Политическая система общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 12:35, курсовая работа

Описание работы

Политическая система общества — это система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений (организаций) людей, базирующихся на разнообразных формах собственности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоев, групп и наций, реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через государство.

Содержание работы

Введение (стр. 2)
1. Понятие политической системы (стр. 6)
2. Структура политической системы (стр. 8)
3. Государство в политической системе (стр. 14)
4. Государство и общественные объединения (стр. 16)
5. Государство и политические партии (стр. 20)
Заключение (стр. 25)
Список литературы (стр. 29)

Файлы: 1 файл

Чистовик ТГП.docx

— 59.28 Кб (Скачать файл)

  3. Некоторые  ученые - проф. М.Н. Марченко, проф. С.А.  Комаров, выделяют также организации,  которые в своей деятельности  имеют незначительный политический  аспект, например общества нумизматов, автолюбителей, клубы собаководства  и др. Они являются объектом  государственного воздействия, но  сами не выступают субъектами (т.е. носителями) политической власти.

  4. С.А. Комаров  выделяет человека как субъекта  политической системы по основаниям, указанным выше, т.е. человек рассматривается  как первичный элемент политической  системы.

  Спорен в  науке вопрос о том, включаются ли религиозные организации и институт церкви в политическую систему. Чаще всего они не преследуют политических целей. Тем не менее в клерикальных и особенно в теократических государствах религиозные организации государственной конфессии играют большую и нередко определяющую роль в политической жизни и, следовательно, входят в состав политической системы в качестве ее организационного элемента. Но и в светских государствах религиозные организации посредством благотворительной, миротворческой деятельности, путем воспитания людей в духе общечеловеческих, нравственных принципов участвуют в управлении делами общества. Кроме того, верующие и церковные служители как граждане государства участвуют в избирательных кампаниях, в референдумах.

  Государство регулирует своими законами деятельность религиозных  организаций. Поэтому и в светских государствах хотя религиозные организации  не являются непосредственным элементом  политической системы, тем не менее  они участвуют в политической жизни общества. Существуют политические партии религиозного толка, например, в Бельгии Социально-христианская партия, Христианская народная партия, в Италии - Христианско-демократическая  партия и т.д.

  5. Значительное  место в структуре политической  системы занимают средства массовой  информации (СМИ). Они оказывают серьезное  влияние на развитие политических  процессов в обществе, воздействие  на мировоззрение общества и  отдельных людей, в том числе на формирование их политических взглядов, позиций, убеждений, на обеспечение коммуникативных связей в политической системе, на осуществление социального контроля за протекающими событиями и т.д. Это позволило называть СМИ четвертой властью наряду с законодательной, исполнительной, судебной. СМИ стали по существу самостоятельной сферой политической деятельности, а государство, в свою очередь, без СМИ практически не может влиять на протекающие в стране общественные процессы. Более того, бытие государства и права в известной мере проявляется через СМИ, поскольку население узнает о мероприятиях государства и принимаемых государственных решениях в первую очередь через СМИ.

  СМИ образуют относительно самостоятельный политический институт, который функционирует во многом на основе своих корпоративных норм и ведет активную политическую деятельность, вмешиваясь в отношения между  другими политическими и социальными  институтами, формируя общественное мнение вокруг отдельных наиболее крупных  событий, государственных решений, политических и государственных  деятелей и нередко манипулируя  общественным мнением.

  Отсюда многие аналитики справедливо связывают  результаты выборов в представительные органы власти с влиянием СМИ и  прежде всего телевидения, поскольку  оно распространяет информацию быстрее, эмоциональнее, а главное - обладает возможностью одновременности события  и его изображения на экране. Все  это дает основание приравнивать статус СМИ к правовому положению  органов государственной власти.

  6. В составе  политической системы выделяют  также органы местного самоуправления, которые не являются государственными  органами, но активно участвуют  в управлении делами, имеющими  местный характер, например, управление  муниципальной собственностью, местными  финансами, охрана общественного  порядка, благоустройство, транспортное, торговое обслуживание населения  и т.д. Органы местного самоуправления  могут принимать решения и  нормативные акты и несут ответственность  перед населением за результаты  своей деятельности, а также перед  государством в случае нарушения  конституции или иных законодательных  актов. Государство устанавливает  правовые, организационные, политические, экономические и иные гарантии  местного самоуправления. В частности,  органам местного самоуправления  гарантируется право на судебную  защиту от произвола государственной  власти, а также на возмещение  ущерба, причиненного местному самоуправлению.

  7. В качестве  компонента политической системы  возможно выделить также органы  социального партнерства, которые  могут создаваться на различных  уровнях (федеральном, в субъектах  Федерации, отраслевом и уровне  отдельной организации) для регулирования  взаимоотношений между работниками  и работодателями, в том числе  социально-трудовых отношений, ведения  коллективных переговоров, подготовки  и заключения коллективного договора  и соглашения, для устранения  разногласий, участия работников  в управлении организацией. При  этом представители работников  вправе получать от работодателя  информацию по вопросам реорганизации  и ликвидации организации, изменения  условий труда, профессиональной  подготовки и переподготовки, а  также повышения квалификации  работников.

  Некоторые ученые включают в политическую систему  запрещенные ассоциации фашистского, экстремистского характера (проф. В.М. Сырых). Он же включает в состав политической системы преступные сообщества на том  основании, что они подкупают  государственных чиновников, проводят своих представителей в законодательные  органы, оказывают влияние на исполнительную власть. Ученый считает их самостоятельным  компонентом политической системы. Думается, что это неправильно. Названные  объединения и сообщества не имеют  права официально участвовать в  политической жизни государства  и общества. Они находятся вне  закона, их деятельность противозаконна, хотя они, конечно, пытаются занять определенное место в политической жизни общества.

  В составе  нормативной (регулятивной) подсистемы политической системы обычно выделяют:

  1) правовые  нормы и принципы, имеющие политическое  содержание;

  2) корпоративные  нормы политического характера;

  3) политические  традиции и политические обычаи;

  4) правила политической  этики.

  Характеризуя  каждый из элементов нормативной  основы, или подсистемы, необходимо отметить, что отношения государства  и политических партий и движений, общественных объединений и других общностей регулируются во многих странах  правовыми нормами и носят правовой характер. При этом важнейшим элементом нормативной подсистемы выступает конституция государства. Она закрепляет основополагающие аспекты деятельности политической системы. В ряде стран, в том числе в России, существуют специальные законы о политических партиях, о других общественных объединениях. Государство также в своих актах регулирует участие политических партий и движений в избирательных кампаниях.

  Корпоративные нормы включают принципы и нормы, содержащиеся в актах политических партий и общественных объединений, регулируют внутриорганизационные отношения в данных объединениях, но одновременно и внешние отношения этих корпораций, например, программные положения, взаимоотношения с другими объединениями и государством. Чаще всего корпоративные нормы обязательны для членов данного объединения, а вовне носят рекомендательный, т.е. необязательный, характер. Большая часть корпоративных норм содержится в уставах и положениях общественных объединений. Уставные нормы не могут противоречить конституции и действующему законодательству.

  Важную часть  корпоративных норм составляют религиозные нормы. Как особая форма общественного сознания религия воздействует не только на отношения при отправлении религиозных культов, но и на отношения личного характера, на общественную жизнь. Они воздействуют на поведение людей особыми механизмами. В государствах теократических и клерикальных религиозные нормы играют ключевую роль в регулировании жизни общества.

  Политика этих государств также во многом определяется религиозными нормами. Если партия является правящей, то ее уставные нормы могут  стать всеобщими посредством  закрепления в законах. Это было характерно для Советского государства, где КПСС выступала правящей партией  и потому имела возможность навязывать обществу свои нормы и принципы.

  Политические  обычаи и традиции являются одной из разновидностей тех обычаев и традиций, которые сложились в обществе. Однако они складываются в политической сфере, в политических отношениях. Среди этих традиций - существование оппозиции, многопартийность, принцип разделения властей и др. В литературе отмечается, что политические обычаи и традиции отличаются устойчивостью, преемственностью, связанностью с государством. В ряде случаев государство санкционирует наиболее важные политические обычаи и традиции либо относится к ним безразлично. Например, традиция лоббирования законопроекта в парламенте в ряде стран закрепляется в специальных законах о лоббировании.

  Проф. М.Н. Марченко, разграничивая традиции и обычаи, указывает, что традиции охватывают главные, существенные политические отношения, но не предусматривают детальной  их регламентации, характерной для  политических обычаев.

  Правила политической этики содержат определенные требования к участникам политических отношений и процессов. Они служат определенным дополнением к другим элементам нормативной подсистемы и отражают общечеловеческие ценности и представления о достойном поведении участников политических отношений. Эти правила тесно связаны с общими нормами морали, принятыми в данном обществе.

  Функциональная  подсистема включает основные направления и формы деятельности политической системы, способы и средства воздействия на политическую жизнь страны.

  Функционирование  политической системы складывается из процессов функционирования ее компонентов  и всей системы в целом, а также  эффективности ее воздействия на экономическую, социальную, духовную сферы. Процесс функционирования политической системы не остается во все времена  неизменным: с развитием общества, усложнением политической системы  изменяется и ее функционирование.

  Политической  системе присущи свои, собственные функции. Это функции:

  1) политического руководства обществом и управления его делами - главная функция, так как отражает назначение политической системы;

  2) интеграции, т.е. интеграционная функция. Ее назначение - объединять различные структурные элементы политической системы в единое целое;

  3) регулятивная предназначена для регламентации политического поведения и политических отношений в обществе и использует политические нормы и принципы. Регулятивная функция определяется системой политических ценностей, которые утвердились в обществе и отражают политические идеи, убеждения, взгляды и т.д.;

  4) политико-идеологическая, призванная проводить в жизнь определенные концепции, теории, лозунги, привлекательные для населения, но выражающие прежде всего интересы тех, кто стоит у власти. Эта функция реализуется в сети политических институтов, политических связей и отношений, которые устанавливаются между различными компонентами политической системы.

  Среди функций  политической системы называют также:

  - информационную, возложенную в первую очередь на СМИ;

  - мобилизационную, которая включает максимальное использование ресурсов общества в соответствии с целями и программами его развития;

  - дистрибутивную, которая предполагает распределение функциональной нагрузки между различными политическими институтами и компонентами политической системы, а также распределение ресурсов и ценностей в обществе;

  - поддержание нормальной жизнедеятельности политической системы и обеспечение ее повседневного действия и дальнейшего развития.

  Таким образом, решение политической системой множества  задач обусловливает разнообразие ее функций. Ведущими, или приоритетными, считаются функции:

  - политического руководства и управления делами общества;

  - интеграционная;

  - регулятивная.

  Остальные функции  производны от этих трех функций и  дополняют их.

  Функционирование  политической системы выражается в  политическом процессе, под которым понимается совокупная деятельность всех субъектов политических отношений, связанная с формированием, изменением, преобразованием и функционированием политической системы, опосредствующей публичную власть (проф. Л.С. Мамут). Обычно в политическом процессе выделяют четыре стадии:

  1) конституирование  политической системы;

  2) воспроизведение  компонентов и признаков политической  системы;

  3) принятие  и исполнение политико-управленческих  решений;

  4) контроль  за функционированием политической  системы.

Информация о работе Политическая система общества