Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2015 в 09:38, дипломная работа
Суверенитет, охрана прав и свобод граждан, защита основ конституционного строя и обеспечение правопорядка являются важными факторами нормального существования общества и функциональной обязанностью государства. Государственная правоохранительная функция реализуется системой правоохранительных органов, важное место в которой занимает полиция. В ходе проведения административной реформы с целью обеспечения доверия граждан, создания условий для защиты их прав и свобод, создания эффективных механизмов противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и общественной безопасности в 2011 году прошло реформирование органов внутренних дел и преобразование милиции в полицию.
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ 7
1.1 Правоохранительная деятельность: понятие, задачи и признаки …………………………………. 7
Основные направления (функции) правоохранительной деятельности 10
Система правоохранительных органов 12
РАЗДЕЛ 2 ПОЛИЦИЯ И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ . 18
Понятие и история становления полиции в Российской Федерации 18
Место полиции в системе правоохранительных органов Российской Федерации …………….. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
С изданием Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия принятого 1881 года права полиции расширяются40. Учреждается Особое совещание при министре внутренних дел, наделенное правом ссылки под административный надзор полиции или высылки из определенных местностей на срок до 5 лет в административном порядке (т.е. без суда и следствия).
Однако, несмотря на все преобразования, слабым местом жандармских органов была оперативно-розыскная работа, в связи, с чем создаются новые независимые от жандармерии розыскные органы. Первым таким учреждением становится специализированный розыскной орган — Отделение по охране государственного порядка и общественного спокойствия, которое формировалось из вольнонаемных сотрудников.
В 1883 году
было утверждено Положение об устройстве
секретной полиции в империи, в котором
предусматривалась возможность создания
сети охранных отделений по всей стране,
однако данное начинание так и не было
реализовано.
С конца XIX века в Российской империи начались новые преобразования системы полиции. В 1899 году создана фабрично-заводская полиция, с принятием закона «Об усилении состава полиции в районах промышленных заведений»41.
В 1903 году проведена частичная реорганизация сельской полиции. Учреждены штатные должности сельских стражников, которые являлись государственными служащими и несли вспомогательную полицейскую службу.
В 1868 году, в связи, с ростом преступности создается сыскное отделение, как специализированный орган уголовного розыска, а в 1887 году увеличен штат его сотрудников. Позднее такие отделения создаются во всех крупных городах. Однако единой системы уголовного розыска не было, а деятельность сыскных отделений не регламентировалась вплоть до 1908 года, когда принимается закон «Об организации сыскной части»42. А позднее в развитие этого закона в 1910 году утверждена «Инструкция чинам сыскных отделений»43. Для общего руководства вновь созданным подразделением в Департаменте полиции формируется восьмое делопроизводство -специальное подразделение.
Важным направлением деятельности полиции являлось проведение паспортного режима, с утверждением в 1906 году Указа «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц бывших податных сословий» местные полицейские органы получили право выдачи паспортов по месту нахождения собственности.
С 1898 года полиция и жандармские органы в местностях, объявленных на военном положении, были подчинены военным властям, в связи с усилением революционной активности среди населения. С 1905 года полномочия полиции существенно расширялись. Так, полиция давала разрешение на проведение общественных, кроме того на санкционированном собрании должен был присутствовать представитель полиции, который при отклонении от темы собрания, мятежных выкриках и т.д. обязан был закрыть собрание и при невыполнении приказа разойтись — применить силу. Кроме того, на Министерство внутренних дел возлагалась обязанность надзора за деятельностью всех обществ и союзов. За министром внутренних дел оставалось право приостановки любых изданий, несмотря на отмену предварительной цензуры.
После подавления революции 1905 года начинается процесс реформирования всей системы полиции, ее совершенствования и усиления полномочий.
Расширяется сеть охранных отделений, с возникновением «охранных округов», которые создавались для координации деятельности низовых охранных отделений. В 1906 году принимается Положение о районных охранных отделениях, а в 1907 году Положение об охранных отделениях44. Общее руководство деятельностью указанных учреждений осуществлял Особый отдел Департамента полиции, который также руководил оперативной деятельностью жандармских управлений.
Российской
империи были необходимы коренные преобразования
полицейского аппарата, с проектами реформы
полиции выступали: Столыпин, комиссия
под руководством Фриша, Макарова. Однако
ни один из предложенных проектов не был
реализован. И только в 1916 году принято
Постановление Совета министров «Об усилении
полиции в 50 губерниях Империи и об улучшении
служебного и материального положения
полицейских чинов»45, с принятием
которого увеличился штат полиции и заработная
плата служащих. Также указанное постановление
разрешило принимать на службу женщин,
но с рядом ограничений: им разрешалось
заниматься только канцелярской работой,
должности не выше восьмого класса Табели
о рангах, не разрешалось представлять
их к награждению орденами. Однако, данный
законодательный документ так и не был
проведен в жизнь. После революции 1917 года
многие сотрудники полиции подверглись
аресту, Департамент полиции был упразднен,
также был распущен Отдельный корпус жандармов.
В России в 1917 году был упразднен Департамент полиции, и на его смену пришла милиция, которая именовалась как «народная». Первоначально правовой основой деятельности вновь созданной структуры стали Постановления Правительства 1917 года «Об учреждении милиции» и Временное положение о милиции46. Позднее указанные нормативные акты заменило Постановление НКВД от 10 ноября 1917 года «О рабочей милиции».
После проведения реформы и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации все добровольные
негосударственные вооруженные формирования запрещены и, соответственно милиция в настоящее время находится под запретом47.
Окончательно
институт полиции в Российской Федерации
сформировался после принятия Федерального
закона «О полиции» 07 февраля 2011 года.
Несомненно, несмотря на все положительные
аспекты проведенной реформы, остаются
еще проблемы, которые необходимо решать.
Во-первых, это вопрос кадровой политики.
Во-вторых, повышения профессионального
уровня сотрудников полиции, оптимизации
процесса
обучения и приведения его в соответствии
с требованиями современных реалий. Не
решая этих вопросов, процесс реформирования
представляется бессмысленным.
Таким образом, в современном понимании термин «полиция» обозначает - система особых государственных органов по охране общественного порядка внутри страны.
2.2 Место полиции в системе
правоохранительных органов
Полиция, как орган, основными задачами которого являются: защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействие преступности, охрана общественного порядка, собственности, а также обеспечение общественной безопасности, занимает центральное место в системе правоохранительных органов.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в состав полиции входят подразделения, организации и службы, на которые возлагаются:
Назначение полиции также определяется ст. 1 ФЗ «О полиции», так, полиция предназначена для:
- защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства;
Кроме того, в пределах своих полномочий полиция оказывает содействие Федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и иным государственным органам, органам местного самоуправления и иным муниципальным органам, общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности и должностным лицам этих органов и организаций в защите их прав48.
ФЗ «О полиции» определяет основные направления деятельности полиции, к которым относят:
1. Защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
2. Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
3. Выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
7. Обеспечение
охраны общественного порядка в общественных
местах;
8. Обеспечение безопасности дорожного движения;
11. Охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;
12. Государственная
защита потерпевших, свидетелей и иных
участников уголовного судопроизводства,
судей, прокуроров, следователей,
должностных лиц правоохранительных и
контролирующих органов, а также
других защищаемых лиц;
13. Осуществление
экспертно-криминалистической деятельности.
По решению Президента России сотрудники
полиции могут
участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности, осуществляется подразделениями Интерпол.
Правоохранительные
органы в Российской Федерации это единая
система специальных органов, осуществляющих
правоохранительную деятельность. В первую
очередь, такие органы создаются с целью
обеспечения и защиты прав и свобод граждан,
поддержания правопорядка в
обществе, обеспечения общественной безопасности.
Ранее рассмотрены признаки, позволяющие
отнести тот или иной орган к правоохранительным,
и, несомненно, полиция - это правоохранительный
орган.
Как и любая другая система, система правоохранительных органов эффективно функционирует только в рамках взаимодействия и сотрудничества всех ее звеньев. Таким образом, выполнение возложенных на полицию задач реализовывается только в рамках такого взаимодействия.
Федеральный закон «О полиции» ст. 10 отмечает принцип взаимодействия и сотрудничества в рамках иных принципов деятельности полиции, ставя его в ряд с принципами: открытости и публичности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, гласности, законности и других.
В настоящее время, задачи координированности действий правоохранительных органов, эффективности их взаимодействия, остаются актуальными. Зачастую сотрудники правоохранительных органов не четко понимают, каким образом разграничивается их компетенция с другими органами и должностными лицами, как самой системы правоохранительных органов, так и иными государственными органами.
Любая форма взаимодействия может быть эффективной, лишь при строгом соблюдении принципа законности, как приоритетного принципа, на котором основывается деятельность любого правоохранительного органа.
К условиям взаимодействия необходимо отнести строгое разграничение компетенций взаимодействующих органов, что, безусловно, обеспечивает нормальный психологический климат и эффективное использование сил и средств.
Для того чтобы наиболее четко показать место полиции в системе правоохранительных органов, разобьем все правоохранительные органы, условно, на три группы:
1. Судебные органы;
Если рассматривать взаимодействие полиции с судебными органами, то ярким примером такой деятельности, является взаимодействие по вопросам по осуществления надзора за лицами, условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания, а также лицами, условно осужденными к лишению свободы, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания. Указанная деятельность полиции не получила должного законодательного закрепления. Однако практика заведения участковыми уполномоченными полиции учетно-профилактических дел на данную категорию граждан существует.
Информация о работе Полиция в системе правоохранительных органов РФ