Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 12:35, курсовая работа
Политическая система общества — это система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений (организаций) людей, базирующихся на разнообразных формах собственности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоев, групп и наций, реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через государство.
Введение (стр. 2)
1. Понятие политической системы (стр. 6)
2. Структура политической системы (стр. 8)
3. Государство в политической системе (стр. 14)
4. Государство и общественные объединения (стр. 16)
5. Государство и политические партии (стр. 20)
Заключение (стр. 25)
Список литературы (стр. 29)
Принято классифицировать партии по следующим основным критериям:
1. По социальному признаку, т.е. тем интересам, которые они выражают. Соответственно выделяют классовые и межклассовые (смешанные) партии, например крестьянские, рабочие, предпринимательские и др.
2. По идеологической ориентации партии делят на либеральные, консервативные, коммунистические, социалистические, национально-патриотические, религиозные и др., например, Христианско-демократическая и Социал-демократическая партии Греции, КПСС, Консервативная и Лейбористская партии Великобритании и др.
3. По составу
партий французский политолог
М. Дюверже (1870-1914) предложил различать
кадровые и массовые партии. Состав
кадровой партии
Массовые же партии имеют фиксированное членство, более централизованы, в них существует жесткая зависимость членов от первичных организаций. Отбор политических лидеров в таких партиях многоступенчатый, а члены партийных фракций в парламенте строят свою деятельность в зависимости от партийных решений.
4. По месту
в системе власти партии могут
делиться на правящие и
5. По используемым
методам со времен Великой
французской революции принято
деление партий на левые,
Существуют и другие типологии партий.
В литературе принято понятие "партийная система", которое характеризует положение политической партии в обществе, ее взаимоотношения с другими партиями, политику по отношению к различным слоям общества и т.д. Для построения типологий партийных систем применяется, как правило, количественный критерий.
Выделяют системы:
- однопартийные (например, в СССР была только одна партия - КПСС);
- двухпартийные (например, в США за власть постоянно борются две партии - Республиканская и Демократическая, а в Великобритании - Консервативная и Лейбористская партии);
- многопартийные (например, в Германии и Франции). Здесь нет доминирующих партий и к власти могут прийти любые партии, особенно в коалиции с другими.
Многопартийные системы считаются образцом демократии, однако скорее всего они - свидетельство противоречий в обществе и наличия полярных интересов.
Политологи отмечают следующие тенденции в развитии деятельности партий:
1) повсеместное
падение влияния партий на
массы, что объясняется их
2) интенсивный поиск путей влияния на СМИ, компьютерные системы;
3) изменение
методов борьбы для левых
4) упрощение
организации структур, стремление
создать гибкие системы
Некоторые партии отказываются от постоянного членства и регулярного сбора членских взносов;
5) финансовая
поддержка партий из
Заключение.
В заключение данной темы надо отметить, что право и государство являются результатом развития нашей цивилизации, достижением общечеловеческой культуры. С ними связаны социальный прогресс, осуществление естественных и приобретенных прав и свобод человека, становление демократического правового режима. Потребность человека и общества в дальнейшем развитии государства и права, возрастающая социальная ценность последних необходимо обусловливают возникновение идеи и реальные процессы формирования гражданского общества и правового государства.
Политическая
система общества - целостная, упорядоченная
совокупность политических институтов,
политических ролей, отношений, процессов,
принципов политической организации
общества, подчиненных кодексу
Политическая
система представляет собой одну
из частей или подсистем совокупной
общественной системы. Она взаимодействует
с другими ее подсистемами: социальной,
экономической, идеологической, этической,
правовой, культурной образующими ее
общественное окружение, ее общественные
ресурсы наряду с ее природным
окружением и природными ресурсами
(демографическими, пространственно-
Политическая система, управляющая обществом, не должна доминировать в нем за счет подавления и ослабления других систем (деспотический и тоталитарный тип политической системы) и быть достаточно жизнеспособной, чтобы не входить в длительные кризисные состояния, которые нарушают функционирование других систем общества.
Политическая
система существует в политическом
пространстве общества, которое имеет
территориальное измерение (очерченное
границами страны) и функциональное,
определяемое сферой действия политической
системы и ее составных частей
на разных уровнях политической организации
общества. В этом смысле будут различаться
пространства влияния тех или
иных ассоциаций (партий, общественных
организаций), действия политических институтов
(власти политического центра и местного
самоуправления), границ политического
и экономического управления, сферы
политической жизни общества и личной
жизни человека и т.д. Определение
границ различного рода функциональных
пространств политической системы
- ответственный и сложный
Существование политической системы во времени характеризуется как процесс изменения, развития или деградации политических отношений и институтов. Он включает исторический масштаб смены форм власти, становления государства какого-либо нового типа, например, переход от политической системы феодального общества (с отношениями личной зависимости, деспотическим абсолютизмом, централизованной бюрократией монархического центра) к политической системе буржуазного общества (с обезличенной системой аппаратов управления, демократическими институтами и т.д.). Исторический процесс эволюции политической системы включает ряд закономерностей:
- тенденции концентрации и деконцентрации власти, ее централизации и децентрализации, борьбу этих тенденций, которая завершается на рубеже эпохи при смене формаций кризисом централизма, децентрализацией власти и новым циклом противоречий этих двух начал (при переходе от античных империй к ранней феодальной раздробленности, от феодальных монархий к буржуазному государству, от империализма конец 19-первая половина 20 века к прогрессу демократизации),
- общий процесс усложнения системы и ее подсистем (появлением и умножением партий, развитием ассоциаций и т.п.),
- формализацию системы, ее юридическое оформление, расширение политического участия, т.е. более полное включение членов общества в политическую жизнь, в частности, формирование демократических институтов, всеобщие и прямые выборы, самоуправление и пр.,
- более полное сочетание гражданских и политических отношений, реорганизацию отношений власти и народа (переход от командно-приказных деспотических и конфликтных отношений сверху вниз к договорным конституционным и консенсусным),
- развитие конституционного процесса и системы суверенитетов (власти, народа, права, государственно-территориальных образований и пр.),
- формирование в структуре политической системы массовых процессов (крупных политических мобилизаций в поддержку общественных преобразований или против них, в периоды выборов и т.д.
- разрастание аппаратов управления, органов принуждения, армии, пропагандистских, образовательных, воспитательных учреждений, осуществляющих политическую социализацию и пр.),
- развитие ассоциативных
форм политической жизни - формирование
различных групп единомышленников, союзов,
народных движений и т.п.
Список литературы.
1. Теория государства и права_Бошно С.В._Уч. пос_2007 -400с
2. Теория государства и права_Матузов Н.И., Малько А.В_М Юристъ 2004
3. Теория государства
и права_Морозова Л.А_Учебник_
4. Теория государства и права_под ред. Корельского В.М, Перевалова В.Д_2002 2-е изд. -612с