Понятие, сущность и функции права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:24, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть понятие права, его сущности и функций. Для реализации цели поставлены следующие задачи:
- дать определение понятию «право», изучив различные подходы к правопониманию, которые подтверждаются множеством теорий, концепций, школ, воззрений, касающихся характеристики и определения права;
- определить сущность права и ее ценность
- рассмотреть функции права, как его ценностно-функциональную основу.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………....2
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ПРАВА
Общее понятие права…………………………………………………..3
Понятие субъективного и объективного права………………………6
Развитие концепций права…………………………………………….7
Основные концепции правопонимания………………………………9
Современные концепции правопонимания…………………………..12
ГЛАВА II.СУЩНОСТЬ ПРАВА
2.1 Понятие сущности права……………………………………………...15
2.2 Соотношение подходов к изучению сущности права……………....15
2.3 Социальная ценность и сущность права……………………………..17
ГЛАВА III. ФУНКЦИИ ПРАВА
3.1 Понятие «функции» права………………………………………….....18
3.2 Система функций права……………………………………………….19
3.3 Классификация функций права……………………………………….20
3.4 Характеристика функций права……………………………………….21
3.5 Социальные функции права…………………………………………...24
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

Начало1.docx

— 77.27 Кб (Скачать файл)

Следует подчеркнуть и важность другой собственно-юридической функции  права - охранительной.

Необходимость в охране общественных отношений существовала, и всегда будет существовать. Право одно из важнейших средств охраны общественных отношений.

Охранительная функция права - это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений.

Охраняя эти отношения, право пресекает, запрещает, карает действия, нарушающие условия нормального развития, противоречащие интересам общества, государства  и граждан и тем самым вытесняет  их.

Не следует понимать охранительную  функцию и так, будто она проявляется  лишь тогда, когда совершается правонарушение.

Основное назначение данной функции  заключается, прежде всего, в превентивной охране общественных отношений, предотвращении нарушений норм права. Эффективность  охранительной функции тем выше, чем больше субъектов права подчинились  предписанию норм права, выполнили  требование запрета. Сам факт установления запрета или санкции оказывает  серьезное влияние на некоторых  лиц, побуждает их воздерживаться от совершения наказуемого поступка. А  это означает, что достигается  одна из целей воздействия права - охраняется определенное общественное отношение.

Охранительную функцию не следует  противопоставлять регулятивной в  том смысле, что одна из них - это  негативная (поскольку включает в  себя запреты, санкции, ответственность), а вторая позитивная, так как направлена на координацию положительной деятельности субъектов права. Обе эти функции, но каждая по своему, выполняют важную задачу закрепления и охраны прав личности, содействия развитию и укреплению общественных отношений.

Характерные черты охранительной  функции права прослеживаются более  четко, если ее сравнить с правоохранительной деятельностью государства. Общее  назначение правоохранительной деятельности государства сводится к тому, чтобы  обеспечить неуклонное выполнение субъектами права требований закона, то есть обеспечить соблюдение режима законности. Достигается  это выявлением правонарушений, их расследованием, привлечением к ответственности  виновных, защитой прав граждан.

Таким образом, если охранительная  функция права - это действие самого права, то правоохранительная деятельность государства, во-первых, является материальной гарантией соблюдения требований права, поскольку это действия специальных  органов и учреждений (МВД, прокуратуры, суда) по охране права; во-вторых, это  действие не самого права, а внешнего по отношению к нему фактора - государства.

Хотя право и обладает определенной степенью саморегуляции, оно в то же время не достигает и не может  достичь такого обособления, чтобы  регулировать все свои процессы самостоятельно. Отсюда, наряду с собственным (внутренним), оно имеет внешний механизм реализации, состоящий из всех субъектов права (граждан, должностных лиц, общественных объединений, государственных органов  и т. п.).

 

    1. Социальные функции права.

К социальным функциям права можно  отнести: компенсационную, восстановительную, ограничительную, экономическую, политическую, идеологическую, экологическую, информационную функции.

Ограничительная функция права  соприкасается с охранительной. Поскольку назначение права состоит  в том, чтобы регулировать общественные отношения, право устанавливает определенные ограничения для участников общественных отношений.

Компенсационная функция права  очень тесно связана с восстановительной. Они различаются в формах, методах  и правовых последствиях их реализации. Нередки случаи, когда с помощью  правовых средств восстанавливается  прежнее правовое положение субъекта права, он вновь становиться обладателем  тех прав, которых он был лишен (например, лицо восстанавливается  на работе, реабилитируется его имя, возвращается утраченное имущество  или права на него), - это восстановительная  функция. В случае компенсации за причиненный материальный или моральный  ущерб действует компенсационная  функция (возмещение убытков). Иногда действие этих функций совпадает, например, при  незаконном увольнении пострадавшее лицо одновременно восстанавливается на прежнем месте работы и одновременно получает компенсацию за вынужденный  прогул. Эти функции права проявляются в уголовном, трудовом законодательстве, в Конституции.

Одна из важнейших социальных функций - экономическая осуществляется как  путем регулирования действий участников экономических отношений (например, в форме договоров, в которых  стороны определяют свои права и  обязанности и факт наступления  правовых последствий), так и путем  угрозы наступления санкций (например, за нарушение условий договоров, или за умышленные преступления в  сфере экономики - хищение, мошенничество, вымогательство, подделку денег и  т.д.). Экономическая функция выражается в самых различных институтах: финансовом, административном, уголовном, трудовом и других.

Экологическая функция тесно связан с экономической, ее объектами являются земля, недра, почва, вода, воздух, флора  и фауна, околоземное пространство. Появление этой функции права  связано не с тем, что экономическая  функция оказалась не в состоянии  решить задачи экологической защиты общества, а с тем, что экологическая  сфера стала в современных  условиях очень важной и превратилась в одну из проблем существования  человечества. Юридическое воздействие  на деятельность человека, в целях  защиты его среды обитания, причем значение такой защиты будет все  возрастать.13

Идеологическая функция отражает способность права воплощать  в жизнь идеологию индивидов  и из объединений, оказывать влияние  на их мысли и чувства. Исходя из этого, идеологическую функцию называют также воспитательной.

В настоящее время в системе  функций права в качестве отдельной  выделяется функция регулирования  социальных отношений и обеспечения  социальных прав, т.е. социальной функции  в узком смысле этого слова, охватывающей такие сферы как: пенсионные и  семейные отношения, медицинское и  бытовое обслуживание, систему социальных льгот, досуга, а также науки, образования, культуры. Защиту социальных прав граждан  обеспечивает, прежде всего, Конституция  и отраслевое законодательство.

Одна из основных функций права - регулирование общественных отношений, оно осуществляется как с помощью  методов принуждения, так и убеждением. Например, методом таких функций  как идеологическая и информационная является, безусловно, убеждение, но и  в охранительной функции присутствуют оба метода. То есть, можно сказать, что право воздействует на общественные отношения тем или иным способом в зависимости от конкретных обстоятельств. Принуждение и убеждение в  праве находятся в балансе  друг с другом. Когда совершается  преступление, к преступнику применяется  принуждение, так же как в случае установления запрета, наложения санкции  или ответственности имеет место  принуждение в форме ограничения  каких-либо прав или свобод. Однако сам факт наказания или иного  принуждения оказывает влияние  на некоторых лиц, побуждая их отказаться от совершения правонарушения. Таким  образом, оба этих метода, каждый по-своему выполняют задачу закрепления и охраны прав личности, содействия укреплению правопорядка.14

 

Заключение

Теория государства и права - составная часть обществоведения, идейная основа практической юриспруденции. Деятельность государства принятие и реализация законов, обеспечение прав граждан, поддержание общественного порядка тесно связаны с положениями политико-правовой теории.

Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.

Пытаясь понят, что есть право и  какова его роль в жизни общества, еще римские юристы утверждали, что  оно не исчерпывается одним каким-либо признаком или значением. Право, из спора двух юристов, употребляется в нескольких смыслах. Во-первых, право означает то, что "всегда является справедливым и добрым", - таково естественное право человека. Во-вторых, право означает то, что "полезно всем или многим в каком-либо государстве".

Изучение права и государства  было важно всегда, но в современный  период особенно. Право – это  развивающийся институт, поскольку  развивается само общество, а в  наше время в обществе происходят большие изменения. Разные подходы к праву, разные взгляды на сущность и функции государства обусловлены многообразием взглядов на исторические судьбы права и государства. Общее мнение одно – право и государство развиваются.

Государство и право взаимозависимы друг от друга, но в тоже время они  относительно самостоятельны друг от друга. Если государство издает правовые акты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения содержащихся в них требований применяет принудительную силу, то право, в свою очередь, активно воздействует применяет принудительную силу, то право, в свою очередь, активно воздействует на государство путем установления общеобязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливается их структура, порядок деятельности и взаимоотношений.15

Подводя итоги вышеизложенного, можно  сказать, что в определении права  заключены в «свернутом» виде многие характерные черты данного  института. Право – совокупность правил поведения, установленных государственной  властью как властью господствующего  в обществе класса, а также обычаев  и правил общежития, санкционированных  государственной властью и осуществляемых в принудительном порядке при  помощи государственного аппарата в  целях охраны, закрепления и развития общественных отношений и порядков.

Итак, основное назначение права заключается  в том, чтобы быть мощным социально-нормативным  регулятором, определителем возможного и обязательного поведения индивидов  и их коллективных образований. Причем обязательность права, в отличие  от других социальных регуляторов, обеспечивается возможностью государственного принуждения, правовые положения становятся для тех, к кому относятся, общеобязательным правилом (нормой) поведения.

Эти основные характеристики права  и составляют сущность права, его  устойчивое ядро, какими бы ни были эти  правила у тех или иных народов, в те или иные времена.

Право выступает познавательно-теоретической  наукой, так как формирует основы правовой культуры.

Знание теории права является базой  для развития юридического мышления, включает правовой анализ событий, способность общения с представителями различных профессий, кроме того, теория права расширяет общеполитический кругозор, помогает разобраться в современной политической обстановке внутри страны и на международной арене.

 

Список использованной литературы

Нормативно правовые акты:

  1. Конституция Республики Казахстан. –30.09.1995 г.
  2. Закон РК « О нормативных правовых актах».- 24.03.1998г.
  3. Всеобщая декларация прав человека.- 10.12.1948 г.
  4. Стратегия «Казахстан - 2030».- 11.10.1997г.

Научная литература:

  1. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Курс лекций. М. : Юристъ – 1997г.
  2. Теория государства и права, под ред. Марченко М.Н., М., 1997г.
  3. Алексеев С.С. Государство и право, М., 1996г.
  4. Храпанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993г.
  5. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник. – М.: Проспект, 2001г.
  6. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Учебник. – М.: Юрайт 2001г.
  7. Морозова Л. А. Основы государства и права: Пособие для поступающих в юридические вузы. – М.: Юристъ, 2000.
  8. В.С. Нерсесянц. Общая теория права и государства. Учебник для вузов. М.: НОРМА-ИНФРА·М, 1999г.
  9. Енгибарян Р.В., Краснов Ю.К. Теория государства и права: Учебное пособие. – М.: Юристъ, 1999г.
  10. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. Учебник. – М.: Норма, 1999г.
  11. Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. М., 2000г.

1 Руссо Ж. Ж. Трактаты. М.: Наука, 1969.

2 "Общая теория права и государства".  В.С. Нерсесянц.  Учебник для вузов. М.: НОРМА-ИНФРА·М, 1999. - С.55.

3 Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. / Сост. Л.Т. Бакулина. - Казань, 2000. - С. 124.

4 В.С. Нерсесянц «История политических и правовых учений» 4-е издание, 2004

5 Д. Локк.  Два трактата о правлении. Сочинение в 3-х томах. Москва, 1988.

6 Маркс Кю, Энгельс Ф. Сочинение. Том 1.

7 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Курс лекций. М. : Юристъ – 1997г.

8 Енгибарян Р.В., Краснов Ю.К. Теория государства и права: Учебное пособие. – М.: Юристъ, 1999. – 254 стр..

9 Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. Учебник. – М.: Норма, 1999. – 426 с.

10 Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник. – М.: Проспект, 2001. – 586 стр.

Информация о работе Понятие, сущность и функции права