Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 13:47, курсовая работа
Понятие права является основополагающим определением в юриспруденции. Оно представляет собой историческое явление, образованное в результате естественного развития общества. Первоначальное закрепление в условиях родового общества циклов производства и обмена на уровне обычаев, то есть элементарных, простых правил поведения, с усложнением этих циклов затем нуждалось в иных формах, воплощенных в законе. Новые правила поведения уже не могли обеспечиваться только добровольным исполнением, для их соблюдения потребовалась принудительная сила, которую дало государство, как новая организация жизнедеятельности человека.
Цель курсовой работы состоит в том, выявить основные компоненты, входящие в понятие права.
Введение……………………………………………………………………..…….3
Глава 1 Типы правопонимания……………………………………….……….…6
1.1 Юридический позитивизм………………………………………...….7
1.2 Нормативизм……………………………………………………...….11
1.3 Теория естественного права……………………………………..….14
1.4 Социологическая юриспруденция…………………………….……19
1.5 Историческая школа права……………………………………..…...23
1.6 Психологическая теория права………………………………….….26
Глава 2 Объективное и субъективное право: характер соотношения……......31
Глава 3 Функции права……………………………………………………...…..42
3.1 Понятие функций права……………………………………….……42
3.2 Виды функций права……………………………………….……….46
Заключение……………………………………………………………..………...54
Список использованных источников и литературы…………………… ….…56
Чистота теории права предполагает также исключение из нее идеологических оценок. Кельзен одним из первых поставил задачу деидеологизации правоведения, создания строго объективной науки о праве и государстве. Согласно его воззрениям, подлинная наука носит релятивистский характер, так как признает возможность существования в обществе множества систем идеологии и отрицает превосходство какой-либо одной из них над другими. «Чистая теория стремится преодолеть идеологические тенденции и описать право таким, каково оно есть, не занимаясь его оправданием или критикой»8.
Кельзен определял право как совокупность норм, осуществляемых в принудительном порядке (данное определение им использовалось для дифференциации права от других нормативных систем, таких, как религия и мораль). Право старше государства. Оно возникло еще в первобытную эпоху, когда общество, разрешив индивидам совершать акты принуждения (например, акты мести) в одних случаях и запретив в других, установило монополию на применение силы в целях обеспечения коллективной безопасности. Впоследствии правовое сообщество перерастает в государство, где функции принуждения осуществляются централизованным путем, т. е. специально созданными органами власти. С образованием таких органов децентрализованные способы принуждения сохраняются лишь за рамками государства – в области международных отношений. В национальных правовых системах нормы согласованы между собой и располагаются по ступеням, образуя строгую иерархию в виде пирамиды (такое описание получило название ступенчатой концепции права). На вершине этой пирамиды находятся нормы конституции. Далее следуют «общие нормы», установленные в законодательном порядке или путем обычая. И наконец, последнюю ступень составляют индивидуальные нормы, создаваемые судебными и административными органами при решении конкретных дел. В изображении нормативизма национальное право выступает замкнутой регулятивной системой, где каждая норма приобретает обязательность благодаря тому, что она соответствует норме более высокой ступени. «Источником единства правовой системы Кельзен называл основную норму – трансцендентально-логическое понятие («мысленное допущение»), которое постулируется нашим сознанием с целью обоснования всего правопорядка в целом. Основная норма не содержит нормативных предписаний в собственном смысле слова. Ее назначение в том, чтобы придать нашим представлениям о легитимности правопорядка логически завершенную форму»9.
В теории Кельзена понятие права охватывает не только общеобязательные нормы, установленные государственной властью, но и процесс их реализации на практике, т. е. применение права предполагает также и создание права.
Учение нормативистов оказало глубокое воздействие на теоретические представления и юридическую практику в Австрии, Германии, Италии и других странах Запада. Под влиянием нормативизма правоведы стали больше уделять внимания противоречиям в праве, созданию стройной системы национального законодательства. С концепцией нормативизма. связано также широкое распространение идей верховенства международного права над законодательством государств, институтов конституционного контроля.
1.3 Теория естественного права
Концепция естественного права берет свое начало еще в религиозных представлениях. Этот факт подтверждает представление о существовании идеала высшей справедливости, которая имеет корни в божественной справедливости. Уже в трудах Платона и Аристотеля всесторонне раскрывается проблема справедливости и естественного права. Представления античных философов, в частности, взгляды Аристотеля о естественном и условном праве, дали мощный толчок развитию естественно-правовых концепций и получили свое развитие в трудах христианских мыслителей средневековья, и, прежде всего, в трудах Фомы Аквинского, для которого естественное право есть «отображение вечного божественного права, управляющего миром»10.
Критика феодального строя, обоснование новых концепций о правах и свободах личности, о необходимости господства права в отношениях между индивидом и государством нашло отражение в новой рационалистической теории прав человека, которая была разработана в трудах Г. Гроция, Б. Спинозы, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Т. Джефферсона, И.Канта и других мыслителей. Эта теория естественного права внесла большой вклад в формирование нового юридического мировоззрения, в идеологическую подготовку буржуазных революций и юридическое закрепление их результатов. В XVII-XVIII вв. появляется Школа естественного права, которая связанна с именем Г. Гроция. Смысловым ядром учения Гроция является природа человека, социальные качества людей. Гроций различает право естественное и право волеустановленное. Продолжая античную традицию, Гроций отождествляет понятия права и справедливости: «…право есть то, что не противоречит справедливости. Противоречит же справедливости то, что противно природе существ, обладающих разумом»11.
Крупнейшим теоретиком теории естественного права также был английский философ-материалист Т. Гоббс, который строил своё учение на изучении природы и страстей человека. Мнение Гоббса об этих страстях и природе крайне пессимистично: людям присущи соперничество (стремление к наживе), недоверие (стремление к безопасности), любовь к славе (честолюбие). «Естественное право, – пишет Гоббс, – есть свобода всякого человека использовать собственные силы по своему усмотрению для сохранения своей собственной природы, т. е. собственной жизни, и, следовательно, свобода делать все то, что, по его суждению, является наиболее подходящим для этого»12. А сама по себе свобода состоит лишь в отсутствии внешних препятствий для того, чтобы делать то, что человек считает полезным для себя. «Естественный закон, lex naturalis, есть предписание, или найденное разумом (reason) общее правило, согласно которому человеку запрещается то, что пагубно для его жизни или лишает его средств к её сохранению, и пренебрегать тем, что он считает наилучшим средством для сохранения жизни»13. «Если естественное право – это царство свободы каждого, то естественные законы – это обязательства, накладываемые на каждого разумом каждого. Иными словами, право и закон выступают как правомочие и обязанность. Сказанное вытекает из смысла естественных законов, сформулированных Гоббсом»14.
Следует отметить политико-правовое учение Спинозы, которое связано с его философией, особенно с идеей строгой закономерности, причинной обусловленности всех явлений природы. Под естественным правом Спиноза понимал необходимость, в соответствии с которой существуют и действуют природа и каждая её часть. При этом, что важно для всего учения Спинозы, естественное право отождествлялось с «мощью» - способностью любой части природы к самосохранению.
Концепция Дж. Локка подводила итог предшествующему развитию политико-правовой идеологии в области методологии и содержания теории естественного права. В произведении «Два трактата о правлении» Дж. Локк изложил свою концепцию естественного права. Как и другие теоретики, естественно-правовой школы, Локк исходит из представления о «естественном состоянии». Важная особенность учения Локка в том, что он обосновывает идею прав и свобод человека, существующих в догосударственном состоянии. Естественное состояние, по Локку, – «состояние полной свободы в отношении действий и распоряжения своим имуществом и личностью», «состояние равенства, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого»15. К естественным правам относится собственность, которая трактовалась широко: как право на собственную личность (индивидуальность), на свои действия, на свой труд и его результаты. В естественном состоянии, рассуждал Локк, все равны, свободны, имеют собственность (с появлением денег она стала неравной); в основном это состояние мира и доброжелательности. Закон природы, утверждал Локк, предписывает мир и безопасность. Однако любой закон нуждается в гарантиях. Закон природы, предписывающий мир и безопасность, был бы бесполезен, если бы никто не обладал властью охранять этот закон, обуздывая его нарушителей. То же и естественные права людей – каждый обладает властью охранять «свою собственность, т.е. свою жизнь, свободу и имущество»16. Естественные законы, как и всякие другие, утверждал Локк, обеспечиваются наказанием нарушителей закона в такой степени, в какой это может воспрепятствовать его нарушению. Для создания гарантий естественных прав и законов, считал Локк, люди отказались от права самостоятельно обеспечивать эти права и законы. В результате общественного соглашения гарантом естественных прав и свобод стало государство, имеющее право издавать законы, снабженные санкциями, использовать силы общества для применения этих законов, а также ведать отношениями с другими государствами.
В конце XVII в. был
сформулирован и обоснован
Т. Джефферсон воспринял естественно-правовую доктрину в её наиболее радикальной и демократической трактовке. Радикальная и демократическая трактовка естественно-правовой концепции проявилась в представлении Джефферсона об общественном договоре как основе устройства общества, дающей всем его участникам право конституировать государственную власть. Отсюда логически вытекала идея народного суверенитета и равенства граждан в политических, в том числе избирательных, правах. Ещё большее значение имело то обстоятельство, что Джефферсон был автором проекта Декларации независимости – конституционного документа, который, исходя из демократической и революционной трактовки естественно-правовой доктрины, обосновывал правомерность отделения колоний от Англии и образования ими самостоятельного, независимого государства. Для Джефферсона как автора Декларации «очевидны следующие истины, что все люди сотворены равными, что они наделены своим творцом некоторыми неотъемлемыми правами, в числе которых жизнь, свобода и стремление к счастью»17. Свобода как естественное и неотъемлемое право виделась колонистам как гарантия свободы собственности. Практически свобода в Декларации независимости включала в себя право свободно пользоваться и распоряжаться своими материальными благами, т.е. право на собственность.
Таким образом, во многом благодаря теории естественного права сложилась современная политическая организация не только Западной Европы, но и Северной Америки, которые в дальнейшем повлияли на всю мировую систему. Она приобрела популярность ввиду исторической необходимости образования национальных суверенных государств. А для этого было необходимо теоретически обосновать появившиеся запросы.
1.4 Социологическая юриспруденция
Формирование социологического направления в современной теории права и государства началось на исходе XIX в., когда социология выделилась в самостоятельную отрасль знаний и ее методы получили широкое распространение в общественных дисциплинах. Социологическое правопонимание складывалось путем распространения социологических методов познания в юриспруденции. В состав социологии права включают учения, выдвинутые как социологами, так и юристами. Характерной особенностью этого типа правопонимания является то, что оно основывается на различении права и закона. Сторонники этой концепции (Э. Эрлих, Л. Дюги и др.) полагают, что именно общество определяет содержание права, а не наоборот. Право не порождается государством, но закрепляется им. В то же время право не признается существующим по природе. «Право – результат динамичного функционирования социума. В зависимости от изменения общественных отношений меняется и право, т. к. представляет собой отражение общественных отношений»18.
Право возникает помимо воли членов общества, кристаллизуясь из традиций, авторитетных обычаев. «Делом законодателя и государства является только лишь нормативное закрепление сложившихся обычаев или выведение норм из существующих принципов, если обычай не регулирует соответствующую область правоотношений. Таким образом, признается наличие правового и не правового закона. Правовой закон соответствует интересам общества и является их отражением. Не правовой закон – это произвол законодателя»19.
Для Эрлиха центр правового развития лежит не в законодательстве, не в правовой науке, не в судебных решениях, а в самом обществе. Именно внутренний порядок человеческих ассоциаций, а не юридические установления, определяет человеческую судьбу. Объяснение социальных явлений следует искать не в юридических конструкциях, а выводя основные положения научной мысли из объективных фактов. Так, существование государства предшествует принятию конституции, семья предшествует семейному праву, владение предшествует праву собственности, контракт предшествует контрактному праву, оставление имущества в наследство предшествует завещательному закону и т. д. Внутренний строй человеческих ассоциаций не только предшествует по времени юридическим положениям, но представляет собой также базисную форму права, из которой исходят конкретные юридические положения.
Сторонники этого типа правопонимания считают, что в общественных ассоциациях люди общаются и признают некоторые правила поведения как обязательные для исполнения. Вообще говоря, они регулируют свое поведение в соответствии с этими правилами, являющимися социальными фактами, которые появились в результат действия сил, существующих в обществе. Эти правила очень разнообразны. Они включают нормы права, трудовой деятельности, этики, этикета, такта, внешнего поведения, моды и т. д. В социологическом правопонимании природа юридической нормы та же, что и природа всех других норм поведения. «Самый важный компонент, компонент принуждения, стоящий за юридической нормой, так же как и за любой другой нормой поведения, является формой общественного принуждения вне государственной власти»20.
Государство – это лишь одна из многих юридических ассоциаций, существующих в обществе. Другие ассоциации включают семью, церковь и корпоративные организации. Следовательно, существует множество правовых норм, которые не находят выражения в юридических установлениях государства. Функцией государственных принудительных норм является защита правил поведения, сложившихся в обществе, а также защита различных государственных институтов.