Правительство РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

Государственная власть в правовом государстве не является абсолютной. Это обусловлено не только господством права, связанностью государственной власти правом, но и тем, как организована государственная власть, в каких формах и какими органами она осуществляется. Здесь необходимо обратиться к теории разделения властей. Согласно этой теории смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности. Поэтому для того, чтобы предотвратить возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной правом эти ветви власти должны быть разграничены, разделены, обособлены.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 51.26 Кб (Скачать файл)

В Указе Президента РК, имеющем силу Конституционного закона, «О Правительстве Республики Казахстан» определены полномочия заместителей Премьер-министра. Они входят в состав Правительства по должности и  выполняют следующие полномочия:

  • осуществляют координацию деятельности соответствующих министерств, государственных комитетов, центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства, а также местных исполнительных органов в пределах порученной отрасли (сферы) государственного управления;
  • несут ответственность за состояние дел в координируемых отраслях государственного управления, осуществляют контроль за исполнением в них законов, актов Президента и Правительства;
  • вносят на рассмотрение Премьер-министра и Правительства предложения по назначению на должность и освобождению от должности руководителей соответствующих центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства.

Заместители Премьер-министра по его поручению  выполняют и другие функции.

 Министры, председатели государственных комитетов  являются членами Правительства.  Они осуществляют руководство  соответствующими министерствами  и государственными комитетами, несут ответственность за состояние  дел в отраслях (сферах) государственного  управления, находящихся в ведении  соответствующих министерств и  государственных комитетов. Вместе  с тем члены Правительства  коллегиально ответственны за  решения, принимаемые Правительством, даже если они не голосовали  за их принятие, но не заявили  незамедлительно о своем несогласии (ст. 68 Конституции Республики Казахстан).[12] [8]

При Премьер-министре Республики образуется Президиум как  постоянно действующий совещательный  орган Правительства. В состав Президиума Правительства входят по должности  заместители Премьер-министра и  руководитель Аппарата Правительства. Премьер-Министр вправе включить в  состав Президиума и других членов Правительства. Порядок подготовки и проведения заседаний Президиума Правительства определяется Регламентом.

Заседания Правительства  проводятся не реже одного раза в месяц. Заседания созываются Премьер-министром  либо Президентом. При рассмотрении Правительством особо важных вопросов на его заседаниях председательствует Президент. Заседание Правительства  считается правомочным, если в нем  принимают участие не менее двух третей его членов. Заседания проводятся открыто по инициативе Президента либо Премьер-министра, могут проводиться  закрытые заседания Правительства.

Создается собственный  Аппарат Правительства, который  обеспечивает информационно-аналитическое, правовое, организационное и материально-техническое  обеспечение деятельности Премьер-министра и Правительства. Руководитель Аппарата назначается и освобождается  Президентом по представлению Премьер-министра. Руководитель Аппарата организует взаимодействие Аппарата Правительства с Администрацией Президента, Аппаратом Парламента, министерствами, государственными комитетами, ведомствами, местными исполнительными  органами.

Для выработки  предложений по вопросам, отнесенным к компетенции Правительства, при  Правительстве образуются комиссии, советы и иные консультативно-совещательные  органы. Эти органы возглавляет Премьер-Министр, его заместители, члены Правительства. Решения консультативно-совещательных органов носят рекомендательный характер.

Правительство Республики Казахстан в своей  деятельности руководствуется принципами унитаризма, разделения государственной  власти на три ветви, законности, гласности, обеспечения общественного согласия и политической стабильности, прав и свобод человека и гражданина.[13] [15]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. НОРМОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА

 

Правительство Республики Казахстан, во-первых, участвует  в законотворческом процессе, осуществляемом Парламентом и Президентом; во-вторых, осуществляет нормотворчество в  рамках своей компетенции; в-третьих, контролирует нормотворческую деятельность министерств и ведомств; в-четвертых, контролирует нормотворческую деятельность местных органов исполнительной власти.

Правительство обладает правом законодательной инициативы. Оно вправе по всем вопросам, входящим в его компетенцию, разрабатывать  законопроекты и вносить их на рассмотрение Мажилиса.

Конституционное положение о том, что Правительству  Республики Казахстан предоставлено  право законодательной инициативы, не означает, что Правительство может  вносить, может и не вносить проекты  законов в Парламент. Правительство  как особая ветвь государственной  власти, обладающая широкими полномочиями в сферах, которые могут функционировать  на основе законов, безусловно, заинтересовано в том, чтобы соответствующие  законы принимались. Поэтому Правительство  не только вправе, но и обязано постоянно  заниматься законопроектной работой. С целью реализации права законодательной  инициативы Правительство разрабатывает  план законопроектной работы.[14] [23]

Организационной опорой Правительства в подготовке законопроектов являются министерства и ведомства. Предложения министерств, государственных комитетов и  ведомств Республики по разработке конкретных законопроектов вносятся Министерством  юстиции в Правительство Республики. Оно после рассмотрения и обобщения  направляет их в Мажилис Парламента для включения в перечень законопроектных  работ. Исходя из перечня законопроектных  работ и принятия по этим вопросам Парламентом Республики решений, центральные  исполнительные органы в установленные  сроки должны разработать и представить  в Правительство законопроекты  на казахском и русском языках. Персональную ответственность за качество, своевременность разработки и представления  законопроектов несут первые руководители центральных исполнительных органов. Понятие «качество» весьма емкое. Подготовка законопроектов заинтересованными  министерствами может s привести к тому, что они через законы будут стремиться закреплять узковедомственные интересы. Если такое возобладает в проектах законов, то в случае принятия их они могут нанести вред интересам государства, общества, граждан. Поэтому «качество» закона включает в себя не только понятие совершенства законопроектов с точки зрения законодательной техники, но и понятие целесообразности законопроектов с точки зрения соответствия общим интересам. На это обращено внимание в Регламенте работы Правительства Республики Казахстан, утвержденном Правительством 22 февраля 1996 г. Так, проекты законов вносятся Правительству министерствами и государственными комитетами по вопросам своего ведения.

Для того чтобы  законопроекты имели соответствующее  качество, в необходимых случаях  представляются акты экономических, правовых, научно-технических и иных экспертиз. На рассмотрение Правительства вместе с проектом закона и соответствующими обоснованиями представляются справка  о поступивших замечаниях, заключения экспертиз. Если законопроекты, подготовленные в порядке законодательной инициативы Правительства, затрагивают вопросы, отнесенные Конституцией и законами к полномочиям Президента, они  подлежат согласованию с Президентом  Республики.

Законопроекты, вносимые Правительством в Парламент, подлежат обязательному обсуждению на заседании Правительства либо его Президиума. Обсуждение законопроекта  проводится при обязательном участии  разработчиков документа, экспертов. По результатам рассмотрения законопроекта  принимается постановление Правительства  либо распоряжение Премьер-министра, на основании которого проект закона может  быть направлен в Мажилис Парламента или возвращен на доработку.

Правительство не только самостоятельно осуществляет право законодательной инициативы. Оно выполняет поручения Президента о внесении законопроекта в Мажилис  Парламента. Конституция Республики Казахстан не предоставляет Президенту право законодательной инициативы. Но это не означает, что Президент  отстраняется от процесса законотворчества. Одним из каналов воздействия  на законотворчество является предусмотренное  Указом о Президенте право Президента поручать Правительству внесение законопроекта  в Мажилис Парламента. Имеется  в виду, что законопроект разрабатывается  в Администрации Президента и  через Правительство вносится в Парламент.[15] [28]

Правительство вносит законопроект на рассмотрение Мажилиса Парламента и отстаивает его  принятие. В Регламенте Правительства РК, утвержденном постановлением Правительства от 23 февраля 1999 г., указывается, что уполномоченному лицу, представляющему в Парламенте РК проекты законов, внесенные Правительством, запрещается выражать согласие при их рассмотрении на внесение изменений и дополнений, связанных с концепцией закона, изменением правового содержания и предусматривающих сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов, без согласования с Правительством. Ответственность за согласие на внесение изменений и дополнений по указанным основаниям без согласования с Правительством несут первые руководители государственных органов, представляющих в Парламенте Республики соответствующие законопроекты. В случаях вынесения на голосование парламентариями изменений и дополнений по указанным основаниям, не согласованных с Правительством, лица, представляющие проекты законов, обязаны требовать фиксации в стенограмме заседания своих возражений и незамедлительно информировать канцелярию Премьер-министра об этих изменениях и дополнениях.

По всем законам, принятым Парламентом РК, направляемым Премьер-министру на скрепление подписью, государственный орган — разработчик  законопроекта по согласованию с  министерствами юстиции и финансов в трехдневный срок готовит заключение и направляет его в канцелярию Премьер-министра. В заключении должна содержаться следующая информация:

1) об изменениях  и дополнениях, внесенных депутатами  при рассмотрении в Парламенте  РК законопроекта, инициированного  Правительством;

2) о наличии противоречий Конституции РК и действующим законодательным актам и дополнительных финансовых расходах;

3) о возможности  скрепления закона подписью Премьер-министра.

Если Премьер-Министр  скрепляет закон своей подписью, то это означает, что Премьер-Министр  берет на себя ответственность за конституционность закона. В случае наличия подписей председателей  Сената и Мажилиса Парламента и Премьер-министра закон представляется на рассмотрение Президента. Это называется контрассигнацией, и подписавшие несут ответственность за конституционность закона. Президент может не подписать закон, если закон в целом или отдельные его положения противоречат Конституции. Как показывает практика, контрассигнация «не работает», и никто не несет ответственности. Существующим законодательством не предусмотрен механизм ответственности.[16] [12]

Правительство может готовить проекты актов  Президента. Главным образом имеются  в виду нормативные указы Президента, вносимые Правительством, которые осуществляются центральными исполнительными органами, соответствующими отделами Аппарата Президента или рабочей группой, создаваемой  решением Правительства. К проектам актов Президента, требующим реализации их через Правительство, относятся  проекты постановлений Правительства.

Правительство само осуществляет собственное нормотворчество. В иерархии нормативных правовых актов нормативные акты Правительства  стоят после указов Президента. Правительство  Республики на основе и во исполнение Конституции Республики, законов, актов  Президента, иных нормативных правовых актов издает нормативные и индивидуальные постановления. Акты Правительства  принимаются в пределах его компетенции, имеют обязательную силу на всей территории Республики.

Постановлением  Правительства РК от 22 июля 1998 г. утверждена «Инструкция о порядке подготовки и согласования проектов постановлений  Правительства и распоряжений Премьер-министра и правилах их оформления (юридическая техника)». В ней говорится, что постановления Правительства носят нормативный и индивидуальный характер и имеют общеобязательную силу на всей территории Республики. Распоряжения принимаются по текущим и оперативным вопросам, относящимся к компетенции Премьер-министра, их действие исчерпывается однократным применением. Разработка и представление на согласование проектов постановления Правительства и распоряжения Премьер-министра осуществляются государственными органами в соответствии с их компетенцией по своей инициативе или по поручению вышестоящих государственных органов во исполнение Конституции, законов, актов Президента и Правительства. Все иные государственные органы и негосударственные организации вправе вносить предложения по разработке нормативных правовых актов или передавать инициативные проекты актов Правительства и Премьер-министра на рассмотрение ведомств, центральных и местных акиматов в соответствии с их компетенцией.[17] [12]

Информация о работе Правительство РК