Правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

Целью написания работы является рассмотрение принципов правового государства, а так же существующих проблем в срезе Республики Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ 6
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ ПРИНЦИПОВ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 13
2.1. Понятие правового государства 13
2.2. Характеристика принципов правового государства 17
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Файлы: 1 файл

Тема Правовое государство история и современность.doc

— 251.00 Кб (Скачать файл)

Судебная власть принадлежит судам, то есть всей совокупности судебных инстанций, а не отдельному судебному учреждению. Все суды выносят свои решения именем Республики Беларусь. В этом одно из отличий судебной власти от законодательной или исполнительной, которые олицетворяют один или два высших органа (Парламент, Президент, Правительство).

Судебная власть реализуется в  определенных формах. Именно посредством  судебной деятельности обеспечивается верховенство права, верховенство Конституции.

Если действие Конституционного Суда распространяется на всю территорию Республики Беларусь, то в системе общих и хозяйственных судов сфера действия определяется территориальным уровнем судов. Систему общих судов составляют: Верховный Суд, областные, Минский городской, районные (городские) суды. Белорусский военный суд, межгарнизонные военные суды. Систему хозяйственных судов - Высший Хозяйственный Суд, хозяйственные суды областей и хозяйственный суд г. Минска (хозяйственные суды городов и районов пока не созданы).

Запрещается образование чрезвычайных судов, то есть при любых условиях, например в военное время, в связи с введением чрезвычайного или военного положения, право па правосудие не может быть ограничено, правосудие должно осуществляться по общеустановленным процедурам. Поэтому при осуществлении особых мер в период чрезвычайного положения не могут ограничиваться права, указанные не только в части второй ст. 63, но и в ст. 60 Конституции.

В современных странах централизованное управление делами государства сочетается с местным управлением и самоуправлением.

Наиболее полно понятие и принципы местного самоуправления изложены в Европейской хартии о местном самоуправлении, следование которой является одним из условий вступления в Совет Европы.

В соответствии с Хартией под  местным самоуправлением подается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ими, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения (п. 1 ст. 3).

В силу того, что местное самоуправление является формой организации граждан для решения стоящих перед ними задач, оно способствует приближению власти к населению с учетом существующих местных условий и особенностей. Можно утверждать, что местное самоуправление является властью, создаваемой населением.

Согласно ст. 117 Конституции местное  управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы др. депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного  самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.

Местное самоуправление осуществляется в границах административно-территориальных  единиц: сельсовета, поселка, города, района, области.

Основным звеном местного самоуправления являются местные Советы депутатов - представительные органы государственной власти на территории соответствующих административно-территориальных единиц. Местные Советы призваны обеспечивать согласованную деятельность органов территориального общественного самоуправления.

Единую систему местных Советов  депутатов в Республике Беларусь составляют сельские, поселковые, городские, районные, областные Советы депутатов. Единство системы местных Советов  обеспечивается общностью правовых начал, принципов образования  и деятельности, а также задач, которые они призваны решать в интересах населения, социального и экономического развития соответствующей территории.

Неотъемлемым признаком местного самоуправления и управления является закрепление законодательством за органами местного самоуправления и управления самостоятельных полномочии.

Основные полномочия органов местного самоуправления и управления, а также  их роль в идеологии белорусского государства закреплены в Конституции  и Законе "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь". Они обладают широкими правами и обязанностями в сфере экономических, социальных отношений, бюджета, финансов, охраны общественного порядка и др.

Важнейшими полномочиями органов  местного самоуправления (в данном случае местных Советов депутатов) является утверждение программы экономического и социального развития (ст. 121 Конституции). С учетом особенностей компетенции местных Советов различных уровней (первичного, базового, областного) они также вправе утверждать программы жилищного строительства, благоустройства, дорожного строительства, коммунально-бытового и социально-культурного обслуживания населения, охраны природы (ст. 161,17,18 Закона "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь"), На них возлагаются также организация, контроль и утверждение отчетов о выполнении этих программ.

В области бюджета и финансов местные Советы депутатов утверждают и исполняют бюджеты, утверждают отчеты об их исполнении; устанавливают в соответствии с законом местные налоги и сборы.

Местные Советы депутатов определяют в пределах, установленных законом, порядок управления и распоряжения коммунальной собственностью. Они определяют правовой режим имущества, входящего  в коммунальную собственность соответствующего административно-территориального образования. К компетенции Советов депутатов базового уровня относятся дача согласия на размещение и развитие на территории Совета предприятий, хозяйственных организаций и учреждений, не находящихся в коммунальной собственности соответствующего административно-территориального образования; рассмотрение планов и программ размещения, развития и специализации предприятий (объединений) и специально-культурных учреждений различных форм собственности, дача по ним заключений и в необходимых случаях внесение предложений в соответствующие органы управления и др.

В области земельных отношений, использования природных ресурсов местные Советы депутатов осуществляют распоряжение и контроль за использованием земель, их недр, вод, лесов, охотничьих и рыболовных угодий, других природных ресурсов, находящихся в ведении Советов.

Право распоряжения землей и другими  природными ресурсами местные Советы осуществляют путем предоставления их в установленном законом порядке  во владение и пользование предприятиями и гражданам.

Местные Советы депутатов осуществляют управление находящимися в их ведении  учреждениями здравоохранения, образования, культуры, социального обеспечения  и другими учреждениями и организациями.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В ходе проведенного исследования автор  работы пришел к следующим выводам:

С учетом исторических данных, общественной и государственной практики и  с позиций современного научного знания можно выделить такие принципы правового государства.

1. Принцип приоритета права.

2. Принцип правовой защищенности человека и гражданина.

3. Принцип единства права и  закона.

4. Принцип правового разграничения  деятельности различных ветвей  государственной власти.

Наряду с изложенными правовому  государству присущи и принципы верховенства закона — высшего нормативно-правового акта, конституционно-правового контроля, политического плюрализма и др.

Все вышесказанное  позволяет нам  уже сегодня сформулировать на базе накопленных знаний некоторые подходы  к определению принципов государственного управления развитием нашего общества. Такие составные черты коллективной ментальности белорусского народа, как традиционализм, практицизм и известный конформизм, диктуют в качестве стратегии внутренней и внешней политики проведение в жизнь принципов последовательности, постепенности, поиска средних комбинированных вариантов, практической ориентированности любых проектов и программ. Не получат одобрения и поддержки у нашего народа исключающие альтернативы «прыжки в рынок», «шоковые терапии», сомнительные «макроперспективы», рискованные авантюры и прочие губительные примеры из политической практики других стран.

Основными параметрами стратегического  управления обществом, программирующими оптимальный вариант государственной  власти, должны быть:

  • в экономической области:, ориентация на смешанные, коллективно-частные формы собственности; государственная поддержка с помощью инвестиций, льготных кредитов и других форм избирательного патронажа предприятий с акционерной собственностью; расширение сети техноемких совместных предприятий в оффшорных зонах; выбор партнеров по принципу организационно-экономической, технологической и ментальной совместимости и т.д.;
  • в социальной сфере: государственная поддержка социально незащищенных слоев населения; поощрение всех форм профессиональной деятельности и предпринимательства при их реальном вкладе в развитие национальной экономики; превращение тонко дифференцированной оплаты труда в главный стимул роста его производительности; формирование «среднего класса» из представителей всех социально-профессиональных групп; постоянный мониторинг общественного мнения как основания социальной политики и т.д.;
  • в национальной политике: установка на всестороннюю консолидацию наций и национальных культур; формирование образцово-нормативной системы общенациональной культуры, в которой белорусская культура будет играть роль доминанты и коммуникатора;
  • в сфере науки и образования: создание единой интегрированной системы «наука - образование - технологии», придание этой системе статуса общественного приоритета; развитие массового среднего и высшего образования в сочетании с элитарным для особо одаренных представителей из всех слоев населения; гуманизация и гуманитаризация образования и т.п.;
  • в области искусства: развитие общенациональной художественной культуры; поддержка приоритетных направлений отечественного искусства, прежде всего его профессиональных форм и образцов, уходящих корнями в языческо-христианское мировоззрение и восточнославянский фольклор белорусов;
  • во внешней политике: «географический плюрализм»; «политика открытых дверей»; приоритет экономических интересов; взвешенные отношения с соседями и другими странами мира; расширение партнерства с ментально совместимыми странами; развитие сети туристических, телевизионных и компьютерных коммуникаций; проведение сбалансированной хозяйственно-региональной политики по созданию совместных транзитных транспортных развязок, торгово-экономических и финансовых союзов; укрепление Союза Беларуси и Россия в рамках обновленного СНГ и прочее;
  • в государственно-правовой сфере: сильное и эффективное государство, мир, стабильность, политический консенсус, общественное согласие.

Ценностные ориентации являются одной  из наиболее стабильных характеристик  личности и народа. Однако исторические перемены и социальная модернизация приводят не только к разрушению существующих общественных структур, но и порождают кризис старых ценностей. Смена ценностей, новый уровень организации (состояния) этноса требуют изменения стиля государственного управления.

При этом государству вовсе не отводится  пассивная роль. При специфических обстоятельствах названные перемены могут оказывать и обратное воздействие, тормозить или блокировать позитивные общественные преобразования. Задача государства сводится в этой связи к формированию и культивированию новых черт национального характера с целью повышения уровня организации членов этноса. Здесь хочу сослаться на авторитет известного испанского философа Хосе Ортеги-и-Гассета, которому принадлежит одна из самых оригинальных концепций нации в XX веке. По его мнению, нация - это прежде всего единство государственной власти и общества. Для существования нации достаточно, чтобы она сама себя запрограммировала, имела программу на будущее, подкрепленную общественным одобрением и преданностью людей этому захватывающему проекту. Взгляд на нацию как на реализацию «проекта нации» еще один аргумент в пользу активной, определяющей и регулирующей роли государства, его политики в развитии народа, формировании общественного идеала и программы его достижения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп., пр. на респ. референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2013. – 48 с.
  2. Гражданский кодекс Республики Беларусь, 7 дек. 1998 г., № 218-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 08.07.2008 г. // КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] /ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
  3. Жилищный кодекс Республики Беларусь, 22 март. 1999 г. № 248–3 // КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] /ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
  4. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь, 11 янв. 1999 г., № 238-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 04.01.2010 г. // КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] /ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
  5. Об обращениях граждан.  Закон Республики Беларусь от 6 июня 1996 г. № 407-XIII // КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. Центр правовой инфор. Республики Беларусь. Минск 2013.
  6. А.С.Пиголкин «Общая теория права»: Учеб. Для юрид. Вузов, Мн. 2004.–489 с. // КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. Центр правовой инфор. Республики Беларусь. Минск 2007.
  7. А.Ф.Вишневский, Н.А.Горбаток, В.А.Кучинский «Общая теория государства и права». – Мн.: Тесей, 2002.–627 с.
  8. Алексеев С. С. Общая теория права. В двух томах. Т. 11. М., 1982.–523 с.
  9. Алексеев С. С. Проблемы теории права. Курс лекций в двух томах. Т. I. Свердловск, 1972.–478 с.
  10. Бабаев В. К. Презумпции в советском праве. Горький, 1974.–176 с.
  11. В.А. Карташкин «Международные механизмы защиты прав человека», Москва,  2003 г. С. 229
  12. В.А.Юсупов "Правоприменительная деятельность органов управления" с. 100-107.
  13. Коваленко А.И. Теория государства и права. М.: «Юридическая литература»,  2002. С. 284-287.
  14. Манов Г.Н., Теория государства и права, М., 2003. С. 284.
  15. Общая теория государства и права. Академический курс. В двух томах / Под ред. проф. М. Н. Марченко. Т. 2. Теория права. М., 1998.– 528 с.
  16. Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 2000.– 543 с.
  17. Полящук Н.А. Курс лекций по «Общей теории права», Минск, 2005 г, С. 71
  18. Спиридонов Л. И. Теория государства и права. Курс лекций. СПб., 1995.– 478 с.
  19. Сырых В. М. Теория государства и права: Учебник. М., 2004. С. 330–331 и др. 210
  20. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М., 1997.– 559 с.
  21. Теория государства и права: Учебник / Под ред. А. С. Пиголкина. М., 2005.– 697 с.
  22. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / Под ред. проф. А. С. Пиголкина. М., 2003.– 549 с.
  23. Черданиев А. Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. М., 1999.– 545 с.

 

 

 


Информация о работе Правовое государство