Правительство РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

Государственная власть в правовом государстве не является абсолютной. Это обусловлено не только господством права, связанностью государственной власти правом, но и тем, как организована государственная власть, в каких формах и какими органами она осуществляется. Здесь необходимо обратиться к теории разделения властей. Согласно этой теории смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности. Поэтому для того, чтобы предотвратить возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной правом эти ветви власти должны быть разграничены, разделены, обособлены.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 51.26 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ.

 

Государственная власть в правовом государстве не является абсолютной. Это обусловлено  не только господством права, связанностью государственной власти правом, но и тем, как организована государственная  власть, в каких формах и какими органами она осуществляется. Здесь  необходимо обратиться к теории разделения властей. Согласно этой теории смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном  органе, в руках одного лица чревато  опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности. Поэтому для того, чтобы предотвратить  возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной правом эти  ветви власти должны быть разграничены, разделены, обособлены.

С помощью  разделения властей правовое государство  организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют  в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных  органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.[1] [16]

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он еще и обставляется системой “сдержек и противовесов” властей. Подобная система “сдержек и противовесов” устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов государства.

Классическим  образцом в этом отношении являются США. Согласно теории разделения властей, в ней законодательная, судебная и исполнительная власти действуют  как три силы в замкнутом круге  своих полномочий. Но при этом предусмотрены  формы воздействия органов одной  власти на органы другой. Так, президент  наделен правом налагать вето на законы, принимаемые Конгрессом. В свою очередь, оно может быть преодолено, если при повторном рассмотрении законопроекта в его пользу отдадут голоса 2/3 депутатов каждой из палат Конгресса. Сенат наделен полномочием утверждения членов правительства, назначаемых президентом. Он также ратифицирует договоры и иные международные соглашения, заключаемые президентом. В случае совершения президентом преступлений, Сенат обращается в суд для решения вопроса о вынесении ему “импичмента”, т.е. об отстранении от должности. “Возбуждает” же дело об импичменте Палата Представителей. Но могущество Сената ослабляется тем, что ее председателем является вице-президент. Но последний может принимать участие в голосовании лишь в том случае, если голоса разделяются поровну. Конституционный контроль в стране осуществляет Верховный суд США. 

Необходимо  обратить внимание на то, что в современных  демократических государствах (таких, как США, Германия) наряду с классическим делением государственной власти на “три власти” федеративное устройство является также способом децентрализации  и “разделения” власти, предупреждающим  ее концентрацию.[2] [18]

Теперь, основываясь  на Конституции Республики Казахстан, рассмотрим принцип разделения властей  в Казахстане. Ст.3 п.4 Конституции  Республики Казахстан гласит: “Государственная власть в Республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов  в соответствии с принципом её разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия их между собой с использованием системы сдержек и противовесов.”  К органами законодательной власти в Республике Казахстан относится  Парламент состоящий из двух палат: Сената и Мажилиса, и Конституционный Совет. Исполнительная ветвь власти в Республике Казахстан сосредоточена в руках Президента Республики Казахстан, а так же Правительства РК, которое возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью. К органам судебной власти в Республике Казахстан относятся: Верховный Суд Республики и местные суды Республики, учреждаемые законом. Парламент Республики Казахстан является представительным и законодательным органом Республики Казахстан. Закон считается одобренным Парламентом, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов обеих Палат. Принятые большинством голосов от общего числа депутатов Сената проект становится законом и в течение десяти дней передаются на подпись Президенту Республики. Президент Республики Казахстан является главой государства, гарантом Конституции Республики Казахстан, прав и свобод человека и гражданина; представляет Республику Казахстан внутри страны и в международных отношениях; представляет Парламенту предложение о назначении Председателя Национального Банка Республики Казахстан, Генерального Прокурора и Председателя Комитета Национальной Безопасности; ставит перед Парламентом вопрос об отставке Правительства; формирует правительство Республики Казахстан путем назначения на должность по предложению Председателя Правительства Республики Казахстан заместителей Председателя Правительства; является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Казахстан назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Республики Казахстан.

Для демократического общества принцип разделения властей особо важен и значим. Он выражает не только разделение труда между государственными органами, но и умеренность, “рассредоточенность” государственной власти, предупреждающую ее концентрацию, превращение ее в авторитарную и тоталитарную власть. Этот принцип в демократическом обществе предполагает, что все три власти одинаковы, равновелики по силе, служат противовесами по отношению друг к другу и могут “сдерживать” одна другую, не допускать доминирования одной из них. Например, превращения управленческой власти в авторитарную, а законодательной — во “всевластие”, в тоталитарную власть, подчиняющую себе и управление, и правосудие.

Исполнительная  власть по своей природе весьма мобильна. Ежедневно возникает множество  вопросов и проблем, требующих незамедлительного  решения. Правительство РК - орган коллегиальный, однако проводить заседания по каждому вопросу практически невозможно. Министры и иные члены Правительства в первую очередь должны руководить возглавляемыми ими министерствами и иными государственными органами исполнительной власти. В связи с этим регулирование процедур в деятельности Правительства РК приобретает первостепенное значение.

Длительное  время регулированию процедурных  вопросов деятельности органов исполнительной власти в нашей стране на законодательном  уровне внимания практически не уделялось. Это приводило к тому, что сами органы издавали многочисленные подзаконные  акты, подчас не только не согласованные  между собой, но и противоречащие друг другу, что в конечном итоге  снижало эффективность функционирования названных органов, осложняло решение  даже самых простых вопросов, приводило  к затягиванию времени на их рассмотрение, создавало многочисленные коллизии правоприменения. По своей правовой природе процедуры в организации деятельности Правительства являются административными. Под административной процедурой следует понимать установленный законом и (или) административным регламентом порядок осуществления деятельности органа государственной власти по реализации его нормативно закрепленной компетенции.

Актуальным  является вопрос об ответственности  правительства, т.к. оно представляет собой высший управленческий орган, который должен отвечать за проводимый внутренний и внешнеполитический курс.

Цель  данной работы попытаться выяснить конституционный статус Правительства РК.

Задачами  работы являются:

 

- определить  состав и порядок формирования Правительства РК

 

- разобраться в полномочиях Правительства РК.

 

 

 

 

 

 

  1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА

 

Закономерностью общественно-политического  развития зарубежных стран является концентрация наиболее важных полномочий у высших органов исполнительной власти. Это происходит в результате эволюции государственности в условиях современной научно-технической  революции, сопровождающейся усложнением  социальных процессов.

Органы исполнительной власти приобретают  едва ли не универсальное значение, осуществляя не только исполнительные функции, но и во многом определяют содержание и характер законотворческого  процесса.

Правительство - это высший коллегиальный  орган исполнительной власти, осуществляющий руководство государственным управлением, в состав которого входят главы министерств  и центральных ведомств. Чаще всего оно носит название Совета Министров (Италия, Болгария, Испания, Португалия, Польша) или Кабинета Министров (Япония, Израиль, Казахстан, Латвия). Встречаются и иные обозначения: Государственный совет (Норвегия, Финляндия, Швеция, Китай); Федеральный совет (Швейцария); Правительство (Колумбия, Венгрия, Румыния, Чехия, Россия); Федеральное правительство (ФРГ, Австрия).

Понятие «правительство» известно далеко не всем конституциям. Основные законы ряда государств не предусматривают  функционирование подобного органа и упоминают лишь о главе государства  и отдельных министрах (например, конституция Никарагуа 1987 г.). Большинство  же конституций регулируют деятельность указанного института, используя при  этом разные наименования.[3] [13]

В некоторых государствах проводится различие между правительством, заседающим под председательством главы  государства, и правительством, заседающим под председательством премьер-министра. Во Франции, Бельгии, а также ряде франкоязычных стран Африки в  первом случае используется термин «совет министров», а во втором - «совет кабинета». В Скандинавских странах обычно различаются государственный совет, в котором председательствует глава государства, и совет министров, заседающий под председательством премьер-министра.

Статус и фактическая роль правительства, порядок его формирования и деятельности определяются, прежде всего, формой правления, а также особенностями политического  режима и политической практики, которые  сложились в данной стране.

От других государственных органов  правительство отличается, прежде всего, предметом и сферой деятельности. Оно занимается не принятием законов, как законодательные органы, а  организацией их исполнения, обеспечением управления государственным аппаратом, экономикой страны. И в отличие  от органов законодательной и  судебной власти правительство имеет  свою территориальную систему подчиненных  ему органов исполнительной власти, что позволяет осуществлять управленческие функции и реализовывать принимаемые решения.

Несмотря на использование в  конституционном праве различных  стран неодинаковых понятий, термин «правительство» является как бы обобщающим. Конкретная его трактовка во многом зависит от формы правления той или иной страны. В президентских республиках, а также в странах, сочетающих черты абсолютной и дуалистической монархии, правительство в основном рассматривается как совокупность советников при главе государства, полномочия которых производны от полномочий последнего. Правительство здесь, таким образом, обычно не составляет единого коллегиального органа. Весьма показательна в данном отношении терминология, применяемая мексиканским конституционным правом, где правительство обозначается термином «совещание Государственных секретарей».[4] [12]

Конституции указанных государств обычно закрепляют статус президента (монарха) в качестве и главы государства, и главы правительства. Он играет решающую роль в определении программы правительственной деятельности, в принятии важных решений. Каждый из министров правительства считается, как правило, лишь индивидуально уполномоченным осуществлять политику главы государства в вверенной ему сфере. В тех странах, которые функционируют преимущественно по президентскому образцу, но где существует пост премьер-министра, последний считается помощником президента и наделяется такими полномочиями, которые последний пожелает ему предоставить. Главная задача премьер-министра сводится в основном к осуществлению вспомогательных, общекоординационных функций.

С точки зрения партийного состава  правительства можно подразделить на партийные и беспартийные. Последние, в частности, характерны для монархических государств Арабского Востока, где вообще отсутствуют политические партии (Оман, ОАЭ, Саудовская Аравия). Беспартийные правительства часто формировались в условиях военных режимов стран «третьего мира».[5] [9]

Партийные правительства бывают как  однопартийными, так и коалиционными. Первые могут формироваться в  странах с парламентарными и  смешанными формами правления, где  какая-либо партия располагает большинством мест в парламенте (Великобритания, Канада), а также в президентских республиках, где министрами чаще всего становятся представители партии, победившей на президентских выборах. Коалиционные правительства чаще всего создаются в странах с парламентарными и смешанными формами правления, в которых ни одна партия не располагает поддержкой парламентского большинства (Италия, Бельгия, Нидерланды, Дания).

В зависимости от поддержки правительства  со стороны различных парламентских  фракций выделяются правительства большинства и правительства меньшинства. Последние обычно формируются в ситуации, когда образование правящей коалиции, которая бы охватывала партии, в совокупности опирающиеся на поддержку парламентского большинства, не представляется возможным. Правительство меньшинства находится у власти, как правило, благодаря поддержке других партий, непосредственно не входящих в правительство. Формирование подобных правительств характерно, в частности, для скандинавских монархий (Норвегия, Дания, Швеция). В последнее время такая практика получила распространение и в Индии (вследствие утраты некогда доминирующих позиций на внутриполитической арене партией Индийский национальный конгресс).

Правительство Республики Казахстан  осуществляет исполнительную власть, возглавляет систему исполнительных органов и руководит их деятельностью (ст. 64). Правительство является высшим органом исполнительной власти Республики Казахстан. Такое определение раскрывает юридическую природу Правительства  Республики Казахстан, показывает его  место в системе разделения государственной  власти на ветви и оценивает характер его деятельности. Как высший орган  исполнительной власти, возглавляющий  все исполнительные органы и руководящий  их деятельностью, оно осуществляет государственное управление страной.[6] [11]

Информация о работе Правительство РК