Полиция в системе правоохранительных органов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2015 в 09:38, дипломная работа

Описание работы

Суверенитет, охрана прав и свобод граждан, защита основ конституционного строя и обеспечение правопорядка являются важными факторами нормального существования общества и функциональной обязанностью государства. Государственная правоохранительная функция реализуется системой правоохранительных органов, важное место в которой занимает полиция. В ходе проведения административной реформы с целью обеспечения доверия граждан, создания условий для защиты их прав и свобод, создания эффективных механизмов противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и общественной безопасности в 2011 году прошло реформирование органов внутренних дел и преобразование милиции в полицию.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

РАЗДЕЛ 1 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ 7
1.1 Правоохранительная деятельность: понятие, задачи и признаки …………………………………. 7
Основные направления (функции) правоохранительной деятельности 10
Система правоохранительных органов 12

РАЗДЕЛ 2 ПОЛИЦИЯ И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ . 18
Понятие и история становления полиции в Российской Федерации 18
Место полиции в системе правоохранительных органов Российской Федерации …………….. 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46

Файлы: 1 файл

ПОЛИЦИЯ В СИСТЕМЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 80.49 Кб (Скачать файл)

 

 

«ПОЛИЦИЯ В СИСТЕМЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

2015

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

 

РАЗДЕЛ 1 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ 7

1.1 Правоохранительная деятельность: понятие, задачи и признаки  …………………………………. 7

  1. Основные направления (функции) правоохранительной деятельности  10
  2. Система правоохранительных органов  12

 

РАЗДЕЛ 2 ПОЛИЦИЯ И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ 
ФЕДЕРАЦИИ .  18

  1. Понятие и история становления полиции в Российской Федерации  18
  2. Место полиции в системе правоохранительных органов Российской Федерации  …………….. 32

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Суверенитет, охрана прав и свобод граждан, защита основ конституционного строя и обеспечение правопорядка являются важными факторами нормального существования общества и функциональной обязанностью государства. Государственная правоохранительная функция реализуется системой правоохранительных органов, важное место в которой занимает полиция. В ходе проведения административной реформы с целью обеспечения доверия граждан, создания условий для защиты их прав и свобод, создания эффективных механизмов противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и общественной безопасности в 2011 году прошло реформирование органов внутренних дел и преобразование милиции в полицию.

Процесс реформирования предусматривал изменение законодательных и организационно-правовых основ функционирования полиции, изменение статуса ее органов и служащих, освобождение полиции от несвойственных ей функций и расширения полномочий, направленных на решение стоящих задач по охране правопорядка. Реформирование было нацелено на решение сложной социальной задачи - преодоление кризиса доверия общества, выработка новых организационно-правовых форм взаимодействия полиции и общества, обеспечение учета общественного мнения при оценке деятельности органов и служащих полиции, изменение системы отчетности и разработка современных показателей эффективности работы правоохранительных органов.

Реформирование полиции повлекло изменение ее места и роли в системе правоохранительных органов Российской Федерации, внесло коррективы в организационно-правовые формы ее деятельности и взаимодействия с правоохранительными органами и гражданским обществом. Отчасти в создании современного правоохранительного 
института - полиции нашли отражение процессы интеграции сил правопорядка России в мировое полицейское сообщество.

На современном этапе деятельность полиции в Российской Федерации связана с приоритетом прав и свобод личности, охраной и защитой жизни и здоровья, поддержанием правопорядка и законности, противодействию преступности. Все это требует исследования места полиции в системе иных правоохранительных органов, определение форм взаимодействия и сотрудничества указанных органов, объединенных едиными целями и схожими задачами. И именно этим и объясняется практическая и теоретическая значимость, а также актуальность выбранной темы исследования.

Изучению вопросов понятия «правоохранительных органов» и «правоохранительной деятельности», а также определения места и роли полиции в системе правоохранительных органов, посвятили свои труды такие ученые как: А.В. Борисов, А.Е. Скрипилев, В.В. Лысенко, С.В. Кодан, А.Я. Малыгин, М.И. Сизиков, И.Ю. Поляков, В.И. Власов, Н.Ф. Гончаров, Т.И. Желудкова, В.М. Курицын, И.И. Мушкет, Р.В. Нарбутов, О.А. Омельченко, В.П. Сальников, В.А. Шелкопляс, М. Шпилевский, Аврутин Ю.Е., Безденежных В.М., Веремеенко И.И., Еропкин М.И., Колодкин Л.М., Колонтаевский Ф.Е, Коренев А.П., Майдыков А.Ф., Серегин А.В., Соловей Ю.П. и другие.

Цель представленной работы состоит в обозначении понятий «правоохранительная деятельность», «правоохранительные органы», уточнении системы правоохранительных органов, определении места полиции в системе правоохранительных органов. Определение основных направлений в деятельности современной полиции.

Достижению поставленной цели способствовало решение в работе следующих основных задач:

 

1) Определение понятия, задач и признаков правоохранительной деятельности;

2) Определение основных направлений (функций) правоохранительной деятельности;

3) Обозначение системы правоохранительных органов;

  1. Уточнение понятия «полиция» и определение основных этапов становления полиции;
  2. Определение места полиции в системе правоохранительных органов.

Объектом исследования являются общественные отношения в сфере организации и деятельности полиции, организации ее работы по защите прав и свобод граждан, противодействию преступности, охране собственности, обеспечению общественного порядка и безопасности в Российской Федерации.

Предметом исследования являются процессы реформирования и становления полиции, ее статус, роль и место в системе правоохранительных органов современной России, организационно-правовые формы взаимодействия с другими правоохранительными органами.

Основные методы, используемые в процессе исследования - это общенаучные методы; диалектико-материалистический метод; частно -научные; сравнительно-правовые, формально-юридические и другие. Познание структуры и деятельности полиции осуществляется и посредством историко-правового анализа.

Источниками права, анализируемыми в работе, стали Конституция Российской Федерации, федеральные законы, среди которых Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О полиции», указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативно-правовые акты МВД РФ, постановления ВС РФ и другие.

 

Практическая значимость состоит в том, что полученные в ходе исследования выводы можно использовать в качестве научно-методологической базы для законодательных органов при подготовке и создания действенной и унифицированной правовой базы для совершенствования деятельности полиции. Теоретические положения проведенного исследования могут служить дополнительным научным материалом в учебном процессе при изучении курсов «Правоохранительные органы», «Административное право», «Начальная профессиональная подготовка», «история правоохранительных органов», «Административная деятельность правоохранительных органов».

Структура работы определяется ее целями и задачами. Работа состоит из введения, двух разделов, разделенных на пять подразделов, заключения, списка используемой литературы.

 

РАЗДЕЛ 1 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

 

1.1 Правоохранительная деятельность: понятие, задачи и признаки

 

Деятельность государства многопланова, она направлена на решение проблем, связанных обеспечением функционирования экономики, осуществлением внешней политики, развитием науки, образования, поддержанием обороноспособности, обеспечением внутренней и внешней безопасности страны.

Однако, не смотря на многообразие направлений деятельности государства, все-таки центральное место в ней занимает выполнение задач по обеспечению законности и правопорядка, защите прав и свобод человека и гражданина, охране прав и законных интересов организаций, учреждений всех форм собственности, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Все эти положения находят закрепление и в Конституции Российской Федерации.

У каждого государственного органа есть определенный диапазон деятельности. Специально обеспечением законности и правопорядка, защиты прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступлениями и иными правонарушениями занимается также определенный круг органов. Такие органы принято именовать органы охраны общественного порядка. Понятия: «органы охраны общественного порядка» и «правоохранительные органы» близки по своему содержанию, однако не равнозначны1. Не все органы охраны общественного порядка можно считать правоохранительными. Равным образом среди правоохранительных, есть такие, которые не занимаются и не должны заниматься охраной общественного порядка или правопорядка в широком смысле этого слова.

 

Для того чтобы четко отграничивать два указанных понятия, необходимо усвоить суть критериев, которыми следовало бы руководствоваться при отнесении тех или иных государственных органов к числу правоохранительных, с этой целью весьма важно уяснить признаки деятельности, получившей в определенной мере условное наименование — «правоохранительная деятельность».

Термин «правоохранительная деятельность» вошел в юридический оборот в конце 50-х начала 60-х годов XX века. В действующем законодательстве четких указаний по этому поводу тоже нет.

В соответствии с существующими доктринальными разработками указанный вид государственной деятельности обладает рядом существенных признаков, к которым относятся:

  1. Правоохранительная деятельность может осуществляться с помощью применения юридических мер воздействия. К ним относят меры государственного принуждения, взыскания, которые регламентированы действующим законодательством.
  2. Применяемые в ходе осуществления правоохранительной деятельности юридические меры воздействия должны строго соответствовать предписаниями закона2. Только норма закона могут служить основаниями применения конкретной меры воздействия и определять ее содержание. А государственный орган, который применяет такое воздействие, обязан строго выполнять соответствующие предписания.
  3. Правоохранительная деятельность реализуется в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур. Для принятия решения о применении или не применении юридических мер воздействия существуют законодательно установленные правила, которые подлежат 
    обязательному исполнению3. Нарушение указанных правил может повлечь за собой признание принятых решений незаконными и недействительными, а также иные негативные последствия.

4. Реализация  правоохранительной деятельности  возлагается на специально уполномоченные  органы. Организация и деятельность  таких органов регламентируется  в установленном законодательством  порядке, в том числе путем  установления особых процессуальных  правил для решения наиболее  ответственных вопросов.

Таким образом, понятие «правоохранительная деятельность» определяется, как государственная деятельность, которая осуществляется с целью охраны прав и законных интересов граждан, организаций и учреждений, специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка4.

Вопрос о задачах правоохранительной деятельности, как и вопрос о ее понятии и содержании, не нашел своего закрепления в законодательстве. Но это не значит, что у нее нет своих задач. Они есть, и о них можно судить по содержанию ряда законодательных актов, в которых в той или иной мере решаются вопросы организации и основ деятельности различных правоохранительных органов. Анализируя все законодательные акты, регулирующие деятельность правоохранительных органов, закрепляют, чтоосновными объектами, которые должны охраняться системой государственных органов, являются:

  • права и свободы личности;
  • материальные и духовные ценности общества;

конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

 

По закону охрана названных ценностей возложена на все государственные органы, в том числе, естественно, и на правоохранительные.

Однако некоторые правоохранительные органы имеют свои, специфические задачи, например: для Конституционного суда Российской Федерации они свои, для органов внутренних дел свои и так далее. Кроме того, свои задачи существуют у конкретных направлений правоохранительной деятельности.

 

 

1.2 Основные направления (функции) правоохранительной деятельности

 

Правоохранительная деятельность является многоплановой деятельностью, что проявляется в разнообразии конкретных направлений (функций) из которых она слагается.

К таким направлениям (функциям) относятся:

  • конституционный контроль;
  • правосудие;
  • организационное обеспечение деятельности судов;
  • прокурорский надзор;
  • выявление и расследование преступлений;
  • оказание юридической помощи.

Каждое направление направлено на достижение определенных результатов:

- устранение нарушений предписаний Конституции РФ;

- справедливое разбирательство и разрешение гражданских и уголовных дел, производство по делам об административных правонарушениях;

- создание условий для нормальной деятельности судов;

 

- выявление и устранение нарушений закона с помощью средств прокурорского реагирования;

  • раскрытие преступлений и изобличение лиц, виновных в их совершении, подготовка материалов для рассмотрения конкретных дел в суде;

Информация о работе Полиция в системе правоохранительных органов РФ