Правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 07:05, курсовая работа

Описание работы

В настоящее же время в соответствии с нынешней Конституцией «Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканкой формой правления» (ст. 1 Конституции РФ). Это положение имеет важнейшее значение, поскольку даёт определение Российской Федерации, перечисляя ряд её важнейших признаков, конкретизируемых в последующих статьях всей Конституции. Мне стало интересно, является ли на самом деле Россия правовым государством и, поэтому, целью всей моей работы стал ответ на этот вопрос.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Зарождение и развитие идей правового государства

1.1 Идеи правового государства в Древнем мире 4
1.2 Развитие идей правового государства в XV - XX в 8

ГЛАВА 2. Правовое государство и гражданское общество: понятие и признаки

2.1 Правовое государство: понятие, признаки 15
2.2 Особенности и признаки гражданского общества 22

ГЛАВА 3. Становление правового государства в Российской Федерации

3.1 Гражданское общество как необходимый элемент становления правового государства 26
3.2 Проблемы и пути формирования правовой государственности в Российской Федерации 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 38

Файлы: 1 файл

правовое государство.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)



миниСТерство  образования и науки российской федерации

федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Восточно-Сибирский  государственный университет технологии и управления»

 

Институт экономики и права

Юридический факультет

 

Кафедра Теория государства и права. Конституционное право

 

 

 

Допущен к защите:

Заведующий кафедрой

_________/к.т.н., доцент Ж.Б.Доржиев

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

на тему: ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

 

Исполнитель:       студент вечерней формы обучения группы ______

ОЧИРОВА МАРИЯ ВИКТОРОВНА /_____________________ /

                                                                                            подпись, дата

 

 

 

 

Руководитель работы  /________________ /   к.ю.н. С.В.Лозовская

                                                подпись, дата

 

 

 

 

 

Улан-Удэ  2012

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

                                                                                                                      стр

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                            3

                                                                                   

ГЛАВА 1. Зарождение и  развитие идей правового государства

 

1.1 Идеи правового государства в Древнем мире                                              4

1.2 Развитие идей правового государства в XV - XX в                                    8

 

ГЛАВА 2. Правовое государство  и гражданское общество: понятие  и признаки

 

2.1 Правовое государство: понятие, признаки                                                  15

2.2 Особенности и признаки  гражданского общества                                      22

 

ГЛАВА 3. Становление правового  государства в Российской Федерации

 

3.1 Гражданское общество как необходимый элемент становления правового государства                                                                                                           26

3.2 Проблемы и пути формирования  правовой государственности в  Российской Федерации                                                                                        30

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                    36

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ            38

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Данная курсовая работа посвящена рассмотрению темы «Правовое  государство: история, современность, проблемы». Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Вопросы типа: Что такое правовое государство? Когда появилась его идея и как она развивалась? Каковы его основные признаки и черты? Каковы цель и назначение правового государства? – практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков, независимо от их взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось и как называлось это государство – государством ли закона, справедливости, государством всеобщего благоденствия или же государством законности.

В настоящее же время  в соответствии с нынешней Конституцией «Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканкой формой правления» (ст. 1 Конституции РФ). Это положение имеет важнейшее значение, поскольку даёт определение Российской Федерации, перечисляя ряд её важнейших признаков, конкретизируемых в последующих статьях всей Конституции. Мне стало интересно, является ли на самом деле Россия правовым государством и, поэтому, целью всей моей работы стал ответ на этот вопрос.

Эта тема очень актуальна  в наше время, так как обсуждение вопроса о правовом государстве было всегда одним из центральных вопросов общества. Правовое государство было предметом дебатов в прошлом, оно есть в настоящем и будет в будущем.

Российская государственность  сейчас переживает сложные времена и ей необходима быстрейшая реорганизация всех областей жизни общества, и правовое государство здесь выступает идеальным примером, к которому нужно стремиться нашей стране.

Итак, что же такое  правовое государство? В чём его  особенности? И есть ли правовое государство в России?

Глава 1. ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИДЕЙ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

    1. Идеи правового государства в Древнем мире

Зачатки теории правового  государства в виде идей гуманизма, широкого или ограниченного притязания господствующего класса принципам демократизма, установления и сохранения свободы, господства права и закона прослеживаются еще в рассуждениях передовых для своего времени людей, мыслителей-философов, историков, писателей и юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая и других стран Древнего мира.

Так, еще в знаменитых диалогах под названием «Государство», «Политик», «Законы» и других древнегреческого философа-идеалиста Платона проводилась  мысль о том, что там, где «закон не имеет силы и находится под  чьей-либо властью», неизбежна «близкая гибель государства». «Соответственно, там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях».

Тирания, неизбежно приходящая, по мнению Платона, на смену демократии, опьяненной «свободой в неразбавленном виде, когда чрезмерная свобода оборачивается чрезмерным рабством, есть наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, произвол и насилие. Только там, заключал Платон, «где закон – владыка над привилегиями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги».

Аналогичные идеи, заложившие основу теории правового государства, развивались также в работах  ученика и критика Платона, «величайшего мыслителя древности», как назвал его Маркс, Аристотеля. Именно ему, стоявшему на позициях защитника права индивида, частной собственности как проявления в каждом человеке «естественной любви» к самому себе и развивавшего в противоположность Платону взгляд на государство как на продукт естественного развития, как на высшую форму человеческого общения, охватывающую собой все другие его формы (в виде семьи, селения и др.), принадлежат крылатые слова о том, что «Платон мне друг, но больший друг – истина».

Выражая свое отношение к государственной власти, праву и закону, Аристотель постоянно проводил мысль о том, что «не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву; стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права». Там, где отсутствует «власть закона», делал вывод Аристотель, там нет места и (какой-либо) форме государственного строя. Закон должен властвовать над всем»1.

С идеями передовых мыслителей Древней Греции о праве, свободе, человеческом достоинстве и гуманизме перекликаются гуманистические воззрения и взгляды древнеримских политических и общественных деятелей, писателей, историков, поэтов. Особенно отчетливо это прослеживается в работах знаменитого римского оратора, государственного деятеля и мыслителя Цицерона, таких, как «О государстве», «О законах», «Об обязанностях», а также в многочисленных произведениях одного из крупнейших римских писателей и философов эпохи Империи, Аннея Сенеки.

Что такое государство? Чьим достоянием оно является? –  спрашивал Цицерон. И тут же отвечал: достоянием народа, понимаемым не как «любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом», а как «соединение многих людей, связанных вместе между собою согласием в вопросах права и общностью интересов»2. Государство, пояснял Цицерон, с точки зрения его соотношения с правом не что иное, как «общий правопорядок». В основу же права он неизменно вкладывал присущие человеческой природе, равно как и природе вообще, разум и справедливость.

Будучи глубоко убежденным и последовательным сторонником естественного права, Цицерон исходил из того, что права и свободы человека не даруются и не устанавливаются кем-либо и по чьему бы то ни было желанию или велению, а принадлежат ему по самой природе. Оперируя понятием «истинный закон», Цицерон рассматривал его как «разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая; запрещая, от преступления отпугивает; оно, однако, ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает им...».

Весьма важным в плане  формирования идей, заложивших первые камни и составивших впоследствии (в видоизмененном, приспособленном  к изменившейся действительности виде) основу теории правового государства, явился сформулированный Цицероном правовой принцип, согласно которому «под действие закона должны подпадать все, а не только некоторые, избранные граждане». Важным оказалось выработанное им положение, в соответствии с которым любому закону должно быть свойственно стремление хотя бы «кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами»; выдвигавшиеся им призывы к человеколюбию, «законосообразности», к борьбе за свободу и справедливость, за гуманистическое отношение государственных органов к свободным гражданам и даже рабам.

Гуманистические мотивы, идеи духовной свободы всех людей  независимо от их занятий и положения  в обществе особенно громко и требовательно  звучали в многочисленных трактатах  Сенеки. Среди них выделялись трактаты «О счастливой жизни», «О милосердии», «О спокойствии души», «Нравственные письма к Луцилию», трагедии «Медея», «Агамемнон», «Эдип» и др. Весьма показательны его выступления в защиту «говорящих орудий» - рабов.

Подобные человеколюбивые, гуманистические мотивы, трансформировавшиеся немедленно или по истечении определенного времени в соответствующие государственно-правовые взгляды и доктрины, в соответствии с которыми в обществе и государстве должны торжествовать не зло, насилие и произвол, а право и закон, развивались не только в Древней Греции и Риме, но и в Древней Индии и Китае. Наряду с наивными материалистическими представлениями о мире, умещавшимися в формулах типа «сознание рождается из вещей и умирает тоже в вещах» или «жизнь – это корень смерти, а смерть – корень жизни», в Китае, например, еще в глубокой древности философами и юристами, применительно к господствовавшему в стране рабовладельческому строю, проводилась мысль о том, что «в государстве должен царить порядок», основанный на законе. Утверждалось, что государь, если он хочет до конца жизни не подвергаться опасности, должен быть справедливым, а «управление страной должно соответствовать спокойствию», быть спокойным. Нельзя силой насаждать порядок в стране, ибо «страна управляется справедливостью».

Конечно, данные и перекликающиеся с ними мысли и воззрения наивно было бы включать напрямую в их первозданном виде в систему принципов и идей, формирующих современную концепцию правового государства. Это тем более невозможно, что им не всегда доставало строгой логичности, определенности и последовательности. А, кроме того, некоторые из них хотя и не расходились радикально с идеями и взглядами, положившими историческое начало процессу становления теории «правового государства», но, тем не менее, непосредственно и не «вписывались в них, органически не сочетались с ними». К таковым можно было бы отнести, в частности, рассуждения – своего рода постулаты известного древнекитайского философа Лао Цзы, согласно которым, «когда растут законы и приказы, увеличивается число воров и разбойников»; «когда правительство спокойно, народ становится простодушным. Когда правительство деятельно, народ становится несчастным»; «нужно сделать государство маленьким, а народ – редким» и пр.

Однако, несмотря на такие  своеобразные суждения и умозаключения, все же древняя гуманистическая мысль, государственно-правовые взгляды и идеи передовых, прогрессивных мыслителей того времени, несомненно, стали первоосновой, предтечей всего последующего процесса развития гуманистических взглядов и идей, составивших впоследствии фундамент теории правового государства.

Разумеется, до полного  завершения процесса создания данной концепции правового государства  было еще очень далеко. Предстояло пройти огромный интеллектуальный путь, измерявшийся даже не столетиями, а тысячелетиями. Но, тем не менее, начало, причем весьма обнадеживающее, было положено. Важно было теперь не сбиться с этого пути.

 

1.2 Развитие идей правового  государства в XV - XX в.

В период ранних буржуазных революций в разработку концепции  правовой государственности значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, III. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т. Джефферсон и другие.

Г. Гроций был первым выдающимся теоретиком школы естественного  права. Согласно его теории существует право естественное и право волеустановленное. Источником естественного права является природа человека, человеческий разум. К предписаниям естественного права он относит воздержание от чужого имущества, обязанности соблюдения обещаний, возмещение виновного ущерба, а также «воздаяние» людям заслуженного наказания. Волеустановительное право, исходящее от государства, должно всецело соответствовать принципам естественного права. Правовые институты феодализма объявлялись Г. Гроцием противоречащими природе человека, поэтому выдвигалось требование нового права, «отвечающего законам разума». Целью государства он считал охрану частной собственности посредством таких правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку свободное пользование своим достоянием с согласия всех3.

Информация о работе Правовое государство