Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2015 в 09:38, дипломная работа
Суверенитет, охрана прав и свобод граждан, защита основ конституционного строя и обеспечение правопорядка являются важными факторами нормального существования общества и функциональной обязанностью государства. Государственная правоохранительная функция реализуется системой правоохранительных органов, важное место в которой занимает полиция. В ходе проведения административной реформы с целью обеспечения доверия граждан, создания условий для защиты их прав и свобод, создания эффективных механизмов противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и общественной безопасности в 2011 году прошло реформирование органов внутренних дел и преобразование милиции в полицию.
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ 7
1.1 Правоохранительная деятельность: понятие, задачи и признаки …………………………………. 7
Основные направления (функции) правоохранительной деятельности 10
Система правоохранительных органов 12
РАЗДЕЛ 2 ПОЛИЦИЯ И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ . 18
Понятие и история становления полиции в Российской Федерации 18
Место полиции в системе правоохранительных органов Российской Федерации …………….. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
- предоставление всем, кому это необходимо, возможности пользоваться квалифицированной юридической помощью, а равно оказание других юридических услуг.
Достижение указанных результатов обеспечивает выполнение упомянутых выше общих задач правоохранительной деятельности.
Все названные направления (функции) взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Однако подробнее хотелось бы остановиться на рассмотрении двух первостепенных направлений (функций) правоохранительной деятельности, к которым относятся: конституционный контроль и правосудие5. Реализация именно этих функций означает претворение в жизнь, того, что в наши дни называют судебной властью. Указанная ветвь государственной власти является неотъемлемой частью правового государства, на построение которого нацелено российское государство.
Правосудие — это функция правоохранительной деятельности, которая имеет прямое отношение к защите, восстановлению, обеспечению, реализации, осуществлению наиболее значительных прав и законных интересов человека и гражданина, государственных и негосударственных организаций, должностных лиц6. Реализации вышеуказанных задач, подчинено выполнение практически всех других правоохранительных функций.
Конституционный контроль также оказывает активное влияние на осуществление других направлений (функций) правоохранительной деятельности. Его реализация — это претворение в жизнь конституционных предписаний, в том числе тех, которые связаны с надлежащим осуществлением как правосудия, гарантиями его законности, обоснованности и справедливости, так и прокурорского надзора, организационного обеспечения деятельности судов, выявления и расследования преступлений, оказания юридической помощи7.
1.3 Система правоохранительных органов
Для осуществления правоохранительной деятельности создаются и функционируют специальные органы, которые соответственно получили название правоохранительные. На законодательном уровне не решен вопрос, как о понятии правоохранительной деятельности, так и о понятии правоохранительного органа, а так же их системе. В связи с этим на доктринальном уровне эти вопросы не получили однозначные ответы.
Одни ученые относят к правоохранительным органам те, которые непосредственно ведет борьбу с преступностью, другие к правоохранительным органам относят все, которые имеют целью защиту прав и законных интересов общества и государства и т.д.
С учетом сформулированного определения правоохранительной деятельности к правоохранительным органам можно отнести:
- судебные
органы, к которым можно отнести:
Конституционный суд
- органы юстиции, а также органы осуществляющие деятельность по исполнению судебных решений, к которым можно отнести: Министерство юстиции Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказания, Федеральная служба судебных приставов, Федеральная регистрационная служба;
- органы прокуратуры, в том числе Генеральная прокуратура Российской Федерации, территориальные прокуратуры, военная прокуратура;
- органы обеспечения охраны порядка, обеспечения безопасности, к которым можно отнести: Совет безопасности Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, органы внешней разведки, федеральные органы государственной охраны, налоговые и таможенные органы, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Министерство внутренних дел Российской Федерации, в том числе полиция и внутренние войска МВД РФ, Федеральная миграционная служба Российской Федерации;
- органы выявления и расследования преступлений, Следственный комитет;
Таким образом, правоохранительные органы - это специальные государственные органы, профессиональные объединения и особые физические лица, которые в силу закона обладают специфическими полномочиями по осуществлению правоохранительной деятельности.
В настоящее время в юридической литературе существуют споры по поводу отнесения нотариата, адвокатуры, частных детективных и охранных служб к правоохранительным органам.
Рассмотрим встречающиеся в литературе мнения по этому поводу. Некоторые авторы относят нотариат и адвокатуру к системе правоохранительных органов, признавая за ним самостоятельное место в их системе8. Например, И.М. Горбункова характеризует российский нотариат и адвокатуру, как основные правоохранительные органы, обеспечивающие законность9.
Выделяют два ключевых признака правоохранительных органов: - осуществление правоохраны исключительно государственными органами;
возможность принудительного (силового) осуществления законности.
Как отмечает В.М. Фокин, правоохранительные органы представляют собой «несколько групп государственных органов, которые по характеру установленных законом полномочий в осуществлении правоохранительной деятельности являются специализированными по охране прав и законных интересов личности, общества и государства либо выполняют правоохранительную функцию наряду с другими функциями»10.
О.А. Галустьян определяет правоохранительные органы как «органы государства, наделенные правами и обязанностями по осуществлению правоохраны путем специфических действий принудительного характера, проводимых в определенной процессуальной форме»11.
Можно встретить
определение правоохранительных органов
как «государственных органов и общественных
организаций, которые всей своей деятельностью
на основе закона, в соответствующих формах
и на демократических принципах призваны
обеспечить законность и
правопорядок, защиту прав и интересов
граждан, трудовых коллективов, общества
и государства, предупреждать и пресекать
правонарушения, применять государственное
принуждение или общественное воздействие
к лицам, нарушившим законность и правопорядок»12.
Признаками правоохранительного органа являются следующие:
- принудительный характер специфических действий правоохранительного органа;
- определенная процессуальная форма осуществления специфических действий.
Орган является
правоохранительным только при наличии
всей совокупности этих признаков. Основы
законодательства РФ о нотариате13 и Федеральный
закон «Об адвокатуре»14 определили
принцип самоуправления как основополагающий
принцип организации нотариальной палаты
и адвокатских образований. К тому же нотариат
и адвокатура не входят в систему государственных
органов. Поэтому сложно назвать нотариат
и адвокатуру правоохранительными органами
в полном объеме. Здесь также следует обратить
внимание на п «л» ст.72 Конституции РФ15. Его анализ
позволяет сказать о том, что нотариат,
наряду с адвокатурой не входит в состав
правоохранительных органов. Скорее можно
отнести нотариат и
адвокатуру к правозащитным, а не правоохранительным
органам. Отличие их выражается в отсутствии
у правозащитных органов метода принуждения
при осуществлении деятельности. Правоохранительные
институты от правозащитных следует отличать
как охранника и защитника, как правовую
охрану и защиту конкретных прав лица,
как охрану имущества и защиту прав на
данное имущество16.
Нотариальная и адвокатская деятельность непосредственно правоохранительной не являются. Однако ее наличие обеспечивает защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Правоохранительная деятельность нотариата и адвокатуры начинается тогда, когда граждане и юридические лица вынуждены обращаться в нотариальные конторы или к адвокатам для подтверждения или восстановления своих прав17.
Кроме того,
адвокатура, детективные и охранные предприятия
или частные лица не являются государственными
органами и не могут принимать государственно-значимые
решения. В своей деятельности они также
не могут применять меры принуждения,
поэтому говорить о них как о правоохранительных
органах будет не совсем верно. К тому
же, в Федеральном законе «О частной детективной
и охранной деятельности в Российской
Федерации»3 прямо указано, что граждане, осуществляющие
частную охранную и детективную деятельность,
не обладают статусом сотрудника правоохранительных
органов. Их основной задачей, как и всех
других правоохранительных органов, является
защита прав и интересов граждан и юридических
лиц. Они оказывают квалифицированную
юридическую помощь и осуществляют охранную
деятельность, что является
правоохранительной деятельностью. Объединяет
все правоохранительные органы то, что
деятельность каждого из них направлена
на защиту прав и законных интересов граждан,
юр лиц и государства в целом. Различаются
же они между собой конкретными задачами
и методами (способами) их решения, компетенцией.
Так, непосредственной задачей суда является
разрешение правовых споров, прокуратуры
- надзор за соблюдением Конституции и
исполнением законов, органов предварительного
расследования - расследование преступлений.
Решая эти конкретные задачи, данные органы
тем самым защищают нарушенные права и
законные интересы граждан, юридических
лиц и государства.
РАЗДЕЛ 2 ПОЛИЦИЯ И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Понятие и история становления полиции в Российской
Федерации
01 марта 2011 года в Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон № 3-ФЗ «О полиции»18.
Основной целью реформы стало - создание эффективной, модернизированной системы МВД России, как правоохранительной структуры имеющей высокий общественный статус19. Кроме того, создается современная нормативно-правовая база, которая определяет и организует работу новой правоохранительной структуры, приоритетным направлением которой стало обеспечение защиты законных интересов граждан и охрана правопорядка.
Термин «полиция» впервые вошел в словари в первой трети XVIII века, с включения его в словарь Вейсмана в 1731 года20. В России этот термин появился с начала XVIII века.
Истоки термина «полиция» восходят к немецкому polizei - «полиция», которое, в свою очередь происходит от латинского politia, что дословно означает - «государственное устройство, государство»21. Само же латинское слово politia имеет истоком греческое слово politeia - «государственные дела, форма правления, государство»5.
Исторически полиция появилась вместе с образованием государства и выступает, как главное орудие государственной власти.
В свое время Карл Маркс подчеркивал, что полиция является одним из наиболее рано обозначившихся признаков государства: например, в Древних Афинах «...публичная власть первоначально существовала только в качестве полиции, которая так же стара, как государство»22.
Возникновение в России самостоятельных специализированных полицейских органов было связано с преобразовательной деятельностью Петра I и рождением Российской империи. В 1718 году был издан указ об учреждении в Петербурге должности Генерал-полицмейстера, что свидетельствует о создании «регулярной» полиции.
Разумеется, полицейские функции в Русском государстве осуществлялись и ранее, однако до петровских реформ не было специальных полицейских учреждений, а их функции осуществлялись центральными и местными органами власти (приказами, воеводами). Деятельность таких органов регламентировалась Соборным Уложением 1649 года, Указными книгами приказов: Тайных дел, Земского, Разбойного, Холопьего и др., а также указами царя и Боярской думы23.
Главными задачами были:
3. Обеспечение санитарной и пожарной безопасности и другие.
Кроме того,
Петр I стремился контролировать каждый
шаг подчиненных, заставить их строго
подчиняться инструкциям и регламентам,
инструментом таких преобразований стала
именно полиция, которая
получила достаточно широкие полномочия.
Правовым регулятором деятельности вновь созданного государственного органа стал Регламент Главному магистрату 1721 года.
Полиция должна была осуществлять контроль над всеми сословиями, следить за соблюдением наследственного правового статуса: ведение предписанного образа жизни, ношение одежды, прически и т.д.
На службу в полицию призывались армейские офицеры, что определило ее военизированный характер. Те унтер-офицеры и солдаты, которые по возрасту и состоянию здоровья были непригодны для прохождения службы в полевых условиях, переводились для службы в полицию и именно из этих категорий формировались низшие полицейские чины24.
Информация о работе Полиция в системе правоохранительных органов РФ