Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 07:05, курсовая работа
В настоящее же время в соответствии с нынешней Конституцией «Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканкой формой правления» (ст. 1 Конституции РФ). Это положение имеет важнейшее значение, поскольку даёт определение Российской Федерации, перечисляя ряд её важнейших признаков, конкретизируемых в последующих статьях всей Конституции. Мне стало интересно, является ли на самом деле Россия правовым государством и, поэтому, целью всей моей работы стал ответ на этот вопрос.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Зарождение и развитие идей правового государства
1.1 Идеи правового государства в Древнем мире 4
1.2 Развитие идей правового государства в XV - XX в 8
ГЛАВА 2. Правовое государство и гражданское общество: понятие и признаки
2.1 Правовое государство: понятие, признаки 15
2.2 Особенности и признаки гражданского общества 22
ГЛАВА 3. Становление правового государства в Российской Федерации
3.1 Гражданское общество как необходимый элемент становления правового государства 26
3.2 Проблемы и пути формирования правовой государственности в Российской Федерации 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 38
Исследование социальной природы гражданского общества, его творческого потенциала предполагает раскрытие признаков, свойственных такому обществу. Обратим внимание на наиболее значимые из них.
1. Понятие «гражданское
общество» характеризует
2. Гражданское общество
— это такое социальное
3. Гражданское общество
в целом осуществляется через
такие негосударственные
4. Гражданское общество
способствует развитию и
5. Права человека — главный ценностный ориентир гражданского общества и правового государства.
На основании сказанного можно отметить, что гражданское общество — это негосударственная общность людей, объединенных по различным показателям в определенные социальным группы (семья и др.) и формирования (партии, общественным движения), действующие на основе правовых и иных социальных норм в целях удовлетворения индивидуальных и групповых потребностей и интересов, их реализации.
Процесс становления гражданского общества сложен и противоречив, отличается длительностью, не завершен ни в одной из существующих стран. Формирование гражданского общества — одно из необходимых условий продвижения России по пути проведения экономических, политических и правовых реформ, становления правового государства.
Глава 3. СТАНОВЛЕНИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Гражданское общество как необходимый элемент
становления правового государства
Взаимоотношения государства и гражданского общества Сложны и разнообразны по своему содержанию.
С одной стороны, гражданское
общество возникает в процессе отделения
от государства определенных социальных
структур (общественные движения и
др.), усиления их относительной
В связи с этим отношения между такими социальными образованиями целесообразно рассматривать в трех аспектах: во-первых, установить их единство; во-вторых, определить, какие черты, свойства, особенности определяют их различия; в-третьих, выяснить взаимосвязи этих явлений, формы таких взаимосвязей.
Единство государства и гражданского общества проявляется по ряду направлений.
1. Формирование и правового государства, и гражданского общества преследует одну и ту же общую цель: создание таких социальных институтов, которые призваны служить человеку, защищать его права и интересы.
2. Они формируются одновременно на определенном этапе исторического развития при наличии условий, соответствующих их становлению.
3. Организация и деятельность
основных институтов
4. Необходимой предпосылкой
гражданского общества
5. Государство обеспечивает
условия для самовыражения и
свободы человека, его инициативы,
предпринимательства и др., что
отражает формирование новых
социально-экономических и
Различия гражданского общества и государства заключены в их структуре, специфических функциях, что подтверждается многими факторами.
1. Гражданское общество многогранно. Здесь сколько людей и объединений, столько и интересов, и способов их представления. Правовое государство едино, олицетворяет собой «становой хребет» и одновременно форму («обруч») общества. В государстве принципиально важен момент общего интереса (или интегрированного интереса) и воли большинства граждан. Можно предположить следующее: если «убрать» правовое государство, то и общество будет разделено на конкурирующие и борющиеся между собой части. Без правового государства общественные объединения как структурные элементы гражданского общества могут растрачивать свою энергию в выяснении отношений, в бесконечных спорах, столкновениях.
2. Любое государство
(даже самое демократичное)
3. Правовое государство – это организация публичной власти, обеспечивающая, «обслуживающая» гражданское общество. В этом смысле можно сказать о государстве как форме гражданского общества, что свидетельствует об их специфике и различиях.
4. По существу, гражданское общество – это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны способствовать реализации интересов индивидов и коллективов. Вместе с тем гражданское общество, его элементы могут существовать в пределах того же пространства, которое подвластно государству и где государство призвано решать всеобщие, общенациональные задачи, выражать волю всего народа.
5. Институты гражданского
общества — это семья, церковь,
Взаимодействия государства и гражданского общества. Линии взаимодействия рассматриваемых нами явлений определяются многими названными ранее факторами. Можно сказать, что государство, которое не опирается на гражданское общество и не сдерживается им, столь же опасно, как и гражданское общество, которое не упорядочивается государством, не объединятся им в новую общезначимую целостность.
Более предметное воздействие государства на гражданское общество происходит следующим образом:
1. Государственно-правовая
регламентация
2. Гарантирование возможности
субъектам гражданского
3. Установление правовых
запретов относительно
4. Законодательное закрепление
обязанности государства по
Это с одной стороны.
С другой — гражданское общество
во многом определяет функционирование
государства, его органов. Во-первых,
правотворческая деятельность государства
тесно связана с деятельностью таких структурных элементов гражданского
общества, как политические партии, общественные
организации граждан. Во-вторых, существующие
структуры гражданского общества (общественная
палата, различные территориальные комитеты
в регионах, административно-
Диалектическая взаимосвязь
гражданского общества с государством
проявляется и в том, что чем
совершеннее гражданской
3.2 Проблемы и пути формирования правовой государственности в Российской федерации
На Западе становление правовой государственности заняло не менее двухсот лет, и можно утверждать, что правовая государственность — это политическая власть, адекватная развитому гражданскому обществу, демократическому плюрализму, постиндустриальной ступени мировой цивилизации и культуры. Первые ростки (и теории) правовой государственности России относятся к концу XIX в. и началу XX в., принципы конституционности пыталось установить в стране Временное правительство после Февральской революции. Октябрьское вооруженное восстание, приход к власти большевиков отверг всякое подобие правовой государственности, сама идея правления закона была объявлена контрреволюционной. Начавшееся в середине 80-х гг. преобразование страны, получившее название перестройки, логически привело к признанию идеи правовой государственности.
В нашем государстве делается попытка не только возродить идею правового государства, но и претворить ее в жизнь. Формирование правовой государственности в России — это сложный и длительный процесс, который будет разворачиваться по мере проведения в жизнь политической, экономической и правовой реформ, возрождения нравственных устоев и общечеловеческих ценностей, построения современного демократического гражданского общества.
Проведение в жизнь
экономической, политической, правовой
реформы можно считать
Кроме того, становление
правовой государственности предполагает
генезис особых правовых отношений
между гражданином и
В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы. В последнее время принято очень много законодательных актов, создающих основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического, правового. В Конституции страны получили закрепление важнейшие принципы конституционного строя Российской Федерации. Сделаны первые шаги в сторону господства права и разделения властей, гарантированности естественных прав человека. Сделана попытка построить общефедеральные органы государственной власти, а также органы государственной власти в субъектах Российской Федерации на принципах правовой государственности.