Правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

Целью написания работы является рассмотрение принципов правового государства, а так же существующих проблем в срезе Республики Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ 6
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ ПРИНЦИПОВ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 13
2.1. Понятие правового государства 13
2.2. Характеристика принципов правового государства 17
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Файлы: 1 файл

Тема Правовое государство история и современность.doc

— 251.00 Кб (Скачать файл)

Правовое государство  — многомерное развивающееся явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность правом.

Если суммировать современные  подходы, последние достижения юридической науки и практики, то в результате можно получить следующие основные характеристики признаков правового государства:

  • Превращение государства в выразителя и защитника интересов гражданского общества.
  • Господство закона во всех сферах общественной жизни 
    (полный отказ от примата государства над правом; никакие подзаконные — президентские, правительственные, ведомственные — акты не могут противоречить закону, обладающему высшей юридической силой, не могут отменять или изменять его).
  • Незыблемость свободы личности, ее прав и свобод, чести 
    и достоинства, их всесторонняя гарантированность и охрана (права и свободы личности рассматриваются не как дар государства, а как естественное состояние человека и результат социального прогресса).
  • Четкое разграничение компетенции законодательной, исполнительной и судебной власти при условии, что все эти ветви власти уравновешивают и сдерживают друг друга в рамках закона, а судебная власть независима и подчинена только закону.
  • Обеспечение подлинного демократизма законотворчества, осуществляемого как представительными органами народа, 
    так и им самим (в правовом государстве не должно и не может быть законов, не соответствующих воле народа, а тем более противоречащих ей).
  • Наличие эффективных форм государственного контроля 
    и надзора за соответствием закону всех других нормативных актов, за реализацией действующего законодательства, соблюдением прав и свобод личности.
  • Установление в праве и последовательное обеспечение государством юридической ответственности за правонарушения и неотвратимость наказания за совершенное противоправное деяние при соблюдении принципа взаимной ответственности государства и личности).

В юридической литературе последних лет называют  и ряд других признаков правового государства: четкое разграничение 
функций общества и государства; создание антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте; верховенство и  прямое действие конституционного закона; установление в законе и осуществление на деле суверенности государственной власти; соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права и др.

Некоторые из названных признаков целесообразно рассмотреть более подробно ввиду того, что в отечественной научной литературе они стали встречаться сравнительно недавно и  современные авторы исследуют их, порой, совершенно с разных позиций.

Решающей социально-экономической  предпосылкой правового государства является гражданское общество. "Выступая как частнособственническая социальная структура,— указывает профессор Г.Н.Манов,— гражданское общество представляет собой систему рыночных отношений, в которых необходимость прокладывает дорогу через конкуренцию и иные не управляемые административной властью процессы. Гражданское общество возможно лишь тогда, когда складываются отношения, предполагающие активное проявление творческих возможностей человека, когда призрак свободы личности обретает плоть и кровь". [19 с. 163]

Исторический опыт свидетельствует, что частная собственность не только разъединяла людей, но и вызывала к жизни невиданный ранее всплеск инициативы и интереса к развитию производства. В итоге именно она способствовала формированию структур гражданского общества, автономных по отношению к государственной власти.

Экстраполируя к современности, можно  утверждать, что экономической основой  правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда.

Следовательно, в идеале гражданское  общество — это "содружество свободных граждан, права которых священны". Первейшая задача государства — обеспечение всеми возможными средствами свободы человека. Только свободный человек способен создать нормальное гражданское общество, сотворить людям и себе достойную жизнь, добиться экономического и духовного  процветания, обеспечить гармонию национальных отношений. Именно при таком условии возможно создание сильного демократического государства.

Верховенство закона во всех сферах общественной жизни определяется тем, что в законах государство  устанавливает общеобязательные правила поведения, общую волю населения страны. Они регулируют наиболее важные стороны общественной жизни. Они определяют меру свободы в жизненно важных сферах, охраняют нравственные ценности общества. Все другие правовые акты должны соответствовать закону. При расхождении этих актов с законом действует закон. Подзаконные акты, тем более ведомственные, при всей их значимости выражают волю издавших их государственных органов и к общей воле, по сути дела, отношения не имеют. А поэтому, при необходимости, они могут лишь конкретизировать некоторые положения закона, но ни в коем случае не "совершенствовать", не "подправлять", не "изменять" закон.

Основным атрибутом организации  и деятельности правового государства является разделение ветвей власти. Осуществление этого принципа ставит заслон злоупотреблениям властью, защищает гражданина от произвола должностных лиц, создает предпосылки к эффективной деятельности государственных структур. Однако разделение ветвей власти нельзя понимать как их противостояние. Основной Закон государства — Конституция должна исключать такую возможность. Каждая из ветвей единой государственной власти — законодательная, исполнительная и судебная — имеет свое предназначение и наделяется соответствующей компетенцией; они самостоятельны и независимы в реализации своих полномочий; обладают возможностью взаимно сдерживать и контролировать друг друга. Ни одна из ветвей власти не может принять на себя функции другой; но действовать обособленно она также не в состоянии. Поэтому ветви единой государственной власти должны взаимно дополнять друг друга, сохранять необходимую связь и согласованность, образуя единый "политический организм".

Принцип разделения ветвей власти предполагает наличие системы сдержек и противовесов. Элементами такой системы, в частности, являются: срочность полномочий должностных лиц; право вето на законопроекты, право роспуска парламента, независимость судейского корпуса и др.

Экономической основой правового  государства являются производственные отношения, базирующиеся на различных  формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически.

В правовом государстве собственность  принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ: индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности, которые экономически обеспечивают господство права, равенство участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.

Социальную основу правового государства  составляет саморегулирующееся гражданское  общество, которое объединяет свободных  граждан - носителей общественного  прогресса. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы.

Переход от тоталитарных методов к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства. Прочая социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев.

Нравственную основу правового  государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.

Таким образом, правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права, ограничено правом и исключает произвол и беззаконие. Государство применяет силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает другим людям.

 

2.2. Характеристика принципов правового  государства

 

Принципы — это основополагающие идеи (требования), определяющие в своей  совокупности идеальную конструкцию (модель) государства, которое могло  бы называться правовым [15, с. 121].

Их формирование обусловлено объективными и субъективными  факторами: уровнем развития культуры, науки, образования и других элементов, составляющих совокупный интеллект  данной общественной системы; нравственно-духовным потенциалом общества, который выражается в признании большинством населения справедливым, а значит, и правовым существующего государственного устройства; наличием или отсутствием стабильного механизма реализации правовых начал в деятельности государственных органов; степенью освоения конкретным человеком права как собственной свободы, осознанной и в необходимых случаях и необходимых пределах им самим ограниченной.

С учетом исторических данных, общественной и  государственной практики и с  позиций современного научного знания можно выделить такие принципы правового государства.

1. Принцип  приоритета права. В литературе  при характеристике правового  государства очень часто употребляется  термин «господство права», происхождение  которого, очевидно, связано с английским  «rull of low» — «правление права» или «господство права». На наыт взгляд, русский перевод данного термина не адекватен вкладываемому в него содержанию и точнее было бы говорить о приоритетности права. Это поможет избежать, с одной стороны, трактовки права как средства подавления и насилия, а с другой — фетишизации права как самодовлеющего и самоуправляющегося явления.

Принцип приоритета права может быть раскрыт  при усвоении следующих моментов. Во-первых, право неразрывно связано  с человеком, это сторона его  бытия, универсальное средство общения и гарантия нормального образа жизни. Во-вторых, государство не единственный источник формирования права. Во многих случаях оно лишь оформляет, облекает в правовую форму либо естественно-правовые требования, либо волеизъявление всего народа (общества),-ыраженное через референдумы, либо положения, сформировавшиеся в ходе общественной практики, в осооенности судебной. В-третьих, право возникло раньше, а потому носит более естественный характер, чем государство. По одной из версий, государство возникло из необходимости организационно-властной, силовой поддержки правовых установлений в обществе в целях его нормального функционирования.

Великие мыслители-«одиночки» догадывались о  про-исхожаении права и его роли в жизни людей, но лишь сейчас можно  сказать, что человечество постепенно, но последовательно осознает эту его роль и выбирает право в качестве приоритета в своем развитии. Отсюда необходимость ограничения государственной власти, связанности правом деятельности государственного аппарата, ориентирование государства на защиту прав и свобод человека.

В конечном счете приоритет права  означает: а) рассмотрение всех вопросов общественной и государственной  жизни с позиций права, закона; б) соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой; в) необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов; г) наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.).

2. Принцип правовой защищенности человека и гражданина. Сразу следует подчеркнуть, что данный принцип носит первичный, комплексный, непреходящий и абсолютный характер.

Человек как разумное и общественное существо в процессе своей жизни, общения с себе подобными создает различные организационные формы своего существования и устанавливает приемлемые для себя правила игры, нормы поведения. В этом смысле право и государство производны от человека.

Комплексность заключается в том, что названный принцип лежит  в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и его органами, так и с другими общественными образованиями, другими гражданами в рамках правовых отношений по поводу самых различных объектов.

Информация о работе Правовое государство