Понятие, сущность и функции права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:24, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть понятие права, его сущности и функций. Для реализации цели поставлены следующие задачи:
- дать определение понятию «право», изучив различные подходы к правопониманию, которые подтверждаются множеством теорий, концепций, школ, воззрений, касающихся характеристики и определения права;
- определить сущность права и ее ценность
- рассмотреть функции права, как его ценностно-функциональную основу.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………....2
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ПРАВА
Общее понятие права…………………………………………………..3
Понятие субъективного и объективного права………………………6
Развитие концепций права…………………………………………….7
Основные концепции правопонимания………………………………9
Современные концепции правопонимания…………………………..12
ГЛАВА II.СУЩНОСТЬ ПРАВА
2.1 Понятие сущности права……………………………………………...15
2.2 Соотношение подходов к изучению сущности права……………....15
2.3 Социальная ценность и сущность права……………………………..17
ГЛАВА III. ФУНКЦИИ ПРАВА
3.1 Понятие «функции» права………………………………………….....18
3.2 Система функций права……………………………………………….19
3.3 Классификация функций права……………………………………….20
3.4 Характеристика функций права……………………………………….21
3.5 Социальные функции права…………………………………………...24
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

Начало1.docx

— 77.27 Кб (Скачать файл)

Суть ее в том, что она различает  позитивное право и интуитивное, истоки которого коренятся в психике  людей. Психика людей – фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство. Понятие и сущность права выводятся не из деятельности законодателя, а, прежде всего, из психологических закономерностей – правовых эмоций людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т.е. представляют собой переживания чувства, связанного с правомочием на что-то (атрибутивная норма), и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма).

В связи с тем, что интуитивное право практически оторвано от государства и не имеет формально определенного характера, в данном подходе отсутствуют четкие критерии правомерного и не правомерного, законного и незаконного.

Социологическая теория права была сформирована в наиболее законченном виде в 20 веке. Эрлих, Жени, Муромцев, Паунд считаются ее ведущими представителями.

Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Под правом понимаются юридические действия, практика, правопорядок, применение законов и т.п. Право – это реальное поведение субъектов правоотношений – физических и юридических лиц.

Таким образом. В историческом контексте  право оценивалось и оценивается  по-разному. Названные теории есть самые  заметные вехи в процессе правопонимания, в изменении юридического мировоззрения  общества. Далеко не случайно, что эти  учения не раз уже были востребованы практикой. Каждая из перечисленных  доктрин имеет как положительные, так и отрицательные моменты. И плюсы, и минусы важно знать  и иметь в виду при характеристике теорий. 7

1.5 Современные концепции правопонимания

Профессор О.Э. Лейст подчеркивает наличие трех основных концепций права: нормативной, социологической и нравственной (естественно-правовой).

С точки зрения нормативной концепции право есть содержащаяся в текстах законов и подзаконных актов система норм, установленных и охраняемых от нарушений государственной властью.

Социологическая концепция права, по мнению Лейста, основана на понимании права как «порядка общественных отношений в действиях и поведении людей». То есть в социологической концепции акцент переносится с содержания юридических правил на практику их действия, их практическую реализацию.

С позиций нравственной школы право рассматривается как форма общественного сознания. Слова закона остаются на бумаге, если они не вошли в сознание и не усвоены им. Закон не может воздействовать на общество иначе как через сознание (массовое правосознание, официальное правосознание). Поэтому право (в соответствии с данной концепцией) - не тексты закона, а содержащаяся в общественном сознании система понятий об общеобязательных нормах, правах, обязанностях, запретах, условиях их возникновения и реализации, порядке и формах защиты.

Надо заметить, что каждое из правопонимании имеет свои основания, выражая ту или иную реальную сторону права, и поэтому они имеют право на одновременное существование. Так, нравственное видение права важно и для правового воспитания, и для развития действующего права. Без нормативного понимания права практически недостижимы определенность и стабильность правовых отношении, законность в деятельности государственных органов и должностных лиц. Наконец, лишь через социологическое понимание право обретает конкретность и практическое осуществление, без него оно остается декларацией, системой текстов или моральных пожеланий. При этом каждое из правопониманий выступает как необходимый противовес другому. Профессор О.Э. Лейст замечает, что «быть может, польза и социальное назначение каждой из концепций в том и состоит, чтобы через критику уязвимых сторон других концепций высветить негативные свойства и опасные тенденции самого права».

Профессор В.А. Туманов также выделяет три типа правопонимания. Он отмечает, что достаточно условно основные направления и школы могут быть разбиты на три вида (или группы) в зависимости от того, что является для них исходным в подходе к праву и что соответственно влияет на понимание права.

Для школ, относящихся к первому  типу правопонимания, исходным является то положение, что «человек есть мера всех вещей», а право является (или должно быть) отражением разумных, правильных идей, свойств, интересов и представлений человека. К этому направлению (которое объединяют под названием «философия права») относится концепция естественного права.

Для второй группы исходным началом  является государство. Право для  этих школ - продукт государственной  воли, суверенной власти, которая таким  образом устанавливает необходимый и обязательный порядок отношений в обществе. Это так называемая позитивистская юриспруденция, которая в лице своих наиболее крайних школ требует принимать действующее право таковым, как оно есть, а не должно быть, то есть право отождествляется с писаным законом.

Третья группа школ отталкивается  от понятий общества, реальной жизни. Для них более важным, чем «право в книгах», представляется «право в  жизни», то есть практика правового регулирования. Эти школы относят себя к «социологии права» (или «социологической юриспруденции»), и их представители уделяют особое внимание конкретным правовым отношениям, массовому правосознанию и т. п.

Профессор В.А. Туманов замечает, что  в настоящее время можно говорить об известной интеграции этих направлений: их сближает общее признание основных принципов правовой государственности. Хотя в прошлом взаимоотношения этих направлений носили характер противоборства. Так, позитивистская доктрина, к примеру, формировалась как отрицание естественного права - важнейшего понятия философии права.

Итак, анализ изложенных подходов к  пониманию права позволяет сделать  вывод, что в основном существует три таких подхода и каждый из них имеет право на существование, обладая собственным основанием. К таким основаниям относятся следующие положения:

а) закон (официальные формы выражения права) может быть неправовым, ибо объективно существует определяющая его содержание социальная основа - «естественное право», от принципов которого закон может отклоняться. То, что называют «естественным правом», правом в собственном смысле не является, но позволяет определить, правовую или неправовую природу имеет тот или иной закон;

б) права не может быть вне определенных форм его внешнего выражения —  «закона» (официальных форм выражения  права), поэтому правом может считаться только единство правового содержания (правил, соответствующих природе права) и форм его объективирования, внешнего выражения и закрепления. Другими словами, право есть правовой закон;

в) между писаным правом (законом) и его практическим воплощением в вариантах фактического поведения лежит целый пласт опосредующцх звеньев в виде различных правовых и неправовых (в частности, психологических) механизмов, что и дает социологической юриспруденции основание различать «право в книгах» и «право в жизни».

 

ГЛАВА II. Сущность права.

2.1 Понятие сущности права

Проблемы сущности права активно обсуждаются в юридической науке. Это — основной вопрос правопонимания. В зависимости от ответа на него решаются все иные проблемы понятия, содержания и эффективности использования права. Причем актуальность исследования сущности права связана не только со сложностью глубинного теоретического анализа самого явления, его явно выраженной политической значимостью, но и динамикой сущности, ее трансформацией применительно к разным историческим условиям. Право имеет специфические черты, отличающие его от других социальных норм и характеризующие его сущность.

Сущность – это главное, основное в рассматриваемом объекте, а потому ее уяснение представляет особую ценность в процессе познания.

Сущность права не так-то просто выявить, установить, поэтому чисто  методически при рассмотрении сущности права важно учитывать две  стороны – формальную и содержательную. С точки зрения формальной стороны, любое право по своей природе есть, прежде всего, регулятор и стимулятор общественных отношений. Однако если при анализе сущности права ограничиваться только данным аспектом, то право в разные эпохи и в разных государствах будет одинаковым по своей сути, и мы никогда не сможем познать сущность права конкретного общества.

Поэтому необходимо обратиться к содержательной стороне, позволяющей ответить на следующие  вопросы: чьи интересы обслуживает  в первую очередь данный регулятор, какие функции осуществляет в  приоритетном порядке?

История, социальная практика убедительно  показывают, что право может использоваться в различных целях как средство первоочередного удовлетворения потребностей тех или иных классовых, общественных, религиозных, национальных, расовых  и других интересов.

2.2.Соотношение подходов к изучению сущности права

Сущность права, как и сущность государства, содержит две стороны - классовую и общесоциальную.

Каждая из них преобладала в  определенный период исторической эволюции.

Классовая сущность права определяется как воля господствующего класса. Впервые право с волей правящей группы связал Т. Гоббс, который отмечал, что «право есть продукт воли тех, которые имели верховную власть над другими». Наиболее разработан этот вопрос в марксизме. «Право по своей сущности, — подчеркивали К. Маркс и Ф. Энгельс, — есть возведенная в закон воля экономически господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями его жизни».

Общесоциальная (общечеловеческая) сущность права состоит в том, что право выражает общую волю населения, сформированную в результате компромиссов, взаимных уступок и согласования существующих в обществе интересов. Сторонники такого понимания сущности права исходят из того, что право утверждает абсолютные и вечные ценности добра и справедливости. Обычно эти ценности имеют либо естественное, либо божественное происхождение. Данный подход основан на стремлении людей к созданию идеального правопорядка, в котором будут гарантированы права и свободы каждой личности.

Оба подхода имеют право на существование. В сущности права, как и в сущности государства, на первый план может выходить либо классовое начало (воля господствующего  класса), либо общесоциальная сущность (общая воля населения). Эти два  начала и сочетаются в сущности права.

Оба подхода имеют и позитивное, и негативное. Первый подход (классовый) носит конкретный характер (воля господствующего  класса довольно очевидна). Однако в  таком случае вряд ли можно утверждать идеалы справедливости, так как право  выступает средством насилия  меньшинства над большинством.

Второй подход в этом отношении  выигрывает. Его достоинством является стремление определить сущность права  через общечеловеческие ценности справедливости, добра.

Однако следует отметить, что  данные ценности носят конкретно-исторический характер. Например, людоедство (каннибализм) когда-то считалось частью священного ритуала. В настоящее время представления  о добре и зле также изменяются. Причем иногда переоценка нравственных начал происходит быстро.

Таким образом, при втором подходе  имеется некоторая абстрактность  общесоциального понимания сущности права. Кроме того, следует отметить, что в большинстве своем интересы и потребности людей не совпадают. Люди обладают различными способностями, неодинаковым социальным статусом, материальным положением. В таких условиях найти общечеловеческие ценности представляется достаточно трудно.

Наряду с этими основными, выделяют и другие подходы к сущности права  – религиозный, национальный, расовый  и иные, в рамках которых, соответственно, религиозные, национальные и расовые  интересы будут доминировать в законах  и подзаконных актах, правовых обычаях, судебной практике.

Иначе говоря, сущность права многопланова. Она не сводится только к классовым  и общесоциальным началам. Поэтому  в ней, в зависимости от исторических условий, на первый план может выступать  любое из выше перечисленных начал.

Сущность права состоит в  том, что его «нормы устанавливаются  или санкционируются, т.е. утверждаются государством, которое гарантирует  их исполнение властной принудительной силой. Можно сказать, что право  — это властный приказ государства, обязательный для исполнения всеми, кого он касается. Оно содержится в законах, указах, других актах» . 
Нормы права могут также устанавливаться непосредственно самим народом, либо в качестве правовых могут признаваться обычаи, религиозные или иные нормы. Но исполнение их всегда обеспечивается принудительной силой государства. Все другие социальные нормы не связаны с государством.

2.3 Социальная ценность и сущность права

Специфика современного развитого  права состоит в том, что в  центре его находится отдельный  человек с его интересами и  потребностями, его свобода. Конечно, свобода человека исторически подготавливается всесторонним развитием общества, важнейших  его сфер — духовной, экономической, политической. Однако именно в праве  и через право свобода закрепляется и доводится до каждого человека, до каждой организации.

Изложенное позволяет сделать  вывод, что право имеет общесоциальную сущность, служит интересам каждого человека, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства и они могут действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане.

Общесоциальная сущность права  конкретизируется в понимании его  как выражения общенародной воли, разума, нравственных начал и меры свободы. В пределах своих прав человек  уверен и свободен в собственных  действиях, общество в лице государства  стоит на страже этой свободы. Таким  образом, право не просто свобода, а  свобода, гарантированная от посягательств, защищенная свобода. Добро защищено от зла. Благодаря праву добро  становится нормой жизни, а зло —  нарушением этой нормы.

Информация о работе Понятие, сущность и функции права