Правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 07:05, курсовая работа

Описание работы

В настоящее же время в соответствии с нынешней Конституцией «Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканкой формой правления» (ст. 1 Конституции РФ). Это положение имеет важнейшее значение, поскольку даёт определение Российской Федерации, перечисляя ряд её важнейших признаков, конкретизируемых в последующих статьях всей Конституции. Мне стало интересно, является ли на самом деле Россия правовым государством и, поэтому, целью всей моей работы стал ответ на этот вопрос.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Зарождение и развитие идей правового государства

1.1 Идеи правового государства в Древнем мире 4
1.2 Развитие идей правового государства в XV - XX в 8

ГЛАВА 2. Правовое государство и гражданское общество: понятие и признаки

2.1 Правовое государство: понятие, признаки 15
2.2 Особенности и признаки гражданского общества 22

ГЛАВА 3. Становление правового государства в Российской Федерации

3.1 Гражданское общество как необходимый элемент становления правового государства 26
3.2 Проблемы и пути формирования правовой государственности в Российской Федерации 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 38

Файлы: 1 файл

правовое государство.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

Исследование социальной природы гражданского общества, его творческого потенциала предполагает раскрытие признаков, свойственных такому обществу. Обратим внимание на наиболее значимые из них.

1. Понятие «гражданское  общество» характеризует определенный  уровень развития общества, его состояние, степень социально-экономической, политической, нравственной и правовой зрелости, развитости.

2. Гражданское общество  — это такое социальное пространствo, в котором люди взаимодействуют  относительно свободно, без непосредственного вмешательства государства.

3. Гражданское общество  в целом осуществляется через  такие негосударственные институты,  как семья, система образования,  научные и духовные объединения,  профессиональные, женские, молодежные  организации, различного рода  ассоциации представителей разных профессий (врачей, инженеров, адвокатов и т.д.). Назовем и иных субъектов, независимых от государства, действующих самостоятельно в рамках закона. Это — предприниматели, партии, общественные объединения, движения и иные негосударственные организации.

4. Гражданское общество  способствует развитию и укреплению  демократических институтов, передаче  государством своих властных  полномочий определенным общественным  организациям, органам самоуправления.

5. Права человека —  главный ценностный ориентир гражданского общества и правового государства.

На основании сказанного можно отметить, что гражданское  общество — это негосударственная  общность людей, объединенных по различным  показателям в определенные социальным группы (семья и др.) и формирования (партии, общественным движения), действующие на основе правовых и иных социальных норм в целях удовлетворения индивидуальных и групповых потребностей и интересов, их реализации.

Процесс становления  гражданского общества сложен и противоречив, отличается длительностью, не завершен ни в одной из существующих стран. Формирование гражданского общества — одно из необходимых условий продвижения России по пути проведения экономических, политических и правовых реформ, становления правового государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. СТАНОВЛЕНИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1 Гражданское общество  как необходимый элемент 

становления правового  государства

Взаимоотношения государства  и гражданского общества Сложны и  разнообразны по своему содержанию.

С одной стороны, гражданское  общество возникает в процессе отделения  от государства определенных социальных структур (общественные движения и  др.), усиления их относительной самостоятельности, разгосударствления ряда общественных отношений. С другой - в социальной системе государство как организация власти является управляющей системой, а гражданское общество подсистемой управляемой.

В связи с этим отношения  между такими социальными образованиями  целесообразно рассматривать в  трех аспектах: во-первых, установить их единство; во-вторых, определить, какие черты, свойства, особенности определяют их различия; в-третьих, выяснить взаимосвязи этих явлений, формы таких взаимосвязей.

Единство государства  и гражданского общества проявляется  по ряду направлений.

1. Формирование и правового государства, и гражданского общества преследует одну и ту же общую цель: создание таких социальных институтов, которые призваны служить человеку, защищать его права и интересы.

2. Они формируются  одновременно на определенном  этапе исторического развития при наличии условий, соответствующих их становлению.

3. Организация и деятельность  основных институтов гражданского  общества (общественно-политических, экономических,  социальных и др.) осуществляется  с участием государства и в  соответствии с Конституцией РФ, действующим законодательством.

4. Необходимой предпосылкой  гражданского общества является  законодательное закрепление юридического  равенства людей на основе  наделения их правами и свободами,  что также свидетельствует о  нерасторжимости правового государства и гражданского общества.

5. Государство обеспечивает  условия для самовыражения и  свободы человека, его инициативы, предпринимательства и др., что  отражает формирование новых  социально-экономических и политических  реальностей в современной России и то, что у правового государства и гражданского общества много объединяющих черт.

Различия гражданского общества и государства заключены  в их структуре, специфических функциях, что подтверждается многими факторами.

1. Гражданское общество многогранно. Здесь сколько людей и объединений, столько и интересов, и способов их представления. Правовое государство едино, олицетворяет собой «становой хребет» и одновременно форму («обруч») общества. В государстве принципиально важен момент общего интереса (или интегрированного интереса) и воли большинства граждан. Можно предположить следующее: если «убрать» правовое государство, то и общество будет разделено на конкурирующие и борющиеся между собой части. Без правового государства общественные объединения как структурные элементы гражданского общества могут растрачивать свою энергию в выяснении отношений, в бесконечных спорах, столкновениях.

2. Любое государство  (даже самое демократичное) есть  организация. И как любая сложная  организация, оно объективно неизбежно строится иерархически, в порядке соподчиненности структурных звеньев (государственных органов). Публично-властные отношения, определяющие структуру и алгоритм действия государства – всегда отношения вертикальные, субординационные. Гражданское общество основано на «горизонтальных» отношениях, предполагает наличие многочисленных независимых институтов, организаций и союзов, действующих автономно, на началах самоуправления (семья, культурные объединения, научные ассоциации и др.).

3. Правовое государство – это организация публичной власти, обеспечивающая, «обслуживающая» гражданское общество. В этом смысле можно сказать о государстве как форме гражданского общества, что свидетельствует об их специфике и различиях.

4. По существу, гражданское  общество – это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны способствовать реализации интересов индивидов и коллективов. Вместе с тем гражданское общество, его элементы могут существовать в пределах того же пространства, которое подвластно государству и где государство призвано решать всеобщие, общенациональные задачи, выражать волю всего народа.

5. Институты гражданского  общества — это семья, церковь,  система образования, научные,  профессиональные объединения, организации, ассоциации, осуществляющие свою деятельность на основе реального самоуправления (территориальные, производственные, просто по интересам). Назовем также политические партии, функционирующие на основе соглашения (консенсуса) с другими институтами гражданского общества, иные общественные структуры. Во всех случаях речь идет о формированиях, основанных на единстве интересов и осуществляющих свою деятельность на основе горизонтальных связей. Имеются в виду объединения, созданные не по указке вышестоящих органов, как это свойственно государственным структурам, а «снизу», т.е. по инициативе названных элементов гражданского общества.

Взаимодействия государства  и гражданского общества. Линии взаимодействия рассматриваемых нами явлений определяются многими названными ранее факторами. Можно сказать, что государство, которое не опирается на гражданское общество и не сдерживается им, столь же опасно, как и гражданское общество, которое не упорядочивается государством, не объединятся им в новую общезначимую целостность.

Более предметное воздействие  государства на гражданское общество происходит следующим образом:

1. Государственно-правовая  регламентация функционирования  субъектов гражданского общества, закрепление их конституционно-правового  статуса (ФЗ «О политических партиях» (2001) и др.).

2. Гарантирование возможности  субъектам гражданского общества, и прежде всего тем из них,  которые реализуют свои интересы  в различных звеньях политической  системы (участие в избирательном  процессе, в формировании представительных органов власти и др.).

3. Установление правовых  запретов относительно тотального  и мелочного вмешательства органов  государственной власти и их  к должностных лиц не только  в частную и личную жизнь  человека и гражданина, но и  общественных структур (профсоюзных организаций и др.).

4. Законодательное закрепление  обязанности государства по обеспечению  экономической, политической и  социальной безопасности человека, его прав и свобод, определенной  автономии общественных объединений  в различных сферах жизнедеятельности (экономической, политической и др.).

Это с одной стороны. С другой — гражданское общество во многом определяет функционирование государства, его органов. Во-первых, правотворческая деятельность государства  тесно связана с деятельностью таких структурных элементов гражданского общества, как политические партии, общественные организации граждан. Во-вторых, существующие структуры гражданского общества (общественная палата, различные территориальные комитеты в регионах, административно-территориальных единицах) способствуют совершенствованию форм прямой и представительной демократии, созданию условий для активной деятельности политических партий, выражающих различные мнения, нередко несовпадающие с мнением правящей элиты, развитию местного самоуправления и др. Сказанное подтверждает то, что при демократическом режиме гражданское общество тесно взаимодействует с государством, а правовое государство может формироваться только в органической связи с гражданским обществом, обеспечивая его функционирование.

Диалектическая взаимосвязь  гражданского общества с государством проявляется и в том, что чем  совершеннее гражданской общество, тем менее заметна роль государства, поскольку многие общественные структуры  выполняют более значительную роль в решении ключевых социальных задач. В неразвитом гражданском обществе незначительное участие  общественных организаций и иных подобных структур в решении экономических, политических и других важных проблем приводит к чрезмерному усилению государства. Как видно, гражданское общество представляет собой самоорганизующуюся и саморазвивающуюся систему. Вместе с тем его развитие проходит более успешно, если государство создает для этого необходимые условия. Гражданское общество есть та социальная среда, где реализуется большинство прав и свобод граждан и объединений. Чем более развито гражданское общество, тем более демократично государство. Таким образом, гражданское общество и правовое государство не могут существовать отдельно, взаимно не дополняя друг друга.

 

3.2 Проблемы и пути формирования правовой государственности в Российской федерации

На Западе становление  правовой государственности заняло не менее двухсот лет, и можно  утверждать, что правовая государственность  — это политическая власть, адекватная развитому гражданскому обществу, демократическому плюрализму, постиндустриальной ступени мировой цивилизации и культуры. Первые ростки (и теории) правовой государственности России относятся к концу XIX в. и началу XX в., принципы конституционности пыталось установить в стране Временное правительство после Февральской революции. Октябрьское вооруженное восстание, приход к власти большевиков отверг всякое подобие правовой государственности, сама идея правления закона была объявлена контрреволюционной. Начавшееся в середине 80-х гг. преобразование страны, получившее название перестройки, логически привело к признанию идеи правовой государственности.

В нашем государстве  делается попытка не только возродить  идею правового государства, но и  претворить ее в жизнь. Формирование правовой государственности в России — это сложный и длительный процесс, который будет разворачиваться по мере проведения в жизнь политической, экономической и правовой реформ, возрождения нравственных устоев и общечеловеческих ценностей, построения современного демократического гражданского общества.

Проведение в жизнь  экономической, политической, правовой реформы можно считать необходимой  предпосылкой окончательного формирования правового государства. Проведение этих реформ без участия правового  государства тоже невозможно. Должно быть их органическое взаимодействие.

Кроме того, становление  правовой государственности предполагает генезис особых правовых отношений  между гражданином и государством, между органами государственной  власти, а также обновленное взаимодействие между обществом, правом и политикой.

В качестве одной из важнейших  задач, связанной с формированием  правового государства, следует  рассматривать развитие и совершенствование  законодательства, формирование новой  по существу правовой системы. В последнее  время принято очень много законодательных актов, создающих основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического, правового. В Конституции страны получили закрепление важнейшие принципы конституционного строя Российской Федерации. Сделаны первые шаги в сторону господства права и разделения властей, гарантированности естественных прав человека. Сделана попытка построить общефедеральные органы государственной власти, а также органы государственной власти в субъектах Российской Федерации на принципах правовой государственности.

Информация о работе Правовое государство