Политическая система общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 12:35, курсовая работа

Описание работы

Политическая система общества — это система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений (организаций) людей, базирующихся на разнообразных формах собственности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоев, групп и наций, реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через государство.

Содержание работы

Введение (стр. 2)
1. Понятие политической системы (стр. 6)
2. Структура политической системы (стр. 8)
3. Государство в политической системе (стр. 14)
4. Государство и общественные объединения (стр. 16)
5. Государство и политические партии (стр. 20)
Заключение (стр. 25)
Список литературы (стр. 29)

Файлы: 1 файл

Чистовик ТГП.docx

— 59.28 Кб (Скачать файл)

  Первая  стадия конституирование - присуща не только формирующейся политической системе, но и всем другим. Политическая система постоянно возобновляется, например, во время выборов представительных органов власти, референдума. Эта стадия является исходной для других стадий.

  Стадия  воспроизведения  компонентов и признаков политической системы – повторение установившихся элементов этой системы, т.е. на данной стадии обновляется, изменяется политическая система, ее отдельные компоненты, связи с другими подсистемами. Не существует единых, универсальных для всех эпох и стран средств и способов воспроизводства политической системы, однако именно на этой стадии происходят пересмотр, уточнение и обновление действующего законодательства, регулирующего деятельность политической системы или ее компонентов.

  Стадия  принятия и исполнения политико-управленческих решений составляет сердцевину других стадий политического процесса. Здесь важно иметь в виду, что в дифференцированном обществе не может быть политически нейтральных решений, поскольку они строго детерминируются волей и интересами субъектов политических отношений.

  И наконец, стадия контроля дополняет и завершает политический процесс. Контроль предполагает корректировку функционирования политической системы в соответствии с волей и интересами ее субъектов и участников политического процесса. Контроль в определенной мере осуществляют в процессе отчетно-перевыборных собраний, при выявлении общественного мнения и др. Создаются специальные институты контроля за политической системой. Это - государственные органы контроля, в том числе финансового, органы ревизии, партийного, общественного контроля в общественных объединениях, контроль населения, избирателей, санкции, которые налагаются на отдельных исполнителей решений, и т.д. Важную роль в этом механизме играют органы прокуратуры и судебные органы. Например, в суд можно обжаловать решения, нарушающие избирательные права граждан, действия избирательных комиссий и др.

  Институт наблюдателей и доверенных лиц кандидатов в  депутаты, в президенты, в губернаторы  также представляет собой форму  контроля за функционированием политической системы.

  Стадией контроля не завершается политический процесс. Он спиралеобразный, и вслед за этой стадией начинаются первая стадия, вторая и т.д. Иначе говоря, пока существует политическая система, непрерывно происходит политический процесс.

  Коммуникативная подсистема политической системы предполагает как отношения внутри этой системы, так и вовне, при этом как отношения, основанные на нормах права, так и неформальные нормы и отношения, не закрепленные в нормах права. Неформальные отношения существуют между государственным аппаратом и представителями бизнеса, союзами промышленников, банков. Они оказывают существенное влияние на политическую жизнь общества и облик политической системы, ее функционирование. Данная подсистема включает и поддержание международных связей с другими государствами, политическими партиями, международными организациями и т.д.

  Политическая  система выступает в единстве всех указанных подсистем, которые  тесно взаимосвязаны и не могут  функционировать, если хотя бы одна из подсистем не работает надлежащим образом. В совокупности они определяют политическую активность населения, других компонентов  системы, свидетельствуют о приобщении всех субъектов к политической культуре, их ориентированности на определенные взгляды, теории, идеологию. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  3. Государство в  политической системе

  Государство занимает важное место в политической системе. Вокруг государственной власти складываются политические отношения и связи. Овладение государственной властью  является задачей многочисленных политических партий и движений.

  Особое место  и роль государства в политической системе обусловлены свойствами государства, какими не обладает ни одно структурное звено этой системы. В частности, государство:

  1) объединяет  абсолютно все население, проживающее  на его территории, независимо  от национальной, социальной, профессиональной  и иной принадлежности;

  2) выражает  общие интересы общества, является  официальным представителем общества  в целом;

  3) определяет  основные направления развития  и функционирования общества;

  4) вправе принимать  властные решения, которые распространяются  на всех, кто находится на его  территории;

  5) обладает  государственным суверенитетом,  т.е. верховенством и независимостью  от какой-либо иной власти;

  6) является  носителем политической власти  и распространяет свою юрисдикцию  на соответствующую территорию;

  7) располагает  специальным аппаратом управления  и принуждения: судебными органами, армией, тюрьмами, другими карательными  органами и учреждениями. Это  придает государству реальную  силу. Никакие другие органы, кроме  государственных, не вправе применять  принуждение в отношении всех  граждан;

  8) располагает  широким арсеналом средств воздействия  на граждан, юридических лиц  и др. в целях подчинения их  своим предписаниям. Это и меры  убеждения, и принуждения, и  договорные формы, и рекомендации, и поощрения, и меры контроля  и надзора и др. Государство  также определяет процедуры осуществления  другими компонентами политической  системы своей деятельности, границы  последней, например порядок участия  в избирательных кампаниях.

  Одновременно  государство использует так называемое социальное партнерство, т.е. привлекает к своей деятельности для сотрудничества негосударственные объединения, в том числе союзы предпринимателей, религиозные организации, профсоюзы и др. Тем самым расширяется социальная база государства и усиливаются процессы демократизации последнего.

  Таким образом, государство обладает единством  законодательных, управленческих, судебных и контрольных полномочий, и это  единственная полновластная организация на территории страны.

  Другие субъекты политической системы не обладают подобными  свойствами и полномочиями. Их власть распространяется только на членов данного  объединения (политической партии, корпорации и др.), они могут применить  принуждение только в отношении  своих членов, выражают интересы объединившихся людей, наконец, они не вправе принимать  общеобязательные акты, поскольку их решения касаются только членов конкретного  объединения. Не обладают они и правом взимать налоги и другие обязательные платежи: их члены уплачивают лишь добровольные членские взносы. Они не наделены суверенитетом, напротив, подчиняются тому режиму правовых отношений, который устанавливает для них государство.

  Государство является собственно политической организацией и частью политической системы. В литературе ведется спор о том, правильно ли считать государство главным, ключевым, центральным звеном политической системы. По мнению М.Н. Марченко и С.А. Комарова, правильнее говорить, что государство особое, а не главное звено политической системы. Главным звеном они считают личность. Кроме того, рассмотрение государства как главного звена политической системы привело бы к смешению государства с такими разнопорядковыми явлениями, как экономические, социальные, идеологические основы политической системы.

  Однако эти  доводы вряд ли убедительны. Представляется, что государство можно отнести  к центральному, главному звену политической системы. Подчеркивание же особого  места государства в этой системе, по существу, и означает выражение  особости в его главной роли среди  других элементов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  4. Государство и  общественные объединения

  Взаимоотношения государства и общественных объединений  служат важнейшим показателем демократичности  государственной власти. Если государство  стремится к сотрудничеству с  общественными объединениями, обеспечивает их свободное развитие и функционирование, гарантирует их самостоятельность  в решении внутриорганизационных  проблем, то такое государство следует  оценивать как демократическое, поскольку оно гарантирует и реально обеспечивает важнейшее право человека - право на объединение в различные союзы, организации, творческие корпорации и т.д. для выражения и защиты своих интересов и достижения общих целей. Право на объединение относится к важнейшим правам человека. Так, во Всеобщей декларации прав человека (1948) закреплено: "Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию" (ст. 20). Аналогичное право закреплено в ст. 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950). Там, в частности, записано: "Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов" (ст. 11). Это право не подлежит каким-либо ограничениям, кроме тех, которые:

  а) предусмотрены  законом;

  б) необходимы в демократическом обществе;

  в) могут быть ограничены:

  - интересами государственной или общественной безопасности;

  - предотвращением беспорядков и преступлений;

  - охраной здоровья и нравственности населения;

  - защитой прав и свобод других лиц.

  Согласно Конституции  Российской Федерации, "каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов" (ст. 30).

  Право на объединение  включает в себя следующие правомочия:

  1) создавать  на добровольной основе общественные  объединения;

  2) вступать  в существующие объединения;

  3) воздерживаться  от вступления в какие-либо  объединения;

  4) беспрепятственно  выходить из любых объединений.

  Отношения государства  и общественных объединений носят  двусторонний характер. Это означает, что государство определяет правовое положение общественных объединений, пределы их деятельности, объем полномочий и т.д., а общественные объединения участвуют в определении политики государства, в различных политических кампаниях, в контроле за деятельностью государственных органов. Например, в Российской Федерации общественные объединения используют широкие политические права и свободы, участвуют в выборах в представительные органы власти, в органы местного самоуправления, проводят митинги, демонстрации, собрания, уличные шествия и т.д.

  В литературе выделяют три главных направления сотрудничества государства и общественных объединений:

  - информирование  государством общественных объединений  о состоянии дел в той или  иной сфере жизни общества, в  том числе о принимаемых государственными  органами решениях;

  - совместная  деятельность государства и общественных  объединений в решении социально  значимых проблем, например, избирательная  кампания, охрана окружающей среды,  охрана общественного порядка,  охрана труда, охрана памятников  культуры и др.;

  - законотворчество  и правотворчество: через депутатов  и партийные фракции общественные  объединения воздействуют на  процесс правотворчества, изучают  общественное мнение, проводят общественную  экспертизу законопроектов, других  нормативных правовых актов, организуют  общественную экспертизу в области  экологии, проводят благотворительные  мероприятия и др.

  Государство же в свою очередь контролирует:

  1) законность  деятельности общественных объединений,  в том числе путем регистрации  их уставных документов, надзора  за тем, чтобы их деятельность  не выходила за пределы уставных  целей и задач;

  2) законность  источников доходов данных объединений;  уплату ими установленных налогов,  если они подлежат налогообложению.

  Оно может  приостановить деятельность общественных объединений или их ликвидировать, а также запретить (по решению суда).

  Согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях" (в ред. 1997 г.) общественное объединение представляет собой  добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставных документах формирования.

  Таким образом, законодательством выделяются следующие  признаки общественного объединения:

  а) добровольность создания, формирования или вступления в уже существующее объединение;

  б) самоуправление собственными делами, т.е. государство  не вправе вмешиваться в деятельность объединения, если оно не нарушает законодательство;

  в) некоммерческий характер деятельности, т.е. общественное формирование не должно ставить целью  извлечение прибыли из своей деятельности;

  г) инициатива граждан в создании общественного  объединения; только граждане или негосударственные  юридические лица могут создавать  общественные объединения, но не государственные  органы;

  д) основа объединения - общность целей и интересов.

  В отличие от ранее действовавшего законодательства ныне общественные объединения могут как регистрироваться, так и не регистрироваться в органах юстиции. Незарегистрированное общественное объединение не приобретает прав юридического лица и не вправе участвовать в избирательных кампаниях.

  В Российской Федерации  предусмотрена возможность создания следующих пяти видов общественных объединений:

  - общественные  организации;

  - общественные  движения;

  - общественные  фонды;

  - общественное  учреждение;

  - органы общественной  самодеятельности.

Информация о работе Политическая система общества