Правотворческий процесс и его этапы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

Теоретическая задача работы состоит в том, чтобы не просто описать процесс происхождения закона через все стадии его создания, а показать научные основы этой деятельности: это вопросы необходимости правового регулирования общественных отношений и адекватного отражения нормативно-правовых потребностей, вопросы научного планирования законодательной работы и прогнозирования последствий принятия закона, вопросы научной экспертизы проектов законов и их модальной сбалансированности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….2
1. Понятие, принципы и функции правотворчества.
1.1. Понятие правотворчества……………………………………….3
1.2. Принципы правотворчества……………………………………4
1.3. Функции правотворчества…………………………………….6
2. Историческое развитие и становление органов законодательной власти в России……………………………………………………….8
3. Этапы и стадии правотворческого процесса в РФ……………….12
4. Виды правотворчества………………………………………………24
5. Систематизация правовых норм……………………………………25
5.1. Кодификация………………………………………………….26
5.2. Инкорпорация…………………………………………………28
5.3. Консолидация………………………………………………...30
6. Полномочия органов законодательной власти.
6.1. Полномочия и предметы ведения Фед. Собрания РФ……31
6.2. Полномочия и предметы ведения Гос. Думы РФ…………34
6.3. Полномочия и предметы ведения законодательных органов Субъектов Федерации……………………………………….35
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы……………………………………………………………...40

Файлы: 1 файл

Правотворчество и его этапы, курсовая.docx

— 68.56 Кб (Скачать файл)

Три основные виды кодификационных актов:

  1. Основы законодательства - это нормативно-правовой акт, устанавливающий важнейшие положения определённой отрасли права или сфера государственного управления.
  2. Кодекс - наиболее распространённый вид кодификационных актов, действующих в основных сферах общественной жизни, требующих правовой упорядоченности (Уголовный кодекс, Таможенный кодекс и т.д.).
  3. Устав, положение - это кодификационные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами (президентом или правительством).

 

 

 

 

 

 

 

5.2. Инкорпорация

Инкорпорация представляет собой  объединения в сборнике или собрание действующих нормативно-правовых актов в определённом порядке (алфавитном, хронологическом, предметном и т.д.) без изменения содержания.

Внешняя форма нормативного акта в  процессе инкорпорации меняться может  и даже должна. Нельзя, например, поместить  в собрание действующих актов  текст нормы без внесения в  него изменений, последовавших после  ее издания. Нельзя не исключить из нее пункты, имевшие временные  действия или потерявшие силу вследствие иных причин, и т.д.

Внешняя обработка заключается  в том:

  1. Из текста удаляются лишние пункты абзацы утратившие силу и включаются все последующие изменения.
  2. Исключаются части, которые не содержат нормативных предписаний.
  3. В результате инкорпорации издается сборник законов, собрание законодательств или иной нормативно-правовой акт.

Инкорпорация бывает официальной  и неофициальной.

Официальные инкорпорации - это упорядочение правовых норм путём издания компетентными органами сборников действующих нормативно - правовых актов. По своей юридической природе акт официальной инкорпорации является формой опубликования действующих нормативно-правовых актов в обработанном и упорядоченном виде. Официальная инкорпорация осуществляется от имени и по поручению либо с санкции правотворческого органа (органов), который утверждает либо иным способом официально одобряет подготовленное Собрание (Свод).

Неофициальная инкорпорация - производимая любыми лицами или организациями без специальных полномочий (например, издание нормативных актов университетами в учебных целях), то есть неофициальная инкорпорация - это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами без специальных на то полномочий правотворческих органов. Собрание законодательства, предоставляемых правотворческим органом, и осуществляют эту деятельность по собственной инициативе. Неофициальные сборники законодательства не являются источником права, на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права. Большинство ныне издаваемых в нашей стране сборников законодательства - это неофициальная инкорпорация.

По характеру  расположения материала все собрания законодательства можно разделить  на хронологические и систематические.

Хронологическая инкорпорация - это такая форма систематизации, при которой упорядочение нормативно-правовых актов производится по времени их опубликования и вступления в законную силу.

Систематическая инкорпорация представляет собой упорядочение действующих нормативно-правовых актов по предметному признаку, то есть по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности.

Инкорпорация - достаточно поверхностная, внешняя систематизация. При ней нормативные акты просто собираются в сборники, содержание актов не меняется, исключаются явные противоречия и вносятся уже принятые изменения. Инкорпорация преследует, прежде всего, цель обеспечить пользование законодательством.

 

 

 

5.3. Консолидация

Консолидация - это такая форма систематизации, при которой происходит объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единый свободный нормативно-правовой акт без изменения содержания.

Особенности консолидации состоят в том, что она содержит в себе некоторые черты кодификации и инкорпорации. Проводится только правотворческими органами и лишь в отношении принятых ими актов. При консолидации объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действуют вновь созданный нормативный акт, который имеет собственные официальные реквизиты.

По форме систематизации нормативно-правовых актов консолидация в большей мере примыкает к систематической инкорпорации. Она используется там, где отсутствует необходимость или возможность кодификации. В этих случаях консолидация выступает, как эффективное средство для объединения однородного нормативного материала, сокращение числа актов и улучшения формы правового регулирования.

В результате консолидации также создаются сборники законодательств, которые обычно носят неофициальный характер, здесь норма права соединяется по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, строительство). Отдельные правовые акты включаются как в целом, так и в выдержках, акты консолидации используются как юр. пособие для лиц занятых в соответствующих гос-венных или общественных сферах деятельности.

 

 

6. Полномочия органов законодательной власти

6.1. Полномочия и предметы  ведения Фед. Собрания РФ

В Конституции РФ закреплены предметы ведения обеих палат Федерального Собрания (статьи 102, 103). Эти перечни  не являются исчерпывающими, так как  устанавливают основной круг полномочий палат, не затрагивая законодательную  деятельность.

В теории права  выделяют три основные функции Федерального Собрания: представительная (представление многонационального населения РФ с учетом федеративного устройства государства); законотворческая (законодательная деятельность на федеральном уровне); контрольная.

Совет Федерации  – орган, представляющий интересы субъектов  РФ. Государственная Дума – орган  представительства всех граждан  РФ. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами. В настоящее время порядок формирования Совета Федерации установлен Федеральным законом от 5 августа 2000 года «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Выборы депутатов Государственной Думы проводятся на основе Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 18 мая 2005 года.

Выборы в  Российской Федерации проводятся на основе всеобщего равного и прямого  избирательного права при тайном голосовании. Конституционная характеристика Федерального Собрания как органа народного представительства предполагает, что возможная неполнота состава его палат не должна быть значительной, ибо в противном случае его представительный характер может быть поставлен под сомнение. Акты парламента должны воплощать интересы большинства в обществе, а не только самого парламентского большинства.

Федеративное  устройство Российской Федерации обусловливает  двухпалатную структуру Федерального Собрания и значительную самостоятельность  Совета Федерации и Государственной  Думы по отношению друг к другу. В  своей организации и деятельности они призваны отразить разные стороны  народного представительства в  Российской Федерации – прямое представительство  населения и представительство  субъектов Российской Федерации.

Законотворческая  функция, безусловно, является основной функцией Парламента, ведь законодательство – основа и гарантия существования самого государства. В реализации этой функции участвуют обе палаты Федерального Собрания, но основную роль играет Государственная Дума. В процессе законотворчества участвуют и другие субъекты, перечисленные в статье 104 Конституции РФ.

«Конституция  именует Федеральное Собрание законодательным  органом, определяя в качестве его  основной функции законотворчество. Это единственный законодательный  орган на федеральном уровне. Никто, кроме Федерального Собрания, не имеет  права издать федеральные законы. Они имеют высшую юридическую  силу и прямое действие на всей территории РФ»6.

В Российской Федерации законодательный процесс состоит из следующих основных стадий: Законодательная инициатива (внесение законопроекта в Государственную Думу); Рассмотрение законопроекта (как правило, в трех чтениях) и принятие закона Государственной Думой; Рассмотрение и одобрение Советом Федерации закона, принятого Государственной Думой; Подписание закона Президентом РФ и его обнародование. Также существуют дополнительные этапы, применяемые при возникновении разногласий.

Контрольная функция Федерального Собрания заключается в парламентском контроле. Парламентский контроль – право представительного органа участвовать в формировании исполнительных органов государственной власти, требовать от них отчета о своей деятельности и отправлять в отставку министров или правительства в целом в случае признания их деятельности неудовлетворительной (вотум недоверия)7.

Конституция не называет Федеральное Собрание контрольным  органом, но некоторые полномочия позволяют  ему осуществлять ряд контрольных  функций.

При поддержке  инициативы возбуждения парламентского расследования и принятии решения  о возбуждении парламентского расследования  палаты Федерального Собрания на паритетных началах формируют комиссию, состоящую  из членов Совета Федерации и депутатов  Государственной Думы, и избирают ее сопредседателей8. Совет Федерации, Государственная Дума вправе направить парламентский запрос, а член Совета Федерации, депутат Государственной Думы - депутатский запрос должностным лицам органов по вопросам, входящим в компетенцию этих органов и должностных лиц. Итак, Федеральное Собрание осуществляет свои полномочия в рамках своих функций.

 

6.2. Полномочия и предметы ведения Гос. Думы РФ

Глава 5 Конституции  посвящена Федеральному Собранию. В  ней закрепляются основные положения, касающиеся деятельности Федерального Собрания, его структура, полномочия и порядок формирования палат, статус членов Совета Федерации и депутатов  Государственной Думы, а так же законодательный процесс в Российской Федерации.

Гос. Дума избирается на срок, 5 лет.

К ведению Государственной  Думы относятся:

    1. Дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
    2. Решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
    3. Заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
    4. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
    5. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
    6. Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
    7. Объявление амнистии;
    8. Выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.9

Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению  Конституцией Российской Федерации.

Кроме основного  закона существуют другие нормативные  акты, регламентирующие деятельность Федерального Собрания: Федеральные  законы, Постановления Правительства  РФ, Указы Президента РФ и другие. В них развиваются положения  Конституции.

6.3. Полномочия и предметы ведения законодательных органов Субъектов Федерации

Законодательную власть в субъекте РФ осуществляет законодательный (представительный) орган государственной власти, наименование которого, число его депутатов, срок полномочий депутатов устанавливается  конституций (уставом) субъекта РФ самостоятельно. При этом срок полномочий депутатов  не может превышать пяти лет.

Порядок деятельности. Законодательный  орган государственной власти субъекта РФ самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей  деятельности. Расходы на обеспечение  деятельности данного органа власти утверждаются самим законодательным  органов государственной власти и предусматриваются отдельной  строкой в бюджете субъекта РФ.

Законодательный орган правомочен при избрании в его состав не менее  двух третей от установленного числа  депутатов. Правомочность его заседания  определяется его регламентом или  иным актом, принятым данным органом  и устанавливающим порядок его  деятельности. Заседания являются открытыми, за исключением случаев, установленным  федеральными законами, конституцией и законами субъекта РФ, а также  регламентами или иным актом, принятым данным органом и устанавливающим  порядок его деятельности.

Полномочия законодательного органа власти субъекта РФ:

  1. принимает конституцию субъекта Российской Федерации и поправки к ней, если иное не установлено конституцией субъекта Российской Федерации, принимает устав субъекта РФ и поправки к нему;
  2. осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в пределах полномочий субъекта РФ;
  3. осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъектов РФ.

Законом субъекта Российской Федерации:

  • утверждается бюджет субъекта Российской Федерации и отчет о его исполнении, представленные высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, а в случае, если такая должность не установлена, то руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;
  • устанавливаются в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации основы организации и деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
  • устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта РФ, в пределах полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации определяется порядок деятельности органов местного самоуправления;
  • утверждаются программы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, представленные высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ;
  • устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания;
  • устанавливается порядок образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов субъекта РФ, утверждаются отчеты о расходовании средств этих фондов;
  • устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации, в том числе долями (паями, акциями) субъекта РФ в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;
  • утверждается заключение и расторжение договоров субъекта РФ;
  • устанавливается порядок назначения и проведения референдума субъекта РФ;
  • устанавливается порядок проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, а также выборов высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ;
  • устанавливается административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации и порядок его изменения;
  • утверждается схема управления субъектом Российской Федерации, определяется структура высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;
  • регулируются другие вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации к ведению и полномочиям субъекта РФ.

Информация о работе Правотворческий процесс и его этапы