Правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

Целью написания работы является рассмотрение принципов правового государства, а так же существующих проблем в срезе Республики Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ 6
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ ПРИНЦИПОВ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 13
2.1. Понятие правового государства 13
2.2. Характеристика принципов правового государства 17
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Файлы: 1 файл

Тема Правовое государство история и современность.doc

— 251.00 Кб (Скачать файл)

Непреходящий характер указанного принципа обусловлен естественным происхождением права, возникшего, по существу, из стремления человека сохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т.д. Иными словами, право возникло и существует как разумная сторона бытия, мера свободы человека.

Абсолютность (тотальность) этого  принципа состоит в том, что все взаимоотношения индивида с государством (его органами, должностными лицами) должны строиться только на правовой основе. Если они выходят за пределы действия права, со стороны государства это может обернуться произволом, внеправовым насилием, игнорированием нуяод человека.

Принцип правовой защищенности в содержательном плане имеет специфические правовые признаки. Это 1) равенство сторон и  взаимная ответственность государства  и гражданина; 2) особые тип правового  регулирования и форма правоотношений; 3) стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его осуществления.

1) Нормальные правовые отношения  предполагают равенство и взаимную  ответственность их сторон. Разумеется, государство, вступая во взаимоотношения с множеством различных общественных образований и со всеми гражданами, уже поэтому обладает огромным объемом прав и обязанностей. Кроме того, государство как совокупный представитель народа имеет ряд особых правомочий, которых не может быть у отдельного гражданина (издавать общеобязательные нормы, взимать налоги и т. д.). И все же оснований для утверждения, что государство располагает большими правами, чем гражданин, не существует. В конкретных правоотношениях у них равные права и соответствующие им обязанности. Причем в правовом государстве должен быть отработан и механизм взаимной ответственности за нарушение прав, невыполнение обязанностей.

2) Поскольку презюмируется, что  правовое государство и граиоданин  — равноправные участники правоотношений, основной формой их взаимосвязей выступает договор (о приеме на работу, займа, купли-продажи, найма жилого помещения и т. д.). Договором высшей формы является конституция, если она принята в результате всенародного голосования (референдума). В ней определяются те особые права, которые передаются государству и не могут принадлежать отдельному гражданину, и те естественные права, которые составляют содержание частной жизни граждан и неприкосновенны для всего государства.

Для либеральных социальных систем характерно сочетание двух основных типов правового регулирования. Действия гражданина регламентируются по общедозволительному типу, разрешающему делать все, что прямо не запрещено в законе, поощряющему творчество, социально полезную инициативу. Государство, его органы и должностные лица должны руководствоваться разрешительным типом правового регулирования, который позволяет им действовать только в пределах своей компетенции, делать лишь то, что разрешено законом.

3) Устойчивый, стабильный правовой  статус гражданина (система его прав и обязанностей) и четкий, бесперебойно работающий юридический механизм его обеспечения позволяют человеку смело смотреть вперед, не бояться, что его права могут быть в любой момент нарушены.

3. Принцип единства права и  закона. В правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. Это означает, что он должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственной власти, законно избранным или назначенным. И наконец, при его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств и приемов, выработанных мировой практикой. Это логически выверенные и соизмеримые с гуманистическими принципами правовые конструкции и понятия, адекватные норме процессуальные формы, адресные типы и способы правового регулирования, последовательные демократические процедуры принятия законов и др.

4. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Власть в государстве может олицетворять один человек (монарх, диктатор, харизматический лидер), она может принадлежать группе лиц (хунте, верхушке партийно-политической бюрократии). В данном случае для властвующих неважно, каким путем она им досталась (революция, гражданская война, переворот, по наследству и т.п.). Но для правового государства характерным является демократический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом.

Традиционная концепция разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную применительно к современным  государствам должна пониматься не как  дележ власти, а как создание системы  сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций. Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть (производная от законодательной), назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных. В Англии, США и других странах судебная власть явилась источником и стержнем формирования всей правовой системы. В России начало реальному разделению властей положила судебная реформа 1864 г. В историко-теоретическом плане можно говорить о необходимости постоянного возвышения судебной власти, испокон веков олицетворяемой с образцами беспристрастности и справедливости.

Наряду с изложенными правовому  государству присущи и принципы верховенства закона — высшего нормативно-правового  акта, конституционно-правового контроля, политического плюрализма и др.

В числе важнейших элементов, отвечающих характеристике правового государства (его основных признаков), следует назвать:

  • Осуществление подлинного народовластия, распространяемого во все стороны организации и сферы жизни гражданского общества и выступающего в качестве целостной системы развития демократии.
  • Конституционное обеспечение разделения властей, выражающее различные государственные формы осуществления единой власти народа.
  • Верховенство права и связанность государственной власти правовыми предписаниями.
  • Верховенство закона, согласно которому именно закон обладает высшей юридической силой в системе иных правовых актов и обеспечивает недопустимость произвольного вмешательства государства в жизнь гражданского общества, т.е. вмешательства, не основанного на положениях закона.
  • Взаимосвязь прав и обязанностей и взаимная ответственность государства и личности, а также гарантированность прав и свобод человека, обеспечивающая их реализацию в политической, социальной и культурной сферах жизни.
  • Повышение роли и авторитета судебной власти с необходимыми конституционными гарантиями независимости правосудия.
  • Формирование эффективных институтов конституционного контроля за законностью.

     Государственная власть  в правовом государстве не  является абсолютной.  Это обусловлено  не только господством права,  связанностью государственной власти правом, но и тем, как организована государственная власть, в каких формах и какими органами она осуществляется. Здесь необходимо обратиться к теории разделения властей.  Согласно этой теории смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности. Поэтому для того, чтобы предотвратить возникновение авторитарной абсолютной власти,  не связанной правом эти ветви власти должны быть разграничены, разделены, обособлены.

     С помощью  разделения  властей правовое государство  организуется и функционирует  правовым способом: государственные  органы действуют в рамках  своей компетенции,  не подменяя  друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие  во взаимоотношениях государственных органов,  осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.

     Принцип разделения  властей  на законодательную,  исполнительную и судебную означает,  что каждая из  властей  действует самостоятельно  и  не вмешивается в полномочия другой.  При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая  возможность присвоения той или иной властью полномочий другой.  Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он еще и обставляется системой "сдержек и противовесов" властей.  Подобная система "сдержек и противовесов" устраняет всякую почву для узурпации  полномочий  одной  власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов государства.

В правовом  государстве  ни  один  государственный  орган, должностное  лицо,  коллектив или общественная  организация,  ни один человек не вправе посягать на закон.  За его  нарушение они несут строгую  юридическую ответственность.  Когда мы ведем речь о верховенстве закона как нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой, то имеем в виду, что все подзаконные акты должны строго соответствовать ему,  а должностные лица не уклонятся от его исполнения и тем  более   не  нарушать  его. Также недопустимо "обогащать" закон подзаконными актами,  вкладывать в его содержание такой смысл,  который не был предусмотрен  законодателем.  Кроме того и все рядовые граждане должны в своем поведении руководствоваться законом.  А для этого помимо всего прочего, они должны быть информированы о его содержании.

     Правовое государство  также предполагает правовую  устойчивость Конституции.  Недопустимо ее постоянное изменение, дополнение и обновление. Ибо тогда она перестает быть Основным Законом государства, обладающим долгосрочным характером.

Отсюда и значение Конституции  как Основного Закона государства.  Необходимо максимально стремиться к тому, чтобы Конституция занимала реальное место в правовой системе,  имела практическую ценность. Конституция закрепляет основные положения всех сторон государственной и общественной жизни, поэтому для практической реализации ее норм, как правило, необходимы вторичные законодательные акты, детализирующие конституционные установления в такой мере,  в какой это необходимо  для их  претворения  в  жизнь.  Однако  в важнейших вопросах и сама Конституция должна быть в достаточной степени конкретной, чтобы выступать  в  качестве источника норм прямого действия,  обязательных для государственных органов,  должностных лиц.  К числу таким  норм,  относятся те,  которые закрепляют основные права, свободы и обязанности граждан,  реальность  которых  не  должна увязываться с наличием или отсутствием специального акта, касающегося механизма реализации указанной  группы  конституционных норм.

     Тщательный подход  к  разработке законодательных  актов,  с одной стороны,  и  готовность внести в них необходимые  исправления и поправки,  вызванные реальной жизненной практикой, с другой, - представляют собой те правила, которыми должен руководствоваться законодатель.  Законодательные акты, даже те, которые касаются важнейших сторон государственной и общественной жизни, часто  не отвечают требованиям нормативности и гарантированности. При таких условиях эти акты не становятся реальными регуляторами  общественных  отношений,  не  приводят к сколько-нибудь значительному социальному эффекту,  несмотря на все  призывы  и даже борьбу за соблюдение и применение таких актов.  Необходимо установить высокое качество законодательства,  а также  установить механизм самореализации правовых норм,  которые будут способствовать становлению правового государства.

     Конкретно-исторический  опыт  становления и развития  правовой государственности определяется  социально-экономическими  и политическими  условиями,  уровнем общественного правосознания, субъективными факторами, национальными и историческими традициями. Одним из таких условий является существование единого правового  пространства  в  границах  данного  государства.   Ученые-юристы,  занимающиеся  разработкой  проблем правового государства и связывающие формирование его основ прежде всего с реализацией  принципа верховенства закона как основной общедемократической ценностью,  уделили внимание понятию правового закона,  необходимости придания законам, в том числе и Конституции, прямого действия, упорядочения ведомственного и локального нормотворчества,  создания правовых механизмов,  обеспечивающих их полное соответствие закону.  Но реализация этих  идей  возможна лишь  при наличии единого правового пространства как определяющего условия становления правовой государственности.

     В современном   демократическом  государстве   эффективность правового закона  сопряжена с наличием единого  правового  пространства,  в   котором приоритетное значение имеет принцип верховенства законов,  принимаемых от имени народа и выражающих  его суверенную  волю,  над всеми действующими в стране нормативными актами.  Подзаконные акты,  включая ведомственные распоряжения, приказы,  инструкции,  подлежат конституционному контролю.  Это означает,  что они могут быть опротестованы, обжалованы и аннулированы по мотивам нарушения законности или,  напротив,  после определенной судебной процедуры подтверждены как  соответствующие конституции и иным законам.

     Идея единого  правового  пространства становится национальной. В странах Западной Европы  концепция правового пространства  наряду  с  концепцией европейского  экономического пространства, получает  все большее признание,  и выражается в борьбе с терроризмом, защитой прав человека, праве убежища, отношениями между правоохранительными органами.

Информация о работе Правовое государство