Правоотношения по социальному обеспечению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 15:09, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы данной дипломной работы заключается в том, что само понятие социальной защиты затрагивает один из важнейших конституционно-правововых институтов прав человека.
Социальная защита осуществляется как на государственном, так и на негосударственных уровнях, в результате чего населению предоставляются определенные материальные и нематериальные блага, посредством того, что устанавливаются режимы смягчения обременений или меры ответственности.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Понятие социального обеспечения …………………………………. 10
Глава 2. Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению… 18
2.1 Понятия правоотношений по социальному обеспечению ………………. 18
2.2 Виды правоотношений по социальному обеспечению…………………... 20
Глава 3. Субъект, объект правоотношений по социальному обеспечению и юридические факты (основания) возникновения, изменения и прекращения правоотношений………………………………………………………………... 31
3.1 Объект правоотношений по социальному обеспечению……………… 31
3.2 Субъект правоотношений по социальному обеспечению…………….. 32
3.3 Юридические факты (основания) возникновения, изменения и прекращения правоотношений……………………………………………...…. 36
Глава 4. Право иностранных граждан на социальное обеспечение.
4.1. Нормативная база, регулирующих права иностранцев в Российской Федерации………………………………………………………….…………… 39
4.2 Особенности отдельных реализуемых социальных программ для иностранных граждан………………………………………………………...... 42
Заключение ……………………………………………………………………... 50
Список используемой литературы …………………………………..…………53
Список ссылок ………………………………………………………………..... 56

Файлы: 1 файл

diplom_Lida (1).doc

— 328.00 Кб (Скачать файл)

В заключении подводятся итоги исследования, формулируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.

 

Глава 1. Понятие социального обеспечения.

 

Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей, труда и неработающих слоев населения.

Содержание понятия социального обеспечения, его параметры формировались постепенно по мере развития самой системы социального обеспечения в нашем государстве.

  В экономической и юридической науке понятие социального обеспечения трактуется неоднозначно и до сих пор не является общепринятым. В семантическом понимании социальное обеспечение означает «предоставление достаточных материальных средств к жизни кому-либо со стороны общества». [1] Иными словами, различные формы помощи общества своим членам в этом определении трактуются как социальное обеспечение. Между тем формы и виды такой помощи могут быть самыми разнообразными. Исходя из этого, в науке сложились две основные концепции содержания этого понятия — экономическая и правовая.

Сторонники экономической концепции включали в социальное обеспечение все виды помощи членам общества за счет общественных фондов потребления (в том числе бесплатное среднее, среднее специальное и высшее образование, бесплатное предоставление жилья (либо жилищных субсидий), бесплатные физкультура и спорт, обслуживание учреждениями культуры, все виды пенсий, пособий, социальное обслуживание, медицинская помощь и лечение, а также различного рода льготы для отдельных категорий граждан). [2] Основу данной концепции составлял способ распределения благ через общественные фонды потребления.

Представители правовой концепции изначально базировали свою позицию одновременно на нескольких, порой мало совместимых критериях, в частности, на экономическом и субъектном. Они считали, что обеспечение должно касаться не всех членов общества, а лишь определенных граждан, пользующихся особой защитой со стороны государства. К числу субъектов, которые пользовались особой заботой общества на отдельных этапах его развития, относились различные категории граждан (в царской России — сначала лишь чиновники и военнослужащие, затем — наемные работники тяжелой промышленности и члены их семей).

При советской власти социальное обеспечение сначала распространялось на всех лиц наемного труда (рабочих и служащих), а затем на членов колхоза, детей, многодетные семьи, одиноких матерей. Наконец, нынешнее законодательство о социальном обеспечении России распространяется уже и на безработных, вынужденных переселенцев и беженцев, лиц, которые не имеют права на трудовую пенсию.

В первые годы советской власти сформировалась теория так называемых социальных рисков, в соответствии с которой социальное обеспечение — предоставление благ при перераспределении коллективного продукта членам общества, находящимся в трудной жизненной ситуации, признаваемой обществом уважительной.

Представителями этой теории явились В. М. Догадов, Н. А. Вигдорчик, Н. А. Семашко. [3] Однако ее сторонники к числу социальных рисков относили и обеспечение из средств общественных организаций, из средств касс (товариществ) взаимопомощи, социально- культурное обслуживание. В связи с этим социальное обеспечение распространяется, по их мнению, на все население страны, а не только на нетрудоспособных.

В. Дурденевский предложил ограничить пределы социального обеспечения строгой целевой направленностью. По его мнению, такой целью должна быть помощь общества в «развитии и охранении человека». [4]

Введение функционального (целевого) критерия в дополнение к экономическому и субъектному явилось в дальнейшем основополагающим фактором в формировании научной мысли по вопросу о понятии социального обеспечения.

Развивая позицию В. Дурденевского, В. С. Андреев указывал, что социальное обеспечение — это «совокупность определенных социально-экономических мероприятий, связанных с обеспечением граждан в старости и при нетрудоспособности, с заботой о матери и детях, с медицинским обслуживанием и лечением как важнейшими средствами оздоровления, профилактики и восстановления трудоспособности».[5]

Однако позиция В. С. Андреева не была однозначно принята учеными, занимающимися проблемами права социального обеспечения. Их мнения разделились.

Появились представители «широкой» и «узкой» сфер социального обеспечения. Более того, между представителями каждой из указанных сфер тоже не было единства. Так, сторонники «широкой» сферы предлагали включить в понятие социального обеспечения отношения по «медицинскому обслуживанию и лечению» (В. С. Андреев), но не включали отношения по санаторно-курортному лечению и обслуживанию.

Другие представители «широкой» сферы (К.С. Батыгин и др.), напротив, считали, что медицинская помощь не должна включаться в социальное обеспечение, а санаторно-курортное обеспечение может и должно входить в это понятие.

Не было единогласия и по поводу бесплатного образования (среднего, среднего специального и высшего). В. С.Андреев, Р. И. Иванова и В. А. Тарасова [6] считали, что оно должно включаться в социальное обеспечение. Т. М. Кузьмина [7] относит к социальному обеспечению не собственно предоставление образования, а лишь выплату стипендий в учебных заведениях.

Представители «узкой» сферы социального обеспечения (в частности, В. Ш. Шайхатдинов) [8] предлагают ограничить сферу социального обеспечения только выплатой пенсий, пособий и социальным обслуживанием.

В праве социального обеспечения некоторыми учеными под «узкой» сферой социального обеспечения понимается также предоставление обеспечения за счет прямых ассигнований из государственного бюджета. [9]

Своеобразный подход к данному вопросу предлагает Е. Е. Мачульская.

По ее мнению, социальное обеспечение предоставляется только лицам, подвергшимся воздействию социального риска на безвозмездно или бесплатных началах. Поэтому санаторно-курортное обслуживание и образование не следует включать, по ее мнению, в понятие социального обеспечения. [10]

Учитывая имеющиеся точки зрения по вопросу о понятии социального обеспечения, я делаю вывод, что следует выявить основные современные его критерии (признаки), в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения следует называть социальным.

Таковыми, на мой взгляд, являются:

1) источники финансирования.

Практически все ученые единодушны в том, что социальное обеспечение должно предоставляться за счет специальных фондов, образуемых государством.

В период существования СССР таковыми являлись общественные фонды потребления (фонды обеспечения для нетрудоспособных).

В настоящее время финансирование социального обеспечения происходит за счет специальных внебюджетных фондов: социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования,

Государственного фонда занятости населения РФ, а также средств государственного бюджета, республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения;

2) круг лиц, подлежащих обеспечению.

В настоящее время финансирование социального обеспечения происходит за счет специальных социальных фондов, средств республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения.

С юридических позиций общепринято, что обеспечение за счет общества должно осуществляться не для всех граждан, а лишь для определенных их категорий, установленных в законе. На сегодняшний день таковыми являются: нетрудоспособные (по старости, инвалидности, выслуге лет); лица, потерявшие кормильца; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные; лица, имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; лица, пострадавшие от воздействия радиации; лица, награжденные орденами боевой и трудовой славы; Герои Советского Союза и России; жители блокадного Ленинграда; лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда»; бывшие узники концлагерей, гетто; лица, подвергшиеся репрессиям и впоследствии реабилитированные. Круг этих лиц устанавливается применительно к конкретным видам обеспечения;

3) условия предоставления обеспечения.

Право на тот или иной вид обеспечения устанавливается для определенных групп из вышеперечисленных граждан только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе. К таковым преимущественно относятся события (достижение определенного возраста, инвалидность, смерть, рождение гражданина и т. д.).

Указанные обстоятельства в большинстве случаев связываются с наступлением для человека трудной жизненной ситуации, в которой он оказался по не зависящим от него причинам и когда помощь общества является крайне необходимой;

4) цель предоставления обеспечения.

В настоящее время финансирование социального обеспечения происходит за счет специальных фондов, средств государственного бюджета, республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения.

Предоставляя гражданам тот или иной вид обеспечения, государство преследует определенные цели. Их можно условно подразделить на ближайшие, промежуточные, конечные. Так, при обеспечении женщины пособием по беременности и родам ближайшей целью является материальная поддержка женщины в тот период, когда она освобождается от работы перед или после родов. Промежуточной целью является забота о здоровье матери и ребенка. Конечной целью является воспитание здорового поколения и рост народонаселения страны. Однако следует полагать, что основной целью каждого вида обеспечения является выравнивание социального положения отдельных категорий граждан с остальными членами общества. Действительно, жизненные ситуации, в которых оказывается гражданин, требуют от него, как правило, повышенных материальных затрат либо дополнительных физических, психических, нравственных усилий по сравнению с другими членами общества.

При формировании понятия социального обеспечения необходимо учитывать также, что оно является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития. Изменение социальных приоритетов неизбежно влечет за собой и изменения в содержании понятия социального обеспечения. Так, например, социальная политика

СССР 70—80- х годов была направлена на неуклонный рост народонаселения. Поэтому социальное обеспечение в тот период предусматривало выплату пособий многодетным матерям.

Социальная политика современного Российского государства должна быть направлена на социальное обеспечение такого уровня, который закреплен в международных актах, ратифицированных нашей страной. СССР (правопреемником которого является Россия) ратифицировал Всеобщую декларацию прав и свобод человека и гражданина 1948 г., а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина (18 сентября 1973 г.). В соответствии с этими актами каждый член общества имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень (включая предметы первой необходимости, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание), который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, а также право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного обстоятельства утраты средств к существованию по не зависящим от него причинам.

Процесс формирования современной российской государственной системы социального обеспечения происходит на основе учета указанных основных положений международных норм. В развитие этого Конституция Российской Федерации 1993 г. провозгласила Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В связи с этой политикой охраняются труд и здоровье людей, осуществляется государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Таким образом, под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Исходя из этого определения к системе социального обеспечения современной России следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь и лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан.  В понятие социального обеспечения не включается право на бесплатное образование и обеспечение жильем — по причине отсутствия события как одного из необходимых факторов, с которым связывается социальное обеспечение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению.

2.1 Понятия правоотношений по социальному обеспечению.

 

  Правоотношение по социальному обеспечению — это урегулированные нормами права социального обеспечения социально-обеспечительные отношения граждан (семей) с органами социального обеспечения, социальной защиты по вопросам назначения и выплаты пенсий, пособий, социальных компенсаций и предоставлению социальных услуг в натуральном виде. Это юридические связи субъектов права социального обеспечения, в которых один субъект — гражданин (семья) — реализует свои права на определенный вид социального обеспечения, а второй субъект — орган социального обеспечения — обязан обеспечить эту реализацию.

Правоотношения входят в систему общественных отношений (экономических, политических, социальных, нравственных и т. д.), но занимают в ней особое место. Правоотношения представляют собой форму тех индивидуально-волевых общественных отношений, которые подвержены правовому регулированию и «выражают особую общественную связь между лицами, связь через права и обязанности». Поскольку участники правоотношения связаны взаимными юридическими правами и обязанностями, которые возникают у субъектов права при наступлении определенных юридических фактов, одной из важнейших предпосылок существования правоотношений является наличие трех элементов: нормативной базы, юридических фактов и субъектов права. Сочетание этих элементов необходимо не только для возникновения, но и для изменения и прекращения правоотношения.         В теории права к признакам правоотношения относят также индивидуализацию, которая выражается в том, что участники правоотношения четко определены нормой права и ею же очерчено их поведение. При этом индивидуализация может быть как двусторонней, когда поименно определены обе стороны, так и односторонней. В последнем случае индивидуализирована лишь одна сторона — управомоченный субъект. В зависимости от степени индивидуализации правоотношения делят на относительные и абсолютные. Правоотношения по социальному обеспечению безусловно являются относительными, поскольку все участники таких отношений четко определены законом и никакие другие лица (органы) прав и обязанностей в них не имеют. Правовые отношения всегда носят волевой характер, который выражается в том, что они связаны, во-первых, с государственной волей, выраженной в праве, и, во-вторых, с индивидуальной волей, поскольку правоотношение реализуется по воле его участников. Значительная часть правоотношений возникает, изменяется и прекращается именно по воле их субъектов.

Информация о работе Правоотношения по социальному обеспечению