Особенности возникновения государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 20:04, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: выявить основные причины, предпосылки и закономерности возникновения государства и права.
Для достижения цели мы ставим следующие задачи:
1. рассмотреть основные теории происхождения государства и права;
2. дать характеристику первобытного общества;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Возникновение государства и права как естественноисторический процесс 5
1.1. Причины и формы возникновения государства 5
1.2. Общая характеристика теорий происхождение государства и права 7
Глава 2. Оценка различных путей возникновения государства и права 18
2.1. Восточный (азиатский) путь возникновения государства 18
2.2. Западный путь возникновения государства 23
2.3. Теория возникновения права 27
2.4. Общие закономерности возникновения государства и права 31
Заключение 37
Список использованных нормативно – правовых актов и научной литературы 39

Файлы: 1 файл

Возникновение государства и права (курсовая).doc

— 592.50 Кб (Скачать файл)

Все большее удаление родоплеменных структур от первоначального  равенства стимулировалось также  развивающимся процессом концентрации богатства, его накоплением в узком привилегированном слое, что в конце концов привело к появлению частной собственности или «власти-собственности», а на их основе – к эксплуатации человека человеком.

Переход от первобытно-общинного  строя к государственно организованному  обществу сопровождался образованием территориальной общины и развитием центров племенной жизни – укрепленных городов. Состав территориальной общины определялся уже не родственными отношениями, а расселением в одной местности, соседством. С этого момента территория стала важным фактором в процессе формирования государственности.

Чем отличается государство  от органов управления первобытного общества? Можно указать следующие  признаки государства.

1. Наличие отделенной  от общества публичной власти. Публичная власть существовала и в первобытном обществе, но она' выражала интересы всего общества и не была отделена от него. В ее осуществлении участвовали все. В любом же государстве власть реально осуществляется государственным аппаратом, который отделен от остального общества. Во-первых, он представляет собой особую группу людей, которая занимается исключительно управлением и не участвует непосредственно в общественном производстве. Во-вторых, этот аппарат чаще всего выражает в первую очередь интересы не всего общества, а определенной его части (класса, социальной группы и т.п.), а нередко и самого себя.

2. Разделение населения  на территории. В отличие от  первобытного общества, в котором  все его члены делились в  зависимости от принадлежности  к роду, племени, в условиях  государства население разделено по признаку проживания на определенной территории. Это связано как с необходимостью взимания налогов, так и с наилучшими условиями управления, поскольку разложение первобытно-общинного строя приводит к постоянным перемещениям людей.

Необходимо выделить и признаки государства, отличающие его от других, существующих в обществе организаций.

1. Государство – единственная  организация власти в масштабе  всей страны. Ни одна другая  организация (политическая, общественная  и  т.п.) не охватывает всего населения. Каждый человек уже в силу своего рождения устанавливает определенную связь с государством, становясь его гражданином или подданным,  и  обретает, с одной стороны, обязанность подчиняться государственно-властным велениям, а с другой –  право на покровительство и защиту государства.

2. Государство обладает  суверенитетом, как внешним, т.е.  независимостью от других государств  в международных отношениях, так   и  внутренним – независимостью  от всякой иной власти внутри  страны, верховенством по отношению к любым другим организациям.

3. Наличие специального  аппарата принуждения. Только  государство  включает такие  структуры, как суд, прокуратура,  органы внутренних дел  и   т.п.,  и  материальные придатки (армия, тюрьмы  и  проч.), которые  обеспечивают реализацию государственных решений, в том числе по необходимости  и  принудительными средствами.

4. Только  государство   имеет  право  издавать обязательные  для всеобщего исполнения нормативные  акты: законы, указы, постановления   и  т.п.

Имея в виду указанные признаки  государства , следует рассматривать и основные закономерности его возникновения , общие для любого региона, для любой исторической эпохи.

 Государство  возникает  как закономерный, объективно обусловленный  результат естественного развития первобытного общества. Это развитие включает в себя ряд направлений,  и  прежде всего совершенствование экономики, связанное с ростом производительности труда и появлением избыточного продукта, укрупнение организационных структур общества, специализация управления, а также изменения в нормативном регулировании, отражающие объективные процессы. Эти направления развития общества взаимосвязаны  и  взаимообусловлены: экономическое развитие определяет возможность укрупнения общественных структур  и  специализации управления, а те, в свою очередь, способствуют дальнейшему росту производства. Нормативное же регулирование отражает происходящие изменения  и  в определенной степени способствует совершенствованию общественных отношений  и  закреплению тех, которые выгодны для общества или господствующей верхушки.

Параллельно с указанными процессами идет классообразование, которое  принимает различные формы в  зависимости от возникающего способа  производства, от получающих господство форм собственности на землю – государственной или частной.

 Государство  может  возникнуть только тогда, когда  общество достигло определенного  уровня экономического развития, который позволяет содержать  государственный аппарат. Поэтому  не случайно, что первоначально   государства  возникают в эпоху бронзы, а в Южной Европе – позднее, в эпоху железа.

Пути  возникновения   государства  (западный или восточный) в решающей степени зависят от того, произошло ли разложение сельской общины или она сохранилась, что  в свою очередь определялось теми конкретными условиями, в которых находилось общественное производство. Так, необходимость ирригационных работ обусловливала сохранение общин  и  общественных форм собственности на землю. Это в конечном итоге приводило к фактическому появлению единой государственной собственности, и возникало азиатское государство. Разложение же общин определялось возможностью успешной обработки земли одной семьей и влекло появление частной собственности. Возникало западное (рабовладельческое или феодальное) государство.

Государственный аппарат  сформировался из аппарата управления первобытного общества. Поэтому власть неизбежно оказывалась в руках  родоплеменной знати, из которой  образовывались либо обособленная социальная группа, клан, чиновническо-бюрократическая  структура, осуществлявшая эксплуатацию остального общества, либо верхушка господствующего класса, также эксплуатировавшая вместе с этим классом остальную часть общества.

Право  формировалось  одновременно  и  параллельно  с  государством  (а в определенном смысле  и  раньше  государства ). Их  возникновение  взаимосвязано  и  взаимозависимо. Каждый новый шаг в развитии  государства  приводил к дальнейшему развитию правовой системы,  и  наоборот.

Господствующая в обществе форма собственности на основные средства производства самым существенным образом влияет на характер  и  содержание появляющихся  государств   и  правовых систем. Так, частная собственность делает необходимым создание механизмов, обеспечивающих согласование интересов  и  воли собственников. Отсюда республиканские формы правления  и  развитая рабовладельческая демократия, а также широкое законодательное регулирование общественных отношений в Афинах  и  Риме. Фактически государственная форма собственности на землю при общинном землепользовании в Китае, Индии  и  других азиатских  государствах  влекла  возникновение  деспотических, авторитарных систем, причем роль законов выполняли нравственно-религиозные догмы  и  правовые обычаи. Государственная собственность на землю, сочетающаяся с ее разделением между членами общественной элиты в Спарте, привела к существованию там аристократической республики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключении представим краткие выводы по данной работе.

Основными причинами  появления государства были следующие:

– необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением. Это усложнение, в свою очередь, было связано с развитием производства, появлением новых отраслей, разделением труда, изменением условий распределения общественного продукта, обособлением социальных структур, их укрупнением, ростом численности населения, проживающего на определенной территории  и  т.п. Старый аппарат управления не мог обеспечить успешного руководства этими процессами;

– необходимость организации  крупных общественных работ, объединения в этих целях больших масс людей. Это особенно проявлялось в тех регионах, где основой производства было поливное земледелие, которое требовало строительства каналов, водоподъемников, поддержания их в рабочем состоянии  и  т.п.;

– необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых. Происходившие при разложении первобытного общества процессы с неизбежностью приводили к разделению общества, к появлению богатых  и  бедных, к  возникновению  эксплуатации меньшинством большинства, а вместе с тем – к появлению социальных антагонизмов  и  сопротивления той части общества, которая подвергалась эксплуатации;

– необходимость поддержания  в обществе порядка, обеспечивающего  функционирование общественного производства, социальную устойчивость общества, его стабильность, в том числе и по отношению к внешнему воздействию соседних  государств  или племен. Это обеспечивалось, в частности, поддержанием правопорядка, применением различных мер, в том числе и принудительных, для того чтобы все члены общества соблюдали нормы зарождающегося  права, в том числе и те, которые воспринимались ими как не отвечающие их интересам, несправедливые;

– необходимость ведения  войн, как оборонительных, так и  захватнических. Происходившее накопление общественных богатств приводило к тому, что стало выгодным жить за счет грабежа соседей, захватывая ценности, скот, рабов, облагая соседей данью, порабощая их. В плане подготовки и ведения войн государство обладает значительно большими возможностями, чем первобытное общество. Поэтому появление какого-либо государства неизбежно приводило к тому, что его соседи порабощались или в свою очередь организовывались как государства.

В большинстве случаев  указанные выше причины действовали  совокупно, в различных сочетаниях. При этом в разных условиях (исторических, социальных, географических, природных, демографических  и  иных) главными, решающими могли становиться различные из указанных причин. Так, для большинства восточных  государств  наибольшее значение имела необходимость совершенствования управления  и  организации крупных общественных работ. Для  возникновения  Афинского  и  Римского  государств  значительно большую роль сыграли процессы классообразова-ния  и  необходимость в этой связи подавления эксплуатируемых классов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных нормативно – правовых актов и научной литературы

 

    1. Алексеев К. П., Першиц А. И. История первобытного общества. М., 2010.
    2. Андреев И. Л. Происхождение человека и общества. М., 2008.
    3. Библия. Книги священного писания ветхого и нового завета 1 и 2 частию. Л., 2010.
    4. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайского государства. М.: Наука, 2003. С. 3–57
    5. Государство и социальные структуры на древнем Востоке : [Сб. ст.] / АН СССР, Ин-т востоковедения; [Отв. ред. М. А. Дандамаев], М.: Наука, 2009..
    6. Гусейнов А. А. Понятие насилия и ненасилия. // Вопросы философии,. 2004. № 6.
    7. Деев Н. М. Государственность и экологическое развитие. // Политические проблемы теории государства. М., 2003.
    8. Дробышевский С. А. Политическая организация, право и доклассовое общество. // Правоведение,. 2008. № 5.
    9. Историческое и логическое в познании государства и права / [А. И. Королев, Д. И. Луковская, Л. С. Явич и др.]; Под ред. А. И. Королева; ЛГУ им. А. А. Жданова Л. : Изд-во ЛГУ, 2008
    10. Кашанина Т. В. Происхождение государства и права. М., 2009.
    11. Керимов Г. Шариат и его социальная сущность. М., 2003.
    12. Комаров С.А.. Общая теория государства и права: Учебник. 2008
    13. Косарев А. И. Происхождение и сущность государства. М., 2009.
    14. Монтескье Ш. О духе законов. М., 2005.
    15. Першиц А. И., Менгайт А. Л., Алексеев В. П. История первобытного общества. М., 2004.
    16. Ранние формы политической организации: от первобытности к государственности: [Сб. ст.] / Рос. АН, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера); [Отв. ред. и авт. предисл. В. А. Попов] М. : Изд. фирма «Вост. лит.», 2005
    17. Твердохлебов Г.А. Рождение правоотношений и государственной власти // Государственная власть и местное самоуправление. - М.: Юрист, 2011, № 5. - С. 45-48
    18. Теория государства и права. Часть. 1. Теория государства. М.: Юрист, 2005. С. 21–72
    19. Теория государства и права. М.: Юрист. Вып. 1. 2011, С. 22–86;
    20. Тураев Б. А. История Древнего Востока. М., 2005.
    21. Филиппов Г. Г. Социальная организация и политическая власть. М., 2005.

 

 


Информация о работе Особенности возникновения государства и права