Правотворческий процесс и его этапы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

Теоретическая задача работы состоит в том, чтобы не просто описать процесс происхождения закона через все стадии его создания, а показать научные основы этой деятельности: это вопросы необходимости правового регулирования общественных отношений и адекватного отражения нормативно-правовых потребностей, вопросы научного планирования законодательной работы и прогнозирования последствий принятия закона, вопросы научной экспертизы проектов законов и их модальной сбалансированности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….2
1. Понятие, принципы и функции правотворчества.
1.1. Понятие правотворчества……………………………………….3
1.2. Принципы правотворчества……………………………………4
1.3. Функции правотворчества…………………………………….6
2. Историческое развитие и становление органов законодательной власти в России……………………………………………………….8
3. Этапы и стадии правотворческого процесса в РФ……………….12
4. Виды правотворчества………………………………………………24
5. Систематизация правовых норм……………………………………25
5.1. Кодификация………………………………………………….26
5.2. Инкорпорация…………………………………………………28
5.3. Консолидация………………………………………………...30
6. Полномочия органов законодательной власти.
6.1. Полномочия и предметы ведения Фед. Собрания РФ……31
6.2. Полномочия и предметы ведения Гос. Думы РФ…………34
6.3. Полномочия и предметы ведения законодательных органов Субъектов Федерации……………………………………….35
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы……………………………………………………………...40

Файлы: 1 файл

Правотворчество и его этапы, курсовая.docx

— 68.56 Кб (Скачать файл)

Министерство транспорта Российской Федерации

(МИНТРАНС России)

Федеральное агентство  воздушного транспорта

(РОСАВИАЦИЯ)

ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский  государственный университет гражданской  авиации»

 

 

Курсовая работа

По дисциплине: Теория государства  и права

На тему: Правотворческий  процесс и его этапы

 

 

Выполнил: студент 1к. 502 гр. ЮФ

Калмыков Владимир

Преподаватель: Савицкая А. Е.

 

 

Санкт-Петербург

2011 г.

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………….2

    1. Понятие, принципы и функции правотворчества.
      1. Понятие правотворчества……………………………………….3
      2. Принципы правотворчества……………………………………4
      3. Функции правотворчества…………………………………….6
    2. Историческое развитие и становление органов законодательной власти в России……………………………………………………….8
    3. Этапы и стадии правотворческого процесса в РФ……………….12
    4. Виды правотворчества………………………………………………24
    5. Систематизация правовых норм……………………………………25
      1. Кодификация………………………………………………….26
      2. Инкорпорация…………………………………………………28
      3. Консолидация………………………………………………...30
    6. Полномочия органов законодательной власти.
      1. Полномочия и предметы ведения Фед. Собрания РФ……31
      2. Полномочия и предметы ведения Гос. Думы РФ…………34
      3. Полномочия и предметы ведения законодательных органов Субъектов Федерации……………………………………….35

Заключение……………………………………………………………………….39

Список литературы……………………………………………………………...40

 

 

 

 

Введение.

На всех этапах развития человеческое общество нуждалось в регулировании, упорядочении различных отношений. На протяжении веков государство пользовалось различными источниками упорядочения отношений (Русская правда, Судебники, Соборное уложение и т.д.). В разное время разные органы государства осуществляли законодательные функции (Князь, вече, боярская дума, император и т.д.). В России такие органы законодательной власти появились только к началу XX вв. Страна прошла сложный путь становления парламентаризма в том виде, в котором он есть сейчас.

То есть можно сказать, на что сегодняшний момент Россия переживает сложный этап реформирования не только государства, но и общества в целом и это реформирование требует нужных законов, жесткой системы законодательной власти в стране.

Теоретическая задача работы состоит в том, чтобы  не просто описать процесс происхождения  закона через все стадии его создания, а показать научные основы этой деятельности: это вопросы необходимости правового  регулирования общественных отношений  и адекватного отражения нормативно-правовых потребностей, вопросы научного планирования законодательной работы и прогнозирования  последствий принятия закона, вопросы  научной экспертизы проектов законов  и их модальной сбалансированности.

Тема  данной работы достаточно спорная так как нет единого мнения в положительности данной системы органов законодательной власти.

 

 

1.Понятие, принципы, функции правотворчества

1.1.Понятие правотворчества

По мнению одних авторов, правотворчество  выступает как периодически оформленная  процедура деятельности по формированию и закреплению воли класса (народа) в правовых актах по изменению  и обмену этих актов. Другая позиция  заключается в широкой трактовке  правотворчества, направленной на достижение целей общества, организационно оформленной  деятельности государства по выявлению  потребности в нормативном правовом регулировании общественных отношений  о создании в соответствии с выявленными  потребностями новых правовых норм, замене и отмене действующих.

Эти взгляды  сохраняются в тех или иных вариантах и в настоящее время. В новейших научных трудах законотворчество как разновидность правотворчества  охватывает весь процесс создания правовой нормы – начиная с зарождения идеи о ней в связи с выявлением потребности в правовом регулировании, принятием ее и заканчивая введением в действие.

Суммируя  устойчивые научные разработки и  устоявшиеся в практике законотворчества подходы, можно предложить следующее определение правотворчества. Правотворчество есть процесс познания и оценки правовых потребностей общества и государства, формирования и принятия правовых актов уполномоченными субъектами в рамках соответствующих процедур. В таком определении выделяются несколько элементов. Во-первых, познание, изучение и анализ явлений и процессов, допускающих или требующих правовой регламентации, во-вторых, определение органа или иного субъекта, управомоченного принять тот или иной правовой акт, в-третьих, выбор формы предполагаемого акта, в-четвертых, подготовка, принятие или изменение его в рамках соответствующих процедур.

1.2.Принципы правотворчества

В современном  цивилизованном государстве правотворческая  деятельность должна исходить из определенных принципов, основных идей, организационных  начал, обусловливающих сущность, наиболее характерные черты и свойства этой деятельности.

  1. Законность. Этот принцип проявляется в отношении как процедуры принятия нормативно-правового акта, так и его содержания. Полновластие представительных, исполнительных органов, издающих правовые акты и осуществляющих контроль за правотворчеством других органов, должно реализоваться строго в рамках их компетенции, на основе закона и в полном соответствии с ним.
  2. Гласность. Этот принцип состоит в открытости правотворческого процесса, свободном и деловом обсуждении проектов нормативных актов. Правда, политика всенародных обсуждений как средства реального выявления и учета мнения миллионов людей себя не оправдала, в первую очередь в силу отсутствия механизма подведения их итогов и дальнейшего учета в законодательстве.
  3. Демократизм. Одним из направлений развития политической системы общества на современном этапе является все более активное участие граждан в управлении государственными и общественными делами, что в процессе правотворчества отражается в принятии нормативно-правовых актов путем референдума - самой непосредственной формы демократии. В частности, в 1993 году впервые путем референдума в нашей стране была принята Конституция России.
  4. Профессионализм. В последнее время становится все более ясно, что недостаточный учет этого требования в правотворческом процессе имеет негативные последствия, сказывается на качестве подготовленных и принятых нормативно-правовых актов. В первую очередь это касается высших государственных органов, в частности депутатов Федерального Собрания. Учитывая то, что они начинают работать на профессиональной основе, важно научить их законодательному процессу. Велика роль науки в реализации этого принципа, так как именно она помогает найти наиболее приемлемые правовые формы, представляет альтернативные проекты нормативных актов, учитывающие различные интересы в обществе, имеет возможность провести научный эксперимент.
  5. Строгая дифференциация правотворческих полномочий. Реализация этого принципа имеет огромное значение в условиях государственно-организованного общества на идеях разделения властей, наличия системы сдержек и противовесов. Любое «перетягивание одеяла» грозит нестабильностью, ростом правового нигилизма в обществе, возможными социальными и экономическими потрясениями.
  6. Планирование. В современных условиях переустройства России с целью достижения заранее определенных целей планирование правотворческого процесса имеет важное значение в силу необходимости концентрации усилий на приоритетных законодательных работах. Планирование дает возможность избежать непродуманного правотворчества, устранить дублирование и рассредоточить усилия с учетом согласования планов работы государственных органов разного типа и разного уровня, ликвидировать поспешность в правотворческой деятельности, создать условия для подготовки документов высокого качества, провести подготовительные мероприятия, включая консультирование с ведущими учебными и научными учреждениями, учесть их планы научно-исследовательской работы.

 

 

1.3.Функции правотворчества.

Основными функциями правотворчества являются:

1. Функция первичного регулирования общественных отношений (выработка и принятие новых правовых норм) действует в тех случаях, когда общественные отношения ранее не регулировались, и впервые возникла необходимость в их регулировании.

2. Функция обновления правового материала (отмена, изменение или дополнение действующих норм) предполагает замену тех законов, которые устарели, не соответствуют потребностям общественного развития. При этом важно не заниматься обновлением ради обновления, поскольку стабильность лучше перемен, тем более перемен без особой необходимости.

3. Функция ликвидации пробелов  в праве, то есть устранение  полного или частичного отсутствия  в действующих нормативных актах  необходимых юридических норм.

Разумеется, можно использовать аналогию закона, т.е. решение дела или отдельного вопроса на основании закона, регулирующего  подобные отношения; либо аналогию права, т.е. решение дела или отдельного юридического вопроса на основе общих  начал и смысла законодательства. Однако аналогия не закрывает пробел. Устранить пробел можно только путем правотворчества.

4. Систематизация законодательства. Наиболее радикальным способом систематизации законодательства является его кодификация, которая вносит элемент упорядоченности и в форму, и в содержание законодательства.

5. Детализация (конкретизация) права. Например, нормы законов могут детализироваться (конкретизироваться) нормами соответствующих подзаконных актов.

Все функции правотворчества во многом диалектически взаимосвязаны  между собой, одна предполагает другую как причина предполагает наличие  ее следствия. Например, систематизация законодательства посредством его  кодификации сопровождается его обновлением, детализацией, восполнением пробелов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Историческое развитие и становление органов законодательной власти в России

Появление в России профессионального, постоянно  действующего представительного и  законодательного органа явилось итогом длительного и противоречивого  исторического развития института  народного  представительства. Отдельные элементы народного представительства существовали в Киевской Руси, Великом Новгороде и Московском государстве. Однако первой попыткой учредить регулярные представительные органы считается созыв в 1550 г. Земского собора, принявшего Судебник.

В XVI – XVII вв. (в годы правления Ивана IV, Федора I, Бориса Годунова, в период Смуты, а также при первых Романовых - Михаиле и Алексее) в России формируются и действуют органы сословного представительства - Боярские думы, Земские соборы. В условиях укреплявшегося самодержавия они выполняли функции представительства общественных сил и отражали специфические местные интересы.

К концу XVII столетия самодержавная власть окончательно берет верх, и институт Земских  соборов (равно как и церковных) ликвидируется, но остается в народной памяти и вплоть до начала XX в. (до формирования первой выборной Думы) выступает важным идеологическим символом для различных общественных и политических сил.

Социальный  и политический режим, введенный  Петром I, по форме и содержанию является отрицанием парламентаризма. Но именно он, как это ни парадоксально, в изобилии порождает различные прожекты введения на Руси представительной системы. С 30 - х гг. XVIII в. (после смерти Петра I) русская политическая мысль интенсивно разрабатывает идею ограничения самодержавия с помощью органов парламентского типа.

В екатерининскую эпоху возникают институты представительства  сословий: сначала дворянства, затем  купечества. В ходе чрезвычайно благотворных реформ Александра II в России рождается  земство – всесословное представительство на уровне уездов и губерний. В 1870 г. формируются городские сословные представительные учреждения – органы городского самоуправления. Наконец, 27 апреля 1906 г. начинает свою работу I Государственная Дума - первый российский общенациональный парламент. В 1906 – 1917 гг. были избраны четыре Государственных Думы, но лишь одна из них (третья) отработала полный срок.

Октябрьская революция и последовавшая за ней кардинальная ломка всего  государственного устройства выдвинули  новый тип народного представительства - Советы, провозглашенные полновластными и единовластными органами народного представительства. Политическая доктрина того периода допускала разделение функций органов управления, но полностью отрицала какое бы то ни было разделение властей. На деле Советы занимали подчиненное положение, уступив приоритет органам партийно-политического руководства обществом и государством. Так, за период с 1930 по 1988 г. Верховный Совет СССР принял на сессиях лишь 1% всех действовавших законов; в основном же он утверждал (списком и единогласно) решения, введенные в действие указами Президиума Верховного Совета СССР1.

Однако было бы неправильно видеть в советском  периоде только отрицание парламентаризма. Та или иная форма народного представительства  может ускорить или затормозить  общественное развитие, но не в состоянии  отменить его объективных законов. Избрание и периодическое обновление Советов, построенных и действующих  на базе единых принципов, способствовало укоренению идеи прямого народного  представительства, укреплению государства, восстановлению и сохранению государственного единства в многонациональной стране. Депутаты, сколь бы высокий пост они ни занимали, были обязаны регулярно отчитываться перед избирателями, отвечать на их ходатайства и просьбы. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей депутат мог быть отозван, и такие случаи имели место.

Информация о работе Правотворческий процесс и его этапы