Понятие, сущность и функции права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:24, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть понятие права, его сущности и функций. Для реализации цели поставлены следующие задачи:
- дать определение понятию «право», изучив различные подходы к правопониманию, которые подтверждаются множеством теорий, концепций, школ, воззрений, касающихся характеристики и определения права;
- определить сущность права и ее ценность
- рассмотреть функции права, как его ценностно-функциональную основу.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………....2
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ПРАВА
Общее понятие права…………………………………………………..3
Понятие субъективного и объективного права………………………6
Развитие концепций права…………………………………………….7
Основные концепции правопонимания………………………………9
Современные концепции правопонимания…………………………..12
ГЛАВА II.СУЩНОСТЬ ПРАВА
2.1 Понятие сущности права……………………………………………...15
2.2 Соотношение подходов к изучению сущности права……………....15
2.3 Социальная ценность и сущность права……………………………..17
ГЛАВА III. ФУНКЦИИ ПРАВА
3.1 Понятие «функции» права………………………………………….....18
3.2 Система функций права……………………………………………….19
3.3 Классификация функций права……………………………………….20
3.4 Характеристика функций права……………………………………….21
3.5 Социальные функции права…………………………………………...24
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

Начало1.docx

— 77.27 Кб (Скачать файл)

Каспийский Общественный Университет

Колледж «Әділет»

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: «Основы теории государства и права».

на тему: «Понятие, сущность и функции  права»

Выполнила:

Студентка группы ЮК-11-3      Юсубалиева М. А.

Научный руководитель:

Преподаватель                            Аватова З.Д.

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Алматы 2012 г.

 

ПЛАН

Введение……………………………………………………………………....2

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ПРАВА

    1. Общее понятие права…………………………………………………..3
    2. Понятие субъективного и объективного права………………………6
    3. Развитие концепций права…………………………………………….7
    4. Основные концепции правопонимания………………………………9
    5. Современные концепции правопонимания…………………………..12

ГЛАВА II.СУЩНОСТЬ ПРАВА

2.1 Понятие сущности права……………………………………………...15

2.2 Соотношение подходов к изучению сущности права……………....15

2.3 Социальная ценность и сущность права……………………………..17

ГЛАВА III. ФУНКЦИИ ПРАВА

3.1 Понятие «функции» права………………………………………….....18

3.2 Система функций права……………………………………………….19

3.3 Классификация функций права……………………………………….20

3.4 Характеристика функций права……………………………………….21

3.5 Социальные функции права…………………………………………...24

Заключение                                                                                                       26

Список  использованной литературы                                                          28

 

Введение.

 

Факт  существования сегодня юриспруденции не вызывает сомнений, и по этому поводу не ведутся научные споры. Однако, не смотря на это, до сих пор не существует ответа на вопрос: что же есть право, какова его природа?

Возникновение права обусловлено  процессом социализации и рационализации человеческих отношений, т.е. их развитием  от первобытной, общинно-родовой организации  людей к современной, государственно-правовой. На любой стадии исторического развития человеческий коллектив для того, чтобы сохранить себя как устойчивую, организованную форму взаимоотношений, предполагает определенные, общеизвестные  и общеобязательные для всех его  членов правила и нормы поведения  – нормативный порядок.

Без наличия  соответствующего порядка невозможно существование какой-либо общности людей. Соблюдение такого порядка, в  т.ч. путем официального принуждения  является признаком и назначением  всякой общественной власти. Именно определенная нормативная организация всего  социума и упорядочение применения силы отличает официальную социальную власть от господства физической силы и непосредственного насилия. Однако наличие официальной власти ещё  не означает наличие права.

Уже в первобытном обществе существовали определенные правила поведения  людей, которые обеспечивали выживание  членов родовой общины в природной  среде и их воспроизводство. Эти  правила сложились в обычаи, которые  фиксировались в памяти людей  и в силу целесообразности, рациональности и полезности выполнялись добровольно, по привычке, из уважения к памяти предков.

Регулировались обычаями следующие  виды отношений в общине: во-первых, брачно-семейные отношения, в частности, существовал запрет кровосмешения; во-вторых, половозрастное распределение  обязанностей; в-третьих, правила организации  совместной деятельности при охоте, добывании пищи, ее распределении; в-четвертых, процедуры разрешения споров между  членами общины; в-пятых, правила  ведения войн и столкновений с  другими племенами.

Таким образом, право возникает  объективно на определенном этапе развития человеческого общества. В своем  развитии право проходит длительный путь, имеющий у разных народов  свои особенности.

Право – сложное социальное явление, поэтому люди с древних времен пытались осмыслить его происхождение, выяснить причины возникновения  права.

Первые  идеи о государстве и праве были выдвинуты еще в эпоху рабовладения. Первоначальные наиболее полные, системные знания о государстве и праве были изложены в работах величайших мыслителей Древней Греции – Платона и Аристотеля.

В учении Платона об идеальном государстве  и праве лежит принцип разделения труда. Разумность закона, по Платону, предполагает его необходимое соответствие справедливости и праву, в социологическом  аспекте право понимание опирается  на его учение. Платон рассматривает  справедливость, право и закон  как социально-политические явления, как элементы упорядоченной жизни. Платон под правом понимает справедливость и разумность, рассматривает право  как Божественный разум, он считал, что право и закон – это  не одно и тоже, законы должны соответствовать  праву.

Аристотель в своем учении проводит различия между естественным и условным правом. Естественное право имеет одинаковое значение, не зависит от признания или не признания людьми. Условное право существует благодаря законодателям, Аристотель выступал против сведения всего права к праву условному, установленному людьми. Разумность закона, по Аристотелю, означает его правильность. Закон должен быть нейтральным, что означает его возвышение над всеми людьми. Применение силы закона должно происходить в рамках справедливости.

Актуальность  темы подтверждается тем, что право – это один из важнейших институтов человеческой цивилизации. Возникновение права обусловлено процессом социализации и рационализации человеческих отношений, т.е. их развитием от первобытной, общинно-родовой организации людей к современной, государственно-правовой. В обосновании актуальности темы следует обратить внимание на ценность права, которая состоит в том, что с помощью его компонентов (законов, юридических норм) возможно более оперативным, эффективным и надежным образом разрешить многие жизненные проблемы, то есть поступить целесообразно, практически надежно.

Цель курсовой работы – рассмотреть понятие права, его сущности и функций. Для реализации цели поставлены следующие задачи:

- дать определение понятию «право»,  изучив различные подходы к  правопониманию, которые подтверждаются  множеством теорий, концепций, школ, воззрений, касающихся характеристики  и определения права;

- определить сущность права  и ее ценность

- рассмотреть функции права,  как его ценностно-функциональную  основу.

Работа написана на основе обобщения  учебной и научной литературы, в том числе с применением  различных трактовок и трудов зарубежных и отечественных авторов, а также с исследованием действующего законодательства Республики Казахстан.

Структура курсовой работы состоит  из введения, трех глав, тринадцать параграфов,  двадцать девять страниц, заключения и списка использованной литературы.

 

Глава I. Понятие права.

1.1 Общее понятие права

Право –  не менее сложное явление, чем  государство. Оно существует в различных  видах, формах, образах.

Что такое право? Этим вопросом задавались люди с древних времен. Ведущие  школы права всегда стремились дать свое понимание права, подчеркнуть  его ключевые черты и отличительные  особенности. В разные исторические эпохи менялось представление о  праве. Это объяснялось развитием  общества, государства, сложной природой права. Например, Аристотель считал право  олицетворением политической справедливости и нормой политических отношений  между людьми. Право служит критерием  справедливости и является регулирующей нормой политического общения. Сократ (469-399 гг. до н.э.) и Платон (428/427-348/347 гг. до н.э.) в своем правопонимании также  исходили из совпадения справедливого  и законного. По учению Цицерона, в основе права лежит присущая его природе справедливость.

По мнению Р. Иеринга содержание права составляют интересы субъектов социального  взаимодействия, т.е. интересы общества в целом, а единственным источником права является государство. Ж.Ж. Руссо  видел цель всякой системы законов  в свободе и равенстве.1

Слово «право» - многозначно, имеет  богатое разностороннее содержание. Во-первых, его употребляют в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т.п.), в рамках которого речь идет о нравственных, политических, культурных и иных возможностях в поведении субъектов (например, моральное право руководить коллективом, поступить по совести; изменить, следуя моде, свой внешний вид; право члена общественного объединения и т.п.).

Во-вторых, с помощью этого термина обозначается определенная правовая возможность конкретного субъекта. В данном случае такое право называется субъективным, принадлежащим личности и зависящим от его воли и желания (право на образование, на труд, на пользование культурными ценностями, на судебную защиту и т.д.).

В-третьих, под правом понимают юридический инструмент, связанный с государством и состоящий из целой системы норм, институтов и отраслей. Это так называемое объективное право (Конституция, законы, подзаконные акты, правовые обычаи, нормативные договоры).

Объект рассмотрения – право  именно в этом, последнем, смысле. В  рамках такого понимания право есть система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих консолидированную волю общества (конкретные интересы различных классов, социальных групп, слоев), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Это определение позитивного права, т.е. права получившего официальную форму признания, – закона. Можно также сказать, что это операциональное определение права, формулирующее условия применения права.

Однако исходным является определение, которое содержит абстрактную, мировоззренческую  характеристику, например, "Право  – это нормативная форма выражения  свободы, посредством принципа формального  равенства людей в общественных отношениях".2

Оба этих определения являются разными  сторонами общего, синтезированного понятия права, которое включает различие и взаимосвязь права и закона. Например, "право – это исторически изменчивая, объективно обусловленная справедливая общая мера свободы и равенства, получающая посредством официального выражения общеобязательную силу".3

В основе современного, либертарно-юридического подхода лежит понимание права  как метода регуляции общественных отношений.  Основой такого регулирования  является равенство всех субъектов  права, т.е. правовое равенство. Правовое равенство – это формальное равенство свободных людей. Можно сказать, что "Основанием правового уравнивания различных людей является свобода индивидов в социальных отношениях".  Поэтому говорить о равенстве в отношении несвободных людей (рабов) нельзя.

В реальности люди, т.е. субъекты права  фактически обладают различными имущественными правами, социальным статусом, индивидуальными  знаниями и навыками, а, следовательно, и различными возможностями в  жизни. Формально-правовое равенство  означает равную возможность для  всех свободных людей приобрести право на конкретный объект, конкретное благо, т.е. равную правоспособность.  Понятно, что в силу различий между  людьми и их фактическими возможностями, в условиях формального равенства  и равной правоспособности, их реальные права будут неравными.  Такое  различие в приобретенных правах (или обязанностях) у разных индивидов  является необходимым следствием соблюдения принципа формального равенства, – "Основанием (и критерием) правового  уравнивания различных людей  является свобода индивидов в  социальных отношениях, признаваемая и утверждаемая в форме их правоспособности и правосубъектности».

Таким образом, в рамках юридического правопонимания формальное равенство свободных индивидов есть необходимое условие существования права и правового государства.  Можно сказать, что люди свободны в меру своего равенства и равны в меру своей свободы.  Свобода человека (как физическая, так и свобода его воли) и равенство прав членов общества неотделимы и взаимно предполагают друг друга.

Право преобразует фактические  различия между людьми в порядок  равенств и неравенств, согласованных по единым нормам. Другие концепции понимания права, как отрицающие правовое равенство, так и отвергающие свободу в пользу принудительного уравнивания, являются, по сути, обоснованием произвола.

Право имеет закономерные связи  с экономикой, политикой, нравственностью  и особенно глубоки связи с  государством. Равные права свободных  членов общества охватывают все сферы  жизни человека, включая и экономические (базовые для его физического  существования), а собственность  является основой этих отношений, таким  образом, право на собственность  есть основа для свободы и права.

Кроме того, право содержит в себе такую важнейшую категорию как  справедливость, т.е. право по определению  справедливо.  Справедливость это  именно внутренне свойство права, а  не внеправовая категория (религиозная, моральная, нравственная, социальная, в которых она активно используется). Справедливость в праве означает "наличие в отношениях между людьми правового начала и выражает его правильность и необходимость".

Право возникает из необходимости  управления социальными процессами и их упорядочения, в условиях их развития и совершенствования. Возникновение  права обусловлено либо материальными  причинами (когда юридическая форма  закрепляет уже сложившиеся отношения  в обществе, например, в экономике), идеологическими (когда государство  закрепляет еще полностью не сложившиеся  отношения, сознательно и активно  способствуя их утверждению в  общественной жизни), историческими (когда  непосредственной основой возникновения  права может служить юридическая  практика), нравственными (когда правовые нормы заимствуются из религиозных текстов), международными (когда нормы международных правовых норм инкорпорируются в национальное законодательство).

Информация о работе Понятие, сущность и функции права