Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 22:23, курсовая работа
Теоретическая задача работы состоит в том, чтобы не просто описать процесс происхождения закона через все стадии его создания, а показать научные основы этой деятельности: это вопросы необходимости правового регулирования общественных отношений и адекватного отражения нормативно-правовых потребностей, вопросы научного планирования законодательной работы и прогнозирования последствий принятия закона, вопросы научной экспертизы проектов законов и их модальной сбалансированности.
Введение…………………………………………………………………………….2
1. Понятие, принципы и функции правотворчества.
1.1. Понятие правотворчества……………………………………….3
1.2. Принципы правотворчества……………………………………4
1.3. Функции правотворчества…………………………………….6
2. Историческое развитие и становление органов законодательной власти в России……………………………………………………….8
3. Этапы и стадии правотворческого процесса в РФ……………….12
4. Виды правотворчества………………………………………………24
5. Систематизация правовых норм……………………………………25
5.1. Кодификация………………………………………………….26
5.2. Инкорпорация…………………………………………………28
5.3. Консолидация………………………………………………...30
6. Полномочия органов законодательной власти.
6.1. Полномочия и предметы ведения Фед. Собрания РФ……31
6.2. Полномочия и предметы ведения Гос. Думы РФ…………34
6.3. Полномочия и предметы ведения законодательных органов Субъектов Федерации……………………………………….35
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы……………………………………………………………...40
Министерство транспорта Российской Федерации
(МИНТРАНС России)
Федеральное агентство воздушного транспорта
(РОСАВИАЦИЯ)
ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский
государственный университет
Курсовая работа
По дисциплине: Теория государства и права
На тему: Правотворческий процесс и его этапы
Выполнил: студент 1к. 502 гр. ЮФ
Калмыков Владимир
Преподаватель: Савицкая А. Е.
Санкт-Петербург
2011 г.
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
На всех этапах развития человеческое общество нуждалось в регулировании, упорядочении различных отношений. На протяжении веков государство пользовалось различными источниками упорядочения отношений (Русская правда, Судебники, Соборное уложение и т.д.). В разное время разные органы государства осуществляли законодательные функции (Князь, вече, боярская дума, император и т.д.). В России такие органы законодательной власти появились только к началу XX вв. Страна прошла сложный путь становления парламентаризма в том виде, в котором он есть сейчас.
То есть можно сказать, на что сегодняшний момент Россия переживает сложный этап реформирования не только государства, но и общества в целом и это реформирование требует нужных законов, жесткой системы законодательной власти в стране.
Теоретическая
задача работы состоит в том, чтобы
не просто описать процесс происхождения
закона через все стадии его создания,
а показать научные основы этой деятельности:
это вопросы необходимости
Тема данной работы достаточно спорная так как нет единого мнения в положительности данной системы органов законодательной власти.
1.Понятие, принципы, функции правотворчества
1.1.Понятие правотворчества
По мнению
одних авторов, правотворчество
выступает как периодически оформленная
процедура деятельности по формированию
и закреплению воли класса (народа)
в правовых актах по изменению
и обмену этих актов. Другая позиция
заключается в широкой
Эти взгляды
сохраняются в тех или иных
вариантах и в настоящее время.
В новейших научных трудах законотворчество
как разновидность
Суммируя устойчивые научные разработки и устоявшиеся в практике законотворчества подходы, можно предложить следующее определение правотворчества. Правотворчество есть процесс познания и оценки правовых потребностей общества и государства, формирования и принятия правовых актов уполномоченными субъектами в рамках соответствующих процедур. В таком определении выделяются несколько элементов. Во-первых, познание, изучение и анализ явлений и процессов, допускающих или требующих правовой регламентации, во-вторых, определение органа или иного субъекта, управомоченного принять тот или иной правовой акт, в-третьих, выбор формы предполагаемого акта, в-четвертых, подготовка, принятие или изменение его в рамках соответствующих процедур.
1.2.Принципы правотворчества
В современном цивилизованном государстве правотворческая деятельность должна исходить из определенных принципов, основных идей, организационных начал, обусловливающих сущность, наиболее характерные черты и свойства этой деятельности.
1.3.Функции правотворчества.
Основными функциями правотворчества являются:
1. Функция первичного регулирования общественных отношений (выработка и принятие новых правовых норм) действует в тех случаях, когда общественные отношения ранее не регулировались, и впервые возникла необходимость в их регулировании.
2. Функция обновления правового материала (отмена, изменение или дополнение действующих норм) предполагает замену тех законов, которые устарели, не соответствуют потребностям общественного развития. При этом важно не заниматься обновлением ради обновления, поскольку стабильность лучше перемен, тем более перемен без особой необходимости.
3. Функция ликвидации пробелов
в праве, то есть устранение
полного или частичного
Разумеется, можно использовать аналогию закона, т.е. решение дела или отдельного вопроса на основании закона, регулирующего подобные отношения; либо аналогию права, т.е. решение дела или отдельного юридического вопроса на основе общих начал и смысла законодательства. Однако аналогия не закрывает пробел. Устранить пробел можно только путем правотворчества.
4. Систематизация
5. Детализация (конкретизация) права. Например, нормы законов могут детализироваться (конкретизироваться) нормами соответствующих подзаконных актов.
Все функции правотворчества во многом диалектически взаимосвязаны между собой, одна предполагает другую как причина предполагает наличие ее следствия. Например, систематизация законодательства посредством его кодификации сопровождается его обновлением, детализацией, восполнением пробелов.
2. Историческое развитие и становление органов законодательной власти в России
Появление в России профессионального, постоянно действующего представительного и законодательного органа явилось итогом длительного и противоречивого исторического развития института народного представительства. Отдельные элементы народного представительства существовали в Киевской Руси, Великом Новгороде и Московском государстве. Однако первой попыткой учредить регулярные представительные органы считается созыв в 1550 г. Земского собора, принявшего Судебник.
В XVI – XVII вв. (в годы правления Ивана IV, Федора I, Бориса Годунова, в период Смуты, а также при первых Романовых - Михаиле и Алексее) в России формируются и действуют органы сословного представительства - Боярские думы, Земские соборы. В условиях укреплявшегося самодержавия они выполняли функции представительства общественных сил и отражали специфические местные интересы.
К концу XVII столетия самодержавная власть окончательно берет верх, и институт Земских соборов (равно как и церковных) ликвидируется, но остается в народной памяти и вплоть до начала XX в. (до формирования первой выборной Думы) выступает важным идеологическим символом для различных общественных и политических сил.
Социальный и политический режим, введенный Петром I, по форме и содержанию является отрицанием парламентаризма. Но именно он, как это ни парадоксально, в изобилии порождает различные прожекты введения на Руси представительной системы. С 30 - х гг. XVIII в. (после смерти Петра I) русская политическая мысль интенсивно разрабатывает идею ограничения самодержавия с помощью органов парламентского типа.
В екатерининскую
эпоху возникают институты
Октябрьская
революция и последовавшая за
ней кардинальная ломка всего
государственного устройства выдвинули
новый тип народного
Однако было
бы неправильно видеть в советском
периоде только отрицание парламентаризма.
Та или иная форма народного