Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 14:05, курсовая работа
Государственная власть в правовом государстве не является абсолютной. Это обусловлено не только господством права, связанностью государственной власти правом, но и тем, как организована государственная власть, в каких формах и какими органами она осуществляется. Здесь необходимо обратиться к теории разделения властей. Согласно этой теории смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности. Поэтому для того, чтобы предотвратить возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной правом эти ветви власти должны быть разграничены, разделены, обособлены.
ВВЕДЕНИЕ.
Государственная власть в правовом государстве не является абсолютной. Это обусловлено не только господством права, связанностью государственной власти правом, но и тем, как организована государственная власть, в каких формах и какими органами она осуществляется. Здесь необходимо обратиться к теории разделения властей. Согласно этой теории смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности. Поэтому для того, чтобы предотвратить возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной правом эти ветви власти должны быть разграничены, разделены, обособлены.
С помощью разделения властей правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.[1] [16]
Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он еще и обставляется системой “сдержек и противовесов” властей. Подобная система “сдержек и противовесов” устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов государства.
Классическим
образцом в этом отношении являются
США. Согласно теории разделения властей,
в ней законодательная, судебная
и исполнительная власти действуют
как три силы в замкнутом круге
своих полномочий. Но при этом предусмотрены
формы воздействия органов
Необходимо обратить внимание на то, что в современных демократических государствах (таких, как США, Германия) наряду с классическим делением государственной власти на “три власти” федеративное устройство является также способом децентрализации и “разделения” власти, предупреждающим ее концентрацию.[2] [18]
Теперь, основываясь
на Конституции Республики Казахстан,
рассмотрим принцип разделения властей
в Казахстане. Ст.3 п.4 Конституции
Республики Казахстан гласит: “Государственная
власть в Республике едина, осуществляется
на основе Конституции и законов
в соответствии с принципом её
разделения на законодательную, исполнительную
и судебную ветви и взаимодействия
их между собой с использованием
системы сдержек и
Для демократического общества принцип разделения властей особо важен и значим. Он выражает не только разделение труда между государственными органами, но и умеренность, “рассредоточенность” государственной власти, предупреждающую ее концентрацию, превращение ее в авторитарную и тоталитарную власть. Этот принцип в демократическом обществе предполагает, что все три власти одинаковы, равновелики по силе, служат противовесами по отношению друг к другу и могут “сдерживать” одна другую, не допускать доминирования одной из них. Например, превращения управленческой власти в авторитарную, а законодательной — во “всевластие”, в тоталитарную власть, подчиняющую себе и управление, и правосудие.
Исполнительная власть по своей природе весьма мобильна. Ежедневно возникает множество вопросов и проблем, требующих незамедлительного решения. Правительство РК - орган коллегиальный, однако проводить заседания по каждому вопросу практически невозможно. Министры и иные члены Правительства в первую очередь должны руководить возглавляемыми ими министерствами и иными государственными органами исполнительной власти. В связи с этим регулирование процедур в деятельности Правительства РК приобретает первостепенное значение.
Длительное
время регулированию
Актуальным является вопрос об ответственности правительства, т.к. оно представляет собой высший управленческий орган, который должен отвечать за проводимый внутренний и внешнеполитический курс.
Цель данной работы попытаться выяснить конституционный статус Правительства РК.
Задачами работы являются:
- определить состав и порядок формирования Правительства РК
- разобраться в полномочиях Правительства РК.
Закономерностью общественно-политического
развития зарубежных стран является
концентрация наиболее важных полномочий
у высших органов исполнительной
власти. Это происходит в результате
эволюции государственности в условиях
современной научно-
Органы исполнительной власти приобретают едва ли не универсальное значение, осуществляя не только исполнительные функции, но и во многом определяют содержание и характер законотворческого процесса.
Правительство - это высший коллегиальный
орган исполнительной власти, осуществляющий
руководство государственным
Понятие «правительство» известно далеко не всем конституциям. Основные законы ряда государств не предусматривают функционирование подобного органа и упоминают лишь о главе государства и отдельных министрах (например, конституция Никарагуа 1987 г.). Большинство же конституций регулируют деятельность указанного института, используя при этом разные наименования.[3] [13]
В некоторых государствах проводится
различие между правительством, заседающим
под председательством главы
государства, и правительством, заседающим
под председательством премьер-
Статус и фактическая роль правительства,
порядок его формирования и деятельности
определяются, прежде всего, формой правления,
а также особенностями
От других государственных органов
правительство отличается, прежде всего,
предметом и сферой деятельности.
Оно занимается не принятием законов,
как законодательные органы, а
организацией их исполнения, обеспечением
управления государственным аппаратом,
экономикой страны. И в отличие
от органов законодательной и
судебной власти правительство имеет
свою территориальную систему
Несмотря на использование в
конституционном праве
Конституции указанных государств обычно закрепляют статус президента (монарха) в качестве и главы государства, и главы правительства. Он играет решающую роль в определении программы правительственной деятельности, в принятии важных решений. Каждый из министров правительства считается, как правило, лишь индивидуально уполномоченным осуществлять политику главы государства в вверенной ему сфере. В тех странах, которые функционируют преимущественно по президентскому образцу, но где существует пост премьер-министра, последний считается помощником президента и наделяется такими полномочиями, которые последний пожелает ему предоставить. Главная задача премьер-министра сводится в основном к осуществлению вспомогательных, общекоординационных функций.
С точки зрения партийного состава правительства можно подразделить на партийные и беспартийные. Последние, в частности, характерны для монархических государств Арабского Востока, где вообще отсутствуют политические партии (Оман, ОАЭ, Саудовская Аравия). Беспартийные правительства часто формировались в условиях военных режимов стран «третьего мира».[5] [9]
Партийные правительства бывают как однопартийными, так и коалиционными. Первые могут формироваться в странах с парламентарными и смешанными формами правления, где какая-либо партия располагает большинством мест в парламенте (Великобритания, Канада), а также в президентских республиках, где министрами чаще всего становятся представители партии, победившей на президентских выборах. Коалиционные правительства чаще всего создаются в странах с парламентарными и смешанными формами правления, в которых ни одна партия не располагает поддержкой парламентского большинства (Италия, Бельгия, Нидерланды, Дания).
В зависимости от поддержки правительства
со стороны различных
Правительство Республики Казахстан
осуществляет исполнительную власть,
возглавляет систему