Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 15:15, курсовая работа
Целью написания работы является рассмотрение принципов правового государства, а так же существующих проблем в срезе Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ 6
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ ПРИНЦИПОВ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 13
2.1. Понятие правового государства 13
2.2. Характеристика принципов правового государства 17
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
Правовое государство — многомерное развивающееся явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность правом.
Если суммировать современные подходы, последние достижения юридической науки и практики, то в результате можно получить следующие основные характеристики признаков правового государства:
В юридической литературе последних
лет называют и ряд других признаков
правового государства: четкое разграничение
функций общества и государства; создание
антимонополистических механизмов, препятствующих
сосредоточению властных полномочий в
каком-либо одном звене или институте;
верховенство и прямое действие конституционного
закона; установление в законе и осуществление
на деле суверенности государственной
власти; соответствие внутреннего законодательства
общепризнанным нормам и принципам международного
права и др.
Некоторые из названных признаков целесообразно рассмотреть более подробно ввиду того, что в отечественной научной литературе они стали встречаться сравнительно недавно и современные авторы исследуют их, порой, совершенно с разных позиций.
Решающей социально-
Исторический опыт свидетельствует, что частная собственность не только разъединяла людей, но и вызывала к жизни невиданный ранее всплеск инициативы и интереса к развитию производства. В итоге именно она способствовала формированию структур гражданского общества, автономных по отношению к государственной власти.
Экстраполируя к современности, можно утверждать, что экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда.
Следовательно, в идеале гражданское общество — это "содружество свободных граждан, права которых священны". Первейшая задача государства — обеспечение всеми возможными средствами свободы человека. Только свободный человек способен создать нормальное гражданское общество, сотворить людям и себе достойную жизнь, добиться экономического и духовного процветания, обеспечить гармонию национальных отношений. Именно при таком условии возможно создание сильного демократического государства.
Верховенство закона во всех сферах общественной жизни определяется тем, что в законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения, общую волю населения страны. Они регулируют наиболее важные стороны общественной жизни. Они определяют меру свободы в жизненно важных сферах, охраняют нравственные ценности общества. Все другие правовые акты должны соответствовать закону. При расхождении этих актов с законом действует закон. Подзаконные акты, тем более ведомственные, при всей их значимости выражают волю издавших их государственных органов и к общей воле, по сути дела, отношения не имеют. А поэтому, при необходимости, они могут лишь конкретизировать некоторые положения закона, но ни в коем случае не "совершенствовать", не "подправлять", не "изменять" закон.
Основным атрибутом
Принцип разделения ветвей власти предполагает наличие системы сдержек и противовесов. Элементами такой системы, в частности, являются: срочность полномочий должностных лиц; право вето на законопроекты, право роспуска парламента, независимость судейского корпуса и др.
Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически.
В правовом государстве собственность
принадлежит непосредственно
Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы.
Переход от тоталитарных методов к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства. Прочая социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев.
Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.
Таким образом, правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права, ограничено правом и исключает произвол и беззаконие. Государство применяет силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает другим людям.
Принципы — это
Их формирование обусловлено объективными и субъективными факторами: уровнем развития культуры, науки, образования и других элементов, составляющих совокупный интеллект данной общественной системы; нравственно-духовным потенциалом общества, который выражается в признании большинством населения справедливым, а значит, и правовым существующего государственного устройства; наличием или отсутствием стабильного механизма реализации правовых начал в деятельности государственных органов; степенью освоения конкретным человеком права как собственной свободы, осознанной и в необходимых случаях и необходимых пределах им самим ограниченной.
С учетом исторических данных, общественной и государственной практики и с позиций современного научного знания можно выделить такие принципы правового государства.
1. Принцип
приоритета права. В
Принцип приоритета права может быть раскрыт при усвоении следующих моментов. Во-первых, право неразрывно связано с человеком, это сторона его бытия, универсальное средство общения и гарантия нормального образа жизни. Во-вторых, государство не единственный источник формирования права. Во многих случаях оно лишь оформляет, облекает в правовую форму либо естественно-правовые требования, либо волеизъявление всего народа (общества),-ыраженное через референдумы, либо положения, сформировавшиеся в ходе общественной практики, в осооенности судебной. В-третьих, право возникло раньше, а потому носит более естественный характер, чем государство. По одной из версий, государство возникло из необходимости организационно-властной, силовой поддержки правовых установлений в обществе в целях его нормального функционирования.
Великие мыслители-«одиночки» догадывались о про-исхожаении права и его роли в жизни людей, но лишь сейчас можно сказать, что человечество постепенно, но последовательно осознает эту его роль и выбирает право в качестве приоритета в своем развитии. Отсюда необходимость ограничения государственной власти, связанности правом деятельности государственного аппарата, ориентирование государства на защиту прав и свобод человека.
В конечном счете приоритет права означает: а) рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона; б) соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой; в) необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов; г) наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.).
2. Принцип правовой защищенности человека и гражданина. Сразу следует подчеркнуть, что данный принцип носит первичный, комплексный, непреходящий и абсолютный характер.
Человек как разумное и общественное существо в процессе своей жизни, общения с себе подобными создает различные организационные формы своего существования и устанавливает приемлемые для себя правила игры, нормы поведения. В этом смысле право и государство производны от человека.
Комплексность заключается в том, что названный принцип лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и его органами, так и с другими общественными образованиями, другими гражданами в рамках правовых отношений по поводу самых различных объектов.