Правотворческий процесс и его этапы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

Теоретическая задача работы состоит в том, чтобы не просто описать процесс происхождения закона через все стадии его создания, а показать научные основы этой деятельности: это вопросы необходимости правового регулирования общественных отношений и адекватного отражения нормативно-правовых потребностей, вопросы научного планирования законодательной работы и прогнозирования последствий принятия закона, вопросы научной экспертизы проектов законов и их модальной сбалансированности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….2
1. Понятие, принципы и функции правотворчества.
1.1. Понятие правотворчества……………………………………….3
1.2. Принципы правотворчества……………………………………4
1.3. Функции правотворчества…………………………………….6
2. Историческое развитие и становление органов законодательной власти в России……………………………………………………….8
3. Этапы и стадии правотворческого процесса в РФ……………….12
4. Виды правотворчества………………………………………………24
5. Систематизация правовых норм……………………………………25
5.1. Кодификация………………………………………………….26
5.2. Инкорпорация…………………………………………………28
5.3. Консолидация………………………………………………...30
6. Полномочия органов законодательной власти.
6.1. Полномочия и предметы ведения Фед. Собрания РФ……31
6.2. Полномочия и предметы ведения Гос. Думы РФ…………34
6.3. Полномочия и предметы ведения законодательных органов Субъектов Федерации……………………………………….35
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы……………………………………………………………...40

Файлы: 1 файл

Правотворчество и его этапы, курсовая.docx

— 68.56 Кб (Скачать файл)

По результатам рассмотрения закона, подлежащего обязательному рассмотрению в СФ, депутаты голосуют за одобрение  или отклонение федерального закона. В случае недостаточной подготовленности вопроса СФ вправе принять решение  о переносе его рассмотрения на следующее  заседание. Указанное решение принимается большинством голосов от присутствующих на заседании членов палаты. Если это решение не прошло, то председательствующий обязан поставить на голосование вопрос об одобрении федерального закона.

В случае если рассмотрение закона, подлежащего  обязательному рассмотрению верхней  палатой, было перенесено на следующее  заседание, то на этом заседании должно быть принято решение об одобрении  или отклонении данного федерального закона. Если закон не является обязательным для рассмотрения, то решение по нему должно быть принято до истечения 14-дневного срока, исчисляемого в соответствии с регламентом.

Если ФЗ был отклонен СФ. Решение об этом оформляется постановлением палаты. В постановлении об отклонении закона может содержаться перечень разделов, глав, статей, а также частей и пунктов статей данного документа, по которым необходимо преодолеть разногласия между обеими палатами, а также может содержаться предложение о создании согласительной комиссии.

Постановление СФ об отклонении закона в 5-дневный срок направляется в Государственную  Думу. Одобренный верхней палатой  закон вместе с текстом постановления  в 5-дневный же срок направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Закон, не подлежащий обязательному  рассмотрению в СФ и не рассмотренный палатой в 14-дневный срок, на пятнадцатый день со дня поступления его из Думы направляется главе государства для тех же предусмотренных Конституцией действий, о чем направляется уведомление в Государственную Думу.

Если при повторном рассмотрении нижней палатой федерального закона, отклоненного Советом Федерации, она  принимает его с учетом всех предложений  СФ, соответствующий комитет верхней  палаты подтверждает это своим заключением и вносит предложение об одобрении закона без обсуждений.

Конституцией предусмотрен порядок  дальнейшей работы, если принятый нижней палатой федеральный закон будет  отклонен Советом Федерации. В этом случае палатами на паритетных началах  может быть создана согласительная комиссия для преодоления возникших  разногласий. Если протокол согласительной комиссии содержит предложения по преодолению  возникших разногласий, то он вносится в Думу. При этом на обсуждение палаты ставятся только предложения согласительной комиссии: никакие другие поправки и предложения, выходящие за рамки  разногласий, не подлежат обсуждению. Если комиссия не пришла к согласованному решению или ее решение не удовлетворяет  нижнюю палату, отклоненный закон  ставится на голосование в ранее  принятой редакции. В этом случае закон  считается принятым, если не менее 2/3 от общего числа депутатов Думы отдало за него свои голоса.

Если согласительная комиссия приходит к выводу о невозможности преодоления  возникших разногласий данным составом согласительной комиссии, закон передается на рассмотрение обеих палат. Постановление  о принятом решении не позднее чем через 5 дней направляется в Государственную Думу.

По результатам работы согласительной комиссии Совет Государственной  Думы включает федеральный закон  в календарь рассмотрения вопросов для повторного рассмотрения закона нижней палатой. На этой стадии обсуждаются  только предложения, содержащиеся в  протоколе комиссии. В случае отклонения хотя бы одного предложения согласительной комиссии Дума может предложить продолжить ее работу с учетом поправок, одобренных палатой, для представления комиссией новых предложений в течение 10 дней. Ее новые предложения рассматриваются Думой.

Нижняя палата принимает решения  по каждому предложению согласительной комиссии отдельно большинством голосов  от общего числа депутатов палаты. Федеральный закон в редакции, учитывающей одобренные Думой предложения согласительной комиссии, направляется Председателем нижней палаты в Совет Федерации.

Если при повторном рассмотрении федеральною закона, отклоненного верхней  палатой, Гос. Дума не приняла предложений согласительной комиссии и выразила свое несогласие с решением Сов. Фед. Об отклонении закона, он ставится на голосование в ранее принятой редакции. В этом случае закон считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов. Принятый закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Согласно Конституции РФ, если Президент  в течение 14 дней с момента поступления  федерального закона отклонит его, то Государственная Дума вновь рассматривает  данный закон.

Законы, возвращенные главой государства  для повторного рассмотрения, направляются Советом Государственной Думы на заключение соответствующего комитета или специально созданной комиссии палаты. По итогам рассмотрения комитет  или комиссия может рекомендовать  Думе одобрить закон в ранее принятой редакции, одобрить его в редакции, предложенной Президентом, согласиться  с отдельными изменениями или  же согласиться с предложением Президента о нецелесообразности принятия данного  закона. Вопрос о повторном рассмотрении закона включается в повестку дня  заседания нижней палаты в первоочередном порядке.

Закон считается принятым, если за него отдали свои голоса более 2/3 депутатов. В случае если первые два решения  не приняты, то проходит голосование  по отдельным разделам, главам, статьям, их частям и пунктам в редакции, предложенной Президентом. Считается, что решение по отдельному предложению  принято, если 2/3 от общего числа представителей нижней палаты проголосовали за него. Если при повторном рассмотрении Думой федерального закона, отклоненного Президентом, он принят в новой редакции, порядок ею рассмотрения в СФ такой  же, как при первоначальном его рассмотрении этой палатой.

Если при повторном рассмотрении закон, отклоненный Президентом, одобрен  Думой в ранее принятой редакции, то комитет Совета Федерации, который давал заключение закону, рассматривает послание главы РФ и высказанные им замечания, а также текст федерального закона, одобренного нижней палатой при повторном рассмотрении в ранее принятой редакции, и принимает по нему заключение. С этого начинается процедура преодоления президентского вето в верхней палате, которое в нашей стране не является абсолютным и может быть преодолено.

При повторном рассмотрении федерального закона верхняя палата вправе не обсуждать  его, а поставить на голосование  вопрос об одобрении в ранее принятой редакции закона, либо открыть обсуждение по заключению комитета по этому закону. При повторном рассмотрении СФ федерального закона считается, что он прошел в  верхней палате, если решение об этом было принято большинством не менее чем 2/3 от общего числа голосов  членов палаты.

Постановление СФ об одобрении закона, отклоненного Президентом РФ, в течение  пяти дней направляется главе государства. Позже Президенту направляется сам  одобренный Сов. Фед. Закон для подписания и обнародования. Глава государства обязан, согласно ч.3 ст. 107 Конституции, сделать это в 7-дневный срок.

Последняя стадия принятия федерального закона – это его обнародование и вступление в силу. Порядок этой части законодательного процесса регулируется Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Федерального собрания» от 14 июня 1994 г. В соответствии с ним на территории России применяются только те вышеназванные в законе документы, которые официально опубликованы, Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания» от 14.06.1994 № 5-ФЗ (ред. От 22.10.1999).

В случае одобрения верхней палатой  федерального закона, принятого нижней палатой, он в течение 5 дней направляется Президенту для промульгации. Если же принятый Думой закон не был  рассмотрен СФ, то по истечении 14 дней с момента его направления  в верхнюю палату Дума направляет его Президенту для тех же действий. После подписания его главой государства  закон должен быть в течение 7 дней опубликован в установленном  порядке. Официальным считается  его опубликование в «Собрании  законодательства Российской Федерации» и в «Российской газете». При  публикации закона в этих изданиях указывается его полное наименование, дается его полный текст, являющийся точной копией оригинала и подписанный  Президентом.

 

 

 

4. Виды Правотворчества

Правотворчество - богатая по содержанию, сверхсложная деятельность по выработке общих правил поведения. В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как:

  1. Правотворчество отдельных должностных лиц;
  2. Правотворчество государственных органов;
  3. Правотворчество органов местного самоуправления;
  4. Непосредственное правотворчество граждан;
  5. Правотворчество общественных организаций;
  6. Локальное правотворчество;

В зависимости от значимости правотворчество  делится на:

- Законотворчество - правотворчество высших представительных органов (парламентов), в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы – законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой. Особенность законотворчества состоит в процедуре, которая разделяется на ряд стадий.

- Делегированное правотворчество - нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента.

- Подзаконное правотворчество - здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам: Президентом, Правительством, министерствами, ведомствами, государственными комитетами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций.

5. Систематизация правовых  норм

Нормативно-правовые акты создаются различными правотворческими органами государства. Систематизация законодательства преследует цель стабилизации правопорядка, приведения нормативно-правового регулирования в инструмент, обеспечивающий нормальное функционирование общественной жизни, наиболее эффективное управление государственными делами в интересах личности.

Систематизация нормативно-правовых актов (законодательства) - это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование нормативного материала путем его обработки и расположения по классификационным критериям, избираемом в соответствии с разрешаемыми это деятельностью задачами.

Если система права как следствие исторического развития - объективный феномен, от воли людей не зависящий, то систематизация и ее продукты - феномен субъективный. От воли составителя во многом зависит, каким будет тот или иной сводный акт.

Систематизация законодательства - это постоянная форма развития и упорядочения действующей правовой системы. В современных цивилизованных государствах имеется значительное число нормативных актов, принимаемых различными правотворческими органами. Правотворчество не может остановиться на определенном этапе, а все время находится в движении, развитии в силу динамизма социальных связей, возникновения новых потребностей общественной жизни, требующих правового регулирования.

Существуют 3 вида систематизации нормативно-правовых норм, и каждый из них имеет свои особенности. Про каждый будет рассказано в отдельности.

5.1. Кодификация

Кодификация законодательства - это  форма коренной переработки действующих  нормативных актов в определенной сфере отношений, способ качественного  упорядочения законодательства, обеспечения  его согласованности и компактности, а также расчистки нормативного массива, освобождения от устаревших, не оправдавших себя норм.

Для кодификации  характерны следующие черты: Она  представляет собой наиболее сложную  и совершенную форму систематизации. По существу является видом правотворчества, поскольку объектом кодификации  выступает непосредственно норма  права. Кодификацию всегда осуществляют только компетентные государственные органы, на основании конституционных и др. полномочий. В отличие от инкорпорации, которая имеет постоянный характер имеет периодический и её результаты рассчитаны на длительный срок. Результатом кодификации является кодификационный акт, который отличает юр. и логическая целостность значительный объем, сложное строение, широкий обхват социальной сферы. Кодификационный акт это, прежде всего основа законодательства и кодекса, устава, положения и правила.

Обычно  в юридической литературе и практике различают несколько видов кодификации:

  • Первый вид - это всеобщая кодификация, под которой понимается принятие целой серии кодификационных актов по всем основным отраслям законодательства и, как следующий этап, создание объединенной, внутренне согласованной системы таких актов типа "кодекса кодексов" (например, свод законов того или иного государства).
  • Отраслевая кодификация, охватывающая законодательство той или иной отрасли (например, уголовный или гражданский кодексы).
  • Специальная (комплексная) кодификация - это издание актов, регулирующих тот или иной правовой институт (например, таможенный кодекс, кодекс торгового мореплавания, кодекс об административных правонарушениях, и т.д.).

Информация о работе Правотворческий процесс и его этапы