Правовое и социальное государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 12:18, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение правового социального государства.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
Выявление историко-правовых предпосылок формирования идеи правового государства;
Определение понятия социального государства как правовой категории;
Установление соотношения категорий правовое государство и социальное государство
Анализ конституционных оснований идеи правового государства;
Уточнение основных проблем в реализации правового социального государства.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Категория «правовое государство» и «социальное государство» в юридической доктрине
1.1. Историко-правовые предпосылки формирования идеи правового государства
1.2. Социальное государство как юридическая категория
1.3. Соотношение понятие правовое государство и социальное государство в правотворческой практике
Глава 2. Реализация принципов правового и социального государства в конституции РФ
2.1. Конституционные основания идеи правового государства в РФ
2.2. Практические проблемы
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

П (о) Кур.р. Юриспруденция.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Введение

В процессе многочисленных демократических преобразований, которые начались в начале 90-х, Россия таки вышла на путь развития гражданского общества и построения правового государства. Принятая, в 1993 году Конституция Российской Федерации, стала опорной точкой для утверждения его основных институтов. Она принципиально отличается от всех предыдущих, принятых еще в советский период.

Главными ее отличиями стали: прямое действие, закрепление принципа разделения властей, признание прав и свобод человека и высшей ценностью.

Актуальность данной темы достаточно высока. Это связано с тем, что процесс утверждения ее основных принципов протекает достаточно медленно и противоречиво. Положения первой статьи Конституции о том, что Российская Федерация является правовым государством, явно опережают реальность.

Правовое государство помимо обязательного разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную должно обеспечивать верховенство правовых законов, правовое регулирование по принципу "дозволено все, что не запрещено законом", установление реальных гарантий прав и свобод человека и гражданина, равенство всех перед законом и независимым судом. Иначе говоря, в правовом демократическом государстве должны править не люди, а законы, принимаемые избранной и независимой законодательной властью. От неисполнения законов должен гарантировать независимый суд.

В России же фактически вся полнота  власти сконцентрирована в руках  одного человека - Президента. И это  возможно в соответствии с Конституцией РФ. В частности, он непосредственно  и с широкими правами участвует в формировании исполнительной, судебной и законодательной власти, назначении (освобождении) от должности Генерального прокурора РФ (ст.83, 84), издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации (ст.90) и т.д.

Кроме того, современный этап мирового развития характеризуется активным поиском оптимальной формы сочетания  ценностей свободы и социальной справедливости. Важнейшими приоритетами развития должны стать принципы социального  государства.

Итак, целью работы является рассмотрение правового социального государства.

Поставленная цель предполагает решение  следующих задач:

  1. Выявление историко-правовых предпосылок формирования идеи правового государства;
  2. Определение понятия социального государства как правовой категории;
  3. Установление соотношения категорий правовое государство и социальное государство
  4. Анализ конституционных оснований идеи правового государства;
  5. Уточнение основных проблем в реализации правового социального государства.

В ходе работы были использованы следующие методы исследования: диалектический, системно-структурный, сравнительно-правовой, логический, исторический, статистический, специально-юридический,  метод толкования права, метод конкретизации правовых норм.

Данная тема хорошо и содержательно освещена в юридической литературе, поэтому при написании работы использовались труды таких авторов, как: Баглай М.В., Баев В.Г., Шуняева А.Е, . Гончаров П.К., Зорькин В.Д., Копылова Е.Ю., Кочеткова Л.Н., Нерсесян В.С., Ралько О.В., Сигарев А.В., Чиркин В.Е. и другие.

Глава 1. Категория «правовое государство» и «социальное государство» в  юридической доктрине

1.1. Историко-правовые предпосылки формирования идеи правового государства

Термин "правовое государство" происходит от немецкого Rechtsstaat, обозначившего в конце XVIII в. доктрину, выдвинутую в поздних работах Иммануила Канта, который увязал существование Rechtsstaat с верховенством конституции страны и подчиненности ей действий государства. При этом, по убеждению И. Канта, конституция должна ставить целью государства обеспечение мирной счастливой жизни его граждан при условии защиты их прав собственности. В англосаксонской терминологии аналогом "правового государства" часто называют Rule of Law - "верховенство права", но следует отметить неполное совпадение этих понятий, а также самостоятельность понятия "правовое государство", которое поэтому переводят на английский как the Legal State или Law-Bounded State1.

Понятие "правовое государство" воплощает в себя идеи господства права, равноправия, справедливости, отсутствие внеправового насилия в обществе, в первую очередь, со стороны государства. Формирование этих идей и практика их реализации имеет длительную и достаточно сложную историю.

Начало разработки проблемы соотношения  государственной власти и права положили такие мыслители древности как Солон, Платон, Аристотель. Так, Солон еще в VI в. до н. э. говорил о необходимости соединения силы государственной власти и права. Он полагал, что государство должно действовать на основе права.

Платон, разрабатывал теорию идеального государства, писал о том, что в обществе должно существовать разделение труда между тремя сословиями – философами, стражами и ремесленниками. При этом он полагал, что такое государство является законным и что законы должны четко и детально регламентировать все стороны жизни членов такого общества и регулировать их деятельность2.

О необходимости господства справедливых законов в обществе говорил и  Аристотель. Более того, он как и  Платон полагал, что только при господстве законов возможно существование государства вообще.

Идея господства права, превалирования его над государством присутствовала и у всех более поздних мыслителей и ученых философов и правоведов. Термин "правовое государство" был  сформулирован и утвердился в  немецкой юридической литературе в первой трети XIX века в работах К.Т. Велькера, Р. фон Моля и др.

В последующем этот термин получил  широкое распространение в разных странах, в том числе и в  России. Его признавали такие ученые как Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, П.А. Покровский, В.М. Гессен, П.И. Палиенко и др. Так, В.М. Гессен писал: "Правовое государство в своей деятельности, в осуществлении правительственных и судебных функций связано и ограничено правом, стоит под правом, а не вне и над ним"3.

В нашей стране идеям о правовой государственности предшествовали и оказали влияние на их формирование разработки И. Т. Посошкова, изложенные в его «Книге о скудости и богатстве» (1724 г.), С.Е.Десницкого в «Представлении об учреждении законодательной, судительской и наказательной власти в Российской империи» (1768 г.), реформаторские проекты М.М.Сперанского, а также революционные высказывания А. Н. Радищева, декабристов П. И. Пестеля и Н. М. Муравьева, демократов А. И. Герцена, Н. П. Огарева, Н. Г. Чернышевского. В одних случаях это были предложения об усовершенствовании государственной власти в духе «просвещенного абсолютизма», в других речь, как правило, шла о республиканской форме правления, о праве народа на участие в государственных делах. Более целенаправленное и академическое отражение идеи о правовом государстве получили в работах представителей теории и философии права. Так, к убеждению о наличии твердых принципов и бесспорных элементов в праве, над которыми ни государство, ни политика не властны, приходит П.И. Новгородцев. К правовому ограничению государства в интересах отдельной личности и во имя осуществления ее прав и свобод призывал Н. М. Коркунов. «Право, - писал Б. А. Кистяковский, - должно действовать и иметь силу совершенно независимо от того, какие политические направления господствуют в стране и в правительстве. Право по самому своему существованию стоит над партиями и поэтому создавать для него подчиненное положение по отношению к тем или другим партиям - это значит извращать его природу». Важно подчеркнуть, что названные и многие другие русские исследователи (Н. И. Палиенко, С. А. Котляревский и т. д.) связывали будущее своей страны с идеями конституционализма как одного из необходимых условий для построения правового государства, которое предполагает господство права во всех сферах государственной жизни, отрицает всякий абсолютизм и произвол власти и бесправие подвластных, причем не только в сфере частных отношений, но и в области политической, в отношениях граждан с государственной властью. Конституционализм как идея и реалия в истории России прошел долгий и противоречивый путь развития. Подготовка первых конституционных проектов началась еще в XVIII в., была официально продолжена при Александре I, а затем неофициально декабристами. При Александре II был подготовлен проект российской конституции, но не был принят из-за его убийства 1 марта 1881 г. По сути дела первой конституцией России можно считать в совокупности Манифест об усовершенствовании государственного порядка от 17 октября 1905 г. и Основные государственные законы от 23 апреля 1906 г. С принятием этих актов, где наряду с закреплением верховной самодержавной императорской власти провозглашались дарование свободы совести, слова, собраний и союзов, привлечение к выборам широких слоев населения, обязательный порядок утверждения представительным органом всех издаваемых законов, идеи правового государства получили новый импульс. Реально оценивая ситуацию в стране, отдельные ученые справедливо полагали, что конституционное государство можно считать лишь шагом к государству правовому.

Оно «так же далеко не сказало  еще своего последнего слова, как  и само право, господство которого оно  гарантирует и поддержание которого оно совершенствует в интересах  развития человеческого общества». Таким образом, несмотря на сложную и нестабильную социально-политическую обстановку, слабость общественных структур, широкую палитру мнений, основополагающие идеи правовой государственности неуклонно Пробивали себе путь в российском политическом и культурном бездорожье. После Октябрьской революции 1917 г. и окончания гражданской войны, когда начался период некоторой стабилизации общественных отношений и были приняты первые советские конституции, идеи правового государства вновь стали овладевать умами юристов. Многие считали, что социалистические идеи о социальном равенстве и справедливости не только созвучны принципам правовой государственности, но и могут стать реальностью именно в таких условиях. Еще до революционных бурь видные теоретики права Б. А. Кистяковский и П. И. Новгородцев говорили о возможном соединении идей правового государства с социалистической организацией общества. История показала, насколько нежизненными оказались их прогнозы. Уже с конца 20-х гг. в стране стала складываться тоталитарная политическая система, право было превращено в инструмент государства карательно-приказного характера, теория правового государства была объявлена буржуазно-апологетической и вредной для социализма. Процесс возвращения в Россию идей правовой государственности начался в 60-е гг. и интенсивное развитие получил в последнее десятилетие. Этому способствовал целый ряд факторов: процесс разгосударствления собственности, ликвидация однопартийной системы, реформирование судебных органов и т.д. Принятие 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации свидетельствует о завершении подготовительного периода и знаменует собой новый этап развития и реализации идей правовой государственности. Процесс характеризуется одновременно и новизной, и преемственностью. Новизна его состоите том, что:

а) принята Конституция  совершенно нового суверенного государства, отличного от царской России, бывших СССР и РСФСР;

б) Конституция принята  путем референдума, что позволяет  говорить о ее демократическом и  легитимном характере;

в) она впервые в  истории провозглашает Россию в качестве правового и социального государства.

Преемственность же названного процесса выражается в следующем:

а) мировая идея. правового  государства без колебаний воспринята российскими общественно-политическими  и официальными структурами, юридической научной общественностью;

б) в Конституции, других законодательных актах и научных  разработках прослеживается тенденция  сохранения достижений прошлого, причем как дореволюционной, так и Советской  России (нравственно-демократический потенциал, совокупность юридических конструкций, работающих на принцип социальной справедливости, широкий диапазон прав и свобод человека). Для России путь к правовому государству не был и никогда не будет простым и быстрым. Причин тому много. Во-первых, гражданское общество в нашей стране еще только формируется, его структура аморфна, нестабильность общественных отношений порождает у населения безразличие к решению соответствующих проблем.

Современные ученые, в том числе  и российские, характеризуя правовое государство, также обусловливает его существование господством права. Так, В.С. Нерсесянц пишет, что "правовое государство можно определить как правовую форму организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права, носителями прав и свобод человека и гражданина"4.

При этом В.С. Нерсесянц выделяет два уровня в правовом государстве. Первый – это соблюдение законности в деятельности государства и второй – законность самих законов, наличие правовых законов. "Правовой закон и правовое государство внутренне взаимосвязаны: в обоих случаях речь идет о различных формах выражения (нормативный и институциональных формах) идеи и принципа господства права".

В истории европейских стран  имеются примеры, когда государства, отличающиеся по форме государственного правления, устройства и политического режима объявлялись правовыми. Так, например, Бисмарк объявлял Германию в период своего правления правовым государством. Затем Гитлер также утверждал, что Рейх является правовым государством. В настоящее время в Основном законе ФРГ записано, что немецкое государство – правовое.

Сравнение немецкого государства  разных исторических периодов показывает, что между ними существовали существенные различия. так, при Бисмарке германское государство было монархическим, во время правления Гитлера – фашистским. В них право не занимало господствующее положение. Государство не было демократическим. Отсутствовали широкие права и свободы граждан. Главную роль в обществе играло государство. Поэтому эти государства объективно не являлись правовыми. Современное немецкое государство может считаться правовым, поскольку во всех основных сферах общественной жизни и деятельности государственных органов право является главным фактором.

Таким образом, в правовом государстве главным регулятором отношений между гражданами и государством выступает право. Исключается произвольная, то есть не предусмотренная законодательством, деятельность государства по отношению к гражданам и, соответственно, граждан по отношению к государству.

Правовое государство не существует и не может существовать вне связи  с экономикой страны, ее социальными, культурными, нравственными и правовыми  условиями, которые оказывают большое  влияние на его формирование и  функционирование.

Экономической основой правового государства является многоукладная экономика, действующая на основе рыночных законов, равенство всех форм собственности, развития частнопредпринимательской деятельности.

Социальной основой выступает  развитое гражданское общество, которое объединяет свободных граждан, их формирование, другие негосударственные структуры, действующих независимо от государства на основе правовых и иных социальных норм.

Информация о работе Правовое и социальное государство