Правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Исходя из объекта изучения в курсовой работе формируется предмет моего изучения – специфика феномена правовое государство в общецивилизационном смысле, и в процессе формирования правовой государственности в Беларуси.
Исходя из цели, учитывая объект и специфику предмета исследования, определяются следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические основы концепции правового государства, включающие:
краткий экскурс в историю зарождения и развития идеи правовой государственности;
понятие и признаки правового государства;
принципы правового государства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА. . 5
1.1. Становление теории правового государства………... 5
1.2. Современные подходы в понимании правового
государства…………………………………………………. 10
1.3. Признаки правового государства………………….... 11
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА………….. 14
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО
ГОСУДАРСТВА……………………………………………. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………… 36

Файлы: 1 файл

Исправленная курсовая работа без рефера.docx

— 80.77 Кб (Скачать файл)

                                        ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………  3 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА. . 5

          1.1. Становление теории правового государства………...  5

1.2. Современные подходы  в понимании правового

государства………………………………………………….   10

1.3. Признаки правового  государства…………………....  11

ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО  ГОСУДАРСТВА…………..  14

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ  ПРАВОВОГО 

ГОСУДАРСТВА…………………………………………….  18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..  33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………  36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Идея правового государства  в условиях современной действительности нашла значительно освещение  в работах отечественных юристов, политологов и социологов. Прежде всего, признается, что в основу правового  государства заложено стремление оградить человека от произвола властей разных уровней, а также от мелочной опеки  с их стороны, сковывающей индивидуальность человека, его свободу. Речь идет о государстве, ограниченном в своих действиях правом и вместе с тем обеспечивающем безопасность и достоинство личности.

Актуальность выбранной  темы состоит в том, что идеи правового  государства необходимы, важны сегодня. Они позволяют высказать прогнозы о будущем развитии нашего государства. И эти прогнозы, несмотря на то, что они могут сбыться не скоро, как бы организуют настоящее, ориентируют на правильные практические действия.

Объект изучения – правовое государство. Правовое государство  – это и определенная философско-правовая теория, и соответствующая практика организации политической власти и обеспечения прав и свобод человека. Его общечеловеческая ценность определяет и современные установки, устремления и усилия по формированию и развитию начал правовой государственности в Беларуси.

Исходя из объекта изучения в курсовой работе формируется предмет моего изучения – специфика феномена правовое государство в общецивилизационном смысле, и в процессе формирования правовой государственности в Беларуси.

Исходя из цели, учитывая объект и специфику предмета исследования, определяются следующие задачи:

1. Проанализировать теоретические  основы концепции правового государства, включающие:

краткий экскурс в историю  зарождения и развития идеи правовой государственности;

понятие и признаки правового  государства;

принципы правового государства.

2. Выделить проблемы формирования правового государства в Беларуси.

Эмпирическую базу работы составили:

правовые положения, изложенные в Конституции Республики Беларусь;

научные работы и тематические исследования в области государство-ведения в целом и посвященные концепции правового государства в частности таких авторов, как Платон, Аристотель, И.Кант, Гегель, П.И.Новгородцев, Ж.Ж.Руссо, Н.М.Коркунов, М.Н.Марченко и др.;

публикации по теме курсовой работы в специализированных изданиях, таких как «Юстиция Беларуси», «Судовы веснік», «Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь».

В работе использована следующая  методологическая база: метод аналитического преобразования информации, теоретическая интерпретация нормативных источников и литературы по теме исследования, анализ и синтез полученной информации, обобщения, а также метод системного подхода.

Сегодня, когда Беларусь решает задачу формирования государственно-организованного  общества на правовых началах, требующую  дальнейшей фундаментальной теоретической разработки соответствующей концепции в условиях проведения в нашей стране экономической и политической реформ, предлагаемая работа будет представлять практический интерес, так как посвящена концепции правового государства, которую надлежит рассматривать как потребность не только осознания особенностей функционирования белорусского общества, но и анализа взаимодействия личности и субъектов политической системы с точки зрения оптимизации их взаимоотношений, обеспечения правовой защищенности, равенства всех перед законом, а также усиления взаимной ответственности.

                           

                                              ГЛАВА 1

                    ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО

                ГОСУДАРСТВА

 

1.1. Становление  теории правового государства

Теория правового государства  – это синтез концептуальных идей и концепций о его природе, признаках, принципах как государства демократического, социального, в котором господствует право. Она явилась результатом всемирного прогрессивного развития учения о государственности в русле человеческого измерения и общесоциальной справедливости.

Зарождение теории правового  государства берет свое начало с  концептуальной политико-правовой идеи о торжестве справедливых законов в государстве.

Изначальной, функциональной, «сквозной» идеей, вошедшей в теорию правового государства, является идея господства юридического закона, а  не власти правителя.

Уже в VI в. до н. э. один из выдающихся древнегреческих мудрецов Солон своей знаменитой реформой воплотил идею соединения права и силы власти в господстве законов, изданных, по его словам, для простых и знатных наравне. По утверждению Аристотеля, с Солона в Афинах началась демократия. Главным в законах Солон считал обеспечение компромисса.

          Весьма характерной является эволюция во взглядах на соотношение государственной власти и закона выдающегося древнегреческого философа Платона. В своих поисках идеально устроенного государства Платон первоначально полагал, что таким должно быть государство, во главе которого стоит философ или философы, мудрость которых якобы позволяет им управлять обществом, не прибегая к изданию законов. Но впоследствии жизнь убедила Платона в том, что эффективно управлять людьми, обеспечивая прогрессивное развитие социума, возможно только на основании закона. «Я вижу близкую гибель того государства, - писал Платон в своей книге «Законы», - где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги».

Ученик Платона Аристотель, полагал, что закон должен властвовать над всем, а там, где отсутствует власть закона, нет места и какой-либо форме государственного строя; господствующей силой в государстве должен быть закон, правильный в основных своих положениях, и правитель – будет ли то одно лицо или несколько – должен простирать свою власть только на то, относительно чего закон не в состоянии высказать точных положений, потому что в общих выражениях нелегко определить ясно все случаи. Знаменитый римский мыслитель и государственный деятель Цицерон утверждал: под действием закона должен подпадать все [11, ст. 122-123].

Крупнейший средневековый  мыслитель Фома Аквинский, построивший  свое учение на теории греческих философов  и римских юристов, исходил из того, что управляют мировым и общественным порядком именно законы, которые он делил на четыре категории:

1) вечный закон;

2) естественный закон;

3) человеческий закон;

4) божественный закон.

В учениях раннебуржуазных мыслителей Г. Гроция, Б. Спинозы, М. Вольтера, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Т. Джефферсона, Т. Пейна, Дж. Локка получило углубленное обоснование необходимости осуществления государственной власти на основе справедливого закона.

В XIX в. идею законности обосновывали сторонники либерализма Б. Констан, Р. Моль, К. Велькер, В. Гумбольдт и др.

Необходимость обеспечения  господства закона в обществе в XX в. отстаивали в своих трудах такие видные ученые-юристы, как А. С. Алексеев, П. Г. Виноградов, В. М. Гессен, Н. И. Лазаревский, Н.  М. Коркунов, Г. Ф. Шершеневич, С. А. Котляревский, Б. А. Кистяковский, П. И. Новгородцев, Н. И. Палиенко и др. [11, ст. 123].

Вторым блоком идей, вошедших в теорию правового государства, является концепция естественного права. Идеи о естественном праве возникли в античные времена в учениях многих древнегреческих и древнеримских мыслителей, прежде всего тех, кто отстаивал идею господства закона, Они отождествляли естественное право с действием естественных законов, законов природы, которым должны соответствовать законы, исходящие от государства. В эпоху средневековья учение о естественных законах, об иерархии законов обосновал Ф. Аквинский [11, ст. 123-124].

Раннебуржуазные мыслители Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк и другие создали классическую естественную школу права, согласно которой естественное право – это требования человеческого разума, коренящиеся в природе человека, и законы государства должны отражать эти разумные требования. В частности, Дж. Локк утверждал, что закон, установленный в обществ, представляет собой не любое предписание, а только такое, которое указывает человеку на поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу, преследующее не уничтожение и не ограничение, а сохранение и расширение свободы, Свобода людей, по Дж. Локку, заключается в том, чтобы иметь постоянные правила для жизни, общие для каждого, позволяющие ему следовать собственному желанию во всех случаях, когда это не запрещено законом, и не быть зависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека [11, ст.124].

Третьим блоком политико-правовых идей, на основе которых постепенно формировалась теория правово государства, является концепция народного суверенитета. Впервые идею о необходимости принадлежности народу верховной власти обосновал Мо-цзы – древнекитайский мыслитель V-IV вв. до н. э. В XIV в. итальянский ученый М. Падуанский обосновывает положение, согласно которому народ – единственный носитель суверенитета и верховный законодатель, Концепцию же народного суверенитета создал в XVIII в. Ж. Ж. Руссо, По Ж. Ж. Руссо, суверенитет народа неотчуждаем, неделим, неограничен. И только народ вправе сам непосредственно осуществлять законодательство, воплощая в законах его общую волю [11, ст. 124-125].

Существенный вклад в  становление теории правового государства  внесли разработчики концепции разделения властей.

Впервые она была высказана  Аристотелем, усматривавшим в государстве  три его элемента: законодательный  орган, магистратуры, судебные органы. Затем она выразилась в позиции Полибия и Цицерона, выступивших за смешанную форму правления, сочетающую царскую, аристократическую и демократическую власти и тем самым взаимно уравновешивающую эти власти. В XIV в. М. Падуанский четко разграничил две власти - законодательную и исполнительную.

Концепция разделения властей  начала формироваться в учении Дж. Локка, выделившего законодательную, исполнительную и союзную (федеративную) власти. Создателем же доктрины разделения властей справедливо признают Ш. Монтескье, разграничившего законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, доказавшего необходимости их взаимного ограничения – во избежание злоупотребления каждой из них в отдельности – путем соответствующих юридических сдержек и противовесов [11, ст. 125].

Сторонники теории разделения властей по-разному их называют. Они расходятся и в определении  количества властей. С. Е. Десницкий различал законодательную, исполнительную, судебную, наказательную, гражданскую (городское самоуправление); И. Кант – верховную, исполнительную, судебную; Г. Гегель – законодательную, исполнительную, княжескую; Б. Констан – королевскую, исполнительную, представительную (власть верхней палаты), власть, представляющую общественное мнение (нижняя палата), судебную, муниципальную [11, ст. 124-125].

В настоящее время подавляющее  большинство исследователей ведут  речь о трех основных ветвях власти – законодательной, исполнительной и судебной. Наряду с ними некоторые  авторы выделяют еще контрольную, надзорную  муниципальную (местную). В частности, профессор Вюрцбургского университета А. Бланкенагель утверждал, что Конституционный суд ФРГ как орган конституционного контроля стал властью даже над парламентом [1, ст. 109].

Как бы завершающим звеном в разработке конструкции правового  государства явилась концепция господства права, в которой различают две модели – англосаксонскую и немецкую. Англосаксонская модель исходит из того, что правление не может быть произвольным, а должно осуществляться в соответствии с законом, принятым с соблюдением предусмотренных процедур, устанавливающим права и обязанности граждан, их гарантии, и никакой официальный статус не может защитить лицо от установленной законом ответственности, если оно нарушило предписанные права, нет никого, кто был выше его, Немецкий вариант обосновывает господство права в ракурсе различения права и закона [11, ст. 126].

Суть теории господства права, отличающейся от концептуальных идей господства закона, состоит в том, что она четко разграничивает право и закон, который может  быть как правовым, так и неправовым, несправедливым, не соответствующим принципам права. Правовой закон воплощает в себе общесоциальную справедливость, общечеловеческие ценности и этим связывает государственную власть. Право выше государственной власти. Власть должна осуществляться в соответствии с правом.

Информация о работе Правовое государство