Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 15:09, дипломная работа
Актуальность темы данной дипломной работы заключается в том, что само понятие социальной защиты затрагивает один из важнейших конституционно-правововых институтов прав человека.
Социальная защита осуществляется как на государственном, так и на негосударственных уровнях, в результате чего населению предоставляются определенные материальные и нематериальные блага, посредством того, что устанавливаются режимы смягчения обременений или меры ответственности.
Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Понятие социального обеспечения …………………………………. 10
Глава 2. Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению… 18
2.1 Понятия правоотношений по социальному обеспечению ………………. 18
2.2 Виды правоотношений по социальному обеспечению…………………... 20
Глава 3. Субъект, объект правоотношений по социальному обеспечению и юридические факты (основания) возникновения, изменения и прекращения правоотношений………………………………………………………………... 31
3.1 Объект правоотношений по социальному обеспечению……………… 31
3.2 Субъект правоотношений по социальному обеспечению…………….. 32
3.3 Юридические факты (основания) возникновения, изменения и прекращения правоотношений……………………………………………...…. 36
Глава 4. Право иностранных граждан на социальное обеспечение.
4.1. Нормативная база, регулирующих права иностранцев в Российской Федерации………………………………………………………….…………… 39
4.2 Особенности отдельных реализуемых социальных программ для иностранных граждан………………………………………………………...... 42
Заключение ……………………………………………………………………... 50
Список используемой литературы …………………………………..…………53
Список ссылок ………………………………………………………………..... 56
Право на бесплатное получение первой помощи.
Первая помощь оказывается до оказания скорой медицинской помощи при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни и здоровью, лицами, обязанными ее оказывать по закону или по специальному правилу и имеющими соответствующую подготовку (сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб, водителями транспортных средств и другими лицами).
Право на бесплатную скорую медицинскую помощь. [28]
Скорая медицинская помощь оказывается при состояниях, представляющих непосредственную угрозу жизни или требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях), осуществляется лечебно-профилактическими учреждениями государственной и муниципальной системы здравоохранения, медицинскими работниками.
Право на медицинскую помощь в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС)
Право на медицинскую помощь в системе ОМС имеют застрахованные в ней граждане. Среди иностранцев к застрахованным в ОМС относятся работающие иностранные граждане (кроме временно пребывающих на территории РФ).
Они застрахованы с момента заключения с ними трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). И за них их работодателем уплачиваются взносы на обязательное медицинское страхование в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». [29]
Не являются застрахованными по ОМС иностранцы, работающие по трудовым договорам, заключенным с российской организацией для работы в ее обособленном подразделении, расположенном за пределами Российской Федерации, а также иностранцы, осуществляющие деятельность за пределами Российской Федерации по договорам гражданско-правового характера.
Документом, подтверждающим, что гражданин застрахован в системе ОМС, является полис обязательного медицинского страхования. Он выдается страховой медицинской организацией, с которой работодатель иностранного гражданина заключает договор на осуществление обязательного медицинского страхования в отношении своих работников.
За работающих иностранных граждан полис ОМС может получить представитель работодателя.
Срок действия полисов ОМС ограничен сроком трудовых отношений. При увольнении администрация организации, где трудится иностранный гражданин, обязана получить у него выданный ранее медицинский полис и вернуть его страховой медицинской организации.
В случае утраты полиса по личному заявлению гражданина, поданному в страховую медицинскую организацию, выдавшую полис, ему выдается дубликат полиса.
Иностранцы – индивидуальные предприниматели.
Если они зарегистрированы в Российской Федерации в установленном порядке, то должны уплачивать за себя взносы на обязательное медицинское страхование (размер годового взноса определяется как произведение: минимальный размер оплаты труда на тариф страхового взноса, а, следовательно, являются застрахованными и подлежат обеспечению по ОМС.
Согласно Федеральному закону «Об основах обязательного социального страхования» [30] (ст. 9) лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, становятся застрахованными с момента уплаты ими страховых взносов.
Отношения по уплате взносов на ОМС регулируются Федеральным законом №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». Данный закон не содержит каких-либо специальных правил для иностранных предпринимателей, поэтому взносы на обязательное медицинское страхование они уплачивают в том же порядке, что и российские граждане.
Согласно Закону №212-ФЗ физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований законодательства Российской Федерации, не вправе не исполнять обязанность по уплате взносов на ОМС со ссылкой на то, что они не являются индивидуальными предпринимателям.
Предпринимателям необходимо зарегистрироваться в качестве плательщика взноса по ОМС в территориальном фонде обязательного медицинского страхования. После этого нужно заключить договор на осуществление обязательного медицинского страхования и получить полис ОМС, обратившись в страховую медицинскую организацию по месту регистрации.
Иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют такие же права и обязанности в системе медицинского страхования, как и граждане Российской Федерации. Полис ОМС они могут получить в страховой медицинской организации, предварительно обратившись за получением ее координат в районную поликлинику по месту жительства.
Полис ОМС выдается бессрочно, если у иностранца есть вид на жительство.
При невозможности получения полиса ОМС гражданином лично, полис ОМС может быть получен другим лицом при предъявлении им документа, удостоверяющего личность, личного заявления и доверенности на получение полиса ОМС.
В случае утраты полиса по личному заявлению гражданина, поданному в страховую медицинскую организацию, выдавшую полис, ему выдается дубликат полиса.
Право на получение родового сертификата
Родовой сертификат [31] – это финансовый документ, в соответствии с которым производится оплата медицинским учреждениям услуг, оказанных женщине в период беременности, родов и послеродовой период, а также услуг по диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни. Система родовых сертификатов введена в России с 2006 года и призвана (путем дополнительного финансирования) стимулировать учреждения здравоохранения на оказание более качественных услуг по медицинской помощи беременным и детям в первый год жизни. Это достигается помимо прочего тем, что по родовым сертификатам не оплачиваются медицинские услуги в случае смерти матери и (или) ребенка в период нахождения в родильном доме, в случае смерти ребенка в период наблюдения в первый год жизни;
Женщины, которые не имеют российского гражданства, но относятся к рассматриваемым в данном разделе категориям иностранных граждан (постоянно или временно проживающие в РФ работающие иностранцы; иностранцы-предприниматели; постоянно проживающие в РФ неработающие иностранцы) имеют право на получение родовых сертификатов.
Родовые сертификаты выдаются и действуют в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а если на территории субъекта РФ и муниципального образования нет таковых, то - в иных медицинских организациях, в которых размещен государственный и муниципальный заказ на услуги по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, родов и послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни.
Медицинские организации, оказывающие услуги женщинам в период беременности, родов и послеродовой период, должны иметь лицензию на медицинскую деятельность, включая работы и услуги по специальности «акушерство и гинекология». Медицинские организации, осуществляющие наблюдение за детьми в первый год жизни, должны иметь лицензию на медицинскую деятельность, включая работы и услуги по специальности «педиатрия».
Пенсионное обеспечение иностранных граждан по российскому законодательству.
В своих правах на пенсионное обеспечение иностранные граждане приравнены к гражданам России. Они так же, как и россияне, могут получить пенсию по возрасту в 55 лет для женщин и в 60 лет для мужчин. При назначении пенсии в России выплаты в другой стране прекращаются, если они были назначены ранее.
Но есть одно условие – для оформления и получения пенсионных выплат иностранцы должны быть постоянно проживающими, то есть иметь вид на жительство. Либо получить гражданство Российской Федерации. Требование к наличию 6-летнего страхового стажа распространяется и на россиян, и на жителей других стран. Во всех остальных вопросах назначения пенсий можно также руководствоваться теми же нормами и правилами начисления, которые существуют для россиян.
Трудовой стаж – это общее суммарное время работы во всех организациях за весь период трудовой деятельности работника.
Страховой стаж – сумма периодов работы, за которые были произведены отчисления на страховую часть будущей пенсии. [32]
Длительность работы, вредные условия труда, уровень заработной платы – все это влияет на назначение и размер пособия.
Для оформления пенсии в России гражданин страны [33], входящей в СНГ, должен отправиться в отделение ПФР по месту проживания для первичной консультации. Затем с необходимыми документами он обращается за назначением пособия. Перечень документов, по которым начисляется пенсия иностранных граждан:
Вид на жительство
Паспорт иностранного гражданина
Пенсионное страховое свидетельство (СНИЛС)
Трудовая книжка российского образца
Документы об изменении фамилии, имени или отчества
Справка о зарплате за 2000-2001 годы или за 60 месяцев за период до 2000 года при наличии работы в эти периоды
Справки с мест работы для подтверждения стажа (при необходимости)
Справка о периодах работы с вредными условиями труда (при их наличии)
Документы об инвалидности (при наличии)
Обратиться в ПФР для назначения пенсии лучше за 2 месяца до наступления пенсионного возраста. Нужно отметить, что российская трудовая книжка и СНИЛС не потребуются, если право на назначение пособия уже подтверждено на территории другой страны СНГ и нужно лишь переоформить пособие, чтобы получать его в России. В этом случае начисление и выплата пенсий по прежнему месту проживания прекращаются.
Часто случается, что трудовая деятельность в России носила временный характер, и вскоре работники из стран СНГ возвращаются на родину. В этом случае начисления, произведенные в организациях на пенсионные счета иностранцев, не пропадут – Российская Федерация заключила договоры о взаимном зачете взносов с большинством стран.
Таким образом, где бы ни трудился человек, он не должен потерять право на содержание по старости и получить гарантированные законом выплаты.
Заключение
В заключении работы необходимо обобщить некоторые моменты, затронутые в ней. Прежде всего следует сказать, что сущность правового регулирования заключается в целенаправленном воздействии на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых средств. Правовое регулирование является частью регулирования социального.
Правовое регулирование социального обеспечения представляет собой разработку и создание нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения по распределению централизованных внебюджетных фондов социального назначения и перераспределение части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей граждан (и членов их семей) в случае утраты источника средств к существованию, несения дополнительных расходов или отсутствия необходимого прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам, а так же оказания медицинской помощи, содействия семье в содержании и воспитании детей, предоставления других социальных льгот и услуг.
В экономической и юридической науке понятие социального обеспечения трактуется неоднозначно и до сих пор не является общепринятым.
В литературе можно встретить мнение о том, что термин «социальное обеспечение» в значении комплекса государственных мероприятий по обеспечению нуждающихся граждан в настоящее время имеет, скорее, исторический характер, поскольку он относится только к определенному периоду XX века. В последнее десятилетие, считают авторы, выявилась тенденция использовать в качестве обобщающего термина в этой сфере государственной деятельности выражение «социальная защита», и это выражение заменило собой термин «социальное обеспечение». В то же время признается необходимость сохранения этого термина для обозначения того направления государственной деятельности, которое относится к социальной защите граждан, имеющих заслуги перед обществом, но не охваченных социальным страхованием (например, авторы сюда относят военных ветеранов).
В ряде случаев авторы не делают различий между понятиями «социальное обеспечение» и «социальная защита».
Встречаются случаи полного отождествления понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение», когда указанные понятия предлагается рассматривать в качестве синонимов «в силу определения их сущности в законодательной базе России как равнозначной».
Полагаем, что социальная защита в самом широком ее понимании (статья 7 Конституции Российской Федерации) осуществляется на государственном и негосударственном уровнях, в разных формах (включая социальное обеспечение), с предоставлением различных видов материальных и нематериальных благ и преимуществ, посредством установления режимов смягчения обременения либо установления мер ответственности (исходя из особой социальной значимости осуществляемых мероприятий). Дальнейшее развитие системы социальной защиты в России должно основываться на оптимальном сочетании централизации и децентрализации. Такой подход соответствует объективным тенденциям развития современных систем социальной защиты и сущности данного общественного явления. Главный критерий - осуществляемые меры должны быть направлены на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении определенных социально значимых обстоятельств (в том числе социальных рисков), а также на сохранение приемлемого уровня их материального и социального благополучия.
Информация о работе Правоотношения по социальному обеспечению