Правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Исходя из объекта изучения в курсовой работе формируется предмет моего изучения – специфика феномена правовое государство в общецивилизационном смысле, и в процессе формирования правовой государственности в Беларуси.
Исходя из цели, учитывая объект и специфику предмета исследования, определяются следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические основы концепции правового государства, включающие:
краткий экскурс в историю зарождения и развития идеи правовой государственности;
понятие и признаки правового государства;
принципы правового государства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА. . 5
1.1. Становление теории правового государства………... 5
1.2. Современные подходы в понимании правового
государства…………………………………………………. 10
1.3. Признаки правового государства………………….... 11
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА………….. 14
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО
ГОСУДАРСТВА……………………………………………. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………… 36

Файлы: 1 файл

Исправленная курсовая работа без рефера.docx

— 80.77 Кб (Скачать файл)

           Впервые термин «правовое государство» сформулировал немецкий ученый К. Велькер в 1813 г., а в 1829 г. Его соотечественник Р. Моль ввел это понятие в политико-правовой оборот. В Германии родоначальником учения о государстве считают И. Канта, который впервые употребил понятие «правовой закон» и государство определял как объединение множества людей, подчиненных правовым законом, а целью государства считал торжество идей права. 

В начале XX в. С. А. Котляревский подчеркивал: «Идея правового государство вошла в обиход современных цивилизованных обществ» и «убеждение, что государство должно принять облик правового, остается непоколебимым» [8, ст. 4].

 

1.2.Современные  подходы в понимании правового  государства

В современной научной  литературе правовое государство определяется неоднозначно, с различными акцентами  в его сущностной характеристике. Одни авторы считают доминантным в правовом государстве верховенство закона, другие – государственный суверенитет народа, третьи – основные права человека, четвертые – отношение власти с индивидами на основе права. Правовое государство, по В. Ф. Яковлеву, - это образ жизни общества и его граждан, основанный на верховенстве закона;по В. Д. Зорькуну – правовое государство представляет собой разумный способ соединения начал власти и свободы под углом зрения гуманизма.

В учебниках по теории государства  и права нового поколения правовое государство также трактуется неоднозначно. С точки зрения В. Н. Хропанюка, правовое государство – «такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится на взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права» [27, ст. 80].  С точки зрения А. В. Малько, «правовое государство – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений» [23, ст. 254].

Правовое государство  во многих ныне действующих конституциях современных государств, в том числе в Конституции Республики Беларусь, провозглашается как государство социальное [11, ст. 129].

Некоторые авторы утверждают, что понятие «социальное правовое государство» впервые употребил в 1929 г. немецкий государствовед Х. Хеллер как альтернативу диктатуре буржуазии и диктатуре пролетариата. Юридически понятие «социальное правовое государство» было закреплено в Конституции ФРГ 1949 г. и получило распространение в конституциях многих современных государств.

Социальное правовое государство  – это государство, которое:

1) обеспечивает такое  состояние в обществе, при котором  взаимоотношения между классами, нациями, другими социальными группами не доводятся д гражданской войны, революции, социальных взрывов, социальных потрясений;

    2) содействует обеспечению достойного уровня жизни всем своим гражданам;

3) проявляет особую заботу  о социально незащищенных гражданах  (инвалидах, престарелых, пенсионерах, одиноких, больных);

4) уделяет большое внимание  проблемам образования, здравоохранения,  досугу, быту людей [11, ст. 130].

В социальном правовом государстве  человек признается высшей ценностью.

       Правовое социальное государство – это новый, идеальный тип государства.

Становление и развитие социальных правовых государств в современном мире представляет собой закономерность в русле общечеловеческого прогресса [11, ст. 130-131].

 

1.3. Признаки правового государства

Правовое государство, несмотря на особенности, остается государством в подлинном смысле слова, т.е. организацией публичной власти. Правовое государство, как и любое иное, располагает специальным аппаратом управления и принуждения. Для его содержания устанавливаются  и взимаются налоги, проводятся займы, формируется государственный бюджет. Правовое государство, так же, как и иные государства, обладает суверенитетом. Суверенность правового государства, как и любого иного, заключается в его верховенстве по отношению ко всем гражданам, организациям внутри страны и самостоятельности (независимости) государства вовне (проведение внешней политики, построение отношений с другими государствами) [24, ст. 145].

Названые черты следует  отнести к общим, поскольку они свойственны как правовым, так и неправовым государством. Вместе с тем правовое государство отличают следующие специфические черты, указанные в предложенном выше определении:

1) Демократизм, реальное  осуществление народовластия.

Термин «народовластие» - один из существенных элементов демократии в ее современном общепринятом понимании.

2) Режим демократического  конституционного правления. 

При таком режиме высшие органы государственной власти на основе действующей Конституции имеют  мандат народа, власть реализуется  в его интересах демократическими правовыми методами

3) Разделение власти на  законодательную, исполнительную и судебную.

Принцип разделения властей  способствует «рассредоточенности» государственной власти между различными властными звеньями, структурами. Это предупреждает ее концентрацию в какой-либо одной структуре, не позволяет превратить ее в авторитарную и тоталитарную власть. [24, ст. 147-148].

Итак, принцип разделения властей позволяет отметить, что  все три ветви власти одинаковы, равновелики по силе, признаны служить  противовесами по отношению друг к другу .

4) Возвышение права, закона  над государственной властью. 

Это значит, что правовые требования должны выполнять не только граждане и их объединения, но и должностные лица, государственные органы, государство в целом. [24, ст. 148-149].

5) Ведущая роль закона  в регулировании наиболее важных  общественных отношений. 

Речь идет о верховенстве законов над всеми другими  нормативными правовыми актами.

6) Признание и гарантирование  прав и свобод человека и  гражданина.

Исходными началами действующего конституционного и текущего законодательства является признание человека, его прав и свобод высшей ценностью [24, ст. 150].

7) Режим строгой законности  в государстве и обществе.

Законность как всеобщее требование неукоснительного соблюдения исполнения действующего права распространяется на все сферы правовой деятельности государства, государственных и общественных организаций, граждан. 

Современные положения и  выводы, относящиеся к правовому  государству, объединяют все те ценные, позитивные результаты, которые были достигнуты учеными на протяжении длительного исторического периода. Таким образом, правовое государство – это такая форма организации и деятельности государственной власти, которой свойственны демократический режим конституционного правления и законности, развитая прогрессивная правовая система, разделение властей и их взаимоконтроль, признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности [24, ст. 146].

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

                  ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

 

С учетом исторических данных, общественной и государственной  практики и с позиций современного научного знания можно выделить такие принципы правового государства.

  1. Принцип приоритета права.

Принцип приоритета права  может быть раскрыт при усвоении следующих моментов. Во-первых, право неразрывно связано с человеком, это сторона его бытия, универсальное средство общения и гарантия нормального образа жизни. Во-вторых, государство не единственный источник формирования права. Во многих случаях оно лишь оформляет, облекает в правовую форму либо естественно-правовые требования, либо волеизъявление всего народа (общества), выраженное через референдумы, либо положения, сформировавшиеся в ходе общественной практики, в особенности судебной. В-третьих, право возникло раньше, а потому носит более естественный характер, чем государство.

  В конечном счете, приоритет права означает:

а) рассмотрение всех вопросов общественной и государственной  жизни с позиций права, закона;

б) соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой;

в) необходимость идеологически-правового  обоснования любых решений государственных  и общественных органов;

г) наличие в государстве  необходимых для выражения и  действия права форм и процедур (конституции  и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.) [25, ст. 93-94].

 

2. Принцип  правовой защищенности человека  и гражданина.

Человек как разумное и  общественное существо в процессе своей  жизни, общения с себе подобными создает различные организационные формы своего существования и устанавливает приемлемые для себя правила игры, нормы поведения. В этом смысле право и государство производны от человека.

  Комплексность заключается в том, что названный принцип лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и его органами, так и с другими общественными образованиями, другими гражданами в рамках правовых отношений по поводу самых различных объектов.

  Непреходящий характер указанного принципа обусловлен естественным происхождением права, возникшего, по существу, из стремления человека сохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т.д. Иными словами, право возникло и существует как разумная сторона бытия, мера свободы человека.

 Абсолютность (тотальность)  этого принципа состоит в том,  что все взаимоотношения индивида с государством (его органами, должностными лицами) должны строиться только на правовой основе. Если они выходят за пределы действия права, со стороны государства это может обернуться произволом, внеправовым насилием, игнорированием нужд человека.

  Принцип правовой защищенности в содержательном плане имеет специфические правовые признаки. Это:

  1) равенство сторон и взаимная ответственность государства и гражданина;

2) особые тип правового  регулирования и форма правоотношений;

3) стабильный правовой  статус гражданина и система  юридических гарантий его осуществления.

  3. Принцип единства права и закона. В правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. Это означает, что он должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственной власти, законно избранным или назначенным. И наконец, при его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств и приемов, выработанных мировой практикой. Это логически выверенные и соизмеримые с гуманистическими принципами правовые конструкции и понятия, адекватные норме процессуальные формы, адресные типы и способы правового регулирования, последовательные демократические процедуры принятия законов и др. [25, ст. 95-96].

  4. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Власть в государстве может олицетворять один человек (монарх, диктатор, харизматический лидер).

       Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть (производная от законодательной), назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных [25, ст. 96].

Наряду с изложенными правовому государству присущи и принципы верховенства закона - высшего нормативно-правового акта, конституционно-правового контроля, политического плюрализма и др.

В.В.Лазарев формулирует 10 принципов:

1) идея народного суверенитета;

2) господство закона (права);

3) разделение властей;

4) принцип вертикального  разделения властей (для правового  государства с федеративным устройством)  между федерацией и ее субъектами;

5) реальное обеспечение  прав и свобод личности;

6) наличие развитого гражданского  общества;

7) создание институтов  политической демократии, препятствующих  сосредоточению власти в руках одного лица или организации;

8) верховенство и прямое  действие конституционного закона, установление  законе и проведение на деле суверенности государственной власти;

9) возвышение суда как  одного из средств обеспечения  правовой  государственности;

10) соответствие законов  праву и правовая организация  государственной власти [25, ст. 132].

Таким образом, принципы - это основополагающие идеи (требования), определяющие в своей совокупности идеальную конструкцию (модель) государства, которое могло бы называться правовым. Их формирование обусловлено объективными и субъективными факторами: уровнем развития культуры, науки, образования и других элементов, составляющих совокупный интеллект данной общественной системы; нравственно-духовным потенциалом общества, который выражается в признании большинством населения справедливым, а значит, и правовым существующего государственного устройства; наличием или отсутствием стабильного механизма реализации правовых начал в деятельности государственных органов; степенью освоения конкретным человеком права как собственной свободы, осознанной и в необходимых случаях и необходимых пределах им самим ограниченной [25, ст. 92-93].

Информация о работе Правовое государство