Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 10:26, курсовая работа
Цель настоящей работы – комплексное изучение такого многопланового явления, как правовая культура. В задачи работы входит сопоставление мнений различных авторов относительно сущности и содержания рассматриваемого понятия, анализ структурных элементов и современных тенденций развития российской правовой культуры.
Объект исследования: правовая культура как феномен общественной жизни. Предмет исследования: теоретические и практические аспекты сущности, содержания, формирования и развития правовой культуры.
Введение 5
1 Понятие и структура правовой культуры 7
1.1 Понятие правовой культуры 7
1.2 Структура правовой культуры 12
2 Правовая культура: виды и показатели 21
2.1 Виды правовой культуры 21
2.2 Показатели правовой культуры 23
3 Состояние правовой культуры в российском обществе 33
Заключение 39
Список использованных источников
Н. И. Матузов, и А. В. Малько не формулируют определения понятия правовой культуры, отмечая лишь, что в широком плане правовая культура охватывает все правовые ценности, существующие в данное время в данной стране... выражает этику взаимоотношений субъектов общественной жизни с правом, законами, другими юридическими феноменами[2)].
И. В. Ковалева рассматривает понятие правовой культуры, исходя из следующей предпосылки: для чего создаются, чему служат правовые установления. «Одно дело – говорит И. В. Ковалева – если они созданы и используются в интересах государства, общества, подавляющего, подравнивающего индивидуальности. То есть, если право представляет собой, например, «возведенную в закон волю господствующего класса», как это трактовалось марксистами. И совсем другое, если правовые установления защищают человека, живущего в обществе, государстве, в том числе и от произвола того же государства, как власти. В последнем случае они и могут рассматриваться в качестве феноменов культуры. Тогда правовая культура – это обработка, оформление, облагораживание жизни людей посредством и с помощью реализации правовых отношений, установлений, учреждений»[3)].
Назаренко Г. В. рассматривает понятие «правовой культуры» как в широком, так и в узком смысле. По его словам «правовая культура в широком смысле – это правовая культура общества, которая охватывает все правовые ценности, в том числе ясные законы, развитую законодательную технику, правовую науку, развитое юридическое образование, совершенную юридическую практику и стабильный правопорядок». А «правовая культура в узком смысле – это культура отдельного лица, которая включает в себя определенный уровень правосознания, качественное овладение умениями и навыками правомерного поведения»[1)].
Таким образом, ученые до сих пор выдвигают разные точки зрения, пытаясь точно и емко определить правовую культуру. И, как видно из приведенного выше, добиться сколько-нибудь единообразного определения понятия правовой культуры вряд ли возможно, поскольку это слишком широкое и неоднозначное понятие, чтобы быть однозначно определенным.
Всё выше сказанное помогает определить, что правовая культура – весьма ёмкая по своему содержанию социальная категория. Она тесно связана с политической, нравственной, духовной и другими видами культуры. И, прежде всего, с обычной, повседневной, той, что основана на воспитанности человека, организованности, уважении к законам страны. Не подготовленного в правовом отношении человека вряд ли можно назвать культурным. Правовая культура – один из важнейших элементов правовой системы общества, непременное условие нормального функционирования государства.
Своеобразное отражение феномена широты и «неопределяемое» рассматриваемого понятия дает философия права. «Право как культурный феномен – часть общечеловеческой культуры. Правовая культура – это весь правовой космос, охватывающий все моменты правовой формы общественной жизни людей. Культура здесь как раз и состоит в способности и умении жить по этой форме, которой противостоит неоформленная (неопределенная, неупорядоченная, хаотичная, а потому и произвольная) фактичность...» – говорит B.C. Нерсесянц[2)].
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что понятие правовой культуры можно рассматривать в двух аспектах: как оценочную (аксиологическую) категорию и как категорию содержательную. В первом случае она понимается как качественное состояние правовой жизни общества на каждом данном этапе его развития. Это позволяет охватить и оценить правовую жизнь в целом и основные ее сферы в отдельности.
Типичным и наиболее полным применительно к этому подходу следует считать определение понятия правовой культуры общества как части общей культуры, представляющая собой систему ценностей, накопленных человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состояния законодательства, юридической практики[1)].
Содержательный анализ правовой культуры предполагает понимание ее как системы овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права и их отражению в сознании и поведении людей.
1.2 Структура правовой культуры
Структура – это устройство, организация чего-либо[2)]. Надо сказать, что вопрос о структуре правовой культуры в отечественной юридической литературе является дискуссионным. В. П. Сальников считает, что структурными элементами правовой культуры выступают компоненты юридической деятельности в их особом ракурсе эталонов поведения: «право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов». Что же касается ее содержания, то таковым охватываются не просто правосознание, законность и т.п., но и характер, уровень, степень их развития, т.е. то, что дает им данный этап цивилизации, общественного прогресса[3)].
А. П. Семитко полагает, что элементами (подсистемами) правовой культуры являются уровневые состояния, т.е. «степени правового развития» таких компонентов системы правовой жизни общества, как:
- правовые тексты (акты-документы и тексты, имеющие юридическое содержание);
- правовая деятельность (теоретическая и практическая);
- правовое сознание (включая когнитивный, эмоциональный и установочный его компоненты);
- субъект-носитель правовой культуры (общество, классы, нации, народности, коллективы, отдельные индивиды)[1)].
Другие исследователи в структуре правовой культуры выделяют следующие наиболее крупные элементы:
- право как систему норм, выражающих возведенную в закон государственную волю;
- правоотношения как систему общественных отношений, участники которых обладают взаимными правами и обязанностями;
- правосознание как систему духовного отражения всей правовой действительности;
- правовые учреждения как систему государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль,
реализацию права;
- правовое поведение, уровень развития правовой деятельности[2)].
Кроме того, в число структурных элементов правовой культуры е включают еще и критерии политической оценки права и правового поведения, правовую науку[3)]. В качестве элемента правовой культуры выделяют так же уровень развития всей системы юридических актов (юридических документов)[4)].
Итак, из каких же все-таки элементов состоит структура правовой культуры? «Суммируя все выделенные в литературе компоненты, заключает И. А. Иванников, получим следующую структуру правовой культуры:
- правосознание;
- право;
- правовые отношения;
- законность и правопорядок;
- правомерная деятельность субъектов;
- государственно-правовые институты;
- юридическая наука;
- юридические акты»[1)].
Следует отметить, что И. А. Иванников совершенно правильно, на наш взгляд, поставил на первое место в приведенном перечне правосознание, поскольку оно является важнейшим элементом правовой культуры.
Правосознание – это совокупность идей, взглядов, чувств, традиций, переживаний, которые выражают отношение людей к правовым явлениям общественной жизни[2)]. Правосознание – очень важный элемент правовой культуры. Велико его влияние на организацию общественной жизни. Недаром российский правовед И. А. Ильин обращал внимание на то, что человек без правосознания будет жить собственным произволом и терпеть произвол от других. Также И. А. Ильин считал, что правосознание необходимо рассматривать не только как совокупность воззрений на право, а ещё и как взгляды на государство, на всю организацию общественной жизни. От того, каким будет уровень, качество правосознания, зависит и то, каким будет поведение человека в обществе.
В юридической литературе выделяется различное число элементов правосознания. Но наличие двух первых элементов, бесспорно, признают все, а именно правовую психологию и правовую идеологию. Эти два элемента в структуре правосознания приводит В. Н. Хропанюк:
- правовая идеология – это система взглядов и представлений, которые в теоретической форме отражают правовые явления общественной жизни. Она выражает интересы целого государства, какого-то класса, политической партии, общественного объединения и т.д. и может быть письменно выражена (например: план, программа).
Необходимо отметить, что на основании Конституции РФ в России признаётся идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст. 13 ч.1, 2).
- правовая психология – это совокупность чувств, привычек, настроений, традиций, в которых выражается отношение различных социальных групп, профессиональных коллективов, отдельных индивидов к праву, законности, системе правовых учреждений, функционирующих в обществе[1)].
Элементы правосознания проявляются в его определённых функциях: гносеологической (познавательной), регулятивной, оценочной, прогностической, моделирующей, коммуникативной.
Правосознание можно классифицировать по следующим основаниям:
по субъектам:
- индивидуальное правосознание – это чувства и представления о праве конкретной личности;
- общественное – обобщает правовые взгляды, идеи, традиции, которые вырабатываются отдельными людьми (индивидами).
И по уровню:
- обыденное правосознание – это отношение к праву обывателя или специалиста, для которого право не является основным занятием;
- профессиональное правосознание – это правосознание, которое сложилось в результате специальной подготовки (например, правосознание судей, прокуроров, адвокатов);
- научное правосознание – это правосознание, свойственное учёным-правоведам, специалистам в области правовой науки.
Особенностью обыденного уровня правосознания является то, что оно ограничено повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями. Обыденное правовое сознание реализуется людьми, которые в своей деятельности руководствуются правовыми чувствами, правовыми навыками, правовыми привычками и несистематически приобретенными правовыми знаниями.
Правовые чувства содержат в себе субъективную установку по отношению к различным сторонам и признакам социальной действительности. Люди способны, например, испытывать чувство свободы и независимости, чувство долга перед другой личностью или обществом, чувство справедливости и т. и.
В качестве правовых навыков выступают умения совершать требуемые правовым общением внешние действия (выбор надлежащего контрагента, заключение соглашения, возмещение ущерба и т.д.) как затверженные стереотипные приемы. Правовые навыки освобождают сознание индивидуума от необходимости всякий раз обдумывать способ регуляции таких действий. Они позволяют ему сосредоточиться преимущественно на осмыслении общих целей своих действий, условий и средств их выполнения, на контроле и оценке результатов.
Правовая привычка – это устойчивая внутренняя потребность индивида в постоянном следовании относящимся к праву стандартам поведения. К разряду правовых можно отнести такие привычки, как исполнение обещанного, оказание услуг за предоставленные услуги и т.д. В привычках откладывается определенное, опытом собственной жизни проверенное знание права. Многие правоведы склонны считать, что степень развитости и распространенности правовых навыков и привычек в обществе является зримым и веским показателем состояния правовой культуры общества.
Несистематически приобретенные правовые знания присутствуют в виде отрывочных сведений, мнений, оценок, установок, образов обыденного сознания. Обыденный уровень правовой культуры формируется средствами массовой информации, литературой, кино и т. д. Само по себе телевидение, печать, радио не имеют отношения к правовой культуре, но своими средствами они постоянно пополняют ее «фонды».
Особенности национального правосознания россиян ставят нас ближе к китайцам, нежели к европейцам. Русскому человеку издавна присущ правовой нигилизм. Широко известны слова Герцена о том, что жить в России и не нарушать законов нельзя. Не менее известна и мысль Салтыкова-Щедрина о том, что суровость российских законов смягчается необязательностью их исполнения.
Следующим уровнем правового сознания является профессиональный. Он складывается у лиц, специально занимающихся правовой деятельностью, например, юристов. Этому уровню свойственна систематизированность знания и понимания правовых явлений и соответствующей области профессиональной деятельности (судьи, сотрудника ОВД, адвоката и т.д.).
Наконец, третий, самый высокий уровень правового сознания – теоретический. Он предполагает научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений всей правовой жизни общества, целостного механизма правового регулирования, а не каких-то его отдельных проявлений (как это рассматривается на профессиональном уровне). Теоретическое правовое сознание своей ближайшей задачей видит не регулирование поступков, поведения людей в сфере права, а нацелено на преобразование, изменение правового сознания, с тем, чтобы оно (по содержанию, по строению и т.д.) соответствовало объективным параметрам права, правовым нормам на уровне современности.
Информация о работе Правовая культура: понятие, виды, показатели