Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 07:05, курсовая работа
В настоящее же время в соответствии с нынешней Конституцией «Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканкой формой правления» (ст. 1 Конституции РФ). Это положение имеет важнейшее значение, поскольку даёт определение Российской Федерации, перечисляя ряд её важнейших признаков, конкретизируемых в последующих статьях всей Конституции. Мне стало интересно, является ли на самом деле Россия правовым государством и, поэтому, целью всей моей работы стал ответ на этот вопрос.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Зарождение и развитие идей правового государства
1.1 Идеи правового государства в Древнем мире 4
1.2 Развитие идей правового государства в XV - XX в 8
ГЛАВА 2. Правовое государство и гражданское общество: понятие и признаки
2.1 Правовое государство: понятие, признаки 15
2.2 Особенности и признаки гражданского общества 22
ГЛАВА 3. Становление правового государства в Российской Федерации
3.1 Гражданское общество как необходимый элемент становления правового государства 26
3.2 Проблемы и пути формирования правовой государственности в Российской Федерации 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 38
Таких властей («ветвей власти»), свидетельствующих о высокой развитости государства, три: законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть. Соответственно различают три вида государственных органов: законодательные, исполнительные, судебные.
Принцип разделения властей проведен во всех современных развитых демократических странах. Вместе с тем есть следующее существенное обстоятельство. Власть в государстве должна быть одновременно и целостной, единой, и наряду с этим разделенной. Именно поэтому с названными «тремя властями» как бы обособляется в качестве особого самостоятельного институт главы государства. В республиках — президент, в конституционных монархиях — монарх (король, император и т.д.).
Исходя из сказанного, очевидно, что принцип разделения властей способствует «рассредоточенности» государственной власти между различными властными звеньями, структурами.
3. Правовая форма организации
и деятельности публичной (
В соответствии с рассматриваемым положением деятельность властных структур должна осуществляться на основе принципа справедливости, требования безусловного и честного исполнения предписаний закона. Такой подход означает, что закон един для всех и что справедливый закон исполняется беспристрастными должностными лицами (судьями и др.).
Очевидно, чем более развиты правовые начала (основы) государства, чем более отчетливо обозначены границы деятельности его органов, пределов вмешательства в частную жизнь граждан, тем лучше защищены права и свободы людей, тем больший простор для самореализации, активности общественных объединений. «Цель государства, — отмечал Б.Н. Чичерин,— в следующем: оно обеспечивает область общих интересов и не должно вторгаться в частную жизнь. Отдельные союзы, в которые слагается человеческое общежитие, должны сохранить свою самостоятельность».
Как видно, этот принцип ограждает общество от любых форм государственного произвола, вседозволенности со стороны государственно-властных структур.
4. Верховенство закона
во всех сферах общественной
жизни. Этот фактор в
Соответственно все иные нормативные правовые акты в государстве издаются на основе законов и им противоречить не могут. Второй аспект рассматриваемой проблемы предполагает соответствие закона праву, реализуется прежде всего в нормотворческой деятельности государства. Имеется в виду разработка и принятие правовых законов, отвечающих принципу социальной справедливости, призванных ввести в общественную жизнь начала согласия. Без этого невозможен элементарный правопорядок. Вместе с тем принципы верховенства закона и социальной справедливости относятся и к правоприменению. Пренебрежение к названным принципам и создает удобную атмосферу для различного рода злоупотреблений.
5. Режим демократического
конституционного правления. В
числе ресурсов
а) установление конституционно-правового статуса личности и гражданина в России, признание приоритета прав личности, подчинение праву всех органов государства, должностных лиц и граждан, свободные выборы и референдумы — высшие институты власти народа.
б) признание и реальное
существование политического и
идеологического плюрализма, политических
(в том числе оппозиционных) партий,
осуществления социально-
в) открытость в деятельности государства, гласность, свобода средств массовой информации, отсутствие цензуры.
В реальной политико-правовой жизни без этого невозможен контроль общества над государством, призрачными становятся демократия в обществе, связанность государства, его органов правом. В связи с этим определяется значимость средств массовой информации, которые особенно активны и влиятельны, в избирательных кампаниях, что проявляется не только в освещении тех или иных политических фактов, но и в их комментировании и оценке.
6. Признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина. Исходными началами этого аспекта является конституционное признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Следовательно, признавая широкий объем прав и свобод граждан, государственная власть не всегда располагает эффективной системой мер — правовых, организационных и других, называемых гарантиями. Одним из условий упрочения гарантий прав личности является расширение судебной защиты прав граждан, которая должна охватывать возможность обжалования любых нарушений конституционных прав и свобод.
Было бы неверным считать, что все в рассматриваемом плане зависит от государственно-правовых институтов. Если сам человек не проникнется своими правами и свободами, не будет везде, всегда и перед всеми отстаивать свои права и свободы, то одни государственные органы едва ли что сделают относительно связанных с этим проблем.
7. Свобода выборов, предполагающая наличие альтернативных кандидатур, отсутствие политического, административного, информационного и иного давления на избирателей, кандидатов, организаторов выборов.
Задача любого правового государства — оберегать и обеспечивать свободу выборов, ограничивать в этом плане свои действия и решения и при наличии невыгодной для государственных структур политической ситуации. Правовое государство с учетом рассмотренного аспекта — это государство, в котором действует демократическая избирательная система, реализуются принципы избирательного права: всеобщее, равное, прямое, при тайном голосовании и др.
8. Законность в деятельности
всех субъектов права. В
9. Взаимная ответственность
государства и личности. Этот
принцип выражает нравственные
и правовые начала
В юридической литературе признается, что взаимная ответственность государства и личности проявляется в следующем: наделение их определенным объемом взаимных прав и обязанностей; наличие равных возможностей как у государства, так и у личности отстаивать свои права; государство должно нести ответственность за свои действия перед каждой личностью, а личность, в свою очередь, ответственна перед государством за нарушение установленного порядка, прав и свобод других граждан, причинение ущерба; обеспечение принципа взаимной ответственности государства и личности деятельностью независимых судов, возможностью обращения за защитой своих прав в международные организации.
В юридической литературе в числе признаков правового государства наряду с названными также называют и иные. В их числе:
а) признание человека высшей ценностью, целью государства, центром, в интересах которого функционирует весь государственный механизм;
б) высокий авторитет суда, его реальные возможности обеспечить права и свободы граждан;
в) недопущение монополизма в политике и экономике;
г) соответствие внутреннего законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права;
д) признание прирожденных и неотчуждаемых (естественных) прав и свобод человека (помимо соответствующих прав и свобод гражданина);
е) наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан и др.;
ж) высокий уровень правосознания и правовой культуры граждан и должностных лиц;
и) господство права в решении национальных проблем.
В целом можно заключить следующее: правовое государство — государство, осуществляющее свою деятельность на основе и в рамках законов, в котором создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для ограничения с помощью права политической власти в целях недопущения злоупотреблений.
2.2 Особенности и признаки гражданского общества
В сознании российских граждан
гораздо больше утверждалась идея правового
государства, о чем много говорят,
пишут и спорят. Очевидно и то,
что менее освоены
Учение о гражданском обществе прошло длительный путь. Упоминание о нем есть в «Политике» древнегреческого философа Аристотеля и «Государстве» Платона, полагавших, что основой гражданского общества является частная собственность, которая способствует тому, что гражданин становится независимым и деятельным. Позднее подобные вопросы нашли отражение в трудах представителей идеи естественного права — Г. Гроция, Т. Гоббса, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо и др.
Философскую характеристику устоев гражданского общества мы находим у И. Канта и Г. Гегеля, считавших, что только в таком обществе возможно наиболее полное развитие природных задатков людей.
Представления о гражданском обществе как о системе связей индивидов через экономические, правовые и другие отношения получили отражение в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса. Они отмечают: благодаря высвобождению частной собственности из античной и средневековой общности, «государство приобрело самостоятельное существование наряду с гражданским обществом и вне его...».
И далее: «Возьмите определенное гражданское общество, и вы получите определенный политический строй, который является лишь официальным выражением гражданского общества».
В.И. Ленин не пользовался понятием гражданского общества ни применительно к капитализму, ни применительно к социализму, возможно потому, что социалистическая действительность, которая должна быть основана на жесткой иерархии (и была таковой!), «расходилась» с идеей гражданского общества».
Воззрения мыслителей прошлых эпох о гражданском обществе позволили обнаружить те конкретные институты и социальные условия, которые могут способствовать становлению демократического правового государства.
Понятие «гражданское общество» имеет свое особое содержание, качественно обособленную сферу отношений — экономических, социальных, политико-правовых и иных, отличающихся определенной независимостью от государства.
Как видно, при таком широком подходе гражданское общество, его элементы существуют во всех государствах, включая недемократические (авторитарные и др.). Имеется в виду, что ни одна власть не может полностью контролировать естественные формы жизнедеятельности.
В интересующем нас аспекте, т.е. в более узком смысле, гражданское общество — это общество на определенном этапе своего развития, когда оно выступает социально-экономической основой демократического и правового государства. Гражданское общество в этом смысле есть область частной, не подконтрольной напрямую государству жизни людей. Сюда входят отношения, основанные на различных формах собственности, разнообразные социальные, культурные, общественно-политические объединения, развитое самоуправление на разных уровнях общественной системы и др. Соответственно, гражданское общество — совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, культурными, этническими и т.п.), реализуемыми в основном вне сферы деятельности государства.
Существенной предпосылкой к возрождению гражданского общества в современной России было принятие новых нормативных документов: в ноябре 1991 г. «Декларации прав и свобод человека и гражданина» и в декабре 1993 г. Конституции Российской Федерации, закрепляющей отдельные элементы гражданского общества — многообразие форм собственности, включая частную, многопартийность, политический плюрализм, широкие экономические, политические и личные права и свободы человека и гражданина, возможность проявить инициативу в сфере рыночных отношений и др.