Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 07:05, курсовая работа
В настоящее же время в соответствии с нынешней Конституцией «Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканкой формой правления» (ст. 1 Конституции РФ). Это положение имеет важнейшее значение, поскольку даёт определение Российской Федерации, перечисляя ряд её важнейших признаков, конкретизируемых в последующих статьях всей Конституции. Мне стало интересно, является ли на самом деле Россия правовым государством и, поэтому, целью всей моей работы стал ответ на этот вопрос.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Зарождение и развитие идей правового государства
1.1 Идеи правового государства в Древнем мире 4
1.2 Развитие идей правового государства в XV - XX в 8
ГЛАВА 2. Правовое государство и гражданское общество: понятие и признаки
2.1 Правовое государство: понятие, признаки 15
2.2 Особенности и признаки гражданского общества 22
ГЛАВА 3. Становление правового государства в Российской Федерации
3.1 Гражданское общество как необходимый элемент становления правового государства 26
3.2 Проблемы и пути формирования правовой государственности в Российской Федерации 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 38
Однако законодательного
закрепления положений, составляющих
суть принципов правового
повысить общую культуру населения, чтобы она могла стать частью мировой цивилизации;
построить развитую экономику, создать мощную материально-техническую базу с высокоэффективными технологиями;
обеспечить высокий уровень материальной обеспеченности граждан;
создать стабильную политическую обстановку, решить национальный вопрос;
создать развитую правовую систему, повысить правовую культуру и правосознание граждан, обеспечить четкую и профессиональную работу правоохранительных органов.
Процесс формирования правового государства предполагает создание системы социальных, экономических, политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.
Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии и никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из направлений этой работы является развитие гражданского общества, выступающего важным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека, утверждение принципов политического плюрализма.
Непременной предпосылкой формирования правового государства следует считать сравнительно высокую общую культуру населения. Достаточно высокий уровень культуры населения предполагает развитую систему образования и воспитания, социально-бытового и медицинского обеспечения, свободное развитие науки и искусства, художественного творчества, взаимное уважение людей, интеллигентность, добропорядочность, милосердие, честность, возможность всестороннего развития личности, в первую очередь ее духовного мира. Возрождение и развитие культуры — стержня цивилизованного общества — предпосылка формирования демократического правового государства.
В духовно-культурной сфере важнейшее место занимают вопросы образования. Образование является фундаментом для развития человеческой личности. Его состояние характеризует перспективы развития конкретного общества.
Необходимым фактором, определяющим успех многих преобразований в государственной и политической жизни нашего общества, является уровень политической и правовой культуры. Необходимо избавляться от того правового нигилизма, который особенно отчетливо проявился в последнее время не только у граждан, но и у представителей государственного аппарата. Уважение и соблюдение Конституции, законов всеми членами общества, всеми должностными лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления – неотъемлемая черта демократического государства.
Проводимая в стране судебно-правовая реформа предполагает обеспечение стабильного, адекватного действительности, цивилизованного законодательства, престижного и справедливого правосудия, реально гарантирующего права и свободы граждан, высокопрофессиональной охраны правопорядка, что должно быть непременно достигнуто на основе повышения уровня правовой и политической культуры.
Цивилизованное
Важнейшим фактором формирования правовой государственности является высокий уровень развития экономики страны и материальная обеспеченность населения. В бедной стране, на низком уровне экономического развития невозможно построение правового государства. Развитая экономика, достаточный материальный достаток у населения и нормальные социально-бытовые условия людей служат базой для развития общей культуры народа и способствуют становлению гражданского общества и формированию правовой государственности.
Важнейшей задачей построения правовой государственности в Российской Федерации является утверждение принципов господства права в сфере межнациональных отношений, в национально-государственном строительстве, в формах федеративной организации российской государственности. Россия – многонациональная страна, и ей как воздух необходимы мир и национальное согласие. Решение национального вопроса – залог стабильности и порядка в обществе и государстве.
Сейчас в России происходят сложные процессы в развитии государства и права. Идет процесс становления новой государственной и правовой систем, соответствующих требованиям современного гражданского общества. Развитие права и государства все более осложняется из-за того, что общество переживает жесточайший экономический и социальный кризис, существенно отразившийся на уровне жизни людей и резко высветивший те негативные последствия, которые породила тоталитарная система за долгие десятилетия своего господства.
Возвращение России в лоно мировой цивилизации, выход из глубочайшего кризиса и обновление страны возможно, помимо всего прочего, только на пути правовой государственности. Для достижения этой цели нужно, чтобы каждый гражданин, каждый государственный орган, должностное лицо осознали важность этой задачи.
Несмотря на все трудности и кризисные явления, происходящие в нашем государстве, надеемся, что мы придем к нормальному демократическому обществу и займем достойное место в мировой цивилизации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Многие учёные и мыслители на протяжении сотен лет вырабатывали определённые концепции, связанные с идеей правового государства. Такие видные люди своих времён как, Аристотель, Платон, Боден, Монтескье, Локк, Кант и многие другие говорили в своих работах о неком государстве, где право стоит во главе его. Но так как они ещё не знали понятия правового государства – это были лишь предпосылки и основа к большой теории, которой было суждено занять умы большого количества людей в XVIII-XX веках. Официальную свою историю правовое государство нашло в работах немецких учёных начала XIX века, где впервые и встречается. А уже в 1832 г. Роберт фон Моль делает первый юридический анализ данного термина и вводит его в научный оборот.
Правовое государство – такой тип государства, который характеризуется главенствующей ролью права во всей деятельности страны, т.е. верховенством закона, взаимной обязанностью как гражданина перед государством, так и государства перед гражданином и чётким разделением государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. В реальности, конечно же, эти признаки не выполняются в полной мере, и, поэтому Российская Федерация на данном этапе развития не является правовым государством.
Правовое государство как воплощение справедливого, гармоничного устройства общественной жизни, покоящегося на народном суверенитете, - это социальный идеал.
Рассмотрение теории
правового государства как
Как представляется, откровенное
признание права и правового
государства как категорий, имеющих
преимущественно идеальный
Нельзя не согласиться с тем фактом, что в России, несомненно, наблюдается движение к поставленной цели, то есть созданию и функционированию правового государства. Появление недостатков в диалоге «личность – государство» и стремление к их искоренению свидетельствует о том, что эти отношения развиваются. Заметно стремление общества к цели, поставленной Конституцией РФ – становлению правового государства в его более полном соответствии определению, принятому ведущими правоведами страны.
Углубившись в суть вопроса, можно с уверенностью сказать, что Россия – это не правовое государство. Последнее только лишь идеал, к которому не только можно, но и необходимо стремиться современной России для улучшения обстановки в стране.
СПИСОК ИПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 дек. № 237.
2. Абдулаев М.И. Проблемы теории государства и права. СПб., 2003.
3. Бабаев В.К. Теория государства и права. М.,2007.
4. Гафуров З.Ш. Социально-правовое государство: причины возникновения, объективные основы, противоречивая сущность // Государство и право. 2009. №4.
5. Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Проблемы теории государства и права. М., 2005.
6. Козлихин И.Ю. Идея правового государства: история и современность. СПб., 2003.
7. Конева Н.С. Народовластие как объединяющая категория концепции современной демократии // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 9.
8. Нерсесянц В.С. Правовое государство – история и современность // Вопросы философии. 1989. № 2.
9. Омельченко О.А. Идея правового государства: истоки, перспективы, причины. М., 1994.
10. Перевалов В.Д. Теория государства и права. М., 2006.
11. Рябцев Г.В. Проблема становления правового сознания в современной России // Ученые записки РГСУ. М. 2007. №1
12. Соколов А.Н. Правовое государство. Идея. Теория. Практика. Курск, 1994.
13. Федоров В.П. Истоки идей правового государства. Владивосток, 1994.
1 Аристотель. Политика. М., 1911 г.
2 Цицерон. Диалоги. М., 1966 г.
3 Гроций Г. О праве войны и мира. М., 1959 г.
4 Спиноза Б. Избранные сочинения. Т. 2. М., 1957 г.
5 Локк Д. Избранные философские произведения. Т. 2. М., 1960 г.
6 Кант И. Соч. Т. 4. Ч. II.
7 Иеринг Р. Цель в праве. СПб., 1881 г.
8 Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М., 1911 г.
9 Цит. по: Правовое государство и народное голосование. СПб., 1906 г.
10 Котляревский С.А. Правовое государство и внешняя политика. М., 1909 г.