Политическая система общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 12:35, курсовая работа

Описание работы

Политическая система общества — это система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений (организаций) людей, базирующихся на разнообразных формах собственности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоев, групп и наций, реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через государство.

Содержание работы

Введение (стр. 2)
1. Понятие политической системы (стр. 6)
2. Структура политической системы (стр. 8)
3. Государство в политической системе (стр. 14)
4. Государство и общественные объединения (стр. 16)
5. Государство и политические партии (стр. 20)
Заключение (стр. 25)
Список литературы (стр. 29)

Файлы: 1 файл

Чистовик ТГП.docx

— 59.28 Кб (Скачать файл)

  Из названных  пяти видов только общественные организации  основаны на членстве, остальные объединения состоят из участников, не имеющих членства.

  Членами и участниками  общественных объединений могут  быть как физические лица – российские граждане, так и иностранцы и лица без гражданства, а также юридические  лица – общественные объединения. Создаются  общественные объединения по инициативе не менее трех лиц, достигших совершеннолетия (18 лет). Для молодежных организаций  установлен возрастной ценз их членов в 14 лет, а для детских организаций - 10 лет. Органы государственной власти и местного самоуправления не могут  быть учредителями или участниками  общественных объединений.

  Общественные  объединения имеют довольно широкие  права. Среди них - право свободы  распространять информацию о своей  деятельности; проводить митинги, демонстрации, пикетирование; участвовать в выработке  решений государственных органов; учреждать свои средства массовой информации; иметь собственность.

  Среди обязанностей наиболее значительные – соблюдать  законодательство, ежегодно публиковать  отчет об использовании своего имущества  и др. Важное положение содержится в законе о политических партиях - они не вправе получать финансовую и иную материальную помощь от иностранных  государств, иностранных организаций  и граждан, связанную с избирательной  кампанией.

  Как уже указывалось, государство не может вмешиваться  в деятельность общественных объединений, если они не нарушают законов. В то же время государство:

  1) обеспечивает  соблюдение прав и интересов  общественных объединений; 

  2) оказывает  им поддержку, которая может  выражаться в предоставлении  налоговых льгот, в целевом  финансировании отдельных общественно  полезных программ по заявкам  общественных объединений; 

  3) может заключать  договоры на выполнение различных  работ и оказание услуг, на  выполнение государственных заказов  и др.

  Все вопросы, затрагивающие  интересы общественных объединений, решаются государством с участием соответствующих  объединений или по согласованию с ними.

  В случаях нарушения  Конституции Российской Федерации, нарушения прав и интересов граждан, систематического осуществления мероприятий, противоречащих уставу, деятельность общественного объединения может  быть по решению суда приостановлена на срок до шести месяцев. Данное приостановление влечет для общественного объединения следующие юридические последствия. Ему запрещается:

  - организовывать  митинги, шествия, демонстрации;

  - принимать  участие в избирательных кампаниях;

  - иметь СМИ;

  - использовать  банковские вклады, кроме выплат  по заработной плате аппарату, и др.

  Деятельность  общественного объединения может  быть прекращена в следующих двух случаях: самороспуска и по решению  суда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  5. Государство и  политические партии

  В политической системе политические партии играют существенную роль. В государствах, где устанавливается многопартийность, чаще всего утверждается режим демократии.

  В зарубежной и  отечественной литературе существует много определений понятия "политическая партия". В них нередко подчеркивается, что основное назначение партии - участие  в выборах в представительные органы. Например, политической партией  является любая политическая группа, принимающая активное участие в  проведении выборов и имеющая  благодаря этому возможность  проводить своих кандидатов в  государственные учреждения. Или  подчеркивается назначение политических партий - представлять интересы различных  социальных групп и общностей. Например, в учебнике проф. В.В. Лазарева и доц. С.В. Липеня по теории государства и  права (1998) политическая партия определяется как организованная группа единомышленников, представляющая интересы части общества и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной  власти или участия в ее осуществлении. Иногда в определении понятия "политическая партия" указывается, что это стабильная иерархическая организация, состоящая  из обладающих одинаковыми политическими  убеждениями лиц, которые совместно  работают над достижением своих  целей, имеющих идеальный (модель общества) или материальный (личные выгоды) характер. Основные цели партии так или иначе  связаны с осуществлением власти в политических системах.

  В российском Законе "О политических партиях" от 11 июля 2001 г. политическая партия определяется как общественное объединение, созданное  в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни  общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления  интересов граждан в органах  государственной власти и органах  местного самоуправления (ст. 3). Главные  цели политической партии:

  а) формирование общественного мнения;

  б) политическое образование и воспитание граждан;

  в) выражение  мнения по вопросам общественной жизни  и доведение его до широкой  общественности и органов государственной  власти;

  г) выдвижение кандидатов в депутаты, участие в  выборах и в работе представительных органов.

  Таким образом, важнейшими признаками политической партии являются:

  1) участие в  политической жизни, в том числе  в государственном управлении;

  2) стремление  овладеть государственной властью  и учреждениями, реализующими государственную власть;

  3) связь с  избирательной системой - участие  в выборах представительных органов  власти;

  4) форма организации  социальных групп и слоев населения;

  5) носитель  определенной идеологии и форма  политического обучения масс;

  6) средство  рекрутирования и продвижения  отдельных индивидов в политические  лидеры.

  Эти признаки и  определяют функции политических партий, среди которых выделяют следующие:

  а) социального  представительства;

  б) борьбы за государственную  власть;

  в) идеологическую;

  г) кадровую;

  д) политической социализации, т.е. включенность личности в политику и обеспечение стабильности и преемственности в развитии общества;

  е) разработки и осуществления политического  курса, что, однако, зависит от положения  партии в политической системе - является ли она правящей или оппозиционной.

  Между политическими  партиями и государством существуют тесные связи и разнообразные  формы взаимодействия. Так, и государство, и политические партии - политические организации.

  Они непосредственно  связаны с понятием государственной  власти: только государство непосредственно  осуществляет государственную власть, а партии ставят целью приход к  государственной власти. Вместе с  тем они сохраняют по отношению  друг к другу большую автономию. Но при тоталитарном режиме нередко  происходит слияние государственного аппарата и партийного и одна партия является не только правящей, но и государственной.

  Формы взаимодействия государства и партий заключаются в следующем:

  1. Участие в  формировании выборных представительных  органов государственной власти. Это предполагает, что все политические  партии в той или иной степени  участвуют в организации избирательных  кампаний, в выдвижении своих  кандидатов в депутаты, поскольку  в демократическом обществе единственным  средством овладения государственной  властью служат выборы.

  В выборах участвуют, выдвигая своих кандидатов, и непартийные  организации, а также отдельные  граждане путем самовыдвижения, но шансов на победу у них немного, так  как выборы всегда связаны с большими материальными и финансовыми  расходами, в том числе на рекламу  кандидатов, листовки, тиражирование  программ и т.д.

  2. Участие в  формировании политического курса  государства определяется заинтересованностью  партии в проведении выгодной  для данной партии и ее сторонников  политики. Это относится и к  правящей, и к оппозиционной партиям.  Возможностей у правящей партии  всегда больше. Но и оппозиционные  партии имеют определенные возможности  для такого влияния. Например, путем:

  а) участия в  предвыборных дискуссиях, дебатах, где  выражаются подходы партии к решению  тех или иных актуальных проблем;

  б) обнародования  предвыборных платформ, программ;

  в) подготовки и продвижения на государственные  посты своих лидеров;

  г) формирования общественного мнения и при его  помощи давления на государственные  органы и курс политики государства.

  3. Влияние на  процесс законотворчества, правотворчества  исполнительных органов и правоприменительной  деятельности государственных органов.  Эта форма выражается во внесении  предложений о принятии новых  законов, иных нормативных правовых  актов, об отмене существующих; в использовании права законодательных инициатив через своих депутатов, другие каналы, а также путем давления через общественное мнение на исполнительные и правоохранительные органы.

  4. Контроль  за государственными органами  и процессом управления страной. Здесь также используются разнообразные пути, в том числе и общественное мнение.

  Государство в  свою очередь воздействует на политические партии по следующим каналам:

  а) регулирует посредством законодательных и  иных актов статус политической партии, их регистрацию, т.е. устанавливает  рамки их деятельности;

  б) регламентирует их участие в избирательных кампаниях, например путем определения порядка  выдвижения кандидатов в депутаты, участия наблюдателей в работе избирательных  комиссий и т.д.;

  в) решает вопросы  о конституционности партий через  Конституционный Суд;

  г) контролирует финансовую деятельность партий, налогообложение  их предприятий; соблюдение запрета  использовать политическими партиями средств на предвыборную кампанию от иностранных государств, иностранных  юридических лиц и иностранных  граждан.

  Это так называемое внешнее регулирование деятельности партий. Внутреннее регулирование осуществляется самими партиями в своих уставах, положениях, иных актах партийных органов, в которых определяется структура партии, ее цели и задачи, партийная дисциплина и др.

  Рассматривая  вопрос о типологии партии, следует отметить, что общественные объединения, похожие на партии, возникли еще в Древней Греции и Древнем Риме.

  Немецкий социолог М. Вебер выделял три этапа (ступени) в формировании политических партий:

  - аристократические  группировки (XVI-XVII вв.);

  - политические  клубы (XVIII-XIX вв.);

  - современные  массовые партии (XIX-XX вв.).

  Первые две  ступени считаются предысторией политических партий, а в развитой форме выступают лишь массовые организации. По Веберу, процесс становления и развития политических партий связан неизменно со стремлением политически активных людей к власти, к занятию государственных должностей и к извлечению выгод из своего положения.

  Первой политической партией считается созданная  в Англии в 1877 г. Либеральная партия, которая в настоящее время  не играет значительной роли в политической жизни страны.

  Существующие  современные партии разнообразны как  по идеологии, социальному составу, внутреннему устройству, так и  по методам деятельности.

  Типология партий позволяет выяснить:

  - во-первых, чьи  интересы выражает партия, какие  цели ставит;

  - во-вторых, ограничивает  ли она свою деятельность только  выборами или стремится стать постоянным участником политического процесса;

  - в-третьих,  на каких принципах строит  свою деятельность и какие  методы считает для себя приемлемыми;

  - в-четвертых,  каковы взаимоотношения членов  партии со своей организацией.

Информация о работе Политическая система общества