Политическая система общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 12:35, курсовая работа

Описание работы

Политическая система общества — это система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений (организаций) людей, базирующихся на разнообразных формах собственности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоев, групп и наций, реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через государство.

Содержание работы

Введение (стр. 2)
1. Понятие политической системы (стр. 6)
2. Структура политической системы (стр. 8)
3. Государство в политической системе (стр. 14)
4. Государство и общественные объединения (стр. 16)
5. Государство и политические партии (стр. 20)
Заключение (стр. 25)
Список литературы (стр. 29)

Файлы: 1 файл

Чистовик ТГП.docx

— 59.28 Кб (Скачать файл)

  Принято классифицировать партии по следующим основным критериям:

  1. По социальному  признаку, т.е. тем интересам, которые  они выражают. Соответственно выделяют  классовые и межклассовые (смешанные)  партии, например крестьянские, рабочие,  предпринимательские и др.

  2. По идеологической  ориентации партии делят на  либеральные, консервативные, коммунистические, социалистические, национально-патриотические, религиозные и др., например, Христианско-демократическая и Социал-демократическая партии Греции, КПСС, Консервативная и Лейбористская партии Великобритании и др.

  3. По составу  партий французский политолог  М. Дюверже (1870-1914) предложил различать  кадровые и массовые партии. Состав  кадровой партии ограничивается  партийными функционерами или  фиксированное членство вообще  отсутствует: к членам партии  причисляют тех, кто голосует  за нее на выборах, либо поддерживает  ее материально, либо участвует в проводимых ею собраниях, митингах и других мероприятиях.

  Массовые же партии имеют фиксированное членство, более централизованы, в них существует жесткая зависимость членов от первичных организаций. Отбор политических лидеров в таких партиях многоступенчатый, а члены партийных фракций в парламенте строят свою деятельность в зависимости от партийных решений.

  4. По месту  в системе власти партии могут  делиться на правящие и оппозиционные.  Правящая партия победила на  выборах, поэтому имеет большинство  мест в парламенте и своих  представителей в важнейших государственных  органах. Оппозиционные партии  противостоят правящей партии  и критикуют ее политику. Помимо  того, выделяют парламентские и  внепарламентские партии. Первые  имеют своих представителей в  парламенте, хотя они могут быть  и неправящими, а вторые - участвовали  в борьбе за парламентские  места, но не получили их.

  5. По используемым  методам со времен Великой  французской революции принято  деление партий на левые, правые  и центристские. Левые партии  обычно используют радикально-революционные  методы борьбы и тяготеют к  коммунистической или социалистической  идеологии. Правые партии чаще  всего отрицательно относятся  к революционным методам борьбы  и ориентируются на стабильность  в обществе (консервативные, буржуазные  партии). Центристские партии проповедуют  умеренность в политической борьбе, компромисс, примирение полярных  позиций.

  Существуют  и другие типологии партий.

  В литературе принято  понятие "партийная система", которое характеризует положение политической партии в обществе, ее взаимоотношения с другими партиями, политику по отношению к различным слоям общества и т.д. Для построения типологий партийных систем применяется, как правило, количественный критерий.

  Выделяют системы:

  - однопартийные (например, в СССР была только одна партия - КПСС);

  - двухпартийные (например, в США за власть постоянно борются две партии - Республиканская и Демократическая, а в Великобритании - Консервативная и Лейбористская партии);

  - многопартийные (например, в Германии и Франции). Здесь нет доминирующих партий и к власти могут прийти любые партии, особенно в коалиции с другими.

  Многопартийные  системы считаются образцом демократии, однако скорее всего они - свидетельство  противоречий в обществе и наличия  полярных интересов.

  Политологи  отмечают следующие тенденции в развитии деятельности партий:

  1) повсеместное  падение влияния партий на  массы, что объясняется их отрывом  от масс, неумением правильно  определить стратегию деятельности, бюрократизацией партийного аппарата;

  2) интенсивный  поиск путей влияния на СМИ,  компьютерные системы;

  3) изменение  методов борьбы для левых партий: вместо стачек и забастовок  они все больше используют избирательные кампании и парламентские формы работы;

  4) упрощение  организации структур, стремление  создать гибкие системы управления  партией.

  Некоторые партии отказываются от постоянного членства и регулярного сбора членских взносов;

  5) финансовая  поддержка партий из государственного  бюджета (например, в Германии, Швеции, Италии). При этом исходят из  того, что партии выполняют конституционные  функции, способствуют формированию  демократического общества, а потому  вправе получать государственные  дотации. Это свидетельствует  об ответственном назначении  политических партий, в том числе  в обеспечении преемственности  государственной политики. Российским  Федеральным законом от 11 июля 2001 г. "О политических партиях"  также предусмотрено их государственное  финансирование, в частности по  итогам участия в выборах для  компенсации финансовых затрат  партий (ст. 32, 33). 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение.

   В заключение данной темы надо отметить, что право и государство являются результатом развития нашей цивилизации, достижением общечеловеческой культуры. С ними связаны социальный прогресс, осуществление естественных и приобретенных прав и свобод человека, становление демократического правового режима. Потребность человека и общества в дальнейшем развитии государства и права, возрастающая социальная ценность последних необходимо обусловливают возникновение идеи и реальные процессы формирования гражданского общества и правового государства.

  Политическая  система общества - целостная, упорядоченная  совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации  общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям  и установкам политического режима конкретного общества. Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом  и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институциализацию  власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического  участия, неинституциональных политических отношений.

  Политическая  система представляет собой одну из частей или подсистем совокупной общественной системы. Она взаимодействует  с другими ее подсистемами: социальной, экономической, идеологической, этической, правовой, культурной образующими ее общественное окружение, ее общественные ресурсы наряду с ее природным  окружением и природными ресурсами (демографическими, пространственно-территориальными), а также внешнеполитическим оружием. Центральное положение политической системы в этой структуре ее внешнего и внутреннего окружения определяется ведущей организационной и регулятивно-контрольной ролью самой политики. Политическая система конкретного общества определяется его классовой природой, социальным строем, формой правления (парламентского, президентского и т.п.), типом государства (монархия, республика), характером политического режима (демократического, тоталитарного, деспотического и др.), социально-политических отношений (стабильных или нет, умеренно или остроконфликтных либо консенсунсных и т.п.), политико-правового статуса государства (конституционного, с развитыми или не развитыми правовыми структурами), характером политико-идеологических и культурных отношений в обществе (сравнительно открытых либо закрытых), историческим типом государственности (централистским, с иерархическими бюрократическими структурами и т.п.), исторической и национальной традицией уклада политической жизни (политически активным или пассивным населением, с кровно-родственными связями или без них, с развитыми или не развитыми гражданскими отношениями и т.д.).

  Политическая  система, управляющая обществом, не должна доминировать в нем за счет подавления и ослабления других систем (деспотический и тоталитарный тип  политической системы) и быть достаточно жизнеспособной, чтобы не входить  в длительные кризисные состояния, которые нарушают функционирование других систем общества.

  Политическая  система существует в политическом пространстве общества, которое имеет  территориальное измерение (очерченное границами страны) и функциональное, определяемое сферой действия политической системы и ее составных частей на разных уровнях политической организации  общества. В этом смысле будут различаться  пространства влияния тех или  иных ассоциаций (партий, общественных организаций), действия политических институтов (власти политического центра и местного самоуправления), границ политического  и экономического управления, сферы  политической жизни общества и личной жизни человека и т.д. Определение  границ различного рода функциональных пространств политической системы - ответственный и сложный политико-правовой и культурный процесс. Он формализуется, юридически фиксируется (в конституции, законе), эта фиксация составляет одну из задач демократического процесса, определяющего прерогативы власти, партий, органов управления и др. элементов политической системы, а  также отношений между ними, включая  такие существенные взаимодействия, как согласование управления и самоуправления, пространства централизованной концентрированной  власти и децентрализованной и т.д.

  Существование политической системы во времени  характеризуется как процесс  изменения, развития или деградации политических отношений и институтов. Он включает исторический масштаб смены  форм власти, становления государства  какого-либо нового типа, например, переход  от политической системы феодального  общества (с отношениями личной зависимости, деспотическим абсолютизмом, централизованной бюрократией монархического центра) к политической системе буржуазного  общества (с обезличенной системой аппаратов управления, демократическими институтами и т.д.). Исторический процесс эволюции политической системы  включает ряд закономерностей:

  - тенденции концентрации и деконцентрации власти, ее централизации и децентрализации, борьбу этих тенденций, которая завершается на рубеже эпохи при смене формаций кризисом централизма, децентрализацией власти и новым циклом противоречий этих двух начал (при переходе от античных империй к ранней феодальной раздробленности, от феодальных монархий к буржуазному государству, от империализма конец 19-первая половина 20 века к прогрессу демократизации),

  - общий процесс усложнения системы и ее подсистем (появлением и умножением партий, развитием ассоциаций и т.п.),

  - формализацию системы, ее юридическое оформление, расширение политического участия, т.е. более полное включение членов общества в политическую жизнь, в частности, формирование демократических институтов, всеобщие и прямые выборы, самоуправление и пр.,

  - более полное сочетание гражданских и политических отношений, реорганизацию отношений власти и народа (переход от командно-приказных деспотических и конфликтных отношений сверху вниз к договорным конституционным и консенсусным),

  - развитие конституционного процесса и системы суверенитетов (власти, народа, права, государственно-территориальных образований и пр.),

  - формирование в структуре политической системы массовых процессов (крупных политических мобилизаций в поддержку общественных преобразований или против них, в периоды выборов и т.д.

  - разрастание аппаратов управления, органов принуждения, армии, пропагандистских, образовательных, воспитательных учреждений, осуществляющих политическую социализацию и пр.),

  - развитие ассоциативных форм политической жизни - формирование различных групп единомышленников, союзов, народных движений и т.п. 
 
 
 
 
 
 
 

  Список  литературы.

  1. Теория государства  и права_Бошно С.В._Уч. пос_2007 -400с

  2. Теория государства  и права_Матузов Н.И., Малько А.В_М  Юристъ 2004

  3. Теория государства  и права_Морозова Л.А_Учебник_2002 -414с

  4. Теория государства  и права_под ред. Корельского В.М, Перевалова В.Д_2002 2-е изд. -612с


Информация о работе Политическая система общества