Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 15:09, дипломная работа
Актуальность темы данной дипломной работы заключается в том, что само понятие социальной защиты затрагивает один из важнейших конституционно-правововых институтов прав человека.
Социальная защита осуществляется как на государственном, так и на негосударственных уровнях, в результате чего населению предоставляются определенные материальные и нематериальные блага, посредством того, что устанавливаются режимы смягчения обременений или меры ответственности.
Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Понятие социального обеспечения …………………………………. 10
Глава 2. Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению… 18
2.1 Понятия правоотношений по социальному обеспечению ………………. 18
2.2 Виды правоотношений по социальному обеспечению…………………... 20
Глава 3. Субъект, объект правоотношений по социальному обеспечению и юридические факты (основания) возникновения, изменения и прекращения правоотношений………………………………………………………………... 31
3.1 Объект правоотношений по социальному обеспечению……………… 31
3.2 Субъект правоотношений по социальному обеспечению…………….. 32
3.3 Юридические факты (основания) возникновения, изменения и прекращения правоотношений……………………………………………...…. 36
Глава 4. Право иностранных граждан на социальное обеспечение.
4.1. Нормативная база, регулирующих права иностранцев в Российской Федерации………………………………………………………….…………… 39
4.2 Особенности отдельных реализуемых социальных программ для иностранных граждан………………………………………………………...... 42
Заключение ……………………………………………………………………... 50
Список используемой литературы …………………………………..…………53
Список ссылок ………………………………………………………………..... 56
В процедурных правоотношениях по установлению определенных юридических фактов вторым субъектом являются медико-социальная экспертная комиссия (МСЭК), устанавливающая факт инвалидности, ее причины и время наступления, а также суд, устанавливающий факты безвестного отсутствия и смерти безвестно отсутствующего.
Момент возникновения у второго субъекта (органа) его правосубъектности в сфере социального обеспечения определяется нормативным актом о его создании и компетенции (его уставом, положением о нем и т. д.), охватывающим его права и обязанности по социальному обеспечению.
Все вторые субъекты правоотношений по социальному обеспечению являются органами правоприменительными, в то время как в процессуальных правоотношениях по рассмотрению споров о социальном обеспечении они являются юрисдикционными правоохранительными, правовосстановительными органами.
Основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению являются установленные законом юридические факты и их составы.
В процедурных правоотношениях исследуется, существуют или нет соответствующие юридические факты для самого права гражданина на данный объект предполагаемого основного правоотношения (на пенсию по старости, на пособие на детей и т. д.). Таким образом, прежде чем установить основное материальное правоотношение по реализации конкретного права, уже в предшествующем ему процедурном правоотношении устанавливается, есть ли само данное право у гражданина, и если есть, назначается этот вид обеспечения, а если нет, то отказывается в его назначении, поскольку нет того или иного юридическою факта. Поэтому юридические факты имеют
определяющее значение для возникновения изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению, являясь основанием этого. [14]
Из общей теории права известно, что юридические факты — это жизненные обстоятельства, факты, закрепленные законом как имеющие определенное правовое последствие.
Юридические факты в социальном обеспечении — это конкретные жизненные факты, обстоятельства, закрепленные в законодательстве о социальном обеспечении как имеющие определенное правовое последствие для социального обеспечения по различным видам обеспечения. [15]
С юридическими фактами связано и само возникновение права на определенный вид и размер (объем) обеспечения, а также возникновение и движение правоотношения о реализации этого права.
Большинство юридических фактов в социальном обеспечении — это факты-события (инвалидность, нетрудоспособность, смерть и т.п.). Но в процедурных и процессуальных правоотношениях по социальному обеспечению значение имеют и факты — действия субъектов этих правоотношений по назначению пенсий, пособий, компенсаций, услуг и соответственно процессуальные действия по разрешению споров.
Юридические факты, как и нормы права и правосубъектность, являются необходимыми предпосылками правоотношений по социальному обеспечению. Только при наличии одновременно всех трех этих предпосылок может возникнуть и функционировать правоотношение по социальному обеспечению.
Профессор В. С. Андреев, являющийся основоположником научного обоснования данной отрасли и автором первого учебника в нашей стране по праву социального обеспечения [16], все юридические факты по социальному обеспечению разделил по их значению в возникновении конкретного права на определенный вид социального обеспечения и в правоотношении о его реализации при сложном их составе на собственно юридический факт (который мы называем основным, определяющим вид права и соответствующий ему вид правоотношения) и на другие юридически значимые факты, когда они требуются в юридических составах для пенсионного обеспечения. [17]
Так, в обеспечении пенсией по старости основным юридическим фактом, определяющим и право на нее, и соответствующее пенсионное правоотношение, будет пенсионный возраст, а другим значимым юридическим фактом будет требуемый законом стаж работы.
Один и тот же юридический факт в социальном обеспечении может быть в одном случае правообразующим, в другом — правоизменяющим, а в третьем — правопрекращающим; в одном правоотношении он может быть основным, правообразующим, а в другом — правопрекращающим фактом. Например, смерть кормильца — пенсионера по старости является основным правообразующим юридическим фактом в праве его семьи на пенсию по случаю потери кормильца и возникновении соответствующего пенсионного правоотношения о ней. А в пенсионном правоотношении о пенсии по старости данного пенсионера его смерть является правопрекращающим юридическим фактом (уже не основным, а юридически значимым).
Основной юридический факт в сложном (комплексном) составе вызывает и инициативу гражданина на реализацию данного права на социальное обеспечение в соответствующем правоотношении о нем. Он определяет и вид, и объект соответствующего правоотношения по социальному обеспечению.
Есть или нет соответствующий юридический факт или все факты в сложном их составе необходимы для данного права социального обеспечения, устанавливается процедурными правоотношениями по назначению пенсий, пособий, компенсаций и услуг.
Пенсионные правоотношения могут возникнуть, как правило, при наличии лишь нескольких юридических фактов. Это называется сложным составом их возникновения.
Глава 4. Право иностранных граждан на социальное обеспечение.
В федеральном законе Российской федерации «О гражданстве Российской Федерации» под иностранным гражданином понимается лицо, обладающее гражданством иностранного государства и не имеющее гражданства Российской Федерации, а под лицом без гражданства — лицо, не принадлежащее к гражданству Российской Федерации и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства. [18]
Конституция РФ гарантирует соблюдение прав и свобод личности согласно нормам международного права (п. 1 ст. 17); закрепляет принцип национального режима, а именно: иностранные граждане и лица без гражданств пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с российским гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором (п. 3 ст. 62); конкретизирует реализацию приведенных предписаний (ст. 18). [19]
Одним из основных законодательных актов, закрепляющих правовое положение иностранцев, является Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Федеральный закон определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.
Немало важным законодательным актом является, Постановление Правительства РФ от 6 марта 2013 г. N 186 «Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации". [20]
Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». [21]
Данный федеральный закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации и определяет:
1) правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан;
2) права и обязанности
человека и гражданина, отдельных
групп населения в сфере
3) полномочия и ответственность
органов государственной
4) права и обязанности
медицинских организаций, иных организаций,
индивидуальных
5) права и обязанности
медицинских работников и
Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»право на страховую защиту предоставляется иностранным гражданам наравне с российскими гражданами. [22]
Иностранные граждане могут быть участниками хозяйственных обществ и товариществ. В Федеральном законе «Об акционерных обществах» (п. 6 ст. 9) предусматривается, что создание такого общества с участием иностранных инвесторов осуществляется в соответствии с федеральными законами об иностранных инвестициях. [23]
Наиболее значимы для иностранных лиц вопросы налогового статуса. Основной вид налога применительно к физическим лицам – подоходный. Уплата подоходного налога в РФ иностранными физическими лицами основана на принципе постоянного или преимущественного местожительства – резидентства.
Чтобы стать резидентом для целей налогообложения, иностранные граждане должны прожить на территории России 183 дня в календарном году. Таким образом, резидентство в России устанавливается ежегодно Закон Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц". [24]
Для резидентов установлена полная налоговая юрисдикция государства проживания. Они уплачивают налог на доход, полученный как в России, так и за её пределами (Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в отдельные законы о налогах, сборах и платежах во внебюджетные фонды и о льготах по платежам» от 11 ноября 1994 г., ст. 17 Закона «О подоходном налоге с физических лиц»).
Для лиц – нерезидентов принцип резидентства сочетается с принципом территориальности, на котором основано взыскание налогов и на имущество. Это выражается в том, что лица – нерезиденты уплачивают налог только на доходы, полученные из источников на территории РФ, или на имущество, находящееся на территории РФ.
Различие между резидентами и нерезидентами проявляется, в том, что первая категория несёт полную налоговую ответственность, а вторая ограниченную.
Некоторые отличия в правах российских и иностранных граждан:
Конституцией РФ право участвовать в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32), право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32) [25] закреплено за гражданами Российской Федерации. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе, право участвовать в отправлении правосудия (ч. 4 и 5 ст. 32). На гражданина Российской Федерации возлагается обязанность военной службы; защита Отечества является его долгом и обязанностью (ч. 1 и 2 ст. 59). Иностранный гражданин может проходить службу по контракту.
Соответственно только граждане Российской Федерации могут быть государственными служащими, сотрудниками органов внутренних дел, поступить на службу в полицию, в органы налоговой полиции. С принадлежностью к гражданству Российской Федерации связана работа судьей, прокурором, следователем, государственным нотариусом. Не являются государственными служащими адвокаты и частные нотариусы, но и они, занимаясь деятельностью, непосредственным образом связанной с отправлением государственных функций, должны быть российскими гражданами.
4.2 Особенности отдельных
реализуемых социальных
Реализация социальных программ для иностранных граждан имеет ряд существенных особенностей.
Порядок оказания медицинской помощи и права граждан в этой сфере закреплены в федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [26] и Законе «Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации». [27]
Если международным договором не установлен иной порядок, то медицинская помощь иностранцам на территории России оказывается в соответствии с данными законами Российской Федерации.
Объем и порядок медицинского обеспечения иностранных лиц зависит от их трудового статуса (работающий, неработающий) и статуса проживания в России (постоянно проживающий, временно находящийся). С учетом имеющегося статуса иностранца в сфере медицинского обеспечения их можно разделить на следующие две группы:
Первая - это работающие иностранцы, которые постоянно или временно проживают в Российской Федерации, а также неработающие, но постоянно проживающие в Российской Федерации.
Вторая - работающие иностранцы, временно пребывающие в Российской Федерации, и неработающие со статусом временного проживающих.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание.
Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство.
Медицинское обеспечение постоянно или временно проживающих в Российской Федерации, работающих иностранцев, иностранцев-предпринимателей и постоянно проживающих в Российской Федерации неработающих иностранцев, перечисленные категории иностранных граждан имеют следующие права в области медицинского обеспечения на территории России:
Информация о работе Правоотношения по социальному обеспечению