Правительство РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

Государственная власть в правовом государстве не является абсолютной. Это обусловлено не только господством права, связанностью государственной власти правом, но и тем, как организована государственная власть, в каких формах и какими органами она осуществляется. Здесь необходимо обратиться к теории разделения властей. Согласно этой теории смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности. Поэтому для того, чтобы предотвратить возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной правом эти ветви власти должны быть разграничены, разделены, обособлены.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 51.26 Кб (Скачать файл)

Правительство Республики Казахстан является самостоятельной  ветвью государственной власти и  олицетворяет исполнительную власть государства. Поэтому Конституция определяет место Правительства в системе  государственной власти, устанавливает  нормативные основы взаимоотношений  с другими ветвями власти —  с Парламентом, с Президентом, а  также механизм сдержек и противовесов. Правительство имеет определенные правовые связи и с судебной властью.

В соответствии с Конституцией Республики Казахстан  Правительство как высший орган  исполнительной власти государства  возглавляет систему исполнительных органов (ст. 64). Хотя в указанном  положении Конституции отсутствует  слово «единая», смысл статьи не дает оснований сомневаться в  том, что органы исполнительной власти составляют единую систему. Это подтверждается статьей 87 Конституции, где говорится, что «местные исполнительные органы входят в единую систему исполнительных органов Республики Казахстан». Положение  с Правительства как высшего  органа в системе исполнительной I власти обеспечивается его полномочиями, которые осуществляются на всей территории Республики Казахстан и распространяются на местные органы исполнительной власти.

Правительство направляет работу министерств, государственных  комитетов и других ведомств, которые  тоже входят в единую систему исполнительной власти (за исключением некоторых  «силовых» министерств и ведомств).[7] [8]

Правительство как высший орган исполнительной власти самостоятельно решает вопросы, отнесенные к его ведению Конституцией Республики Казахстан, Указом Президента РК, имеющим силу Конституционного закона, «О Правительстве Республики Казахстан», другими нормативными указами Президента. Правительство в пределах своей компетенции принимает нормативные и иные акты, организует исполнение законов, указов Президента, заключает международные договоры, руководит всеми органами исполнительной власти, контролирует их деятельность и принимает соответствующие меры для устранения нарушений законов.

Правовой  основой деятельности Правительства  являются Конституция, законы, указы  Президента Республики Казахстан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОБРАЗОВАНИЕ И СОСТАВ ПРАВИТЕЛЬСТВА

 

Правительство образуется Президентом в порядке, предусмотренном Конституцией. Как  отмечалось, Президент сам подбирает  кандидатуру в Премьер-министры и вносит кандидатуру на рассмотрение Парламента для получения согласия.

После получения  согласия Парламента Президент утверждает 1) должности Премьер-министра, его  заместителей, руководителей Аппарата Правительства, министров, председателей  государственных комитетов. В Конституции  говорится о структуре и составе  Правительства. В Указе Президента РК, имеющем силу Конституционного закона, «О Правительстве Республики Казахстан» установлено, что структуру  Правительства образуют министерства и иные центральные исполнительные органы. В состав же Правительства  входят Премьер-Министр, его заместители  и иные должностные лица Республики. Предложения о структуре и  составе Правительства вносятся Премьер-министром в десятидневный  срок после его назначения. Члены  Правительства приносят присягу  народу и Президенту Республики.

Правительство Республики действует в пределах срока полномочий Президента и слагает  свои полномочия перед вновь избранным  Президентом. Правительство исполняет  свои обязанности до утверждения  нового состава Правительства Республики. Президент Республики вправе по собственной  инициативе принять решение о  прекращении полномочий Правительства  и освободить от должности любого его члена. Освобождение от должности  Премьер-министра означает прекращение  полномочий всего Правительства.

Правительство и его любой член вправе заявить  Президенту о своей отставке, если считает невозможным дальнейшее осуществление возложенных на них  функций. Закон не предусматривает, в каких случаях Правительство  в целом или отдельный его  член могут заявить об отставке. Основаниями могут быть различные  обстоятельства, не связанные со взаимоотношениями с Парламентом. Причиной могут быть непреодолимые разногласия внутри Правительства и т.д. Причиной заявления члена Правительства об отставке может быть несогласие с Программой Правительства, со стилем руководства Правительством, болезнь и т.д.[8] [7]

Правительство заявляет Президенту Республики о своей  отставке при выражении Парламентом  вотума недоверия Правительству  в случаях, предусмотренных Конституцией: 1) если повторно отклоняется Парламентом  программа Правительства (подпункт 6) ст. 53); 2) если Парламент отклоняет  проект закона, внесенный Правительством (п. 7 ст. 61). Президент Республики в  десятидневный срок рассматривает  вопрос о принятии или отклонении отставки. Если Президент принимает  отставку, то это означает прекращение  полномочий Правительства или его  члена, заявившего об отставке. Если Премьер-Министр заявляет об отставке, то принятие его отставки означает прекращение полномочий всего Правительства.

Премьер-Министр  в течение одного месяца после  своего назначения решает вопрос о  Программе деятельности Правительства. В течение этого времени Премьер-Министр  разрабатывает Программу деятельности Правительства и представляет об этом доклад в Парламент. В течение этого же времени новый состав Правительства может заявить Парламенту о поддержке Программы предшествующего состава Правительства и намерении руководствоваться ею в своей деятельности.[9] [10]

Если Парламент  отклонит новую Программу Правительства, Премьер-Министр в течение двух месяцев представляет Парламенту повторный  доклад о Программе. Повторное отклонение Парламентом Программы Правительства  может быть осуществлено большинством в две трети от общего числа  депутатов каждой из Палат. Отсутствие такого большинства означает одобрение  Программы Правительства.

В Конституции  предусмотрены ограничения, связанные  с нахождением в составе быть депутатами представительного органа;

  • занимать иные оплачиваемые должности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности;
  • осуществлять предпринимательскую деятельность;
  • входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации.

Во всех случаях  принятия Президентом Республики отставки Правительства или Премьер-министра либо соответствующего члена Правительства, Конституция Республики Казахстана имеет в виду состав коллективного  органа государства, возглавляющего систему  исполнительных органов, а также  должностных лиц, которые непосредственно  входят в него по назначению Президентом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.КОМПЕТЕНЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА.

 

Правительство как высший орган исполнительной власти наделено широкими полномочиями, которые закреплены в Конституции  Республики Казахстан и Указе  Президента, имеющем силу Конституционного закона, «О Правительстве Республики Казахстан» от 18 декабря 1995 г. Поставлена задача создания «электронного Правительства». Президент Республики Казахстан  Н.А. Назарбаев сказал, что «...пора на деле приступить к формированию «электронного Правительства». Это небольшое по численности Правительство, прозрачное в своей деятельности. Оно позволит сократить контакты между населением и чиновниками, повысит качество и уменьшит сроки оказания услуг. Это приведет к новой административной реформе и сокращению госаппарата. Для осуществления такой работы нужна большая программа ликвидации компьютерной безграмотности и обеспечения доступа населения к Интернету».[10] [8]

В области  экономики Правительство разрабатывает  основные направления государственной  экономической политики, стратегические и тактические меры по ее осуществлению; экономические программы, республиканский  бюджет и составляет отчет о его  исполнении, обеспечивает его исполнение; разрабатывает и осуществляет меры по укреплению финансовой системы Республики; обеспечивает государственный контроль за соблюдением законности при образовании и использовании государственных валютных, финансовых и материальных ресурсов; осуществляет структурную и инвестиционную политику; вырабатывает и реализует государственную политику ценообразования, устанавливает номенклатуру продукции, товаров и услуг, на которые применяются регулируемые государством цены; организует управление государственной собственностью, обеспечивает ее защиту.

В области  социальной Правительство разрабатывает  основные направления государственной  политики, государственные программы; определяет систему и условия  оплаты труда, социальной защищенности граждан, государственного социального  обеспечения и социального страхования; обеспечивает решение вопросов социального  развития регионов; содействует решению  проблем молодежи, физической культуры и спорта, туризма, социального партнерства. В области науки, техники, образования  и культуры прaвительство разрабатывает и реализует планы научно-техническего развития; определяет и реализует государственную политику по развитию науки и техники, внедрению новых технологий, культуры, образования.

В области  административно-политического управления Правительство образует и упраздняет консультативно-совещательные органы, руководит деятельностью министерств, государственных комитетов, центральных  исполнительных органов, не входящих в Правительство, контролирует исполнение ими законов, актов Президента и Правительства, назначает на должность и освобождает заместителей министров, назначает на должность и освобождает от должности руководителей центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства. Основания для этого устанавливаются и конкретизируются законодательными актами о государственной службе и порядке » ее прохождения. Вопросы отставки указанных должностных лиц, не входящих в состав Правительства, не регулируются статьей 70 Конституции Республики Казахстан. Правительство также осуществляет руководство деятельностью местных исполнительных органов по вопросам государственного управления, контролирует исполнение ими законов.[11] [13]

В области  укрепления законности и правопорядка Правительство обеспечивает осуществление  правовой реформы: разрабатывает и  реализует меры по охране и защите прав и свобод граждан, обеспечению  законности и правопорядка, безопасности и обороноспособности Республики, территориальной  целостности и охраны государственных  границ.

В области  внешней политики Правительство  принимает решения о проведении переговоров и подписании межправительственных соглашений; обеспечивает развитие взаимоотношений  Республики с иностранными государствами, международными и региональными  организациями; разрабатывает меры по реализации внешнеэкономической политики; принимает меры по развитию внешней торговли; осуществляет сотрудничество и взаимодействие с международными финансовыми организациями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА

 

Возглавляет Правительство Премьер-министр, полномочия которого закреплены в Конституции Республики и в Указе Президента РК, имеющем силу Конституционного закона, «О Правительстве Республики Казахстан». Премьер-министр имеет следующие полномочия:

•организует работу Правительства и распределяет функциональные обязанности между своими заместителями и членами Правительства;

•представляет Правительство или поручает представительство Правительства в отношениях с Президентом, Парламентом, Конституционным Советом, Верховным Судом, Генеральной Прокуратурой, другими государственными органами;

•представляет Правительство или поручает представительство Правительства в международных отношениях и подписывает межправительственные договоры и соглашения;

вносит Президенту Республики предложения:

  • о структуре и составе Правительства; об образовании, реорганизации и упразднении министерств, государственных комитетов и центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства;
  • по кандидатурам для назначения на должность руководителя Аппарата Правительства, министра; председателя государственного комитета, акима области, города республиканского значения и столицы Республики; об освобождении от должности указанных лиц;
  • представляет на утверждение Президенту единую систему финансирования и оплаты труда работников для всех органов, содержащихся за счет государственного бюджета Республики;
  • докладывает Президенту об основных направлениях деятельности Правительства и о всех его важнейших решениях;
  • заслушивает отчеты членов Правительства, руководителей центральных и местных исполнительных органов.

Премьер-Министр  выполняет и другие полномочия, возложенные  на него законодательством и связанные  с организацией и руководством деятельностью  Правительства.

Информация о работе Правительство РК