Правовая культура: понятие, виды, показатели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 10:26, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы – комплексное изучение такого многопланового явления, как правовая культура. В задачи работы входит сопоставление мнений различных авторов относительно сущности и содержания рассматриваемого понятия, анализ структурных элементов и современных тенденций развития российской правовой культуры.
Объект исследования: правовая культура как феномен общественной жизни. Предмет исследования: теоретические и практические аспекты сущности, содержания, формирования и развития правовой культуры.

Содержание работы

Введение 5
1 Понятие и структура правовой культуры 7
1.1 Понятие правовой культуры 7
1.2 Структура правовой культуры 12
2 Правовая культура: виды и показатели 21
2.1 Виды правовой культуры 21
2.2 Показатели правовой культуры 23
3 Состояние правовой культуры в российском обществе 33
Заключение 39
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПРАВИЛЬНЫЙ (2).doc

— 234.50 Кб (Скачать файл)

Этой деятельностью занимаются люди, имеющие высокую юридическую подготовку – теоретики, преподаватели. Они профессионально заняты в сфере духовной культуры, с помощью соответствующих средств и процедур развивают юридическую науку, разрабатывают правовые дисциплины, в нее входящие, вырабатывают научно-практические рекомендации законодательным и правоприменительным органам в обществе.

Необходимо отметить, что выделение различных слоев, уровней и форм правового сознания не означает того, что в реальной, живой правовой действительности они изолированы друг от друга, существуют в «чистом» виде и не контактируют между собой. Напротив, взаимодействуя, они разнообразно сочетаются, проникают друг в друга.

Во-вторых, правовую культуру определяет степень совершенства всей системы нормативно-правовых актов, в которых выражается и закрепляется право данного общества. Важен уровень любого нормативно-правового акта каждый из них должен правовым. Нормативно-правовой акт должен отвечать всем необходимым  требованиям, с точки зрения его формы: быть по возможности кратким и что, особенно важно, понятным для населения, т. е. обладать ясностью, а вся необходимая дополнительная информация (определения, термины и пр.) должны быть доступны для населения; также должен отвечать всем необходимым требованиям с точки зрения содержащегося в нём механизма его реализации.

Важно и состояние правоприменитильных правовых актов (например: решение и приговор судов, акты прокуроров) и правореализационных (например: договоры в хозяйственном обороте).

При оценке вышеуказанных нормативно-правовых актов, а также таких текстов правового характера, как научные и публицистические тексты на правовые темы, можно судить об уровне развития правовой культуры.

Совершенство системы нормативно правовых актов можно достигнуть благодаря:

- наличию в государстве демократичной, отвечающей высоким правовым стандартам и интересам общества, эффективной конституции;

- соответствию конституции законов, а всех иных нормативно-правовых актов (подзаконных) – законам;

- чёткой иерархии нормативно-правовых актов;

- высокому правовому и технико-юридическому качеству законов и подзаконных актов, актов применения права.

В-третьих, правовую культуру определяет уровень развития правовой деятельности. Правовая деятельность подразделяется на теоретическую (деятельность учёных-юристов), образовательную (деятельность студентов и слушателей юридических образовательных учреждений и пр.) и практическую (правотворческая и правореализующая деятельность).

От правотворческой деятельности, её уровня развития и качества существенно зависит правовая культура. При осуществлении правотворчества должны соблюдаться принципы: законности, научности, демократизма, системности.

Соответственно влияет на правовую культуру и правореализация, а в частности правоприменение – властная деятельность компетентных органов, осуществляющих индивидуальное регулирование общественных отношений, имеющая своей целью воплотить содержание правовых норм в жизнь. На качество правоприменительной деятельности оказывает влияние множество факторов: структура государственного аппарата, порядок взаимодействия его органов, профессионализм правоприменителя, его культура и многое другое.

Высокий уровень правовой деятельности предполагает:

- наличие сильной юридической науки;

- качественное преподавание юридических дисциплин в учебных  заведениях;

- вовлечение широких слоёв населения в деятельность, связанную с правом;

- высокий профессионализм и качество законотворческой деятельности;

- соблюдение демократических и юридических процедур при правотворчестве;

- развитость и совершенство государственного аппарата;

- авторитет суда как в системе органов государственной власти, так и среди населения;

- наличие гарантий независимости судебной власти;

- демократичность правосудия, его понятность и близость обществу, учёт приоритета прав и свобод человека при рассмотрении судебных споров;

- высокое качество правоприменительной деятельности.

Кроме того, необходимо отметить, что правовая культура обеспечивает осуществление ряда функций. Важнейшими среди них являются: познавательно-преобразовательная, регулятивная, аксиологическая, коммуникативная, прогностическая. Выделяют, кроме того, прогностическую функцию правовой культуры, которая включает анализ тенденций, характерных для всей правовой системы в целом[1)], а также воспитательную функцию, которая проявляется в том, что правовая культура служит средством воспитания сознательного и ответственного отношения людей к жизни, средством пропаганды правомерного поведения[2)].

Таким образом, основные функции правовой культуры, которые сводятся,  прежде  всего, к сохранению духовных ценностей в юридической  области,  передаче  правового опыта  последующим  поколениям,   поддержанию   механизмов   воспроизводства правового  сознания  народа  и  его  влияния  на   жизненно   важные   сферы взаимоотношений (государство, политика, экономика,  международные  отношения и т. д.).

В заключение данного раздела работы отметим, что рассмотренная характеристика правовой культуры общества объясняет сложность этого явления для познания, его неоднозначный гносеологический статус, который в теории становится темой многочисленных взглядов, точек зрения о правовой культуре. Исследования по теме работы, несомненно, должны быть продолжены, поскольку нет единого, подхода к определению правовой культуры. То же можно сказать относительно структуры правовой культуры.

 

 

 

2 Правовая культура: виды и показатели

2.1     Виды правовой культуры

 

Подход к выделению в правовой культуре видов в научной литературе столь же не однозначен, как и определение понятия правовой культуры. По субъектам правовую культуру обычно подразделяют на правовую культуру личности и правовую культуру общества. И.А. Иванников под правовой культурой личности понимает знание, понимание и сознательное выполнение требований права человеком в процессе его жизнедеятельности. Правовая культура общества – это вся сфера материального и духовного воспроизводства права, юридическая  практика народа в конкретный исторический период[1)].

Часто правовую культуру подразделяют на такие виды, как правовая культура общества, правовая культура личности и профессиональная правовая культура. Такая классификация представляется наиболее целесообразной.

Н. И. Матузов и А. В. Малько отмечают также, что «различают правовую культуру всего общества и правовую культуру отдельного индивида, культуру различных слоев и групп населения, должностных лиц, работников госаппарата, профессиональную культуру, внутреннюю и внешнюю. Гегель указывал на несовпадение «теоретической и практической культуры»[2)]. Более подробно правовая культура общества, правовая культура личности и профессиональная правовая культура будут рассмотрены ниже.

Правовая культура общества – это вся сфера материального и духовного воспроизводства права, юридическая практика народа в конкретной исторический период. Правовая культура общества характеризуется состоянием и спецификой общественного правосознания, системой массовой правовой информации, уровнем развития законодательства, правопорядком и состоянием законности в стране. В многонациональных государствах правовая культура общества очень сложна, т.к. включает в себя состояние общегосударственной и национальной правовых культур. Правовая культура отдельно взятого государства содержит как общие, особенные, так и единичные признаки.

Правовая культура личности – частица правовой культуры нации, общества и т.д., зависящая от жизненного опыта личности, уровня ее юридического образования, правовых навыков и влияющая на ее юридически значимое поведение. Как и правосознание, правовая культура личности имеет следующие уровни: обыденный, профессиональный, теоретический, которые постоянно взаимодействуют. Они формируются в процессе правового воспитания, которым должны заниматься государство и все остальные институты политической системы общества (религиозные, профсоюзные, военные и др. организации). Процесс передачи юридических знаний и опыта осуществляет воздействие на сознание и поведение человека, формирует у него позитивные представления, взгляды, ценностные ориентации, чувства, эмоции. Все это способствует воспитанию законопослушности, влияет на соблюдение, исполнение и использование индивидом юридических норм.

Профессионально-правовая культура представляет собой степень ее развития у юристов. Она формируется в различных сферах правовой  деятельности в процессе выполнения ими своих должностных обязанностей. Правовая культура предстает в качестве важного компонента эффективности профессиональной деятельности юриста.

В заключение отметим, что, выделяя три вида правовой культуры, следует помнить, что в реальной жизни они тесно взаимосвязаны: правовая культура, как социальное явление, едина; правовая культура общества не существует вне правовой культуры его членов (личности, группы); она является условием, формой и результатом культурно-правовой деятельности граждан и их профессиональных групп.

2.2 Показатели правовой культуры

 

С видами правовой культуры тесно связаны показатели правовой культуры. Поэтому, на наш взгляд,  необходимо рассматривать для каждого вида правовой культуры отдельные группы показателей.

Как отмечалось выше, правовая культура общества – это часть общей культуры, представляющая собой систему ценностей, накопленных человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состояния законодательства, юридической практики и др.

Правовая культура общества включает в себя такие «показатели», как достигнутый уровень правового сознания, полноценное законодательство, развитую правовую систему, эффективное независимое правосудие, широкий спектр прав и свобод гражданина и их гарантии, состояние законности и правопорядка, прочные правовые традиции, юридическую грамотность основной массы населения, четкую работу правоохранительных органов, уважение законов и многое другое, что определяет правовую жизнь и правовое развитие государства[1)].

Таким образом, правовая культура в каждый данный момент присутствует в каждой данной точке правовой реальности, не совпадет с ней полностью, но существует в ней как составная часть, которая способна выступать в виде характеристики уровня развития этой реальности.

Как отмечает С. С. Алексеев, «...право в специфическом виде отражает жизнь во всех ее сложных проявлениях, причем в проявлениях чрезвычайно широкого диапазона – от главных и глубинных пластов жизни (экономической организации общества, структуры политической власти и др.) до самых что ни на есть прозаических, житейских, семейных, бытовых вопросов»[2]).

Уровень развития законодательства и состояние законности в стране являются, возможно, наиболее важными показателями правовой культуры общества. Эти показатели характеризуют как бы два измерения правовой культуры: нормативно-должный и практически-сущий, от соответствия и взаимной согласованности которых во многом зависит уровень правовой жизни.

К числу признаков высокой законодательной культуры общества традиционно относят:

- социальную обоснованность законодательства, что означает соответствие содержания    нормативных    актов    потребностям    развития    общества, отражение в законах достижений правовой науки, передовой юридической практики, традиций национального духовного менталитета;

  - технико-юридическое совершенство законодательства, предполагающее проработанность юридических механизмов реализации законов; точность и ясность юридического языка, однозначность терминов, определений, используемых в нормативно-правовых актах, судебных и административных решениях; совпадение смысла и буквы законов, невозможность  их произвольного толкования, отсутствие в законодательстве   значительных пробелов,   дублирования,   коллизий   с актами иных уровней;

- эффективность  законодательства – соответствие  его назначения достигаемым социальным результатам. Правокультурный статус законодательства во многом определяется его действенностью. Законы, не  находящие применения и поддержки в сознании людей, в их поведении, какими  бы  они  ни  были  «хорошими»,  «прогрессивными»,   не  могут рассматриваться как социальная ценность.

При определении качества правовой культуры общества мы обращаем внимание не только на правотворческую деятельность, но и на состояние реализации правовых актов — правоприменительную (решения и приговоры судов, постановления следователей, акты прокуроров, документы в сфере государственно-управленческой сфере) и правореализационную деятельность (договоры в хозяйственном обороте)[1)].

Правовая культура немыслима в обществе, где нарушаются законы, не соблюдаются элементарные права и свободы человека, где правопорядок сталкивается с массовым произволом должностных лиц, неконтролируемым уровнем преступности и иной юридической деликатности.

Все эти позиции обобщаются в категории законности – социального режима, характеризуемого строгим соблюдением субъектами права законов и основанных на них нормативных актов. Правовая культура общества предполагает высокий уровень законности в стране, эффективные юрисдикционные механизмы, способные ограждать от посягательств на законопослушных граждан, принуждать нарушителей к исполнению своих обязанностей.

Рассмотрим более подробно показатели правовой культуры личности. Правовая культура невозможна без определенного уровня правовых знаний. Однако нужно проводить различие между профессиональным знанием права и обыденным. Даже юристы не всегда знают весь правовой материал. Всеобщее знание законов, как неоднократно отмечалось в отечественной правовой литературе – это функция. К тому же на практике гражданин не сталкивается с необходимостью знания всех без исключения норм права. Для того чтобы строить свое поведение в соответствии с законом, в большинстве случаев достаточно знать требования морали, понимать социальное назначение права, а также знать основные права и обязанности устанавливаемые конституцией и другими законами. Нет, например, никакой необходимости во всеобщем знании квалифицирующих признаков, отличающих кражу от грабежа или разбоя. Важно другое: каждый должен ясно осознавать недопустимость присвоения чужого имущества или посягательства на личность другого человека.

Информация о работе Правовая культура: понятие, виды, показатели