Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2015 в 09:38, дипломная работа
Суверенитет, охрана прав и свобод граждан, защита основ конституционного строя и обеспечение правопорядка являются важными факторами нормального существования общества и функциональной обязанностью государства. Государственная правоохранительная функция реализуется системой правоохранительных органов, важное место в которой занимает полиция. В ходе проведения административной реформы с целью обеспечения доверия граждан, создания условий для защиты их прав и свобод, создания эффективных механизмов противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и общественной безопасности в 2011 году прошло реформирование органов внутренних дел и преобразование милиции в полицию.
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ 7
1.1 Правоохранительная деятельность: понятие, задачи и признаки …………………………………. 7
Основные направления (функции) правоохранительной деятельности 10
Система правоохранительных органов 12
РАЗДЕЛ 2 ПОЛИЦИЯ И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ . 18
Понятие и история становления полиции в Российской Федерации 18
Место полиции в системе правоохранительных органов Российской Федерации …………….. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
«ПОЛИЦИЯ В СИСТЕМЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
2015
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ 7
1.1 Правоохранительная деятельность: понятие, задачи и признаки …………………………………. 7
РАЗДЕЛ
2 ПОЛИЦИЯ И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ
ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ . 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ВВЕДЕНИЕ
Суверенитет, охрана прав и свобод граждан, защита основ конституционного строя и обеспечение правопорядка являются важными факторами нормального существования общества и функциональной обязанностью государства. Государственная правоохранительная функция реализуется системой правоохранительных органов, важное место в которой занимает полиция. В ходе проведения административной реформы с целью обеспечения доверия граждан, создания условий для защиты их прав и свобод, создания эффективных механизмов противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и общественной безопасности в 2011 году прошло реформирование органов внутренних дел и преобразование милиции в полицию.
Процесс реформирования предусматривал изменение законодательных и организационно-правовых основ функционирования полиции, изменение статуса ее органов и служащих, освобождение полиции от несвойственных ей функций и расширения полномочий, направленных на решение стоящих задач по охране правопорядка. Реформирование было нацелено на решение сложной социальной задачи - преодоление кризиса доверия общества, выработка новых организационно-правовых форм взаимодействия полиции и общества, обеспечение учета общественного мнения при оценке деятельности органов и служащих полиции, изменение системы отчетности и разработка современных показателей эффективности работы правоохранительных органов.
Реформирование
полиции повлекло изменение ее места и
роли в системе правоохранительных органов
Российской Федерации, внесло коррективы
в организационно-правовые формы ее деятельности
и взаимодействия с правоохранительными
органами и гражданским обществом. Отчасти
в создании современного правоохранительного
института - полиции нашли отражение процессы
интеграции сил правопорядка России в
мировое полицейское сообщество.
На современном этапе деятельность полиции в Российской Федерации связана с приоритетом прав и свобод личности, охраной и защитой жизни и здоровья, поддержанием правопорядка и законности, противодействию преступности. Все это требует исследования места полиции в системе иных правоохранительных органов, определение форм взаимодействия и сотрудничества указанных органов, объединенных едиными целями и схожими задачами. И именно этим и объясняется практическая и теоретическая значимость, а также актуальность выбранной темы исследования.
Изучению вопросов понятия «правоохранительных органов» и «правоохранительной деятельности», а также определения места и роли полиции в системе правоохранительных органов, посвятили свои труды такие ученые как: А.В. Борисов, А.Е. Скрипилев, В.В. Лысенко, С.В. Кодан, А.Я. Малыгин, М.И. Сизиков, И.Ю. Поляков, В.И. Власов, Н.Ф. Гончаров, Т.И. Желудкова, В.М. Курицын, И.И. Мушкет, Р.В. Нарбутов, О.А. Омельченко, В.П. Сальников, В.А. Шелкопляс, М. Шпилевский, Аврутин Ю.Е., Безденежных В.М., Веремеенко И.И., Еропкин М.И., Колодкин Л.М., Колонтаевский Ф.Е, Коренев А.П., Майдыков А.Ф., Серегин А.В., Соловей Ю.П. и другие.
Цель представленной работы состоит в обозначении понятий «правоохранительная деятельность», «правоохранительные органы», уточнении системы правоохранительных органов, определении места полиции в системе правоохранительных органов. Определение основных направлений в деятельности современной полиции.
Достижению поставленной цели способствовало решение в работе следующих основных задач:
1) Определение понятия, задач и признаков правоохранительной деятельности;
2) Определение основных направлений (функций) правоохранительной деятельности;
3) Обозначение системы правоохранительных органов;
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере организации и деятельности полиции, организации ее работы по защите прав и свобод граждан, противодействию преступности, охране собственности, обеспечению общественного порядка и безопасности в Российской Федерации.
Предметом исследования являются процессы реформирования и становления полиции, ее статус, роль и место в системе правоохранительных органов современной России, организационно-правовые формы взаимодействия с другими правоохранительными органами.
Основные методы, используемые в процессе исследования - это общенаучные методы; диалектико-материалистический метод; частно -научные; сравнительно-правовые, формально-юридические и другие. Познание структуры и деятельности полиции осуществляется и посредством историко-правового анализа.
Источниками права, анализируемыми в работе, стали Конституция Российской Федерации, федеральные законы, среди которых Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О полиции», указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативно-правовые акты МВД РФ, постановления ВС РФ и другие.
Практическая значимость состоит в том, что полученные в ходе исследования выводы можно использовать в качестве научно-методологической базы для законодательных органов при подготовке и создания действенной и унифицированной правовой базы для совершенствования деятельности полиции. Теоретические положения проведенного исследования могут служить дополнительным научным материалом в учебном процессе при изучении курсов «Правоохранительные органы», «Административное право», «Начальная профессиональная подготовка», «история правоохранительных органов», «Административная деятельность правоохранительных органов».
Структура работы определяется ее целями и задачами. Работа состоит из введения, двух разделов, разделенных на пять подразделов, заключения, списка используемой литературы.
РАЗДЕЛ 1 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
1.1 Правоохранительная
Деятельность государства многопланова, она направлена на решение проблем, связанных обеспечением функционирования экономики, осуществлением внешней политики, развитием науки, образования, поддержанием обороноспособности, обеспечением внутренней и внешней безопасности страны.
Однако, не смотря на многообразие направлений деятельности государства, все-таки центральное место в ней занимает выполнение задач по обеспечению законности и правопорядка, защите прав и свобод человека и гражданина, охране прав и законных интересов организаций, учреждений всех форм собственности, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Все эти положения находят закрепление и в Конституции Российской Федерации.
У каждого государственного органа есть определенный диапазон деятельности. Специально обеспечением законности и правопорядка, защиты прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступлениями и иными правонарушениями занимается также определенный круг органов. Такие органы принято именовать органы охраны общественного порядка. Понятия: «органы охраны общественного порядка» и «правоохранительные органы» близки по своему содержанию, однако не равнозначны1. Не все органы охраны общественного порядка можно считать правоохранительными. Равным образом среди правоохранительных, есть такие, которые не занимаются и не должны заниматься охраной общественного порядка или правопорядка в широком смысле этого слова.
Для того чтобы четко отграничивать два указанных понятия, необходимо усвоить суть критериев, которыми следовало бы руководствоваться при отнесении тех или иных государственных органов к числу правоохранительных, с этой целью весьма важно уяснить признаки деятельности, получившей в определенной мере условное наименование — «правоохранительная деятельность».
Термин «правоохранительная деятельность» вошел в юридический оборот в конце 50-х начала 60-х годов XX века. В действующем законодательстве четких указаний по этому поводу тоже нет.
В соответствии с существующими доктринальными разработками указанный вид государственной деятельности обладает рядом существенных признаков, к которым относятся:
4. Реализация
правоохранительной
Таким образом, понятие «правоохранительная деятельность» определяется, как государственная деятельность, которая осуществляется с целью охраны прав и законных интересов граждан, организаций и учреждений, специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка4.
Вопрос о задачах правоохранительной деятельности, как и вопрос о ее понятии и содержании, не нашел своего закрепления в законодательстве. Но это не значит, что у нее нет своих задач. Они есть, и о них можно судить по содержанию ряда законодательных актов, в которых в той или иной мере решаются вопросы организации и основ деятельности различных правоохранительных органов. Анализируя все законодательные акты, регулирующие деятельность правоохранительных органов, закрепляют, чтоосновными объектами, которые должны охраняться системой государственных органов, являются:
конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
По закону охрана названных ценностей возложена на все государственные органы, в том числе, естественно, и на правоохранительные.
Однако некоторые правоохранительные органы имеют свои, специфические задачи, например: для Конституционного суда Российской Федерации они свои, для органов внутренних дел свои и так далее. Кроме того, свои задачи существуют у конкретных направлений правоохранительной деятельности.
1.2 Основные направления (функции)
правоохранительной
Правоохранительная деятельность является многоплановой деятельностью, что проявляется в разнообразии конкретных направлений (функций) из которых она слагается.
К таким направлениям (функциям) относятся:
Каждое направление направлено на достижение определенных результатов:
- устранение нарушений предписаний Конституции РФ;
- справедливое разбирательство и разрешение гражданских и уголовных дел, производство по делам об административных правонарушениях;
- создание условий для нормальной деятельности судов;
- выявление и устранение нарушений закона с помощью средств прокурорского реагирования;
Информация о работе Полиция в системе правоохранительных органов РФ