Право и личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена необходимостью многоаспектного теоретического осмысления проблемы в части положения личности в обществе. Положение личности в обществе предопределено и обусловлено не только ее собственной активностью и способностями и тем более не только физической и духовной принадлежностью носителя личностных свойств к человеческому роду. Основные параметры и черты этого положения заданы и воспроизводятся исторически конкретным, исторически неповторимым общественным организмом в целом, содержащим в себе влияние и роль всех общественных явлений и атрибутов. К числу таких безусловных реалий общества уже на протяжении более пяти тысячелетий относятся, в частности, и государственно-правовые явления.

Содержание работы

Введение
Правовой статус личности: понятие, структура, виды.
Основные права человека и гражданина.
Юридические обязанности личности.
Право как мера свободы и ответственности личности.
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Право и личность.docx

— 95.00 Кб (Скачать файл)

Каждый имеет право  на жизнь, здоровье, личную безопасность и неприкосновенность, защиту чести, достоинства, доброго имени, свободу  мысли и слова, выражение мнений и убеждений, выбор места жительства; может приобретать, владеть, пользоваться и распоряжаться собственностью, заниматься предпринимательской деятельностью, покидать страну и возвращаться обратно.

Закрепляется право граждан  на митинги, уличные шествия, демонстрации; право избирать и избираться в  государственные органы, получать и  распространять информацию, направлять властям личные и коллективные обращения (петиции), свободно определять свою национальность, объединяться в общественные организации. Предусматриваются соответствующие  права в социальной и культурной областях (на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, интеллектуальное творчество).

Утверждается равенство  всех перед законом и судом. Никто  не обязан свидетельствовать против себя или близких родственников. Обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном  порядке (презумпция невиновности).

Многие из вышеперечисленных  прав являются новыми в российском законодательстве, их не было ни в бывших советских Конституциях, ни в Конституции  РСФСР. Также впервые юридически закрепляется прямая обязанность государства  защищать права человека (ст. 2 Конституции  РФ).

При этом подчеркивается, что "права и свободы человека и  гражданина являются непосредственно  действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность представительной и исполнительной власти, местного самоуправления, обеспечиваются правосудием" (ст. 18 Конституции РФ).

Права человека представляют собой ценность, принадлежащую всему  международному сообществу. Их уважение, защита являются обязанностью каждого  государства. Там, где эти права  нарушаются, возникают серьезные  конфликты, очаги напряженности, создающие  угрозу миру и требующие нередко (с санкции ООН) постороннего вмешательства.

Конституция России предусматривает  порядок, в соответствии с которым  каждый российский гражданин вправе обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные  средства правовой защиты (ст. 45). Данное положение также закреплено впервые  и оно не нарушает суверенитета страны. Сегодня это - безусловная норма.

Права и свободы человека в соответствии с общепринятой классификацией подразделяются на социально-экономические, политические, гражданские, культурные и личные. Такое деление проводится как в мировой юридической  практике, так и в национальных правовых системах, в том числе  и российской. Между всеми видами и разновидностями прав существует тесная взаимосвязь.

В историческом контексте  современные исследователи выделяют три поколения прав: первое - это  политические, гражданские и личные права, провозглашенные в свое время  первыми буржуазными революциями; второе - социально-экономические права, возникшие под влиянием социалистических идей (право на труд, отдых, социальное обеспечение, медицинскую помощь и  т.д.); они дополнили собой прежние  права, получили отражение в соответствующих  документах ООН; третье поколение - коллективные права, выдвинутые в основном развивающимися странами в ходе национально-освободительных  движений (право народов на мир, безопасность, независимость, самоопределение, территориальную  целостность, суверенитет, избавление от колониального угнетения и т.д.).

Выделение трех поколений  прав в значительной мере условно, но оно наглядно показывает последовательную эволюцию в развитии данного института, историческую связь времен, общий  прогресс в этой области.

В российской литературе подвергнута  справедливой критике концепция  иерархии прав по степени их значимости. В частности, отмечаются "зигзаги  восприятия роли социально-экономических  прав", попытки объявить их "социалистическим изобретением", неизвестным "цивилизованным странам". Эти права якобы лишены качеств "юридических возможностей, защищаемых судом". Смягченным вариантом  такого подхода является оттеснение социально-экономических прав на второй план как прав иного порядка в  сравнении с личными неотъемлемыми  правами, относимыми к "высшему разряду" (Г.В. Игнатенко).

Однако вряд ли, думается, оправдано такое противопоставление прав - все они для личности важны  и нужны, каждая их группа по-своему выражает ее интересы. Более того, именно сейчас российские граждане на себе почувствовали  значимость многих социально-экономических  прав, которые ранее были в большей  мере гарантированы, чем сейчас, когда  складываются "несоциалистические" отношения.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. не рассматривает их как "второстепенные". Так что искусственное создание некоего "антагонизма" между различными категориями прав несостоятельно.

Что касается различий между  правами человека и правами гражданина, о чем также полемизируют в  науке, то эти различия имеют под собой определенные основания, которые заключаются в следующем.

Во-первых, права человека могут существовать независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, вне связи их носителя с тем или иным государством. Это, в частности, естественные неотчуждаемые  права, принадлежащие каждому от рождения. Права же гражданина находятся  под защитой того государства, к  которому принадлежит данное лицо. Во-вторых, множество людей в мире вообще не имеют статуса гражданина (лица без гражданства) и, следовательно, они формально являются обладателями прав человека, но не прав гражданина. Иными словами, права человека не всегда выступают как юридические  категории, а только как моральные  или социальные.

Разграничение это возникло давно, о чем свидетельствует  хотя бы название знаменитой французской  Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Сохранилось оно и в большинстве  современных деклараций и Конституций. Однако в наше время указанное  деление все более утрачивает свой смысл, поскольку прирожденные права человека давно признаны всеми  развитыми демократическими государствами  и одновременно выступают и в  качестве прав гражданина.

Во всяком случае внутри государства разграничение прав на "два сорта" лишено практического  значения. Тем более что даже апатриды, проживающие на территории той или  иной страны, находятся под юрисдикцией  ее законов и международного права.

В лексиконе средств массовой информации, в обиходе, да и в науке  под правами человека обычно понимается то же, что и под правами гражданина, личности, субъекта, индивида, лица. Не случайно некоторые ученые-правоведы  либо не разделяют этой концепции, либо делают существенные оговорки. Здесь многое заимствовано из прошлого, сохраняется по традиции.

Принятие нашей страной  в 1991 г. Декларации прав человека и гражданина имело огромное общественное значение, так как этот без преувеличения  исторический политико-правовой и нравственно-гуманистический  акт определил принципиальную позицию  России по вопросу, который на протяжении многих десятилетий был камнем преткновения во взаимоотношениях СССР со всем цивилизованным миром, ареной идеологического противостояния.

Как известно, Советский  Союз воздержался при голосовании  в ООН в 1948 г. Всеобщей декларации прав человека и лишь позже присоединился  к ней. Международный пакт о гражданских  правах 1966 г. СССР подписал, но никогда  полностью не выполнял. Только с  наступлением разрядки, прекращением "холодной войны" (вторая половина 80-х гг.) эта позиция была пересмотрена.

Существенным прорывом в  данной области было признание идей естественных прав, которые ранее  отвергались как неприемлемые для "социалистического строя" и  марксистского мировоззрения. Это  признание привело к переоценке всей гуманитарной политики государства, изменению его "идеологических позиций" на международной арене. Была устранена  одна из коренных причин долголетних  разногласий между Советским  Союзом и остальным миром. Теперь страна может беспрепятственно интегрироваться  во все мировые и европейские  структуры в целях взаимовыгодного  сотрудничества с другими народами.

Итак, важнейшие отличительные  особенности закрепленных в российской Конституции основных прав и свобод состоят в том, что они даны человеку от природы, носят естественный и неотчуждаемый характер, выступают  в качестве высшей социальной ценности, являются непосредственно действующими, находятся под защитой государства, соответствуют международным стандартам.

 

Юридические обязанности  личности

 

  Необходимым компонентом оптимального взаимодействия государства, права и личности выступают юридические обязанности, без которых невозможны ни сбалансированная правовая система, ни эффективное правовое регулирование, ни четкий правопорядок, ни другие состояния и проявления общественной жизни. Они - условие нормального функционирования конституционных институтов, управления производственными процессами, поддержания устойчивости и стабильности в обществе.

Юридическая обязанность  есть установленная законом мера должного, общественно необходимого поведения, а также вид (линия) поведения. Это властная форма социальной регуляции, опирающаяся на "силовое" начало, т.е. на возможность государственного принуждения. В обязанностях выражаются как личные, так и общезначимые интересы. Через обязанность удовлетворяется  интерес управомоченного в любом  правоотношении.

Обязанность отвечает также  интересам самого правообязанного  лица, а в конечном счете - целям  и задачам всей политико-правовой системы. Без этих инструментов общество быстро превратилось бы в некий рыхлый и неуправляемый анархо-синдикат. Обязанности придают государству  гражданскую устойчивость, равнозначную экологическому равновесию.

Корреляция прав и обязанностей создает уравновешенное общественное состояние, иначе говоря - режим наибольшего  благоприятствования для повседневной жизнедеятельности людей. Такое  сочетание выражает разумный баланс интересов всех членов и составных частей общества, способствует достижению согласия, взаимопонимания и социального компромисса между ними. Это средство гармонизации интересов государства и личности, а также интересов граждан в их взаимоотношениях друг с другом. Иным путем трудно добиться желаемого социального эффекта.

Юридическая обязанность - вид  и мера государственно-целесообразного, разумного, полезного, объективно обусловленного поведения, призванного вносить  порядок и "умиротворение" в  жизнь. Она - законная преграда на пути произвола, хаоса, своеволия, неорганизованности, всего деструктивного и мешающего  нормальному развитию общества.

Обязанность тесно связана  с субъективным правом; это парные, взаимозависимые понятия. Известно, что любая правовая норма носит  предоставительно-обязывающий характер и уже поэтому предусматривает  как возможное, так и должное  поведение. Обязанность - способ обеспечения  прав, условие их реальности и эффективности. Если субъективное право - это сфера  власти и свободы индивида, то юридическая  обязанность - область необходимости  и подчинения. Носитель обязанности  должен понимать и сознавать свою "несвободу" и связанность ради общего блага.

Функциональное назначение юридических обязанностей - корреспондировать  субъективным правам, выполнять свою часть работы в общем механизме  правового регулирования, направлять деятельность индивидов в нужное русло; а социальное - формировать  должное правосознание и правовую культуру граждан, служить дисциплинирующим фактором, упрочивать законность и  правопорядок в обществе.

Все эти функции тесно  взаимосвязаны и взаимозависимы, осуществляются одновременно. Любые  субъективные права практически могут быть реализованы только через чьи-то обязанности, и наоборот, обязанности предполагают чье-то право требовать их исполнения. Вне корреляции друг с другом данные категории немыслимы, они могут действовать только в "одной связке", а не порознь. Обязанности - обратная сторона прав.

Принцип сочетания прав и  обязанностей получил отражение  в принятой Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщей декларации прав человека 1948 г., провозглашающей, что "каждый человек имеет обязанности перед  обществом, в котором только и  возможно свободное и полное развитие его личности", что осуществление  прав и свобод гражданином требует "должного признания и уважения прав и свобод других, удовлетворения справедливых требований морали, общего порядка и благосостояния в демократическом  обществе" (ст. 29).

В Международном пакте  о гражданских и политических правах также зафиксировано, что "отдельный  человек имеет обязанности в  отношении других людей и того коллектива, к которому он принадлежит". Исходя из этих общих положений, соответствующие  государства закрепляют в своем  законодательстве более развернутый  перечень обязанностей применительно  к конкретным условиям и национальным интересам. При этом речь, конечно, идет не только об обязанностях граждан, но и об обязанностях органов власти, должностных лиц, других субъектов.

Тезис о единстве прав и  обязанностей в последнее время  был подвергнут у нас критике. Для этого есть определенные основания, ибо в недавнем прошлом указанный  принцип был сильно идеологизирован  и гипертрофирован, доведен до крайних  пределов. Он рассматривался как часть  более широкой концепции о  перерастании (слиянии) прав и обязанностей "в единые правила коммунистического  общежития". Причем этот процесс  искусственно форсировался, так как считался непременным условием построения "светлого будущего".

На практике многим правам нередко придавалось столь же непререкаемое (императивное) значение, как и обязанностям (например, праву  участвовать в выборах, праздничных  демонстрациях, разного рода соревнованиях, других кампаниях). Дебатировался даже вопрос, наказуем ли отказ от права? Вообще, многое тогда строилось не на законах, а на командах и волевых  решениях.

Информация о работе Право и личность