Право и личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена необходимостью многоаспектного теоретического осмысления проблемы в части положения личности в обществе. Положение личности в обществе предопределено и обусловлено не только ее собственной активностью и способностями и тем более не только физической и духовной принадлежностью носителя личностных свойств к человеческому роду. Основные параметры и черты этого положения заданы и воспроизводятся исторически конкретным, исторически неповторимым общественным организмом в целом, содержащим в себе влияние и роль всех общественных явлений и атрибутов. К числу таких безусловных реалий общества уже на протяжении более пяти тысячелетий относятся, в частности, и государственно-правовые явления.

Содержание работы

Введение
Правовой статус личности: понятие, структура, виды.
Основные права человека и гражданина.
Юридические обязанности личности.
Право как мера свободы и ответственности личности.
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Право и личность.docx

— 95.00 Кб (Скачать файл)

Главная задача права - предотвращать  хаос и своеволие, обеспечивать порядок. Как заметил еще П.И. Стучка, юристы с давних пор видели в нормах права  средства разграничения интересов, своего рода "пограничные столбы", "вехи", определяющие сферы деятельности отдельных лиц и не допускающие  их столкновения.

Н.М. Коркунов также усматривал назначение права в разделении и  согласовании интересов. Он не сводил право к "карающему мечу", а  заявлял: "Немыслимо право, которое  всецело и исключительно опиралось  бы на одно принуждение". Иными словами, право предполагает не только санкции, но и разрешение, дозволение, возможность (в рамках закона) личного выбора.

Понятно, что конечный (глубинный) источник свободы и ее сущность - не в юридических формах, которые  сами по себе не могут ни объяснить, ни исчерпать свободы. Н.А. Бердяев  писал, что право - "это лишь минимум  человеческой свободы". Но без правовых форм и средств в государственно-организованном обществе невозможно "юридическое  признание" свободы, ее выражение, закрепление  и "распределение" в индивидуальное пользование. Важно ведь не только достигнуть известного уровня свободы, но и соответствующим  образом распорядиться ею, законодательно оформить, сделать доступной для  людей, поставить на службу обществу.

Поэтому проблема политико-правового  выражения свободы, совершенствования  ее форм, методов использования имеет  принципиальное значение для понимания  самой сути свободы и демократии. Юридическая свобода как раз  и "обнаруживает" себя в таких  состояниях общественной жизни, как  право, законность, правопорядок, правосудие, законотворчество, правоприменительная  деятельность, система прав и обязанностей, их гарантии, правовая культура, ответственность  и т.д.

При определенных условиях свобода и права личности могут  ограничиваться во имя общего блага. В Конституции РФ говорится: "Права  и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным  законом только в той мере, в  какой это необходимо в целях  защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения  обороны страны и безопасности государства" (ч. 3 ст. 55).

В условиях чрезвычайного  положения "для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя... могут устанавливаться отдельные  ограничения прав и свобод с указанием  пределов и срока их действия" (ч. 1 ст. 56). Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные ст. ст. 20, 21, 23 (ч. 1), 24, 28, 34 (ч. 1), 40 (ч. 1), 46 - 54 Конституции РФ (ч. 3 ст. 56). В перечисленных статьях Конституции РФ речь идет о праве на жизнь, честь, достоинство, неприкосновенность частной жизни, тайну переписки, свободу совести и других личных правах.

Приведенные положения российской Конституции полностью соответствуют  общепринятым международным стандартам, практике других государств, Всеобщей декларации прав человека. Это выработанные на протяжении веков правила человеческого  общежития.

Право выполняет разнообразные  и многоцелевые функции. Оно одновременно и стимулирует, и ограничивает определенные действия, поощряет и запрещает их; открывает перед субъектами известные  возможности и обязывает их к  должному (нужному, полезному) поведению. Право "дарует" и "отнимает" свободу, гарантирует и защищает государственно-значимые интересы, служит средством удовлетворения потребностей, применяет санкции за "непослушание", милует и наказывает, проводит своего рода политику "кнута и пряника", стоит на страже мира и порядка. Еще  Цицерон писал, что право призвано искоренять пороки и насаждать добро.

Свобода индивида проявляется  во всех сферах его жизнедеятельности - социальной, экономической, политической, духовной. Но проявляется и реализуется  по-разному. Это образует структуру  свободы личности, ее грани, стороны. Свободу по-настоящему начинают ощущать  лишь тогда, когда почему-либо ее утрачивают. В этом случае она становится бесценной. Свобода, как воздух, который люди не замечают, пока он есть, но сразу  задыхаются, когда его нет.

Разумеется, свобода личности предполагает также ее свободу от произвола власти. Посредником между  ними выступает закон, в котором  как раз и выражена официальная  мера независимости индивида, его "суверенитет", а равно очерчены границы деятельности самой этой власти. Давно сказано: государством должен править закон. Закон выше любой должности, он "властвует  над всеми" (Аристотель). Это то, чего сегодня не хватает российскому  обществу.

Законы принимаются только выборными органами, непосредственно  представляющими волю народа - единственного  и абсолютного источника власти. Ни один монарх или президент не может издавать законы. Поэтому они  и обладают верховенством, наибольшей юридической силой. Правители тоже обязаны подчиняться выраженной таким образом воле, т.е. закону. Перед  законом все равны.

Закон издревле почитался  как кладезь мудрости, искусство  добра и справедливости, коллективного  разума. "Кто живет по закону, тот  никому не вредит", - говорили древние  римляне. Закон - воплощение беспристрастия, объективности. На практике закон олицетворяет суд. "Богиня правосудия держит в  одной руке весы, на которых она  взвешивает право, в другой - меч, которым  она его защищает. Меч без весов  есть голое насилие, весы без меча - бессилие права" (Р. Иеринг).

Ответственность. Право - не только мера юридической свободы, но и мера юридической ответственности. Это корреляционные категории. Общеизвестно, что свобода одного кончается  там, где начинается свобода другого. Или, наоборот, свобода одного начинается там, где она кончается у другого. Перед нами принцип "сообщающихся сосудов".

И если отдельная личность переступает эти грани, возникает  моральная либо правовая ответственность, в зависимости от того, какие нормы нарушены. Ради общей свободы личность должна жертвовать частью собственной свободы, иначе - хаос, анархия, произвол. Еще Ш.Л. Монтескье заметил: "Разреши человеку делать все, что он хочет, и ты погубишь его". Это созвучно платоновской мысли о том, что чрезмерная свобода может превратиться в чрезмерное рабство. Свободой очень часто злоупотребляют. Давно подмечено: когда свободы нет - ее требуют, когда она есть - ее извращают.

Для практической реализации свободы нужна прежде всего внутренняя культура личности, а уже потом  внешняя - политическая, правовая, нравственная. Впрочем, они тесно взаимосвязаны. В этом и состоит подлинная  этика поведения индивида. "Когда  мы слышим, что свобода состоит  вообще в возможности делать все, чего хотят, то мы можем признать такое  представление полным отсутствием  культуры мысли: в этом представлении  нет еще ни малейшего даже намека понимания того, что есть в себе и для себя, свободная воля, право, нравственность" (Гегель).

Ответственность - такая  же объективная необходимость, как  и свобода. Более того, ответственность - условие свободы. Субъектами ответственности  выступают все, включая властные структуры. Поэтому вопрос о взаимной ответственности государства и  личности в современных условиях не только не снимается, а приобретает  новое качество. Оптимальное взаимодействие права и личности возможно только на основе четко функционирующей  государственности. Твердая легитимная демократическая власть - предпосылка  эффективности такого взаимодействия.

Власть идет на самоограничение, если желает предоставить своим гражданам  свободу. В то же время она вправе "урезать" ее во имя общего интереса. Проблема старая. Любопытно в этой связи замечание Гегеля о том, что еще в Афинах "существовал  закон, предписывающий гражданину отчитываться, на какие средства он живет; теперь же полагают, что это никого не касается". Звучит более чем современно.

Философами и юристами ответственность рассматривается  в двух аспектах - негативном (ретроспективном) и позитивном (перспективном). Для  нормального функционирования правовой системы и поведения личности важны оба эти аспекта. Первый предполагает ответственность за уже  совершенные правонарушения, он давно  и обстоятельно разработан юридической  наукой, подробно регламентируется законодательством. Такая ответственность - форма принудительного  лишения человека определенных благ, реакция государства на противоправные действия, применение к виновному  предусмотренных законом санкций. Это извечные вопросы "деяния и  воздаяния".

Слабее изучен второй - позитивный - аспект ответственности, под которым  подразумевается не "расплата" за уже содеянное, а ответственность  за надлежащее исполнение своих функций, обязанностей, порученного дела, за добросовестное поведение, ответственность  перед обществом, государством, коллективом, семьей, окружающими.

Как отмечается в научной  литературе, позитивная ответственность - "это ответственность за будущее  поведение, ответственность наперед; она предполагает поведение, не противоречащее социальным нормам. Слово "ответственность" в указанных двух аспектах употребляется  в законодательстве почти всех стран  мира" (Р.Л. Хачатуров). Российские законодатели также пользуются данным понятием, оно используется и в юридической  практике. Это понятие отражает не что иное, как чувство долга, гражданскую  позицию, развитое правовое и нравственное сознание индивида.

Позитивная ответственность - мера требовательности к себе и  другим. Эта ответственность вытекает из реального социально-правового  статуса субъекта и может быть названа также статусной ответственностью. Имеется в виду обязанность индивида отвечать за свои поступки, свое отношение  к людям.

Ретроспективный подход к  ответственности, который пока преобладает  в литературе, обедняет, сужает проблему, выглядит односторонним и неполным. При таком подходе на первый план выступает лишь карательно-принудительный момент. Тем самым в какой-то мере умаляется социальное, нравственно-психологическое  и гражданское значение ответственности. Это очень важно, так как речь идет о фундаментальной категории.

Ответственность в ее полном объеме - это ответственность за прошлое, настоящее и будущее, и  именно в таком виде, т.е. во всех ее аспектах, она подлежит теоретической  разработке. Задача науки состоит  в том, чтобы обосновать необходимость, правомерность и этико-юридический  характер позитивной ответственности, выявить ее особенности, место и  роль в правовой системе общества.

И.А. Ильин называл позитивную и негативную ответственности соответственно "предварительной" и "последующей". Предварительная ответственность, писал он, "есть живое чувство  предостояния и призванности, стремление к совершенствованию. Еще не совершив поступка, человек уже знает о  своей ответственности. И это  дисциплинирует его и вдохновляет. Последующая ответственность есть результат искаженного правосознания, негативного поведения индивида. Она - антипод предварительной ответственности, т.е. безответственность".

Позитивная ответственность  в отличие от негативной - не временная  и не принудительная, а постоянная, добровольная и глубоко осознанная ответственность личности за свое надлежащее поведение. Она предполагает не только контроль субъекта за собственными действиями, но и положительную реакцию на контроль общества, государства. Для правовой системы это принципиально важный стабилизирующий и цементирующий фактор. Еще Цицерон заметил: "Нет ни одного момента в жизни человека, свободного от долга".

Позитивная ответственность  личности предшествует негативной; последняя  наступает лишь тогда, когда не срабатывает  первая, т.е. когда совершается правонарушение. Негативная ответственность существует как потенциальная угроза, превенция, она может и не наступить, если личность ведет себя правомерно. Негативная ответственность обращена в прошлое, почему и называется ретроспективной, а позитивная - в настоящее и  будущее, что дает основание именовать  ее перспективной, активной, положительной.

Оба аспекта юридической  ответственности тесно взаимосвязаны, так как выступают разновидностями  единой социальной ответственности  личности и играют важную роль в  становлении правовой государственности, упрочении законности и правопорядка в обществе. Они ни в коем случае не должны противопоставляться, а взаимодействовать, подкрепляя друг друга. Но общее развитие идет от негативной к позитивной ответственности, а не наоборот.

Если основанием негативной ответственности является правонарушение, то основанием позитивной - взаимосвязь  личности с государством и обществом, ее обязанности и юридический  долг перед ними, а также необходимость  уважать права и свободы других граждан. Иными словами, позитивная ответственность вытекает из конституционно-правового  статуса индивида, его принадлежности к данному государственному образованию, института гражданства.

Субъектами позитивной ответственности  выступают не только все дееспособные граждане, но и само государство. В  Конституции РФ записано: "Признание, соблюдение и защита прав человека - обязанность государства" (ст. 2). Это означает, что российские граждане как носители этих прав выступают по отношению к государству в качестве управомоченных, а государство по отношению к ним является право-обязанной стороной. На этой основе возникают так называемые общерегулятивные правоотношения, в рамках которых граждане могут предъявлять и уже предъявляют к государству судебные иски.

В современных условиях проблема ответственности (особенно позитивной) стоит как никогда остро, поскольку  неизмеримо возросла роль отдельного человека в окружающем мире, расширилась  его свобода и в то же время  зависимость от внешней социальной и естественной среды. Увеличилось  число ситуаций, при которых над  человеком, кроме собственной совести, нет другого контроля. Принятие субъектом  любого решения, выбор того или иного  варианта поведения связаны с  повышенной ответственностью за возможные  неблагоприятные последствия.

Информация о работе Право и личность