Полиция в системе правоохранительных органов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2015 в 09:38, дипломная работа

Описание работы

Суверенитет, охрана прав и свобод граждан, защита основ конституционного строя и обеспечение правопорядка являются важными факторами нормального существования общества и функциональной обязанностью государства. Государственная правоохранительная функция реализуется системой правоохранительных органов, важное место в которой занимает полиция. В ходе проведения административной реформы с целью обеспечения доверия граждан, создания условий для защиты их прав и свобод, создания эффективных механизмов противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и общественной безопасности в 2011 году прошло реформирование органов внутренних дел и преобразование милиции в полицию.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

РАЗДЕЛ 1 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ 7
1.1 Правоохранительная деятельность: понятие, задачи и признаки …………………………………. 7
Основные направления (функции) правоохранительной деятельности 10
Система правоохранительных органов 12

РАЗДЕЛ 2 ПОЛИЦИЯ И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ . 18
Понятие и история становления полиции в Российской Федерации 18
Место полиции в системе правоохранительных органов Российской Федерации …………….. 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46

Файлы: 1 файл

ПОЛИЦИЯ В СИСТЕМЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 80.49 Кб (Скачать файл)

Однако, несмотря на это, штат полиции оставался малочисленным. В связи с этим была введена всеобщая повинность для населения, в целях осуществления функций охраны общественного порядка. Среди местного населения были призваны: по одному человеку с десяти дворов и по одному человеку со ста дворов, в качестве старшего над ними. Позже привлеченных к службе в полиции граждан из числа местного населения стали именовать «квартальными поручиками». Однако данная традиция была не нововведением, истоки привлечения населения к обеспечению охраны общественного порядка шла еще с истории Руси.

Специальные полицейские органы были учреждены только в столицах: в 1718 году в Петербурге, в 1721 году в Москве, а только с 1733 года в других городах административных центрах. В других районах функции, возложенные на полицию, исполнялись органами местного управления25.

Следующим этапом реформирования органов полиции, стала губернская реформа 1775 года, которая усилила местный аппарат управления. Связна она была с подавлением крестьянского восстания под 
предводительством Емельяна Пугачева. В основу расширения губерний, т.е. определения их оптимального размера, были положены «административно-полицейские соображения». Губернии были разукрупнены для удобства осуществления полицейского контроля за населением. В ходе реформы был создан новый специальный полицейский аппарат в уездах, который именовался нижний земский суд. Данный орган формировался из числа дворян, так как должностные лица уездной полиции избирались уездными дворянскими собраниями26. К таким должностным лицам относили: капитанов-исправников и земских заседателей.

Кроме того, расширились права губернаторов, которым были переданы в распоряжение гарнизонные военные команды, которые осуществляли ряд функций возложенных на полицию, например сыск беглых крестьян, их арест и другие.

В 1782 году реформируется городская полиция. В городах наконец-то учреждаются управы благочестия, а также принимается специальный Устав благочестия, который регулирует их деятельность27. Возглавляли вновь созданные органы: в Санкт-Петербурге - генерал-полицмейстер, в Москве -обер-полицмейстер, а в губернских и уездных городах - полицмейстер и городничий соответственно28.

Каждый город имел свое административное деление. Он делился на районы, а районы на кварталы. В районы назначались частные приставы со своими канцеляриями, а в кварталах полицейскую власть возглавляли квартальные надзиратели. Кроме того, полицейский штат по-прежнему продолжал формироваться из местного населения, которое выделяло в порядке повинности квартальных поручиков.

С появлением нового полицейского органа, расширились и полномочия полиции, к ним теперь стали относится:

 

1. Контроль за занятиями и доходами населения;

2. Разрешение на создание и контроль за деятельностью 
общественных организаций, обществ, товариществ, братства, религиозных 
сект и масонских лож;

3. Цензура за издательской деятельностью.

Однако, несмотря на все преобразования, полиция все еще оставалась децентрализованной, так как полицейские органы в губерниях полностью подчинялись губернаторам.

Правовыми основами деятельности являлись следующие нормативные акты: Регламент Главного магистрата 1721 года, Учреждение о губерниях 1775 года, Устав благочиния 1782 года. Главным направлением деятельности полиции с момента ее становления была борьба с преступностью29.

В это же время делаются попытки создания специализированных полицейских подразделений. В 1730 году создается Сыскной приказ, а в 1746 году Экспедиция для розысков по делам воров и разбойников при Петербургской полицмейстерской канцелярии, однако, в 1762 году данные учреждения были упразднены30.

В этот же период полиция получает разделение на полицию общую и политическую. Но если общая полиция была децентрализована, то политическая с момента ее создания была строго централизована и в своей деятельности подотчетна и подчинена непосредственно царю, а позднее императору.

К органам политической полиции относятся: Преображенский приказ и Тайная канцелярия. В 1729 году Преображенский приказ был ликвидирован, однако расследование политических преступлений не 
прекратилось, а перешло в ведение Верховного Тайного совета и Сената, которые контролировали Преображенский приказ до его ликвидации31.

В 1731 году Верховный тайный совет был ликвидирован, на смену ему была учреждена Особая канцелярия тайных розыскных дел, которая занималась расследованием политических дел.

Политический сыск был необходим для подавления недовольных народных масс, а также предотвращения дворцовых переворотов, которые были в этот период естественными при смене власти.

В 1762 году Канцелярия тайных розыскных дел была переименована в Тайную экспедицию, которая учреждена при Сенате и получила функции политического сыска. Вновь созданное учреждение возглавил генерал-прокурор, а в Москве - генерал-губернатор.

В конце XVIII века наметилась тенденция к централизации полиции и подчинению ее военным властям. В Петербург и Москву были назначены военные губернаторы, а в губернские города — военные коменданты, которым была подчинена полиция.

Так же существенно была реорганизована полиция в Санкт-Петербурге и Москве, деятельность которой регулировалась особыми правовыми актами: Устав столичного города Санкт-Петербург, учрежденный в 1798 году и Устав столичного города Москва, учрежденный в 1799 году. Численность полицейского аппарата существенно увеличена. Во главе полиции встал генерал-губернатор, который подчинялся непосредственно императору. Его заместителем и помощником являлся обер-полицмейстер. Должность частного пристава получила новое наименование - частный инспектор, руководящий полицейскими силами части города, которым в помощь назначены еще два офицера. В распоряжение квартальным унтер-инспекторам, или как раньше они назывались - квартальные надзиратели, были переданы два квартальных комиссара, контролирующие половину 
квартала. Кроме того, появилась новая должность - городовой в чине унтер- офицера. Городовые осуществляли дежурство в своих кварталах в особых полицейских будках, которые имели специальную окраску - косые белые и черные полосы. Именно, институт городовых был положен в основу патрульно-постовой службы полиции.

Следующим этапом реформы стало образование специальных следственных органов при городских правлениях, которые были выделены из полиции. Ранее расследование преступлений, по особому поручению полицмейстера, проводили частные приставы, околоточные надзиратели или чиновники полицмейстерской канцелярии. Кроме следствия, новые органы получили право судить за мелкие уголовные преступления и административные правонарушения и, именно поэтому в их состав были включены по два члена городских правлений и по два выборных от городского сословия32.

Последним этапом реформы стало создание отрядов особого назначения, которые предназначались для подавления массовых беспорядков, захвата вооруженных преступников и т.д. В такие отряды входили:

  • конные: четыре унтер-офицера и двадцать четыре драгуна;
  • пешие: четыре унтер-офицера и двадцать рядовых солдат33.

С 1785 года полиция получила право приводить в исполнение телесные наказания в отношении дворян.

В связи с увеличением расходов на содержание сформированной полиции в 1799 году полиция была переподчинена гражданским губернаторам, таким образом, был изменен порядок ее финансирования.

 

Некоторой демилитаризации полиции способствовали и иные факторы34. В 1802 году было учреждено Министерство внутренних дел, в котором сосредоточились все функции внутреннего управления. Надзирал за деятельностью этого министерства и всей полиции в целом министр юстиции35. Руководство деятельностью полиции на местах осуществляют губернаторы, которые подчиняются Министру внутренних дел и руководят охраной общественного порядка и борьбой с преступностью.

Таким образом, Министерство внутренних дел стало единым органом управления, а также осуществляло административный надзор за благоустройством и санитарным состоянием всей империи.

В 1811 году из Министерства внутренних дел выделяется специальное Министерство полиции, но, несмотря на это единого полицейского органа так и не было создано. Должностные лица полиции на местах подчинялись непосредственно губернаторам. В 1819 году Министерство полиции опять объединяется с Министерством внутренних дел36.

В уездах с 1837 года были учреждены должности становых приставов, которые подчинены исправникам, назначаемым правительством.

С 1801 года претерпела изменения политическая полиция, с изданием Манифеста об упразднении Тайной экспедиции и запрещении пыток. С этого момента расследование и рассмотрение политических дел предавалось Сенату, а также судам по уголовным делам и общей полиции. Позже с созданием Министерства внутренних дел в 1802 году дела по политическим обвинениям были переданы его канцелярии. Однако в 1805 году создается Особый секретный комитет, который в 1807 году преобразовывается в Комитет для рассмотрения дел по преступлениям, клонящимся к нарушению 
общего спокойствия, который только расследовал дела, а сыск был передан общей полиции.

В 1820 году образован еще один орган политической полиции -тайная полиция, которая осуществляла свои полномочия при штабе гвардейского корпуса лейб-гвардии Семеновского полка. Кроме того, существовали Комитет высшей полиции, Управления военных поселений и секретная часть петербургского градоначальства.

С 1826 года реорганизована политическая полиция. Принятым Указом создано III отделение «Собственной его Императорского Величества канцелярии», которая включила в себя и особенную канцелярию Министерства внутренних дел, руководитель которого был подчинен непосредственно императору37. В 1827 году в качестве исполнительного аппарата вновь созданного органа полиции образовался Корпус жандармов. Территория Российской империи с этого момента разделялась на пять жандармских округов, позднее их количество увеличено до семи. Жандармские дивизионы и команды располагались в Москве, Петербурге, а также в крупных портах и губернских городах.

Одним из приоритетных полномочий вновь созданного органа стала охрана государственной безопасности, в связи с чем, ему предоставлялось право сбора информации о противоправительственных организациях и тайных обществах, контроль за деятельностью и передвижению иностранцев.

Еще одним направлением деятельности III отделения становится борьба с фальшивомонетничеством, а также надзор за деятельностью государственного аппарата управления, включая составление статистических отчетов о их деятельности.

В составе Министерства внутренних дел образуется департамент духовных дел иностранных вероисповеданий, который позднее был преобразован в департамент духовных дел.

 

К ведению III отделения отнесена была и борьба с фальшивомонетничеством.

Общее руководство деятельностью местной полиции оставалось в ведении Министерства внутренних дел, в связи, с чем в его компетенцию входило определение штатов полицейского аппарата на местах, контроль за расходованием средств, а также назначение, увольнение и перемещение полицейских чиновников. Однако негласные ревизии и разбор материалов о злоупотреблениях чиновников местной полиции, проводимые специально созданным для этого подразделением Министерства внутренних дел, показали низкую эффективность деятельности полиции.

В 60—80-е годы XIX века начался новый виток реформирования системы полиции. Были проведены следующие меры:

  1. созданы единые уездные управления возглавляемые исправниками объединившие уездную полицию с полицией уездных городов;
  2. существенно изменен принцип комплектования полиции: введен принцип вольного найма на службу в полицию по контракту;
  3. введены социальные гарантии: увеличилось жалование, введены пенсии, награждения за выслугу и иные льготы;

4) функция проведения следствия передавалась судебным 
следователям, хозяйственные функции, благоустройство городов, 
продовольственное дело и контроль за состоянием дорог — земским и 
городским органам самоуправления;

5) расширен низовой аппарата полиции: учреждены должности 
участковых урядников, а также полицейский резерв в уездах; в городах увеличена численность околоточных надзирателей38.

В 1867 году введено Положение о корпусе жандармов, которым созданы управления жандармов в каждой губернии, вместо жандармских 
округов, включавших в свой состав не более 10 губерний. В 1871 году обязанность проведения дознания возлагалась на жандармские корпуса.

В 1880 году создается Верховная распорядительная комиссия, которой подчинены III отделение и корпус жандармов, МВД, генерал-губернаторы, даже военное ведомство, и, наконец, ему предоставлялось право «направлять» следствие. Позднее корпус жандармов был передан в состав МВД. Таким образом, в ведении МВД было сосредоточено руководство как политической, так и общей полицией39. В составе министерства для руководства политической полицией был учрежден департамент полиции государственной, который вскоре был объединен с департаментом полиции исполнительной в единый департамент полиции. Объединение всех полицейских служб под единым руководством дало свой результат.

Информация о работе Полиция в системе правоохранительных органов РФ