Правительство РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

Государственная власть в правовом государстве не является абсолютной. Это обусловлено не только господством права, связанностью государственной власти правом, но и тем, как организована государственная власть, в каких формах и какими органами она осуществляется. Здесь необходимо обратиться к теории разделения властей. Согласно этой теории смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности. Поэтому для того, чтобы предотвратить возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной правом эти ветви власти должны быть разграничены, разделены, обособлены.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 51.26 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. ОТНОШЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА С ДРУГИМИ  ОРГАНАМИ

ГОСУДАРСТВА

 

Возглавляя  систему исполнительных органов  Республики Казахстан, Правительство  вступает в отношения с другими  ветвями государственной власти. Юридической основой взаимоотношений  Правительства с другими государственными органами являются Конституция Республики, Указы Президента Республики, имеющих  силу Конституционного закона, «О Правительстве  Республики Казахстан», «О Парламенте Республики Казахстан и статусе  его депутатов», «О судах и статусе  судей Республики Казахстан», «О Конституционном  Совете Республики Казахстан». Во всех этих нормативных правовых актах  содержатся правила, определяющие принципы, формы взаимоотношений Правительства  с другими государственными органами в соответствии со своей компетенцией и своим местом в системе разделения государственной власти на различные  ветви. Отношения Правительства  с Президентом. Правительство образуется Президентом, который утверждает структуру  и состав Правительства. Члены Правительства  приносят присягу народу и Президенту Казахстана.[18] [27]

 Правительство  во всей своей деятельности  ответственно перед Президентом  Республики. Оно регулярно информирует  Президента о выполнении Программы  Правительства, поручений Президента  и других направлениях своей  деятельности. Правительство организует  исполнение актов Президента  Республики и осуществляет контроль за их исполнением министерствами, государственными комитетами, иными центральными, а также и местными исполнительными органами. Правительство выполняет поручение Президента о внесении законопроекта в Мажилис Парламента. Правительство само разрабатывает и представляет на утверждение Президента государственные социально-экономические и научно-технические программы. Правительство согласовывает с Президентом планы законодательных работ Правительства. Президент отменяет либо приостанавливает полностью или в части действие актов Правительства. Эту работу Президент может осуществлять по собственной инициативе, по предложению Генерального прокурора.

Отношения Правительства  с Парламентом. Правительство обладает правом законодательной инициативы. Это право реализуется Правительством только в Мажилисе Парламента, т. е.

Правительство вносит законопроект в Мажилис путем  издания соответствующего постановления. Важной правовой основой деятельности Правительства являются конституционные  и обычные законы, которые принимаются  Парламентом. Поэтому Правительство  само должно исполнять законы, контролировать исполнение законов министерствами, государственными комитетами и другими  центральными и местными исполнительными  органами.

Отношения Правительства  с министерствами, государственными комитетами и иными органами. Правительство Республики Казахстан осуществляет руководство деятельностью министерств, государственных комитетов и центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства. Оно контролирует исполнение указанными органами законов, актов Президента и самого Правительства. Правительство утверждает положения о министерствах, государственных комитетах и центральных органах, не входящих в Правительство, их структуру, размер ассигнований из республиканского бюджета на содержание их центрального аппарата и местных органов. Исключением является Инвестиционный комитет, который не входит в Правительство. Его статус определяется не Правительством, а Парламентом путем принятия закона. Такое исключение объясняется особым значением инвестиций в возрождении экономики и сосредоточении инвестиционных средств в руках одного органа.

Правительство отменяет либо приостанавливает полностью  или в части действие актов  министерств, государственных комитетов, центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства. Основанием для таких акций Правительства, в частности, являются представления  Генеральной Прокуратуры о несоответствии актов исполнительных органов Конституции, законам, актам Президента, Правительства.

Кроме министерств, государственных комитетов, центральных  исполнительных органов, не входящих в  Правительство, создаются республиканские  органы, которые называются ведомствами. Правительство принимает нормативные  акты, определяющие сферу деятельности, полномочия и ответственность ведомств; определяет размер ассигнований из республиканского бюджета на содержание ведомств; назначает  на должность и освобождает от должности руководителей ведомств.[19] [28]

Определенные  отношения Правительства складываются с местными исполнительными органами: районными, городскими и областными администрациями. Правительство является высшим звеном исполнительной власти, и поэтому отношения с местными исполнительными органами строятся по принципу «власть - подчинение». Правительство осуществляет руководство деятельностью местных исполнительных органов по вопросам государственного управления; контролирует исполнение местными исполнительными органами законов, актов Президента и Правительства; заслушивает отчеты о деятельности местных исполнительных органов на заседании Правительства; отменяет либо приостанавливает полностью или в части действие актов местных исполнительных органов; вносит предложения об их отмене либо приостановлении на рассмотрение Президента.

 

 

 

 

 

7. ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА

 

В соответствии с Конституцией Республики Казахстан  одним из полномочий Правительства является выработка мер по проведению внешней политики (подпункт 5) ст. 66). Указ Президента РК, имеющий силу Конституционного закона, «О Правительстве Республики Казахстан» от 18 декабря 1995 г. раскрывает смысл конституционного положения. В соответствии с Указом Правительство принимает решения о проведении переговоров и подписании межправительственных соглашений; обеспечивает развитие взаимоотношений Республики с иностранными государствами, международными и региональными организациями; разрабатывает меры по реализации внешнеэкономической политики; принимает меры по развитию внешней торговли; осуществляет сотрудничество и взаимодействие с международными финансовыми организациями.[20] [27]

Вопросы заключения Правительством международных договоров  регулируются Указом Президента, имеющим  силу Закона, «О порядке заключения, исполнения и денонсации международных  договоров Республики Казахстан» от 1995 г. В соответствии с этим Указом Правительство Республики заключает  межправительственные договоры. Предложения  о заключении международных договоров  Республики Казахстан по вопросам, относящимся к ведению Правительства, вносятся в Правительство Министерством  иностранных дел Республики Казахстан. Другие министерства, государственные  комитеты и иные центральные исполнительные органы Республики в пределах своей  компетенции вносят в Правительство  Республики предложения о заключении договоров по вопросам, относящимся  к ведению Правительства, совместно  с Министерством иностранных  дел Республики или по согласованию с ним.

Правительство Республики Казахстан вправе вносить  Президенту предложения о заключении международных договоров Республики Казахстан межгосударственного  характера. В соответствии с Конституцией Республики Казахстан только Президент имеет право ведения переговоров и подписания международных договоров Республики (подпункт 11) ст. 44).

Правительство Республики принимает решения о  проведении переговоров и подписании международных договоров Республики Казахстан по вопросам, относящимся  к ведению Правительства. Министры, председатели государственных комитетов, руководители иных центральных исполнительных органов Республики Казахстан тоже имеют право принимать решения  о проведении переговоров и подписании международных договоров. Такие  договоры называются межведомственными. Министерства и ведомства свои решения  о проведении переговоров и подписании межведомственных соглашений должны согласовывать  с Правительством Республики Казахстан.

Полномочия  на заключение международных договоров  Республики Казахстан выдаются Правительством в отношении международных договоров, относящихся к ведению Правительства. Премьер-Министр вправе заключать международные договоры Республики Казахстан без полномочий. Некоторые международные договоры, заключаемые Правительством, подлежат ратификации Парламентом. Например, ратификации подлежат международные договоры, исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотрено законами Республики Казахстан. Предложения о ратификации международных договоров Республики межгосударственного характера вносит Президенту Республики Казахстан Правительство. Президент рассматривает такие предложения и, если считает необходимым, вносит эти договоры в Парламент на ратификацию.[21] [15]

Некоторые международные  договоры Правительство само вносит на ратификацию Парламента. Так, Министерство иностранных дел вносит в Правительство  Республики Казахстан предложения  о ратификации международных  договоров по вопросам, относящимся  к ведению Правительства. Другие министерства, государственные комитеты и иные центральные исполнительные органы Республики Казахстан в пределах своей компетенции вносят в Правительство  предложения о ратификации международных  договоров по вопросам, относящимся  к ведению Правительства, совместно  с МИД или по согласованию с  ним. Эти предложения Правительство  рассматривает и если считает  нужным, то договоры представляет в  Парламент на ратификацию.

Международные договоры Республики Казахстан, не подлежащие ратификации, утверждаются (принимаются) Парламентом по представлению соответствующего министерства, государственного комитета или иного центрального исполнительного  органа.

Кроме указанных Правительство Республики Казахстан имеет и другие полномочия. Оно по представлению МИД вносит Президенту Республики предложения о присоединении к международным договорам межгосударственного, а также межправительственного характера.

Заключая  международные договоры, Республика Казахстан берет на себя обязательство  неукоснительно их соблюдать. Правительство  Республики Казахстан должно принимать  меры по обеспечению выполнения вступивших в силу международных договоров  Республики Казахстан. Такая обязанность  возлагается и на соответствующие  министерства, государственные комитеты и другие центральные органы. Вместе с тем Правительство, министерства и другие центральные органы должны наблюдать за осуществлением принадлежащих  казахстанской стороне прав, вытекающих из таких договоров, и за выполнением  другими участниками договоров  их обязательств.[22] [8]

В случае нарушения  обязательств по международному договору Республики Казахстан другими его  участниками МИД или другие центральные органы Республики представляют в Правительство предложения о принятии необходимых мер в соответствии с нормами международного права и условиями самого договора.

Правительство наделено полномочиями для постановки вопроса о прекращении действия международных договоров. В случае существенного нарушения международного договора Республики Казахстан другими  его участниками, а также в  иных случаях, предусмотренных нормами  международного права, Правительство  вносит Президенту предложения о  денонсации международных договоров  Казахстана межгосударственного характера, а также о денонсации договоров  Республики Казахстан по вопросам, относящимся к ведению Правительства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В конституционном  праве зарубежных стран принято  выделять два основных способа формирования правительства: парламентский и  внепарламентский. При парламентском  способе решающую роль играют политические партии, имеющие большинство мест в парламенте. Внепарламентский способ характерен для президентских и  ряда смешанных республик, в которых  правительство формируется главой государства.

Наш Основной Закон, вобравший опыт многих развитых стран мира, и, в первую очередь, учитывающий  уроки истории, культуру и традиции Казахстана, все десять лет своего существования был прочным правовым фундаментом кардинальных и динамичных реформ во всех сферах жизни государства. Их успешность ощущает сегодня наше население, прежде всего, через рост экономики, повышение уровня жизни  каждой казахстанской семьи.

Наши достижения достойно оцениваются мировым сообществом. В этом величайшая заслуга Главы  нашего государства Нурсултана Абишевича Назарбаева, стоявшего у истоков независимости и изначально возглавившего процесс конституционного строительства.

Не напрасно в мировой экспертной среде стал использоваться термин «феномен казахстанской  модели реформ по Назарбаеву».

На сегодняшний  день у нас действует отвечающая мировым стандартам, рыночная по своей  идеологии и сути законодательная  база. Она позволяет эффективно проводить, углублять и закреплять все социально-экономические  преобразования. Опираясь на основы конституционного строя, мы продолжаем укреплять нашу государственность, развивать институты суверенитета и независимости, государственной власти, гражданского общества, национальной безопасности.

Информация о работе Правительство РК