Правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 07:05, курсовая работа

Описание работы

В настоящее же время в соответствии с нынешней Конституцией «Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканкой формой правления» (ст. 1 Конституции РФ). Это положение имеет важнейшее значение, поскольку даёт определение Российской Федерации, перечисляя ряд её важнейших признаков, конкретизируемых в последующих статьях всей Конституции. Мне стало интересно, является ли на самом деле Россия правовым государством и, поэтому, целью всей моей работы стал ответ на этот вопрос.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Зарождение и развитие идей правового государства

1.1 Идеи правового государства в Древнем мире 4
1.2 Развитие идей правового государства в XV - XX в 8

ГЛАВА 2. Правовое государство и гражданское общество: понятие и признаки

2.1 Правовое государство: понятие, признаки 15
2.2 Особенности и признаки гражданского общества 22

ГЛАВА 3. Становление правового государства в Российской Федерации

3.1 Гражданское общество как необходимый элемент становления правового государства 26
3.2 Проблемы и пути формирования правовой государственности в Российской Федерации 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 38

Файлы: 1 файл

правовое государство.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

Таких властей («ветвей  власти»), свидетельствующих о высокой  развитости государства, три: законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть. Соответственно различают три вида государственных органов: законодательные, исполнительные, судебные.

Принцип разделения властей  проведен во всех современных развитых демократических странах. Вместе с  тем есть следующее существенное обстоятельство. Власть в государстве должна быть одновременно и целостной, единой, и наряду с этим разделенной. Именно поэтому с названными «тремя властями» как бы обособляется в качестве особого самостоятельного институт главы государства. В республиках — президент, в конституционных монархиях — монарх (король, император и т.д.).

Исходя из сказанного, очевидно, что принцип разделения властей способствует «рассредоточенности» государственной власти между различными властными звеньями, структурами.

3. Правовая форма организации  и деятельности публичной (государственной)  власти.

В соответствии с рассматриваемым  положением деятельность властных структур должна осуществляться на основе принципа справедливости, требования безусловного и честного исполнения предписаний закона. Такой подход означает, что закон един для всех и что справедливый закон исполняется беспристрастными должностными лицами (судьями и др.).

Очевидно, чем более  развиты правовые начала (основы) государства, чем более отчетливо обозначены границы деятельности его органов, пределов вмешательства в частную жизнь граждан, тем лучше защищены права и свободы людей, тем больший простор для самореализации, активности общественных объединений. «Цель государства, — отмечал Б.Н. Чичерин,— в следующем: оно обеспечивает область общих интересов и не должно вторгаться в частную жизнь. Отдельные союзы, в которые слагается человеческое общежитие, должны сохранить свою самостоятельность».

Как видно, этот принцип  ограждает общество от любых форм государственного произвола, вседозволенности со стороны государственно-властных структур.

4. Верховенство закона  во всех сферах общественной  жизни. Этот фактор в юридической  литературе нередко рассматривается  в качестве основополагающего  относительно правового государства и включает две составляющие – верховенство закона и соответствие закона праву. В чем это выражается? В первом аспекте, т.е. юридическом смысле, имеется в виду то, что закон – это принятый в особом порядке первичный правовой акт по основным вопросам жизни государства, непосредственно выражающий общую государственную волю, направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

Соответственно все  иные нормативные правовые акты в  государстве издаются на основе законов  и им противоречить не могут. Второй аспект рассматриваемой проблемы предполагает соответствие закона праву, реализуется прежде всего в нормотворческой деятельности государства. Имеется в виду разработка и принятие правовых законов, отвечающих принципу социальной справедливости, призванных ввести в общественную жизнь начала согласия. Без этого невозможен элементарный правопорядок. Вместе с тем принципы верховенства закона и социальной справедливости относятся и к правоприменению. Пренебрежение к названным принципам и создает удобную атмосферу для различного рода злоупотреблений.

5. Режим демократического  конституционного правления. В  числе ресурсов государственной  власти, основанной на праве, называют  конституционное правление, включающее  ряд ключевых положений. Это:

а) установление конституционно-правового  статуса личности и гражданина в  России, признание приоритета прав личности, подчинение праву всех органов  государства, должностных лиц и  граждан, свободные выборы и референдумы  — высшие институты власти народа.

б) признание и реальное существование политического и  идеологического плюрализма, политических (в том числе оппозиционных) партий, осуществления социально-экономических  и политических прав граждан, их организаций, обеспечение выборности и сменяемости  центральных и местных представительных (законодательных) органов власти, усиление тенденции проведения государством социальной политики в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры и др.

в) открытость в деятельности государства, гласность, свобода средств массовой информации, отсутствие цензуры.

В реальной политико-правовой жизни  без этого невозможен контроль общества над государством, призрачными становятся демократия в обществе, связанность  государства, его органов правом. В связи с этим определяется значимость средств массовой информации, которые особенно активны и влиятельны, в избирательных кампаниях, что проявляется не только в освещении тех или иных политических фактов, но и в их комментировании и оценке.

6. Признание и гарантирование  прав и свобод человека и гражданина. Исходными началами этого аспекта является конституционное признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Следовательно, признавая широкий объем прав и свобод граждан, государственная власть не всегда располагает эффективной системой мер — правовых, организационных и других, называемых гарантиями. Одним из условий упрочения гарантий прав личности является расширение судебной защиты прав граждан, которая должна охватывать возможность обжалования любых нарушений конституционных прав и свобод.

Было бы неверным считать, что все в рассматриваемом  плане зависит от государственно-правовых институтов. Если сам человек не проникнется своими правами и свободами, не будет везде, всегда и перед всеми отстаивать свои права и свободы, то одни государственные органы едва ли что сделают относительно связанных с этим проблем.

7. Свобода выборов, предполагающая наличие альтернативных кандидатур, отсутствие политического, административного, информационного и иного давления на избирателей, кандидатов, организаторов выборов.

Задача любого правового  государства — оберегать и  обеспечивать свободу выборов, ограничивать в этом плане свои действия и решения и при наличии невыгодной для государственных структур политической ситуации. Правовое государство с учетом рассмотренного аспекта — это государство, в котором действует демократическая избирательная система, реализуются принципы избирательного права: всеобщее, равное, прямое, при тайном голосовании и др.

8. Законность в деятельности  всех субъектов права. В соответствии  с этим государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации, граждане обязаны соблюдать нормы права, их деятельность должна сообразовываться с предписаниями законов.

9. Взаимная ответственность  государства и личности. Этот  принцип выражает нравственные  и правовые начала взаимоотношений  между правовым государством как носителем политической власти и личностью — участника ее осуществления. Поэтому взаимная ответственность выступает здесь как средство координации отношений государства и гражданина.

В юридической литературе признается, что взаимная ответственность государства и личности проявляется в следующем: наделение их определенным объемом взаимных прав и обязанностей; наличие равных возможностей как у государства, так и у личности отстаивать свои права; государство должно нести ответственность за свои действия перед каждой личностью, а личность, в свою очередь, ответственна перед государством за нарушение установленного порядка, прав и свобод других граждан, причинение ущерба; обеспечение принципа взаимной ответственности государства и личности деятельностью независимых  судов, возможностью обращения за защитой своих прав в международные организации.

В юридической литературе в числе признаков правового  государства наряду с названными также называют и иные. В их числе:

а) признание человека высшей ценностью, целью государства, центром, в интересах которого функционирует весь государственный механизм;

б) высокий авторитет суда, его реальные возможности обеспечить права и свободы граждан;

в) недопущение монополизма в политике и экономике;

г) соответствие внутреннего законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права;

д) признание прирожденных и неотчуждаемых (естественных) прав и свобод человека (помимо соответствующих прав и свобод гражданина);

е) наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан и др.;

ж) высокий уровень правосознания и правовой культуры граждан и должностных лиц;

и) господство права в  решении национальных проблем.

В целом можно заключить  следующее: правовое государство —  государство, осуществляющее свою деятельность на основе и в рамках законов, в котором создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для ограничения с помощью права политической власти в целях недопущения злоупотреблений.

 

 

2.2 Особенности и признаки  гражданского общества

В сознании российских граждан  гораздо больше утверждалась идея правового  государства, о чем много говорят, пишут и спорят. Очевидно и то, что менее освоены представления  о гражданском обществе, его ценности, структуре, предпосылках. Отчасти это объясняется тем, что в действующем Основном законе страны Российская Федерация рассматривается в качестве демократического правового государства. Вместе с тем здесь нет формулировки «гражданское общество». Однако интерес к созданию в России гражданского общества в последнее время усиливается, нередко проявляется на самых различных уровнях. При этом утверждается, что «необходимость гражданского общества и его автономии по отношению к государству составляет одну из главных, «несущих» конструкций, на которых строятся как теория, так и практика нашей жизни».

Учение о гражданском  обществе прошло длительный путь. Упоминание о нем есть в «Политике» древнегреческого философа Аристотеля и «Государстве»  Платона, полагавших, что основой гражданского общества является частная собственность, которая способствует тому, что гражданин становится независимым и деятельным. Позднее подобные вопросы нашли отражение в трудах представителей идеи естественного права — Г. Гроция, Т. Гоббса, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо и др.

Философскую характеристику устоев гражданского общества мы находим  у И. Канта и Г. Гегеля, считавших, что только в таком обществе возможно наиболее полное развитие природных  задатков людей.

Представления о гражданском  обществе как о системе связей индивидов через экономические, правовые и другие отношения получили отражение в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса. Они отмечают: благодаря высвобождению частной собственности из античной и средневековой общности, «государство приобрело самостоятельное существование наряду с гражданским обществом и вне его...».

И далее: «Возьмите определенное гражданское общество, и вы получите определенный политический строй, который  является лишь официальным выражением гражданского общества».

В.И. Ленин не пользовался понятием гражданского общества ни применительно к капитализму, ни применительно к социализму, возможно потому, что социалистическая действительность, которая должна быть основана на жесткой иерархии (и была таковой!), «расходилась» с идеей гражданского общества».

Воззрения мыслителей прошлых  эпох о гражданском обществе позволили  обнаружить те конкретные институты  и социальные условия, которые могут  способствовать становлению демократического правового государства.

Понятие «гражданское общество» имеет свое особое содержание, качественно обособленную сферу отношений — экономических, социальных, политико-правовых и иных, отличающихся определенной независимостью от государства.

Как видно, при таком  широком подходе гражданское  общество, его элементы существуют во всех государствах, включая недемократические (авторитарные и др.). Имеется в виду, что ни одна власть не может полностью контролировать естественные формы жизнедеятельности.

В интересующем нас аспекте, т.е. в более узком смысле, гражданское общество — это общество на определенном этапе своего развития, когда оно выступает социально-экономической основой демократического и правового государства. Гражданское общество в этом смысле есть область частной, не подконтрольной напрямую государству жизни людей. Сюда входят отношения, основанные на различных формах собственности, разнообразные социальные, культурные, общественно-политические объединения, развитое самоуправление на разных уровнях общественной системы и др. Соответственно, гражданское общество — совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, культурными, этническими и т.п.), реализуемыми в основном вне сферы деятельности государства.

Существенной предпосылкой к возрождению гражданского общества в современной России было принятие новых нормативных документов: в ноябре 1991 г. «Декларации прав и свобод человека и гражданина» и в декабре 1993 г. Конституции Российской Федерации, закрепляющей отдельные элементы гражданского общества — многообразие форм собственности, включая частную, многопартийность, политический плюрализм, широкие экономические, политические и личные права и свободы человека и гражданина, возможность проявить инициативу в сфере рыночных отношений и др.

Информация о работе Правовое государство