенно первобытные  коллективистские производственные отношения  стали видоизменяться и разрушаться. Три крупных общественных разделения труда (выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, обособление слоя людей, занятых в сфере обмена – торговли), а также постепенное совершенствование орудий труда и накопление опыта привели к такому росту производительности труда, когда начал создаваться значительный прибавочный продукт. С этого времени появилась объективная возможность обеспечить содержание большой группы людей, специализирующейся на выполнении каких-либо общественно значимых функций, группы, которая непосредственного участия в материальном производстве уже не принимает.

Прогрессирующее общественное разделение труда изменяет содержание и формы организации общественной жизни в семейных и родовых  общинах, во фратриях, куриях и племенах. Родоплеменная структура усложняется, постепенно начинает развиваться разделение социальных функций.

Например, в германских племенах во времена Цезаря и Тацита все их члены обрабатывали землю, пасли скот, участвовали в военных  походах, ходили на народные собрания. Позднее, к V–VI в. н. э., когда завоеватели-германцы расселились на обширных территориях, положение изменилось. Войны велись теперь где-то далеко, многие общинники не желали участвовать в дальних походах. Это вызвало численный рост дружины, занятой прежде всего войной. Увеличивалось число приближенных короля, среди них выделились служители культа – духовенство. Таким образом, общинники, которые раньше занимались всеми делами социума, силой обстоятельств понуждаются заниматься чем-то одним. Совмещение военных и хозяйственных функций становилось все менее возможным. В результате подобной специализации появилась значительная группа людей, которая не участвовала в создании материальных ценностей. Они воевали, выполняли судебные и полицейские функции, т.е.  все то, что присуще государству как воплощению уже не общественной, а государственной власти.

Информация о работе Особенности возникновения государства и права