Правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Исходя из объекта изучения в курсовой работе формируется предмет моего изучения – специфика феномена правовое государство в общецивилизационном смысле, и в процессе формирования правовой государственности в Беларуси.
Исходя из цели, учитывая объект и специфику предмета исследования, определяются следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические основы концепции правового государства, включающие:
краткий экскурс в историю зарождения и развития идеи правовой государственности;
понятие и признаки правового государства;
принципы правового государства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА. . 5
1.1. Становление теории правового государства………... 5
1.2. Современные подходы в понимании правового
государства…………………………………………………. 10
1.3. Признаки правового государства………………….... 11
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА………….. 14
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО
ГОСУДАРСТВА……………………………………………. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………… 36

Файлы: 1 файл

Исправленная курсовая работа без рефера.docx

— 80.77 Кб (Скачать файл)

Параллельно с сужением сферы  применения смертной казни расширялся круг лиц, которым не могло быть назначено  это наказание. В честности, ранее (по УК 1960 г.) смертная казнь не назначалась  лицам, не достигшим 18 лет до совершения преступления,  женщинам, находившимся в состоянии беременности во время совершения преступления, к моменту вынесения либо исполнения приговора. В соответствии с Уголовным кодексом Республики Беларусь 1999 г. применение смертной казни н допускается к женщинам вообще, а также смертная казнь не может быть применена к мужчинам, достигшим ко дню постановления приговора 65 лет.

Судебная практика в последние  годы также эволюционирует в сторону  сокращения применения смертной казни, о чем свидетельствуют следующие  статистические данные: в 1998 г. к смертной казни были приговорены 47 человек [6], а в 2008 г. суды вынесли лишь два смертных приговора [2]. То есть на данный момент Республика Беларусь фактически подошла к вопросу об отмене смертной казни. Ограничение применения смертной казни в судебной практике стало возможным благодаря введению в декабре 1997 г. в Уголовный кодекс такой меры наказания, как пожизненное заключение, которое по своей суровости выступает как реальная альтернатива смертной казни. Необходимо отметить, что в ноябре 1996 г. на референдуме 80,44% белорусских граждан, принявших участие в голосовании, отрицательно ответили на вопрос «Поддерживаете ли Вы отмену смертной казни в Республике Беларусь?». НО в 1996 г. в стране не было альтернативы смертной казни, каковой является пожизненное заключение.

Актуализируется в настоящее  время и проблема совершенствования  белорусского законодательства, касающегося ряда политических прав граждан: внесение изменений в Избирательный кодекс, в нормы, регулирующие вопросы регистрации и деятельности политических партий и общественных организаций и др.

Если обеспечение гражданских  и политических прав обязывает государство, в первую очередь, воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы граждан, то обеспечение экономических, социальных и культурных прав граждан, наоборот, предполагает активную организационную и хозяйственную деятельность государства, разработку и реализацию разнообразных социальных программ. Ведущую роль в данной работе выполняют Глава государства и органы исполнительной власти. Советом Министров Республики Беларусь были разработаны и претворены в жизнь целый ряд решений и программ, которые способствовали повышению уровня жизни белорусских граждан. Так, по индексу развития человеческого потенциала Беларусь в 2005 году опередила все страны СНГ. В стране, в отличие от большинства постсоветских республик, не повысился возраст выхода на пенсию, низкий уровень безработицы, налаживается функционирование адресной социальной помощи и т. д. Однако в целом ситуация с обеспечением социально-экономических прав граждан оставляет желать лучшего. По-прежнему невысок в стране бюджет прожиточного минимума, размер средней заработной платы, не решены многие вопросы по обеспечению прав ряда социально уязвимых групп и т. д.

В системе обеспечения  и защиты прав граждан особо отметим  роль Конституционного Суда как органа судебного контроля над конституционностью нормативных актов. Конституционный Суд осуществляет специфическую форму защиты – через контроль за соответствием законодательства Конституции. Только за последние шесть лет Конституционный Суд принял около 240 решений, которые касались практически всех отраслей права и в той или иной степени были связаны с проблемой реализации прав и свобод граждан [9, ст. 104]. В 2008 г. Декретом Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республика Беларусь» Конституционному Суду было предоставлено право проведения обязательного контроля конституционности всех законов, принятых Палатой представителей и одобренных Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь, до подписания данных законов Президентом. Как отмечает Председатель Конституционного Суда Миклошевич П.П., одним, одним из критериев, на основе которых Конституционный Суд осуществляет проверку законов в порядке предварительного конституционного контроля, является «соответствие Конституции устанавливаемых в законе ограничений прав и свобод граждан, то есть не повлечет ли принятие закона необоснованного ограничения прав и свобод, соблюдены ли пределы таких ограничений, установленные Конституцией [9, ст. 109]. Таким образом предварительный контроль конституционности законов создал дополнительные юридические механизмы, позволяющие утверждать принятие законодательных норм, не соответствующих Конституции и ограничивающих права граждан.

В то же время граждане Республики Беларусь, к сожалению, не имеют права  на индивидуальную жалобу в Конституционный Суд, которым обладают жители других государств. Индивидуальная конституционная жалоба расширяет правовые возможности в защите прав и свобод граждан, т.к. позволяет индивиду противостоять ошибкам и произволу государственных чиновников в различных органах исполнительной власти, действиям судейского корпуса, который может решить дело на основании противоправного закона, а также вынуждает законодательную власть работать более эффективно, способствуя отмене правонарушающих законов.

Правом вносить в Конституционный  Суд предложения о проверке конституционности нормативных правовых актов в порядке последующего контроля обладают Президент Республики Беларусь, Палата представителей, Совет Республики Национального собрания, верховный суд, высший хозяйственный Суд, совет Министров Республики Беларусь. В 2008 от граждан и организаций в уполномоченные органы поступило более 60 обращений с просьбой внести в Конституционный Суд предложение о проверке конституционности нормативных актов в связи с наличием в них, по мнению заявителей, противоречий, влекущих необоснованное ограничение конституционных прав и свобод. Однако, в 2008 уполномоченные субъекты с предложениями о проверке конституционности нормативных правовых актов в Конституционный Суд не обращались, хотя, как отмечается в Послании Конституционного Суда Республики Беларусь «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2008 году», для подобных обращений имелись определенные основания [18, ст. 22-23].

Отсутствие института  индивидуальной конституционной жалобы, открывающей гражданам прямой доступ в органы конституционного контроля, уменьшает возможности белорусских граждан отстоять свои права и, соответственно, снижает эффективность деятельности правозащитного механизма по защите и восстановлению нарушенных прав граждан.

Совершенствование механизмов защиты прав и свобод граждан, рост правовой культуры населения, усложнение социально-экономических отношений, в которые приходится вступать современникам, способствуют тому, что белорусские граждане в последнее время стали активно обращаться в суд с целью защиты своих прав и свобод. Например, в 2001 в порядке гражданского судопроизводства в суды было подано 157,7 тысяч заявлений, а в 2005 – 209,3 тысяч [3, ст. 13], то в 2007 в суды обратились более 245 тысяч граждан [22, ст. 20]. Обращает на себя внимание и тот факт, что белорусские граждане  стали обращаться в суд и с целью защиты своей чести и достоинства.

Когда внутри страны исчерпаны  все возможности для защиты своих  прав и свобод, белорусские граждане, в соответствии с отечественным  законодательством, имеют возможность обратиться в международные организации.

Свой вклад в обеспечение  и защиту прав и свобод граждан  вносят различные общественные объединения. В настоящее время в Республике Беларусь зарегистрировано 15 политических партий, 36 профессиональных союзов, 2221 общественное объединение. В то же время организаций, специально созданных с целью защиты прав граждан (правозащитных организаций) в стране еще немного и они пока немногочисленны. В качестве наиболее активных правозащитных белорусских организаций можно назвать Республиканское правозащитное общественное объединение «Белорусский Хельсинский комитет», Республиканское общественное объединение защиты прав человека (секция Международного Общества прав человека), Белорусское общественное объединение «Лига защиты прав человека» и др., которые информируют общественность об имевших место нарушениях в обеспечении прав и свобод человека в республике, проводят анализ национального законодательства, его соответствия международным стандартам в области прав человека, пропагандируют международные документы по правам человека, занимаются непосредственной защитой прав граждан, обратившихся к ним за помощью, организуют и проводят конференции, круглые столы, семинары по различным проблемам обеспечения и защиты прав человека и т.п. Деятельность данных организаций не только позитивно сказывается на судьбе тех граждан, которым они помогают, но и, что очень важно, способствуют формированию и распространению культуры прав человека.

В качестве первоочередной меры, способствующей активизации деятельности институтов гражданского общества по защите прав граждан, является их популяризация. Однако в белорусских государственных СМИ крайне редко можно встретить информацию о деятельности правозащитных организаций, отсутствует и государственная поддержка правозащитных организаций.

Белорусские граждане, как  и жители других государств, с целью  защиты своих прав и свобод имеют  возможность прибегать к таким  способам самозащиты, как собрания, митинги, шествия, выступления в средствах массовой информации и др. Данные формы самозащиты являются достаточно  распространенными, но не всегда его действенными. Достаточно эффективным способом самозащиты могли бы стать коллективные иски, позволяющие отстаивать и интересы отдельных граждан, и соответствующих социальных групп, но, как справедливо  отмечают российские юристы, обращая внимание на аналогичную ситуацию у себя в стране, в настоящее время «практически нет такой практики как коллективные иски»   [15, ст. 71].

Для улучшения положения  с правами человека в Республике Беларусь необходимо проведение экономических, политических и социальных преобразований, принятие мер по становлению социального правового государства и созданию социально ориентированной рыночной экономики.

Необходимым условием создания правового государства является солидарность общества. Правовое государство может существовать и успешно развиваться только там, где свобода и права человека сопряжены с уважением и доверием сограждан к государственным учреждениям и друг к другу. Солидарность, объединение вокруг общепризнанных ценностей – эти неправовые факторы, как и нравственность, оказывают огромное влияние на отношение к правам человека, праву, законности. Принципы правового государства невозможно осуществить в условиях нестабильности, социальных противоречий, конфронтации, нравственной деградации, политической борьбы, выходящей за пределы права.

Правовое государство  требует мощной экономической основы, высоких стандартов жизни, сбалансированных усилий. Можно быть нищим, но свободным какое-то время, однако чего стоят законы и государство, если не растет материальное благосостояние граждан, если общество едва обеспечивает простое воспроизводство жизни на уровне элементарных биологических потребностей.

Для реального обеспечения  прав человека необходимо не только формирование гражданского общества в целях свободного самовыражения и саморазвития индивида и правового государства для юридической защиты этого общества, но также и создание специального механизма, обеспечивающего всемерное развитие социальной сферы - жизненного пространства личности.

Поэтому закономерным результатом  общественного развития в новых  исторических условиях явилось создание социального государства. Слово «социальный» означает связанный с совместной жизнью общими потребностями. Это то, что может быть осуществлено усилиями лишь многих людей в их интересах, как, например, система здравоохранения, образования и т. д.

В процессе эволюции государства  под воздействием развития самого общества произошли важные изменения в его функциях и формах социальной деятельности. Государство из института защиты преимущественно интересов господствующих классов превратилось в аппарат выражения общих интересов большинства членов общества. В конституциях Германии, Италии, Испании, Португалии и многих других западных стран говорится о том, что в них создано социальное правовое государство. Об этом же идет речь и в конституции Республики Беларусь (ст.1).

Социальное – это такое  государство, которое ставит своей  главной целью достижение благосостояния всего общества и его членов, обеспечение гражданам достойных условий существования и свободного, всестороннего развития; гарантирующее социальную защиту наименее обеспеченных слоев населения; способствующее широкому участию народа в социальном развитии и использовании его результатов для обеспечения прав и основных свобод человека [19, ст. 110-111].

В ряде международных соглашений мировое сообщество закрепило принцип ответственности государств-членов ООН за обеспечение экономических, социальных и культурных прав человека. Так, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11) записано: «Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достойный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни».

Главная роль социального  государства в обеспечении социальных и культурных прав человека состоит в том, что оно укрепляет социально-политическую стабильность; создает материальные предпосылки для использования людьми своих гражданских и политических прав; содействует наиболее полному развитию и использованию творческих возможностей всех членов общества; способствует более рациональному и целенаправленному развитию всей системы социального обеспечения в стране; укрепляет в общественном сознании идеи солидарности, милосердия, социальной справедливости и социального равенства.

Конечная цель социального  государства – благополучие всех членов общества. Поэтому во многих странах мира оно называется «государством всеобщего благосостояния» («Social Welfare State»).

Информация о работе Правовое государство