Полиция в системе правоохранительных органов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2015 в 09:38, дипломная работа

Описание работы

Суверенитет, охрана прав и свобод граждан, защита основ конституционного строя и обеспечение правопорядка являются важными факторами нормального существования общества и функциональной обязанностью государства. Государственная правоохранительная функция реализуется системой правоохранительных органов, важное место в которой занимает полиция. В ходе проведения административной реформы с целью обеспечения доверия граждан, создания условий для защиты их прав и свобод, создания эффективных механизмов противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и общественной безопасности в 2011 году прошло реформирование органов внутренних дел и преобразование милиции в полицию.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

РАЗДЕЛ 1 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ 7
1.1 Правоохранительная деятельность: понятие, задачи и признаки …………………………………. 7
Основные направления (функции) правоохранительной деятельности 10
Система правоохранительных органов 12

РАЗДЕЛ 2 ПОЛИЦИЯ И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ . 18
Понятие и история становления полиции в Российской Федерации 18
Место полиции в системе правоохранительных органов Российской Федерации …………….. 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46

Файлы: 1 файл

ПОЛИЦИЯ В СИСТЕМЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 80.49 Кб (Скачать файл)

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О полиции» полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Исходя из этого наиболее тесное сотрудничество и взаимодействие полиция осуществляет с другими органами исполнительной власти.

Для достижения целей координационной деятельности ее участники используют различные формы взаимосвязанных совместных действий. Основными формами координации являются:

проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов;

- обмен информацией по вопросам борьбы с преступностью;

- совместные выезды в регионы для проведения согласованных действий, проверок и оказания помощи местным правоохранительным органам в борьбе с преступностью, изучения и распространения положительного опыта;

 

- создание следственно-оперативных групп для расследования конкретных преступлений;

- проведение совместных целевых мероприятий для выявления и пресечения преступлений, а также устранения причин и условий, способствующих их совершению;

  • взаимное использование возможностей правоохранительных органов для повышения квалификации работников, проведение совместных семинаров, конференций;
  • оказание взаимной помощи в обеспечении собственной безопасности в процессе деятельности по борьбе с преступностью;

издание совместных приказов, указаний, подготовка информационных писем и иных организационно-распорядительных документов;

выпуск совместных бюллетеней (сборников) и других информационных издание-разработка и утверждение согласованных планов координационной деятельности;

  • совместное проведение проверок исполнения законов по различным вопросам;
  • совместная разработка предложений для включения в региональные программы борьбы с преступностью.

Перечень этих форм не является исчерпывающим, и на практике могут применяться и иные формы координации и взаимодействия.

Ярким примером такого взаимодействия является создание Государственной информационной системы «Правоохранительный портал Российской Федерации»49. Согласно Положению о создании названной системы, целями ее функционирования являются:

 

- обеспечение граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства и организаций полной общедоступной информацией о деятельности федеральных органов исполнительной власти, размещающих информацию в системе, и сведениями, предусмотренными электронными сервисами системы, с использованием информационных технологий;

  • обеспечение реализации прав пользователей системы на обращение в федеральные органы исполнительной власти, размещающие информацию в системе, о предоставлении информации с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и средств связи, а также на сотрудничество с федеральными органами исполнительной власти в области борьбы с преступностью;
  • обеспечение обмена информацией между федеральными органами исполнительной власти, размещающими информацию в системе, в электронной форме в целях подготовки информации для предоставления с использованием системы.

Оператором системы «Правоохранительный портал Российской Федерации» является Министерство внутренних дел Российской Федерации.

В настоящее время, повсеместно на территории Российской Федерации внедрены в информационное пространство и действуют системы-112.

«Система-112» - это обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на территории Российской Федерации50. В результате реализации федеральной целевой программы «Создание системы 
обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации на 2012 - 2017 годы»51 будет снижаться уровень смертности и число пострадавших при происшествиях и чрезвычайных ситуациях, обеспечиваться рост безопасности и благополучия граждан России, что соответствует Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 53752, и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р53.

Создание таких информационных ресурсов является ярким примером взаимодействия правоохранительных органов.

Задачам долгосрочных перспективных преобразований в системе правоохранительных органов отвечает и завершающаяся разработка закона о государственной правоохранительной службе, который должен определить новые, унифицированные условия деятельности и прохождения службы для всех правоохранительных органов Российской Федерации.

Если говорить о взаимодействии полиции с органами нотариата и адвокатуры, то оно проявляется только в форме обмена информации.

Безопасность граждан и правопорядок - основа взаимодействия частных охранно-сыскных структур, правоохранительных и контрольных органов.

 

Деятельность частных детективных (сыскных) и охранных предприятий регулируется Законом РФ от 11.03.1992 № 2487-1 (ред. от 31.12.2014) «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», поэтому, несмотря на коммерческий характер данных организаций, и возможность состоять в гражданско-правовых отношениях с пользователями этого вида услуг, тем не менее, в ряде норм регулирующих охранную деятельность существует множество ограничений и предписаний.

Частная охранная и детективная деятельность подлежит лицензированию, соответственно включает в себя дополнительный набор требований определяющих особенный статус таких организаций. Например, для получения лицензии на оказание охранных услуг предприятие, создаваемое для этих целей, представляет в соответствующий орган внутренних дел записку, в которой перечисляются виды охранных услуг и указываются территория деятельности создаваемого предприятия охраны, данные о предполагаемой численности персонала, намерении использовать технические и иные средства, специальные средства, оружие и потребности в них.

При необходимости органы внутренних дел вправе устанавливать достоверность сведений, изложенных в представленных документах, необходимых для принятия решений о выдаче лицензий на охранную деятельность.

Орган внутренних дел, по своей сути, является интегрирующим органом силовых структур в области охранной деятельности.

Таким образом, полиция, как орган, основными задачами которого являются: защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействие преступности, охрана общественного порядка, собственности, а также обеспечение общественной безопасности, занимает центральное место в системе правоохранительных органов.

 

Правоохранительные органы в Российской Федерации это единая система специальных органов, осуществляющих правоохранительную деятельность. В первую очередь, такие органы создаются с целью обеспечения и защиты прав и свобод граждан, поддержания правопорядка в обществе, обеспечения общественной безопасности. Ранее рассмотрены признаки, позволяющие отнести тот или иной орган к правоохранительным, и, несомненно, полиция - это правоохранительный орган.

Как и любая другая система, система правоохранительных органов эффективно функционирует только в рамках взаимодействия и сотрудничества всех ее звеньев. Таким образом, выполнение возложенных на полицию задач реализовывается только в рамках такого взаимодействия, основным принципом которого является принцип законности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Во все исторические периоды государство как институт права и форма организации публичной власти выступало в качестве регулятора отношений субъекта с обществом, санкционировав для этих целей структурно взаимосвязанную систему правоохранительных органов, являющуюся частью механизма государственного аппарата. Система существующих в современном российском государстве правоохранительных органов многообразна, однако их все объединяют единые цели это - защиты общества и государства, обеспечение правопорядка и законности, охраны личности и общества от преступных посягательств. Несомненно, полиция в системе правоохранительных органов занимает одно из центральных мест. И вопросы организации деятельности полиции, как одного их правоохранительных органов имеют большое теоретическое и практическое значение.

Определение места полиции в системе правоохранительных органов невозможно, без изучения вопросов становления этого института.

Первоначально полиция выполняла функции и в сфере поддержания общественной безопасности, и в сфере обеспечения благосостояния населения. В дальнейшем, естественно, происходит расширение системы полицейских органов, конкретизируются их задачи.

К концу XVIII века полиция сформировалась, как государственный орган, не смотря на то, что совсем недавно была образована в Российской империи. Видоизменяясь и преобразовываясь российская полиция просуществовала до 1917 года, но с момента Февральской революции не только фактически, но и юридически прекратила свое существование.

В современной России окончательно институт полиции возродился после принятия Федерального закона «О полиции» 07 февраля 2011 года.

 

На современном этапе деятельность полиции в Российской Федерации связана с приоритетом прав и свобод личности, охраной и защитой жизни и здоровья, поддержанием правопорядка и законности, противодействию преступности. Все это требует исследования места полиции в системе иных правоохранительных органов, определение форм взаимодействия и сотрудничества указанных органов, объединенных едиными целями и схожими задачами.

Таким образом, в результате проведенного исследования сделаны следующие выводы:

  1. Понятие «правоохранительная деятельность» определяется, как государственная деятельность, которая осуществляется с целью охраны прав и законных интересов граждан, организаций и учреждений, специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.
  2. К основным направлениям (функциям) правоохранительной деятельности относятся:
  • конституционный контроль;
  • правосудие;
  • организационное обеспечение деятельности судов;
  • прокурорский надзор;
  • выявление и расследование преступлений;
  • оказание юридической помощи.

3. С учетом сформулированного определения правоохранительной 
деятельности к правоохранительным органам можно отнести:

  • судебные органы;
  • органы юстиции;

- органы прокуратуры;

- органы обеспечения охраны порядка, обеспечения безопасности;

 

- органы выявления и расследования преступлений;

  • органы, оказывающие юридическую помощь гражданам, к которым можно отнести: нотариат, адвокатуру;
  • негосударственные органы, осуществляющие правоохранительную деятельность.

 

  1. Правоохранительные органы - это специальные государственные органы, профессиональные объединения и особые физические лица, которые в силу закона обладают специфическими полномочиями по осуществлению правоохранительной деятельности.
  2. Полиция это - система особых государственных органов по охране общественного порядка внутри страны.

6. Любая система правоохранительных органов эффективно 
функционирует только в рамках взаимодействия и сотрудничества всех ее звеньев. Таким образом, выполнение возложенных на полицию задач реализовывается только в рамках такого взаимодействия.

  1. Задачам долгосрочных перспективных преобразований в системе правоохранительных органов отвечает и завершающаяся разработка закона о государственной правоохранительной службе, который должен определить новые, унифицированные условия деятельности и прохождения службы для всех правоохранительных органов Российской Федерации.
  2. Полиция, как орган, основными задачами которого являются: защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействие преступности, охрана общественного порядка, собственности, а также обеспечение общественной безопасности, занимает центральное место в системе правоохранительных органов.

Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования деятельности современных органов внутренних дел, в частности для решения вопросов по определению форм взаимодействия правоохранительных органов. 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные правовые документы

 

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным 
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о 
поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - ст. 4398.

  1. Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (ред. от 02.07.2013) // Собрание законодательства РФ. - 10.06.2002. - № 23. - Ст. 2102.
  2. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О полиции» // Собрание законодательства РФ. - 14.02.2011. - № 7. - Ст. 900.
  3. Закон РФ от 11.03.1992 № 2487-1 (ред. от 31.12.2014) «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. - 23.04.1992. - № 17. - ст. 888.
  4. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 (ред. от 21.12.2013) // Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 11 марта 1993 г. - № 10. - Ст. 357. - С. 6.
  5. Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 (ред. от 01.07.2014) «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. - 18.05.2009. - № 20. - ст. 2444.
  6. Постановление Правительства РФ от 16.03.2013 № 223 (ред. от 27.12.2014) «О федеральной целевой программе «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации на 2013 - 2017 годы» // Собрание законодательства РФ. - 25.03.2013. - № 12. - ст. 1326.

Информация о работе Полиция в системе правоохранительных органов РФ