Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 15:09, дипломная работа
Актуальность темы данной дипломной работы заключается в том, что само понятие социальной защиты затрагивает один из важнейших конституционно-правововых институтов прав человека.
Социальная защита осуществляется как на государственном, так и на негосударственных уровнях, в результате чего населению предоставляются определенные материальные и нематериальные блага, посредством того, что устанавливаются режимы смягчения обременений или меры ответственности.
Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Понятие социального обеспечения …………………………………. 10
Глава 2. Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению… 18
2.1 Понятия правоотношений по социальному обеспечению ………………. 18
2.2 Виды правоотношений по социальному обеспечению…………………... 20
Глава 3. Субъект, объект правоотношений по социальному обеспечению и юридические факты (основания) возникновения, изменения и прекращения правоотношений………………………………………………………………... 31
3.1 Объект правоотношений по социальному обеспечению……………… 31
3.2 Субъект правоотношений по социальному обеспечению…………….. 32
3.3 Юридические факты (основания) возникновения, изменения и прекращения правоотношений……………………………………………...…. 36
Глава 4. Право иностранных граждан на социальное обеспечение.
4.1. Нормативная база, регулирующих права иностранцев в Российской Федерации………………………………………………………….…………… 39
4.2 Особенности отдельных реализуемых социальных программ для иностранных граждан………………………………………………………...... 42
Заключение ……………………………………………………………………... 50
Список используемой литературы …………………………………..…………53
Список ссылок ………………………………………………………………..... 56
3) достижение требуемого законом возраста по некоторым специальностям. Но, как правило, эти пенсии в большинстве случаев назначаются независимо от возраста. В отдельных же специальностях требуется и возраст, а по некоторым — и общий стаж работы;
4) решение комиссии по назначению пенсии о назначении пенсии за выслугу лет определенного размера. Для пенсии за выслугу военной службы такое решение принимает орган пенсионного обеспечения Министерства обороны (МВД, ФСБ соответственно).
Основанием изменения данного правоотношения в части размеров пенсии могут служить факты появления или прекращения выплаты надбавок на иждивенцев или на уход за пенсионером.
Основанием прекращения данного пенсионного правоотношения является факт смерти пенсионера или перехода его на другой вид пенсии (по инвалидности, например) когда возникает вместо данного правоотношения пенсионное правоотношение другого вида.
Основанием возникновения пенсионного правоотношения о пенсии по инвалидности является следующий сложный состав юридических фактов:
1) заявление инвалида о предоставлении ему пенсии по инвалидности;
2) установленные медико-социальной экспертной комиссией (ранее ВТЭК) инвалидность, ее группа, причина и время возникновения;
3) при инвалидности от общего заболевания — наличие по возрасту инвалида установленного законом общего стажа работы;
4) решение комиссии по назначению пенсии (а для военнослужащих — пенсионного отдела Министерства обороны (МВД, ФСБ)) о назначении пенсии по инвалидности определенного размера.
Длительность пенсионного правоотношения о пенсии по инвалидности устанавливается на такой срок, на какой установлена инвалидность.
Основанием изменения пенсионного правоотношения о пенсии по инвалидности служит факт перехода инвалида из одной группы в другую, а также появление факта, дающего право инвалиду на надбавку к пенсии или, наоборот, прекращающего выплату надбавки.
Основанием прекращения пенсионного правоотношения о пенсии по инвалидности является смерть инвалида, или прекращение его инвалидности, или его неявка на очередное переосвидетельствование (раз в год или в два года), а также переход пенсионера по инвалидности на другой вид пенсии (по старости или за выслугу лет).
Основанием возникновения пенсионного правоотношения о пенсии по случаю потери кормильца служит сложный состав из следующих юридических фактов:
1) заявление семьи умершего (погибшего) кормильца о назначении ей пенсии данного вида;
2) смерть кормильца или признание судом его безвестно отсутствующим либо умершим;
3) причина данной смерти. Если кормилец умер от общего заболевания, то он должен был иметь установленный для этого возраста общий стаж работы. При смерти от трудового увечья, профессионального заболевания от военной травмы трудового стажа кормильца не требуется;
4) наличие в семье умершего кормильца нетрудоспособных его иждивенцев;
5) решение комиссии по назначению пенсии (или для семьи военнослужащего соответствующего пенсионного органа Министерства обороны (МВД, ФСБ)) о назначении пенсии по случаю потери кормильца определенного размера.
Изменяются данные пенсионные правоотношения фактом изменения состава членов семьи, имеющих право на эту пенсию, а прекращаются с прекращением нетрудоспособности или со смертью всех членов семьи, имеющих право на эту пенсию.
Все пенсионные правоотношения изменяются также и фактом повышения минимального размера пенсии, так как все размеры пенсий при этом пересматриваются, а также при пересмотре пенсий в связи с повышением стоимости жизни и оплаты труда.
Действие всех видов пенсионного правоотношения может быть приостановлено (например, приостановлена выплата пенсии в случае лишения пенсионера свободы).
Основанием возникновения правоотношения социальной пенсии является следующий состав юридических фактов:
1) заявление нетрудоспособного гражданина, не имеющего для трудовой пенсии трудового стажа или не получающего пенсию по каким-либо причинам, о назначении ему социальной пенсии;
2) данный гражданин: достиг 65-летнего возраста (женщина — 60-лет-него возраста) или признан инвалидом одной из трех групп, или ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, или это ребенок до 18 лет, потерявший одного или обоих своих родителей. Это основной юридический факт для данного вида пенсии;
3) гражданин не имеет какого-либо дохода и нуждается в социальном обеспечении;
4) есть решение комиссии по назначению пенсии о назначении данного вида пенсии в определенном размере.
Измениться пенсионное правоотношение о социальной пенсии может фактом признания пенсионера инвалидом другой группы.
Прекращается это пенсионное правоотношение смертью пенсионера или признанием пенсионера-инвалида трудоспособным или если он не явился в срок на переосвидетельствование, а также когда несовершеннолетний ребенок, получающий эту пенсию, достиг совершеннолетия.
Глава 3. Субъект, объект правоотношений по социальному обеспечению и юридические факты (основания) возникновения, изменения и прекращения правоотношений.
Объектом правоотношения по социальному обеспечению является конкретное социальное благо (вид обеспечения), по поводу которого установлена данная юридическая связь субъектов. В разных видах правоотношений разные объекты. Объект правоотношения отвечает на вопрос, что является предметом данной юридической связи его субъектов, т.е. получения какого-либо блага.
В процедурных правоотношениях по назначению пенсий, пособий, компенсаций услуг объектом является установление права на данный вид обеспечения и назначение его или установление определенного юридического факта.
В основных материальных правоотношениях объектом будет реализация прав на данный вид обеспечения, т.е. получение его деньгами или в натуральном виде.
В процессуальных правоотношениях объектом является оспариваемое гражданином конкретное его право на социальное обеспечение.
Все объекты указанных правоотношений служат поводом для гражданина установить эти правоотношения, они же определяют и действия, поведение субъектов в данном правоотношении.
Для каждого конкретного вида правоотношения по социальному обеспечению существует свой специальный объект, по поводу которого возникла эта юридическая связь субъектов. Поэтому, раскрывая конкретный вид правоотношения по социальному обеспечению, надо указывать не только его субъектов их права и обязанности (содержание правоотношения), но в первую очередь его объект как один из существенных элементов правоотношения. При этом следует ориентироваться по названию правоотношения, поскольку в нем уже присутствует его объект.
Так, в пенсионном правоотношении по старости объектом является пенсия по старости, в пенсионном правоотношении по инвалидности объектом является пенсия по инвалидности, ее получение. В процедурных же по этим правоотношениям объектом будет назначение пенсии по старости или по инвалидности.
Конкретный объект присутствует в названиях не только основных материальных правоотношений, но и процедурных и процессуальных правоотношений. Например, названия процедурных правоотношений — по назначению пенсий по старости, по инвалидности, пособия по временной нетрудоспособности, пособия на детей, по предоставлению услуг дома престарелых или инвалидов, пособий по безработице, компенсаций беженцам — уже указывают на соответствующий объект процедурного правоотношения. Также и по процессуальным правоотношениям по спору о размере пенсии по старости или спору о назначении социальной пенсии и т.д.
Вопрос об объекте правоотношений в отечественной науке права социального обеспечения недостаточно изучен, поэтому и в учебной литературе объекты этих правоотношений мало раскрыты.
Субъектом правоотношения по социальному обеспечению является его eчастник, обладающий субъективными правами и обязанностями согласно законодательству о социальном обеспечении.
Чтобы стать субъектом правоотношения по социальному обеспечению, гражданин должен иметь такую предпосылку для этого, как обладание правосубъектностью, состоящей из правоспособности (признаваемая законом способность иметь права и обязанности по социальному обеспечению), дееспособности (признаваемая законом способность осуществлять указанные права и обязанности) и деликтоспособности (способность нести ответственность за правонарушения в области социального обеспечения).
Эти три способности гражданина по праву социального обеспечения могут не совпадать (в противоположность тому, например, что такое совпадение есть в трудовой правосубъектности, отражающей единую праводеликтоспособность субъектов трудового права). Так, ребенок или инвалид по психическому заболеванию правоспособны иметь права на социальные услуги, пособия, пенсию, но они не дееделиктоспособны, поэтому за них в правоотношениях по социальному обеспечению вступают их законные представители, а при их отсутствии — соответствующий государственный или муниципальный орган.
Каждый гражданин имеет право на социальное обеспечение, но его правомочие на определенный вид обеспечения возникает лишь с наступлением основного юридического факта по данному виду обеспечения (инвалидность, временная нетрудоспособность и т.д.). Поэтому правосубъектность гражданина в социальном обеспечении на протяжении его жизни различная, а не раз и навсегда установленная.
Общей правосубъектностью обладают все граждане от рождения до их смерти только по такому виду социального обеспечения, как медицинское обслуживание и лечение, так как любой гражданин с рождения и до смерти может нуждаться в медицинской помощи, и она ему должна оказываться медицинскими учреждениями.
По остальным видам социального обеспечения правосубъектность гражданина возникает одновременно с возникновением его права на данный вид обеспечения, так как то и другое зависят от появления единого юридического факта для этого (инвалидность, смерть кормильца и т. д.).
Таким образом, начало возникновения правосубъектности граждан в области социального обеспечения надо различать по видам обеспечения. Гражданин может иметь одновременно несколько видов основных правоотношений по социальному обеспечению, например, быть субъектом пенсионного правоотношения по пенсии по инвалидности, субъектом правоотношения по пособию по временной нетрудоспособности и субъектом правоотношения по санаторно-курортному лечению. Но это не значит, что он имеет общую правосубъектность на все имеющиеся виды социального обеспечения. Она возникает по каждому виду обеспечения лишь с возникновением одновременно его права на этот вид обеспечения и оканчивается вместе с окончанием этого права.
Абсолютное большинство граждан — субъектов правоотношений по социальному обеспечению — это нетрудоспособные, инвалиды, престарелые, дети, а теперь еще и безработные, беженцы, вынужденные переселенцы. Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории России, по социальному обеспечению имеют те же права, что и граждане РФ, на основании или закона, или соответствующего международного договора. Так, иностранец, работающий на российском производстве, имеет право наряду с другими работниками на пособия, на пенсию и услуги при наступлении у него права на эти виды обеспечения и может быть субъектом соответствующих правоотношений по их получению.
Субъекты права социального обеспечения — это участники (субъекты) правоотношений по социальному обеспечению, имеющие социально-обеспечительную правосубъектность на данный вид обеспечения. [13]
Поскольку все эти правоотношения являются двусторонними, то каждое из них имеет субъектом с одной стороны — гражданина, а по некоторым видам - семью. Так, в правоотношении по пенсии в случае потери кормильца, по пособиям на детей до 16 - летнего возраста субъектом выступает семья. В правоотношении по пособию на погребение субъектом, правомочным его получить, выступает родственник умершего или организация, взявшие на себя расходы на погребение.
Вторым субъектом каждого социально-обеспечительного правоотношения является орган, обязанный назначить и предоставить данный вид обеспечения.
Правосубъектность этого органа определяется и ограничивается теми целями и задачами в социальном обеспечении, ради которых он создан.
Так, у комиссии по назначению пенсий правосубъектность ограничивается процедурным правоотношением: установлением юридических фактов, составов их для права на пенсию и назначением ее. Выплата же назначенной пенсии производится по основному пенсионному правоотношению органом социальной защиты населения.
Для различных видов социального обеспечения органами, их осуществляющими, могут быть: государственные, муниципальные (или иные) органы социальной защиты населения; органы службы занятости (по пособиям по безработице); органы здравоохранения (по медицинской помощи, лечению); органы образования, в ведении которых находятся детские учреждения; органы министерств и ведомств (обороны, внутренних дел, ФСБ); исполнительные органы муниципальной власти (по социальным услугам главным образом); органы профсоюзов (по путевкам для санаторно-курортного лечения, диетического питания) и работодатели — конкретные предприятия, организации (по оказанию работникам, их семьям дополнительной помощи, обеспечения в соответствии главным образом с коллективным договором).
Информация о работе Правоотношения по социальному обеспечению