Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 18:25, контрольная работа
Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его сущность, роль и социальное назначение в общественной жизни.
Элементы функций государства:
1) объект – сфера общественных отношений;
2) содержание – конкретные действия, принимаемые государством для достижения поставленных перед ним социально полезных целей.
ПОНЯТИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его сущность, роль и социальное назначение в общественной жизни.
Элементы функций государства:
1) объект – сфера общественных отношений;
2) содержание – конкретные действия, принимаемые государством для достижения поставленных перед ним социально полезных целей.
Признаки функций государства:
1) функции отражают
уровень развития
2) функции исполняются
всеми государственными
3) функции – устойчивая,
повторяющаяся, разносторонняя
4) содержание и перечень функций зависят от сущности государства и его социального назначения;
5) функции зависят
от целей и задач, стоящих
перед обществом на
6) реализация функций
обеспечивается
7) функции отражают особенности того или иного исторического типа и формы государства.
В каждом государстве государственные функции различны, так как их перечень и содержание определяются совокупностью факторов внешнего и внутреннего характера, среди которых особо выделяют своеобразие сущности конкретного государства, особенности и актуальность на данный момент времени экономических, политических, национальных, экологических и иных проблем.
Функции государства показывают направления деятельности государства в определенный исторический период.
В различные исторические периоды перед государством стояли классовые и общесоциальные задачи, поэтому и функции государства имели либо классовую, либо социальную направленность. Перечень и содержание государственных функций в разные исторические эпохи были различными.
При возникновении государство выполняло небольшой перечень функций, большинство из которых имели классовый характер, так как государство поддерживало экономически господствующие классы населения.
С развитием и усложнением социальных отношений функции государства отмирали, изменялись или возникали в новом качестве. Постепенно классовый характер в функциях государства исчезал.
В современных государствах функции существенно отличаются от функций государств древности и средневековья, так как имеют социальный характер и направлены на межгосударственное сотрудничество для решения проблем выживания цивилизации в целом
Понятие и основные признаки правового гос-ва: Правовому государству присущи следующие признаки:
Господство (верховенство) права. Это означает, что высшей формой выражения свободы людей должен быть закон. Но не всякий закон считается правовым, а лишь тот который отвечает сложившимся реалиям, жизненным потребностям людей, который воплощает принципы права. Законы должны приниматься с соблюдением определенной процедуры и не должны противоречить Конституции и международно-правовым нормам. Но важно, чтобы правовым законам подчинялась и сама государственная власть, которая создает законы. Нормы права должны быть обязательными для государственных органов в той же мере, что и для граждан.
Разделение властей. Говорить о разделении властей не совсем корректно. Государственная власть едина. Речь идет о распределении функций в государственном управлении, о рассредоточении, о распределении государственных дел. Воплощение принципа разделения властей позволяет: предотвратить злоупотребление властью; повысить профессионализм в государственном управлении; осуществлять контроль за действиями государственных органов; возлагать на виновных лиц ответственность за ошибки в государственном управлении.
Широкие и реальные права и свободы личности. Право на жизнь, право на свободу, неприкосновенность личности и жилища, на образование, социальное обеспечение, судебную защиту и другое закрепляются в Конституции. В правовом государстве существуют реальные экономические, политические, духовные предпосылки для их реализации Согласно Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Взаимная ответственность государства и личности. Отношения между государством и гражданином должны строиться на началах равенства и справедливости. Определяя в законах меру свободы личности, государство в этих же пределах ограничивает и себя в собственных решениях и действиях. Оно берет на себя обязательство обеспечивать справедливость в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушение или невыполнение этих обязанностей (ответственность депутатов перед избирателями). На тех же правовых началах строится ответственность личности перед государством.
Понятие, основные признаки и принципы права: Право представляет собой совокупность общеобязательных правил поведения (правовых норм), установленных или санкционированных государством или охраняемых его силой. С учетом существенных свойств можно выделить следующие признаки права: 1. Право - это явление общественное. Оно возникает как продукт общества на определенной ступени его развития. 2. Право есть регулятор социально значимого поведения человек разновидность социальных норм. 3. Право есть система нормативного регулирования, на учете интересов различных слоев общества, их согласии и компромисса. Нормы права должны быть объективированы вовне, закреплены в определенных официальных формах: нормативно - правовых актах, правовых обычаях, юридических прецедентах и др. Право общеобязательно. Оно распространяет свое действие на всех членов общества. Праву присуща процедурность. Процедура касается как реализации, так и издания юридических норм.
Право тесно связано с государством. Государство влияет на правовые притязания общества и оформляет их в процессе издания нормативно-правовых актов, оно также осуществляет контроль за осуществлением юридических предписаний и обеспечивает их властную реализацию. Право охраняется государственным принуждением. Право всегда имеет дело с отклоняющимся от нормы поведением. Право (как разновидность социальных норм) обладает качеством нормативности, оно действует как типовой регулятор. Нормативность проявляется и в неоднократности действия юридических норм и формируется как результат обобщения и фиксации устойчивых, повторяющихся социально полезных отношений и поступков людей. Право не тождественно закону. Законодательство выступает одной из форм выражения права.
Непосредственная связь права с гос-вом обусловливает три характерных признака, отличающих право от иных социальных норм: 1. Нормы права являются обязат. для исполнения всеми, кого эти нормы касаются: гражданами, юридическими лицами, гос-ми органами и др. 2. Неукоснительное исполнение и соблюдение норм права обеспечивается принудительной силой государства в лице его органов внутренних дел (милиции), прокуратуры и суда. Это означает, что в случае нарушения нормы права, потерпевший может обратиться за защитой в милицию, прокуратуру или суд. 3. Лица, виновные в несоблюдении или неисполнении конкретной нормы права, несут юридич. ответственность, предусмотренную санкцией нарушенной нормы права. Это может быть предупрежд., штраф, админ. арест или лишение свободы. При этом гос-тво берет на себя обязанность самостоятельно и за свой счет выявлять и привлекать к ответст-ти всех лиц, совершивших преступления и админ. правонарушения.
Нормативно-правовой акт: нормативно - правовой акт - изданный в установленном порядке уполномоченный на то государственным органом акт правотворчества, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы.
Признаки нормативно - правовых актов: нормативно - правовой акт содержит в себе нормы права; нормативно - правовой акт выступает в виде официального государственного документа, который имеет обязательные атрибуты (название акта, наименование органа, принявшего его); юридические нормы группируются в нормативных актах по определенным структурным образованиям (разделам, главам, статьям);
Виды нормативно - правовых актов:
Сущность высшей юридической силы заключается в следующем:
никто, кроме органов законодательной власти, не вправе принимать или отменять законы;
все правовые акты государства должны издаваться в соответствии с Основным Законом (Конституцией). Если подзаконный акт противоречит закону, то этот акт должен быть приведен в соответствие с законом, либо отменен;
закон не подлежит утверждению или приостановлению никем, кроме специально уполномоченного на то органа законодательной власти.
Действие нормативно - правового акта.
Нормативно - правовой акт действует во времени, по территории, предметам действия и по кругу лиц, на которых распространяются нормы данного акта.
Действие нормативного акта во времени начинается с момента его вступления в законную силу. Необходимо отличать момент принятия нормативного акта от момента обретения им юридической силы, которая может возникнуть в день его подписания, если это прямо предусмотрено в законе. Дата вступления нормативно - правового акта в законную силу связана с моментом его официального опубликования или определено сроком, указанным в самом акте. Прекращение действия нормативного акта, т.е. утрата им юридической силы наступает при его отмене.
Действие нормативно - правового акта в пространстве
Пределы действия нормативного акта в пространстве очерчены территорией государства, которая включает в себя сухопутную территорию, водное пространство, воздушное пространство, недра, гражданские суда под флагом государства, в момент их нахождения в открытом море, военные корабли, где бы они не находились.
Действие нормативно - правового акта по предмету Границы действия нормативного акта по предмету определяются кругом общественных отношений, на который распространяются нормы, содержащиеся в данном акте.
Действие нормативно
- правового акта по лицам По общему
правилу нормативный акт
Отрасли российского права — это совокупность правовых норм, регулирующих какую-либо большую сферу сходных общественных отношений. В числе основных компонентов отраслей системы права называют конституционное право, административное право, гражданское право, трудовое право, семейное право, земельное право, природоохранительное право, уголовное право, уголовно-процессуальное право и гражданско-процессуальное право.
Система права — это все действующие в государстве нормы права, объединенные по отраслям права.
Ведущее место в системе права занимает конституционное право. Эта отрасль права объединяет нормы, закрепляющие основы общественного строя и политики РФ, основные права, свободы и обязанности граждан, национально-государственное устройство нашей страны, избирательную систему, порядок образования и компетенцию федеральных органов государственной власти. Закрепленные Конституцией РФ принципы выступают ведущим правовым началом остальных отраслей права.
Административное право регулирует отношения, складывающиеся в процессе государственного управления: Правительства РФ, федеральных министерств и других органов, устанавливает порядок прохождения государственной службы, а также систему административных проступков и порядок применения административных санкций к виновным лицам. Финансовое право является совокупностью норм, регулирующих отношения, связанные с накоплением и распределением государственных финансов. Составная часть этой отрасли — нормы, предусматривающие порядок составления и исполнения государственного бюджета. Земельное право — это совокупность норм, регулирующих отношения, складывающиеся по поводу распоряжения и
Понятие, признаки и структура правоотношений: Правоотношения - это отношения между людьми, урегулированное нормами права.
Состав правоотношения: Правоотношения имеют сложный состав. Его элементами являются: субъекты, т.е. участники; содержание; объекты – материальные и нематериальные блага либо поведение лица, по поводу которых возникает правоотношение (вещи, имя, честь, достоинство, продукты интеллектуального творчества, действия лиц и др.)
Субъектами правоотношения могут быть: индивиды, организации, государство в целом. Что бы быть субъектом права, надо обладать правосубъектностью, т.е. быть правоспособным, дееспособным и деликтоспособньш.
Правоспособность - это способность в силу норм права иметь субъективные права и юридические обязанности, (она возникает с рождения и прекращается смертью).
Дееспособность - это способность субъекта самостоятельно, своими осознанными действиями осуществлять юридические права и обязанности, (у государства как субъекта права и организаций правоспособность и дееспособность возникают одновременно в момент их образования). Дееспособность индивидов возникает в отличии от правоспособности постепенно и зависит от нескольких факторов: